Что ждет автомобильный рынок в 2024 году
Перейти к содержимому

Что ждет автомобильный рынок в 2024 году

  • автор:

Что ждет авторынок России в 2024 году: позитивный и мрачный прогнозы

Европейские авто заканчиваются и растут в цене. Россияне пересаживаются на китайские машины или общественный транспорт. Что ждет авторынок в 2024 году? О позитивных и негативных трендах рассказал Андрей Родионов («Серконс»)

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

  • новые японские санкции в августе и запрет на ввоз автомобилей премиум-сегмента и объемом двигателя выше 1,9 л;
  • курс на Китай: единственная иномарка, которую можно купить в салоне без пробега, — китайская;
  • всплеск и дальнейшее развитие параллельного импорта.

Эти тренды создали некий эффект стабильности на рынке. Но вопрос, что будет дальше, все равно стоит пока достаточно остро.

Что будет с предложением

По информации «Автостата», у официального Минпромторга на 2024-й большие ожидания. Так, ведомство предполагает, что именно в следующем году авторынок России начнет восстановление и будет способен выйти на уровень продаж 1,3 млн единиц техники, включая до 1,1 млн легковых машин, 113 тыс. легких коммерческих автомобилей, 100 тыс. грузовиков и 15 тыс. автобусов.

Что ждет автомобильный рынок в 2024 году

2023 год был непростым для автомобилистов: цены резко пошли вверх, даже авто в базовой комплектации стало недоступным для большинства покупателей. Кроме того, с рынка практически исчезли западные марки и запчасти к ним. Проблему частично решили поставки из Китая и российское импортозамещение. К концу года дилеры даже немного понизили цены, чтобы избежать затоваривания.

Но остается вопрос: что ждет автомобилистов в 2024-м? Нормализуется ли ситуация на рынке, станут ли машины доступнее и какие это будут машины? Мы собрали мнения аналитиков и составили примерный прогноз.

Цены продолжат расти

Эксперты считают, что автомобили продолжат дорожать. Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ», предположил, что в 2024 году цены вырастут на 10–12 %. На это указывает зависимость средневзвешенной цены от показателя официальной годовой инфляции. В 2022 году инфляция достигла 12 %, а рост цен – 29 %. В 2023 году эти показатели составили 7,5 % и 21 % соответственно. В 2024-м, по прогнозам, ожидается инфляция 4,5 %. Отсюда предположительные 10–12 %.

В России продадут не меньше 1 млн машин

Несмотря на высокие цены, эксперты ожидают рост спроса благодаря стимулирующим программам и господдержке. По самому пессимистичному прогнозу, в России будет продан 1 млн автомобилей. Но большинство специалистов называют более высокие цифры, от 1,25 до 1,6 млн.

Это всё равно ниже, чем в 2021. Чтобы продажи вернулись на докризисный уровень, потребуется 2-3 года. Сейчас им мешают высокие цены, повышение ключевой ставки, ограниченный ассортимент. По словам Рената Тюктеева, заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», мешает и недоверие российских автомобилистов к китайским машинам. Не все готовы поменять привычные западные машины на китайские аналоги.

В лидерах – российские и китайские авто

Несмотря на недоверие автомобилистов, китайские марки займут половину рынка. Этому поспособствуют расширение дилерской сети, выход интересных новинок, гарантии импортеров и дилеров, доступность запчастей.

Ненамного отстают российские производители. Примерно треть рынка придется на LADA и УАЗ. Ожидается немало новинок, например обновленная «буханка» УАЗ-452 или электрический универсал Lada e-Largus.

Рост спроса на авто с пробегом

Некоторые эксперты ожидают, что спрос на подержанные автомобили увеличится. Такая ситуация возможна при сильном росте цен на новые машины. Дополнительным стимулом могут стать отмена двойного НДС и смягчение требований и пошлин на импорт.

Как автомобилисту подготовиться к 2024 году?

Чтобы пережить 2024-й на колесах, мы рекомендуем позаботиться о своем автомобиле. Поменять машину в 2024-м сложно, большинству придется отложить это на потом. Так что главной задачей станет сохранить уже имеющийся автомобиль в идеальном состоянии.

Не пренебрегайте техосмотром, не откладывайте ремонт, если заподозрили неисправность. Доверяйте его надежным, а лучше официальным сервисам: в сомнительных мастерских можно столкнуться с контрафактными запчастями, которых сейчас немало.

Рекомендуем также обязательно сделать антикоррозионную обработку. Ржавчина – главный враг машины, даже небольшие «рыжики» могут разрастись и доставить немало проблем. Работайте на опережение: днище обработайте напыляемым антикором, а наружную часть колесных арок – мастикой. Не забудьте про скрытые полости, для их обработки используется специальный аэрозоль.

Защитить автомобиль от коррозии поможет и шумоизоляция. Первый слой – вибродемпфер – плотно прилегает к металлу, не пропуская влагу и воздух. Машина надежно защищена от ржавчины и к тому же становится тише и комфортнее.

Большинство описанных процедур можно выполнить самостоятельно, и это огромный плюс. Растут не только цены на авто, но и на сопутствующие услуги. Согласно опросу Союза автосервисов России, три четверти мастерских планируют увеличить расценки примерно на 10 %. Так что, если вы хотели научиться самостоятельно обслуживать автомобиль, сейчас для этого самое время.

Конечно, некоторые работы невозможно выполнить дома. Чтобы сделать сход-развал или обновить ПО, придется ехать в сервис. Но установить шумоизоляцию или провести антикоррозионную обработку можно своими руками. Ищите подробные инструкции на нашем сайте и Youtube.

Эксперты спрогнозировали замедление роста продаж автомобилей до 10% из-за цен

Продажи новых автомобилей в России в 2024 году вырастут на 10% и достигнут 1,1 млн штук, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на средний прогноз игроков рынка и аналитиков. Эксперты считают, что восстановлению продаж до 1,5 млн автомобилей в год мешают высокие цены на них и ставки по кредитам

Продажи новых автомобилей в России в 2024 году вырастут примерно на 10% к году и достигнут 1,1 млн штук, считают большинство автопроизводителей и аналитиков, с прогнозами которых ознакомился «Коммерсантъ». По 2023 году они в основном исходят из прогноза, что будет продано около 1 млн автомобилей, что на 60% больше, чем в 2022-м, но на 40% ниже 2021 года.

За десять месяцев 2023 года в стране, по данным «Автостата», продано 829 500 новых легковых автомобилей.

Материал по теме

Китайская Geely ожидает роста рынка в 2024 году на 28%, до 1,3 млн машин, представитель Lada — на 15%, до 1,15 млн штук. По оценке Евгения Еськова из «Автобизнесревю», по итогам 2024 года может быть продано около 1,5 млн автомобилей. По базовому прогнозу НАПИ, в 2024 году будет продано 1,12 млн автомобилей, по оптимистичному — 1,24 млн. Автомобильный эксперт Владимир Беспалов прогнозирует по итогам будущего года 1,15–1,2 млн проданных автомобилей.

Он признал, что при нынешнем уровне цен рост в 10% будет хорошим результатом. «Потенциально рынок должен быть 1,5 млн штук в год, но по этим ценам и ставкам это сложно реализуемо»,— отметил он. «Цены будут сдерживать продажи», — согласился Еськов, подчеркнув, что «по сути, сейчас машин все еще не хватает».

Материал по теме

По словам директора по маркетингу «Авилона» Андрея Каменского, в 2024 году новые автомобили продолжат дорожать, так как «предпосылок для снижения цен пока нет». Он считает, что объем рынка в 2024 году будет близок к значениям 2023 года — в пределах 1 млн автомобилей или чуть выше.

Что ждет российский авторынок в 2024 году?

Что ждет российский авторынок в 2024 году?

Уходящий год на авторынке прошел под знаком массового наплыва китайских машин и беспрецедентного роста цен. Какие факторы будут определять рыночную динамику в наступающем 2024 году? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам и экспертам.

Виктор-Пушкарев.jpg

Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ»:

— Учитывая, что в уходящем году восстановление российского рынка происходило с рекордным темпом (+68%), можно закономерно ожидать существенного снижения роста продаж в 2024 году относительно 2023 года. По нашему базовому сценарию рынок может вырасти примерно на 19 – 20% и достичь объема около 1,25 млн автомобилей. В случае наиболее благоприятных экономических и геополитических условий объем рынка может увеличиться до 1,38 – 1,4 млн машин. Чтобы вернуть уровень продаж на докризисный, необходимо обеспечить такой же докризисный широкий ассортимент марок и моделей и, конечно, докризисный уровень покупательной способности населения. К сожалению, в настоящий период российские покупатели вынуждены приспосабливаться к новым условиям рынка, которые, прежде всего, выражаются в узком ассортименте, обеспечиваемом исключительно китайскими автомобилями, и неадекватно высоких ценах. Вероятно, период адаптации к этим условиям может занять еще 2 – 3 года.

Ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения, в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен обязательно будет, и, с одной стороны он будет определяться продолжающимися инфляционными процессами в экономике, а, с другой стороны – государственными мерами воздействия на автопром и авторынок с точки зрения их стимулирования. Очевидно также, что автопроизводители будут проводить свою традиционную ценовую стратегию – покрытие всех производственных и логистических расходов и получение максимально возможной прибыли, причем совершенно не верится, что они будут жестко контролировать ценообразование в своих дилерских сетях.

Для грубой оценки динамики цен можно использовать зависимость средневзвешенной цены автомобиля от показателя официальной годовой инфляции. Так, например, в 2022 году инфляция составляла 12%, а рост цены – 29%, в 2023 году эти показатели прогнозируются на уровнях 7,5% и 21% соответственно. И если в бюджете РФ на 2024 год показан прогноз по минимальной инфляции 4,5%, то рост цены может составить уже не менее 10 – 12%.

Отечественные марки LADA и УАЗ в 2024 году вместе могут сохранить за собой около трети российского авторынка. Китайские автопроизводители будут наращивать объемы своих продаж, но динамика их роста резко снизится, так как многие ведущие китайские марки в 2023 году в основном уже близки к уровням насыщения спроса в соответствии с уровнями предлагаемых цен. В целом китайские бренды могут занять не менее 50% рынка. А вопрос о рыночной доле параллельного импорта до сих пор остается открытым в связи с разнообразием каналов и неоднозначности форм его поставок. По моей оценке, эта доля находится в пределах 10% и вряд ли она будет увеличиваться, скорее, наоборот.

С вопросом о новых моделях лучше всего обращаться к автопроизводителям из Китая, которые в уходящем 2023 году просто «завалили» наш рынок новинками, в ряде случаев – с неизвестными и труднопроизносимыми названиями. А потенциал конкретных продаваемых моделей уже понятен, если взглянуть на рейтинг TОП-30, в котором по итогам 11 месяцев появилось 22 автомобиля китайского происхождения, и два из них уже уверенно вошли в первую «пятерку»: Haval Jolion (второе место) и Chery Tiggo 7 PRO Max (четвертое место). А в сегменте SUV модель Haval Jolion теперь вообще лидирует.

По поводу новых игроков я в очередной раз могу лишь повторить свое мнение, что Китай – это единственная из всех дружественных стран, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями и способная выходить на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией. Выдающиеся экспортные возможности Китая мы сейчас и наблюдаем на российском рынке.

Александр-Шапринский.png

Александр Шапринский, директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика»:

— В 2024 году, по моему прогнозу, будет продано порядка 1,25 млн автомобилей, что составит рост авторынка на 23% по отношению к 2023 году. Факторами увеличения продаж станут: доступность автомобилей, наличие стимулирующих программ от производителей, государственная поддержка авторынка. Для возвращения к показателям 2021 года необходима локализация производства автокомпонентов, а также перезапуск имеющихся производственных мощностей.

Для стабилизации цен необходимы устойчивый курс рубля, стабильная и доступная ставка по кредитованию на протяжении хотя бы квартала, разумный размер утильсбора. В 2024 году подорожание автомобилей возможно на 5 – 10%.

Объем параллельного импорта будет сокращаться, это уже видно по динамике последних трех месяцев. Доля параллельного импорта сохранится на уровне 6 – 7% в структуре продаж новых машин. Предпочтение сейчас отдается автомобилям, официально ввезенным в Россию с гарантийной поддержкой производителя. Распределение сил между китайскими брендами и отечественными производителями останется на уровне 2023 года. В 2024 году появится более 10 новых брендов, в основном это будут китайские марки.

Ренат-Тюктеев.jpg

Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон»:

— Если говорить о прогнозах, то большинство экспертов видят рост до 1,3 млн автомобилей на следующий год. Можно назвать это средневзвешенным прогнозом. Амбициозный взгляд на 2024 год, если сложить все аппетиты китайских автопроизводителей – это около 1,5 – 1,6 млн единиц. Существует и пессимистичный прогноз, по которому ожидается около 1 миллиона проданных автомобилей. Данный прогноз основан на высоких ставках финансирования и снижении покупательской способности, характерным для поздней осени уходящего года.

Возврат объемов на докризисный уровень сдерживают три фактора. Первое – это высокая ключевая ставка, влияющая на кредитную долю и отток клиентов из сектора автомобилей в сектор банковских депозитов. Второй фактор – это ожидание снижения розничных цен, все же помнят, как они росли. И третий фактор – это медленное привыкание к китайским автомобилям. Не все еще готовы пересесть со своих корейских, японских и европейских машин, на это нужно время.

Всем понятно, что китайские бренды продолжат и далее расширять свое присутствие на рынке, активно замещая ушедшие европейские, японские и корейские автомобили. Увеличению спроса на них способствуют такие факторы, как рост дилерской сети, выход большого количества новинок и обновленных актуальных версий, гарантия, поддержки от самих импортеров и дилеров, высокая доступность запчастей.

Спрос же на европейские марки будет сохранять инерцию, но продолжать падать, при этом дистанция в цене будет продолжать расти, вследствие борьбы государства с заниженными инвойсами на таможне и новыми ставками утильсбора. Неплохой рост доли внутри этого сегмента может показать импорт европейских марок из Китая.

Следующий год будет богат и на новинки. Вырастет доля и электромобилей с гибридами. Из новинок можно отметить: у бренда Geely – новый Atlas, у OMODA – электрокроссовер C5 EV, кроссовер JAECOO J8, у Chery – новый Tiggo 9. Уже вышли на рынок новые инновационные бренды с акцентом на электричество – это Rising, WEY, ORA.

Цены на новые автомобили в 2023 году росли с разным темпом, модели премиум-сегмента дорожали сильнее, в среднем рост составил 29%. Массовый сегмент вырос на 22%. В 2024 году продолжения «галопирующего» роста цен мы не предвидим. При этом условий для их снижения в отрасли пока также нет. Таким образом, по ценам на будущий год можно прогнозировать незначительный рост в 2 – 3% за квартал.

Стоит отметить, что следующий год будет знаковым для ряда новых автопроизводителей из Китая. Возможно, мы будем свидетелями ухода с рынка тех марок, которые выбрали для себя краткосрочную экспансию наводнить рынок машинами без существенных вложений в собственный имидж. Отказы от некоторых франшиз уже намечаются в дилерском сообществе, в этой связи рынок продолжит свою стадию формирования.

Евгений-Житнухин.png

Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH:

— Объемы реализации новых автомобилей в России в следующем году зависят от таких факторов, как поддержка государства в виде льготных программ, курса валют, ключевой ставки ЦБ и, соответственно, стоимости кредитов, а также от наличия автомобилей и общей экономической стабильности в стране. Однако даже по самым пессимистичным прогнозам можно ожидать от миллиона проданных новых автомобилей в 2024 году. Этот показатель не станет значительным по сравнению с результатами 2023-го, тогда как в досанкционном 2021 году было реализовано 1,5 млн машин.

Китайские автоконцерны, модели которых уже занимают около 60% рынка, в следующем году планируют увеличить продажи в нашей стране до 1,2 млн машин. Учитывая спрос россиян на автомобили из КНР, эти планы нельзя назвать невозможными, прежде всего, по причине расширения ассортимента китайских машин на российском рынке – как в модельных рядах, так и в перечне марок. Например, в 2024 году в РФ ожидается появление отдельного суббренда Chery – Chery Tiggo, в рамках которого будут поставляться автомобили на альтернативных источниках энергии. Также марки JAECOO, Jetour, TANK, Geely, Haval и другие планируют представить на российском авторынке свои новые кроссоверы. Кроме того, в 2024 году в России стартуют официальные продажи китайского кроссовера Avatr 11 и седана Avatr 12, ввоз которых по параллельному импорту осуществляться не будет. При этом спрос на модели, ввозимые в РФ по параллельному импорту, будет снижаться из-за роста цен и блокировок автомобилей со стороны европейских производителей.

Возможно, расширение ассортимента, в том числе – и китайских машин, приведет к снижению цен на новые автомобили в 2024 году или, как минимум, к их стабилизации. Уже сейчас ряд моделей из КНР стали дешевле – например, у марок Chery, Changan, JAC, Haval, Geely и OMODA. В течение всего 2023 года автомобили массового сегмента подорожали на 22%, в следующем году такая вероятность тоже существует. Все будет зависеть от курса валют, а также стабильности геополитики и экономики.

Более подробно о перспективах рынка поговорим на нашем форуме автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», который пройдет в Москве 14 февраля 2024 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *