Какие показатели влияют на безопасность выполнения разворота
Перейти к содержимому

Какие показатели влияют на безопасность выполнения разворота

  • автор:

Уровень влияния водителя на дорожную обстановку

Климентова, А. А. Уровень влияния водителя на дорожную обстановку / А. А. Климентова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70616/ (дата обращения: 21.03.2024).

В данной статье исследуется, как водитель может влиять на дорожную обстановку во время эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим, какие факторы влияют на его поведение за рулем, какое влияние оказывает стиль вождения на износ деталей автомобиля и на окружающую среду. Какие знания, навыки требуются водителю для правильной, безопасной эксплуатации автомобиля. Какую роль играет эмоциональное состояние.

Ключевые слова: водитель, безопасное вождение, экономичное вождение, факторы.

На сегодняшний день автомобильный транспорт составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Ежедневно тысячи транспортных средств осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. Управляя автомобилем, на водителя оказывают воздействие различные факторы, которые влияют на его поведение при передвижении на дороге. До 80 % дорожно-транспортных происшествий происходит из-за несвоевременной реакции водителя для принятия решения в критической ситуации, во время движения на дороге. При наблюдении за водителем, можно выделить основные критерии, которые влияют на его действия во время дорожного движения. Инженерная психология рассматривает свойства и процессы человека, как внедрение психологических знаний помогает в создании автоматических систем [1].

Профессиональная подготовка водителей — это система подготовки, которая позволяет использовать полученные знания на максимальном уровне его технических возможностей с низкой степенью допущения ошибочных действий при управлении транспортным средством.

Начало обучения будущих водителей зависит от входных параметров (рис. 1). Какие есть способности, какие знания он уже может использовать на практике.

Рис. 1. Приобретаемые качества водителя

Для приобретения практических навыков вождения целесообразно повышать качество знаний у будущих водителей во время обучения в автошколах, обучить правилам безопасного движения при попадании в критическую ситуацию. Отработанные навыки управления транспортным средством не во всех ситуациях могут обеспечить водителю счастливый выход из дорожной ситуации, которая может повлечь за собой аварию. Навыки аварийной ситуации так же вырабатываются лишь при множественных повторах. Для реализации таких ситуаций целесообразно использоваться компьютерные тренажеры/симуляторы для тренировок.

Факторы вождения оказывают влияние на эмоциональное поведение и взаимодействия с участниками дорожного движения. Ситуация на дороге, дорожное покрытие, разметка, знаки, рекламные щиты также влияют на решения, принимаемые во время движения. Не менее важными являются такие технические характеристики автомобиля как: тормозные свойства, топливная экономичность, устойчивость, маневренность, управляемость.

К основным факторам степени подготовленности водителя [2] можно отнести (рис. 2):

Рис. 2. Факторы, влияющие на стиль вождения

Тормозные свойства определяют активную безопасность автомобиля и замедление автомобиля при движении в тормозном режиме. Этот режим обеспечивает устойчивость транспортного средства на месте или устанавливает минимально необходимую скорость для движения.

Управляемость автомобилю задается водителем через рулевое колесо. Благодаря этому меняются курсовые и боковые параметры воздействия. Управление зависит от условий, так как у разных автомобилей может быть различная реакция от управляющих воздействий.

К основным факторам виляющих на маневренность относят: наибольший угол поворота колес и длина колесной базы. У трехосных автомобилей — соотношение длины базы тележки и длины полной базы транспортного средства, использование нескольких управляемых мостов.

Устойчивость автомобиля необходима для движения без опрокидывания и скольжения. Существует цикл испытаний для оценки критических параметров. В него входят следующие испытания: стабилизация рулевого колеса, опрокидывание на стенде, рывок руля.

Соблюдая скоростной режим, который рекомендован на данном участке дороге, можно не только снизить вероятность наступления аварийной ситуации, но и уменьшить расход топлива. Для каждого автомобиля это разный показатель, так как он зависит от удельной мощности двигателя, количества передач, типа используемого топлива, полной масса транспортного средства, шин, квалификации водителя (умение использовать оптимальный режим для работы двигателя). Оказывать влияние будет размер и обтекаемость транспортного средства. Так, автомобиль небольшого размера с хорошей аэродинамикой будет затрачивать меньшее количество топлива на высоких скоростях, а грузовых автомобилей и тех, у которых высокий коэффициент сопротивления, экономия топлива будет на меньших скоростях [3]. Уменьшение расхода топлива влечет за собой снижение вредных выбросов в окружающую среду, снижение денежных расходов [4]. Правильно планирование поездок может уменьшить число остановок, снизит время простоя автомобиля на холостом ходу (что составляет до 40 % работы автомобиля [5]), устранит количество простоя транспортного средства на загруженных участках дороги. Например, грузовой автомобиль в городской среде расходует большее количество бензина и выделяет большее количество вредных выбросов, чем на магистралях.

Изучение и использование вышеперечисленных факторов технической составляющей на практике, человек будет чувствовать себя увереннее при поездках на автомобиле.

Во время движения помимо знаний, опыта вождения влияние на принятие решений оказывают убеждения, психологические установки, которые формировались не только во время обучения в автошколе, но и задолго до принятия решения получения квалификации «водитель». Они формировались под воздействием окружающей среды, воспитания, во время езды на пассажирском месте. Эти установки могут проявляться неосознанно [6]. Например, будет ли водитель уступать дорогу пешеходу, прибавит ли скорость при желтом сигнале светофора, остановится при виде аварии, будет ли соблюдать дистанцию, скорость движения, повлияет ли на его решения опыт вождения за рулем.

В заключение можем сказать, что для реализации становления профессиональным водителем нужно учитывать перечисленные в статье факторы, которые помогут в реализации данной задачи. Социальное окружение, уровень общей и специальной подготовки, медицинское и психологическое здоровье. Перечисленные факторы напрямую влияют на поведение водителя в дорожной среде. Не следует пренебрегать правилами поведения во время движения, так как несоблюдение может спровоцировать агрессию, совершение неправильных действий при вождении автомобиля, которые влекут за собой снижение безопасности дорожного движения.

  1. Введение в инженерную психологию и эргономику. Подготовка водителей автотранспортных средств: учебное пособие / О. Е. Курьянова, В. В. Дронсейко. — М.: МАДИ, 2017. — 92 с.
  2. Лобанова Ю. И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации / Ю. И. Лобанова. — Текст: непосредственный // Российский гуманитарный журнал. — 2015. — № 1. — С. 76–84.
  3. С какой скоростью рекомендуется ехать для максимальной экономии топлива. — Текст: электронный // drive2.ru: [сайт]. — URL: https://www.drive2.ru/l/288230376153185052/ (дата обращения: 01.05.2020).
  4. Климентова А. А. Влияние стиля вождения на эксплуатацию автомобильного транспорта / А. А. Климентова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 111–113
  5. Ерохов В. И. Влияние дорожных факторов на выброс вредных веществ и расход топлива автотранспортными средствами / В. И. Ерохов, Е. В. Бондаренко. — Текст: непосредственный // Российский гуманитарный журнал. — 2005. — № 4. — С. 139–151.
  6. Козлов В. В. Психологические правила безопасного вождения (эффективный способ профилактики ДТП).- М.: Компания «Автополис-плюс». 2005 г. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, время движения, автомобиль, водитель, дорожное движение, окружающая среда, аварийная ситуация, время обучения, критическая ситуация, рулевое колесо.

Критерии оценки уровня надежности водителей лесовозных автопоездов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Скворцова Т. В.

В статье установлены критерии оценки уровня надежности водителей лесовозных автотранспортных средств: производительность, экономичность, безопасность. Недостаточная квалификация водителей – одна из основных причин, вызывающих дорожно-транспортные происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Скворцова Т. В.

Предпосылки к разработке алгоритма для системы повышения устойчивости движения многозвенного автопоезда

Обоснование технических решений по созданию высокопроходимого лесовозного автопоезда
Исследование движения лесовозных автопоездов на горизонтальных кривых
Разработка критериев устойчивости автопоезда при назначении элементов плана автомобильных дорог
Обоснование эффективности модернизированной конструкции лесовозного автопоезда
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for timber track drivers’ qualification assessment

The article studies the criteria for reliability evaluating of the drivers on timber: performance, efficiency, safety to enhance security at the roads. Insufficient qualification of drivers – one of the main causes of road accidents.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки уровня надежности водителей лесовозных автопоездов»

Критерии оценки уровня надежности водителей лесовозных автопоездов

Т. В. Скворцова1 Воронежская государственная лесотехническая академия

В статье установлены критерии оценки уровня надежности водителей лесовозных автотранспортных средств: производительность, экономичность, безопасность. Недостаточная квалификация водителей -одна из основных причин, вызывающих дорожно-транспортные происшествия.

Ключевые слова: лесовозный автопоезд, безопасность движения, экономичность управления автомобилем, оценка надежности.

The article studies the criteria for reliability evaluating of the drivers on timber: performance, efficiency, safety to enhance security at the roads. Insufficient qualification of drivers — one of the main causes of road accidents.

Keywords: combination of wood, safety, cost of driving, assessment of reliability.

Автомобильные дороги определяют экономическую доступность лесоматериалов на участках лесного фонда и возможность эффективного лесопользования. Вывозка леса по автомобильным дорогам -сложный производственный процесс с участием людей, лесовозных автотранспортных средств, дорожных сооружений и обустройств.

При вывозке хлыстов и сортиментов по дорогам общего пользования с соблюдением ограничений габаритных параметров лесовозных автотранспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения имеется ряд существенных недостатков:

— управлять лесовозным автотранспортным средством (ЛАТ) значительно труднее, чем одиночным автомобилем, так как его тормозной путь больше, во время движения прицеп постоянно отклоняется в стороны от траектории движения автомобиля-тягача, что повышает опасность при обгоне и встречном разъезде;

— маневренность ЛАТ хуже, чем у одиночного автомобиля вследствие того, что водитель управляет очень массивным снарядом, который на скорости сопротивляется повороту, но главное — быстро не останавливается.

Существующие методы и технические средства обучения не дают возможности объективно оценивать уровень безопасного управления ЛАТ в реальных дорожных условиях и не позволяют вырабатывать обоснованные рекомендации по работе с водителем в направлении повышения этого уровня. Обучение водителей навыкам безопасного управления ЛАТ из-за отсутствия необходимой методической и технической оснащенности процесса обучения является недостаточно эффективным.

Одним из направлений решения проблемы повышения безопасности автомобильных дорог, обусловленной тем, что основным виновником дорожно-транспортных происшествий является водитель — это совершенствование методов и средств обучения водителей лесовозных автотранспортных средств.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании теоретических исследований с учетом особенностей работы водителей лесовозных автотранспортных средств, установлены критерии оценки уровня профмастерства водителей лесовозных автотранспортных средств: производительность, экономичность, безопасность [1].

Безопасность движения. Выполнение требований безопасности движения предполагает высокую надежность и точность выполнения водителем приемов управления транспортным средством. Иными словами, оценить мастерство вождения с точки зрения безопасности можно по степени безошибочного выполнения водителем отдельных операций по управлению транспортным средством. При этом следует оценивать деятельность водителя в обычных некритических ситуациях.

Такая установка выбрана только потому, что в реальных условиях движения практически невозможно без риска для жизни воспроизвести критические дорожно-транспортные ситуации, но и потому, что всякое ошибочное действие водителя если и не влечёт за собой непосредственно ДТП, всегда является его косвенной предпосылкой.

При оценке профмастерства с точки зрения надежности целесообразно учитывать не только количество совершенных водителем ошибочных действий, но и степень их опасности, характеризуемую уровнем самой ошибки и объемом ее действия. Безопасность управления транспортным средством можно оценивать показателем Kб , определяемым по выражению

где Кн — показатель, характеризующий надежность

(безошибочность) работы водителя; Кра^ ,Кра —

показатели степени равномерности движения по продольной и поперечной осям транспортного средства.

1 Автор — доцент кафедры вычислительной техники и информационных систем.

© Скворцова Т. В., 2010

Количественная надежность работы водителя складывается из частных показателей ошибочного выполнения отдельных операций транспортного процесса [2]. В качестве таковых операций целесообразно принять самые важные операции транспортного процесса, при осуществлении которых водители наиболее часто совершают ошибки, а именно: разгон и торможение; осуществление поперечных маневров; поддержание скорости движения в пределах, обеспечивающих исключение превышений разрешенной скорости.

Разгон и торможение. Разгон и торможение ЛАТ -процессы, особенно важные с точки зрения безопасности движения.

Первый — торможение тягача и прицепа синхронно. Это идеальный вариант, но практически недостижим.

Второй — прицеп усиливает торможение тягача. В этом случае обеспечивается растяжение ЛАТ, что исключает его складывание.

Третий вариант — при торможении прицеп накатывается на тягач. Иногда это приводит к складыванию ЛАТ.

При торможении на закруглении может возникнуть занос прицепа или складывание ЛАТ, за которым может последовать опрокидывание, сталкивание автомобиля-тягача в кювет или поломка буксирного устройства.

Резкое выполнение этих маневров создает перегрузки для организма, что вызывает неприятные ощущения у водителя. Поэтому мастерство выполнения водителем разгонов и торможений целесообразно оценивать по конечному результату их действий, то есть по величине ускорений (положительных или отрицательных). Оценка производится по объему ошибочных действий, то есть разгонов и торможений, при выполнении которых величина ускорений превышает допустимые пределы.

С целью исключения излишне жестких условий при оценке мастерства вождения водителей установлена предельная с точки зрения безопасности и комфортабельности перевозок величина продольных ускорений — 2,0 м/с2.

Предлагается формула определения показателя оценки степени ошибочного выполнения разгонов и торможений транспортного средства Кош(р т).

где Пош(р т) — объем ошибочных действий при

выполнении разгонов и торможений (с предельными ускорениями, превышающими 2,0 м/с2);

Тош(р.т) = 1Тош(р.т^ — общая продолжи-I=1

тельность движения транспортного средства с продольными ускорениями, превышающими 2,0 м/с2;

Мош(р т) — количество неверно выполненных разгонов и торможений; £ — протяженность испытательного маршрута, м; ]доп(р т)= 2,0 м/с2 — установленная допустимая величина линейных ускорений;

Объем ошибочных разгонов-торможений определяется по выражению:

где ]ош(р щ^ — мгновенное значение продольного

ускорения, превышающее 2,0 м/с2; Тош р- щ —

продолжительность 1-го разгона (торможения) с ускорением, превышающим 2,0 м/с2;

I | ]ош(р.т)$ — сумма интегралов от г=1 0

кривых ]ош(р.т^ по времени.

Поперечные маневры. Резкое выполнение поперечных маневров приводит к повышенному износу шин, создает аварийные ситуации, так как нередко водитель оказывается не в состоянии справиться с управлением, что вызывает выезд ЛАТ на встречную полосу, а при недостаточных сцепных качествах дороги -занос и даже опрокидывание. Водителю следует учитывать, что во время поперечных маневров ЛАТ прицеп смещается в сторону центра поворота и увеличивается коридор движения ЛАТ. Некоторые прицепы и полуприцепы имеют управляемые колеса, которые поворачиваются и обеспечивают движение колес прицепа по колее тягача. Водителю приходится постоянно изменять положение управляемых колес тягача, при этом небольшие ошибки дают большие уводы прицепа в сторону. Квалифицированного водителя отличает умение плавно осуществлять поперечные маневры, сообразуясь с дорожными условиями и сложившейся транспортной ситуацией. Величи-

на поперечных (центробежных) ускорений при этом не должна превышать 3,0 м/с2.

По аналогии с продольными ускорениями, показатель оценки степени ошибочного выполнения поворотов предлагается оценивать по формуле

где Пош(п) — объем ошибочных действий при вы-

Тош( п) = ТТош( п )1 — общая продолжитель-

ность движения транспортного средства, когда поперечное ускорение превышает 3,0 м/с2; ]доп(п)= 3,0

м/с2 — установленная допустимая величина поперечных ускорений.

Объем ошибочных действий при осуществлении поперечных маневров определяется по выражению:

Мош(п) Тош(п) ош(п) = ^ ^]ош(п)$1- ‘

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ]ош(п)1 — 1-ое мгновенное значение поперечного

ускорения, превышающее 3,0 м/с2; Тош(п)^ — продолжительность 1-го поперечного маневра, выполненного с ускорением, превышающим 3,0 м/с2;

^ ^]ош(п)$1- — сумма интегралов от кри-

вых ]ош(п)1 по времени.

Производительность перевозок. Общеизвестным параметром оценки производительности является работа, совершенная в единицу времени. Соответственно производительность перевозок следует оценивать полезной работой, совершенной автопоездом в единицу времени. Однако задача оценки профмастерства водителя с точки зрения производительности перевозок значительно упрощается, если в качестве параметра, характеризующего производительность, принять среднюю скорость движения транспортного средства. Очевидно, что при равенстве прочих показателей, автомобиль совершит тем большую полезную работу, чем выше средняя скорость движе-

ния. Установив некое базовое значение средней скорости движения для испытательного маршрута (на основании его предварительного обследования), можно оценить производительность перевозок безразмерной величиной

где — показатель оценки профмастерства водителя с точки зрения производительности перевозок;

V Ср — величина средней скорости движения, достигнутая на маршруте испытуемым водителем;

V Ср^ — базовая величина средней скорости движения транспортного средства.

Величина средней скорости движения определяется по выражению

где 5 — протяженность маршрута, пройденного ЛАТ, м; Тдв — время движения по маршруту, с.

Объектом исследования был выбран автопоезд МАЗ-509А+ГКБ-9383, груженный сортиментами с соблюдением допустимых габаритных параметров.

Протяженность маршрута, пройденного автопоездом, с целью повышения точности определения V Ср

определяется по показаниям счетчика количества оборотов ведущего колеса ЛАТ

где Кк — радиус качения колеса; Nк — количество оборотов, совершенных ведущим колесом ЛАТ при проезде по испытательному маршруту.

Всего выполнено 160 наблюдений параметра Кк . При измерении числа оборотов колеса использовался импульсный датчик колеса DATRON — универсальное измерительное средство. Датчик передает 1000 импульсов в оборот (возможно и другое число оборотов).

При определении базовой величины средней скорости движения важным вопросом является выбор количества проводимых опытов. В рассматриваемом случае целесообразно задачу решать при малых выборках (число наблюдений п < 20.. .30). Этим достигается уменьшение материальных затрат и времени проводимой работы.

Экономичность управления автопоездом. Определяется расходом технического ресурса его агрегатов и расходом топлива.

Расход технического ресурса (износ) агрегатов транспортного средства зависит от целого ряда факторов. Большое влияние оказывает режим работы двигателя. При движении транспортного средства по испытательному маршруту профессиональное мастерство водителя во многом определяет режим работы двигателя: изменения в его работе будет тем более плавными, чем выше квалификация водителя. Резко переменный режим работы двигателя значительно ускоряет и износ деталей трансмиссии транспортного средства. Однако здесь сказывается и умение водителя пользоваться коробкой передач.

Поэтому экономичность управления транспортным средством с точки зрения расхода технического ресурса его агрегатов целесообразно оценивать по двум показателям: степени равномерности работы двигателя и степени правильности пользования коробкой передач. Степень равномерности работы двигателя представляет собой степень отклонения мгновенной частоты вращения коленчатого вала от ее среднего значения.

Степень правильности пользования коробкой передач оценивается степенью отклонения средневзвешенного передаточного числа коробки передач от базового (для данного маршрута) его значения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

На основании теоретических исследований с учетом особенностей работы водителя, установлены критерии оценки уровня надежности водителей лесовозных автотранспортных средств, а именно: производительность, экономичность, безопасность. В качестве оценочного показателя производительности принята средняя скорость движения автопоезда по заданному маршруту. Экономичность предложено оценивать тремя показателями: равномерностью работы двигателя, расходом топлива за время движения, точностью пользования коробкой передач. Для оценки безопасности приняты показатели, характеризующие надежность (безошибочность) работы водителя и степень равномерности движения по продольной и поперечной осям автопоезда.

Заключение об уровне надежности водителя давалось на основании дальнейшей обработки результатов обследования. Если оценка уровня надежности недостаточно высока, на основании результатов обследования даются конкретные рекомендации по дальнейшей работе с этим водителем.

1. Муряхина Н. А. Оптимизация подготовки водителей [Текст] / Н. А. Муряхина. М.: МАДИ, 1975. С. 117-121.

2. Иванов В. Н. Наука управления автомобилем [Текст] / В. Н. Иванов. М.: Транспорт, 1977. 95 с.

Величина расхода топлива является одним из наиболее важных показателей эффективности транспортной работы, она также зависит от ряда факторов. Однако при равенстве факторов, определяемых условиями перевозок, эксплуатационными качествами ЛАТ и дорожными характеристиками, расход топлива будет определяться профмастерством водителя. Водитель, у которого знания и навыки по экономичному управлению транспортным средством недостаточны или вовсе отсутствуют, не сможет достичь оптимальных показателей расхода топлива даже на транспортном средстве, имеющем самую совершенную регулировку системы питания в ходовой части. Для оценки экономичности управления транспортного средства по расходу топлива предлагается безразмерный показатель Кс

где — базовая для данного маршрута величина

расхода топлива, см3; С — фактический расход топлива, достигнутый испытуемым водителем при проезде по маршруту, см3.

Расход топлива определяется объемным методом с помощью мерного бака малой емкости.

КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СКЛАДСКОЙ ТЕХНИКИ

Выбор любой модели складской спецтехники диктует необходимость обязательного изучения и верификации таблиц, содержащих ключевые технические характеристики. Все необходимые технические параметры складской техники прописаны в стандарте VDI2198. При этом каждый изготовитель предлагает таблицы с подробным списком технических характеристик. Это позволяет четко понимать допустимые условия эксплуатации оборудования и без труда сравнивать различные виды техники.

1.jpg (76 KB)

Distinguishing mark — раздел, который включает основные характеристики, необходимые на начальном этапе выбора спецтехники. В них входят следующие параметры:

  • наименование модели;
  • источник питания;
  • показатели грузоподъемности;
  • центр загрузки;
  • тип спецтехники (с платформой, поводковая, с сидящим/стоящим оператором);
  • величина колесной базы;
  • расстояние между осями роликов и фронтальной поверхностью вил.

В указанном перечне кроме основных также имеют важное значение дополнительные параметры:

  1. Расстояние от оси роликов до фронтальной поверхности вил. Оно непосредственно определяет степень маневренности и устойчивости спецтехники. Чем меньше этот показатель, тем ниже значение радиуса разворота. Но для отдельных видов оборудования (в частности, штабелеров) это негативно сказывается на устойчивости. Однако если рассматривать самоходные тележки возникает иная ситуация. В случае оперирования нестандартными либо закрытыми поддонами при неподходящих параметрах техника способна серьезно повредить тару.
  2. Центр загрузки. Показатель, отражающий насколько далеко способен находиться центр тяжести оперируемого груза от фронтальной поверхности вил. Стандартный показатель для европаллет — 600 мм, что составляет 1/2 от длины обычного поддона. При этом данное значение корректно только при условии равномерной загрузки поддона. Если показатели длины поддона превышают 1200 мм либо груз на нем размещается неравномерно реальная грузоподъемность спецтехники сокращается, так как приоритетом выступает ее устойчивость и безопасность работы.

Показатели массы и распределения нагрузки по осям (Weight). Имеют важное значение в отношении поверхности, на которой работает Ваша спецтехника. Не пренебрегайте параметрами удельной нагрузки пола в случае ее ограничения для покрытия.

Сервисная масса (Service weigh) — прописывается вместе с аккумуляторной батареей либо обозначается без нее.

Параметры размеров колес и шасси (Tyres chassis)связаны с видом материала, из которого изготовлены покрышки. Резина предпочтительнее на постоянно влажных поверхностях, но степень ее износа довольно велика. Вулколан (полиуретан) лучше подходит для ровных и сухих покрытий. При выборе колес нужно иметь ввиду условия работы спецтехники. В большинстве случаев поставить покрышки нужного типа не является большой сложностью.

В процессе расчете размера колес нужно понимать, что при меньшей ширине и диаметре они станут изнашиваться быстрее. При этом шины большего диаметра эффективнее перемещаются по неровной поверхности.

Колесная формула дает представление об организации ходовой части складской техники. Ведущие колеса обозначаются маркером «х». Взяв в качестве примера формулу 1х+1/4 для штабелера, делаем вывод, что эта техника с двигателем хода, который находится сбоку. Она комплектуется боковым колесом и 4 подвилочными роликами. Направьте обращение вашему партнеру с целью определения оптимальной колесной формулы, соответствующей реальным условиям работы оборудования. В процессе подбора техники учитывайте следующие факторы:

  • присутствие неровностей и стыков;
  • ширину вил;
  • вид покрытия;
  • особенности внешних условий.

Если работа ведется на сухих и ровных поверхностях для тележек и штабелеров лучше всего подойдут колесные формулы 1х+1/2, 1х+1/4 и 1х+2/4. Для ричтраков оптимальная формула — 1х+2.

Ключевые размеры (Dimensions) — включает главные показатели, которые характеризуют габариты спецтехники. Необходимо уделять особое внимание следующим параметрам:

2.jpg (130 KB)

Параметры мачты в сложенном положении (Lowered mast height) — важный показатель, связанный с возможностью применения техники в условиях Вашего склада, где установлены ворота, пролеты, проемы дверей, полки стеллажей с определенной шириной и высотой.

Значение свободного подъема (free lift height) — показатель подъема вил до уровня, на котором не производится выход главных секций мачты. Это особенно значимо при выполнении операций внутри грузовиков, железнодорожных вагонов или в помещениях с невысокими потолками. Нужно иметь ввиду присутствие дополнительной решетки на вилах, которая находится вне габаритов мачты во время наибольшего уровня подъема. Этот элемент будет реально сокращать величину H2 относительно значений, указанных в стандарте VDI2198.

Величина подъема (Lift height) — один из ключевых показателей для оборудования. В соответствии со стандартом VDI2198 отсчет измерения высоты подъема производится от нижнего положения вил. В процессе выбора нужно принимать во внимание, где размещаются стеллажи. Рекомендуемая предельная высота подъема должна на 15-20 см превышать максимальную высоту полки, на которой размещается груз.

Высота вил в нижней точке — имеет особое значение при оперировании поддонами нестандартной конфигурации.

Предельная габаритная высота — определяется при подъеме вил на максимальное расстояние, при этом нужно учитывать габариты защитной решетки (особенно если она устанавливается как опция), так как это значение приводится без этого элемента.

Длина оборудования до фронта вил — определяет степень компактности машины. Представляет собой расстояние, которое нужно прибавить к длине поддона в случае нахождения вил полностью под ним. Ее значение непосредственно определяет уровень маневренности, поэтому если склад или терминал небольшой данный показатель должен быть, как можно меньше.

Общая ширина — связана с характером выполнения маневров. При наличии легкой спецтехники либо ограниченной площади склада важно, чтобы ширина машины оказалась сопоставима или была меньше, чем у поддона.

Дорожный просвет в центре базы. Имеет первостепенное значение при эксплуатации в условиях неровной поверхности, а также необходимости преодоления препятствий и рамп, особенно если последние небольшие по длине и при этом есть ощутимый перепад высот. В подобной ситуации возникает вероятность задевания покрытия шасси, что станет препятствием для полноценной работы. Это имеет не столь важное значение для самоходных тележек, так как отсек для аккумулятора у них обычно поднимается вместе с вилами, при этом его несоблюдение более проблемно для штабелеров. При наличии неровностей на вашем складе и выраженном перепаде высот вам лучше использовать штабелеры с двойным подъемом, что поможет увеличить клиренс под мачтой.

Размеры вил — оказывают прямое влияние на используемую тару и вид поддонов. Чаще всего, компании-изготовители техники предлагают идентичные параметры, которые применимы к стандартным поддонам. Но если на складе есть нестандартная тара и грузы обычные размеры вил не подойдут. В таких случаях обратитесь к производителю на предмет поставки специальных версий складского оборудования.

Ширина прохода с различными поддонами (Ast) — показывает теоретическое расстояние между рядами груза, где спецтехника способна произвести погрузку/выгрузку из стеллажа под углом 90° и проходом. Относится к категории расчетных. При этом учитывается тип машины, габариты поддона и груза, радиус разворота, а также дополнительное расстояние в 20 см для обеспечения безопасности. Нередко последний показатель выступает инструментом манипуляции производителей для сокращения Ast. В случае отсутствия необходимого запаса располагаемой ширины прохода и при условии, что она практически совпадает с показателями заинтересовавшего оборудования рекомендуется произвести уточнение на предмет правильности расчета и использования расстояния безопасности при его проведении.

Радиус разворота машины (Turning radius) — еще один показатель, отражающий маневренность. Используется для определения размеров площадки, на которой она будет работать. Вместе с Ast нередко используется для манипуляций. Способен различаться при выполнении разворота в нескольких направлениях для спецтехники, у которой приводной механизм расположен в стороне от осевой линии. Кроме того, у самоходных тележек он напрямую зависит от положения вил (поднятые/опущенные). Имейте ввиду этот параметр и способы его определения при сравнении разных типов техники, спрашивайте для какого состояния приведены те или иные цифры.

Производительность (Perfomance Data) — совокупность показателей, демонстрирующих способность оборудования эффективно выполнять обработку груза. Включает предельную скорость передвижения, подъема/опускания, возможность работать на уклонах и многое другое. Нужно знать, что большие параметры не обязательно будут лучшими для различных применений, так как стоит учитывать специфику рабочей площадки, квалификацию операторов, видимость зон при поворотах/разворотах и правила безопасности.

Скорость подъема/опускания вил может выбираться в зависимости от необходимости. Величина проходимого уклона обозначается в процентах — это более информативно, чем указание в градусах, так как перепад поверхности и длина рампы измеряется без труда, что позволяет выполнить необходимые вычисления по следующей формуле: H/Lx100%, в которой H представляют собой параметры перепада уровня поверхности, а L — длина рампы, которая определена по уровню поверхности (катет).

Показатели силовых установок (Electric engine) — совокупность значений, информирующих о типах установленных двигателей. Особенно важно знать пороговые значения по причине того, что при мощности моторов движения свыше 4 КВт необходимо наличие Паспорта самоходной машины.

Нужно иметь ввиду, что мощность электромоторов обозначается при определенных режимах работы (рейтингах), например, S3 4,5%, S2 60 min и других. Выбирая оборудование с той или иной мощностью силовой установки. принимайте во внимание цифры рейтинга. Чем они ниже, тем больше способность мотора к интенсивной эксплуатации.

В рамках одного рейтинга прослеживается следующая закономерность — при увеличении параметра повышается стойкость силового агрегата к большим нагрузкам. В логике сокращения S1> S2 60 min > S2 45 min > S3, где S1 — длительный режим эксплуатации электромотора, S2 — непродолжительный режим эксплуатации, S3 — повторно-кратковременный режим с заданной периодичностью.

Емкость аккумулятора (Nominal capacity) — в зависимости от производителя обозначается для различных режимов. Стандартным значением выступает рейтинг пять часов. При этом с целью манипуляции нередко приводятся бóльшие цифры емкости, которые получены после разрядов меньшими токами. В частности, можно встретить рейтинг 20 часов. Подобные цифры могут вводить в заблуждение и существенно коррелировать представления о возможности спецтехники.

Энергоэффективность (использование энергии, Energy consumption) — отражает объем потребляемой энергии, чем меньше цифры, тем лучше. В ряде случаев измеряется на основании различных нормативных документов по стандартным циклам EN16796 либо VDI. При сравнении указанных показателей, выясните, что приведенные поставщиком сведения получены на основе применения идентичных методик.

Иные сведения — к ним относится уровень шумовой нагрузки, емкость резервуара для масла и топливного бака, число оборотов, совершаемых рулевым колесом, и другие данные.

Еще один показатель, не прописанный в таблицах стандарта VDI2198, но необходимый при выборе складской спецтехники — остаточная грузоподъемность. Ознакомиться с ним можно в специальной публикации.

Вопросы по теме «Безопасность движения и техника управления автомобилем».

Ознакомьтесь со всеми вопросами по теме и комментариями к ним. Если вы уже готовы протестировать свои знания по этой теме — нажмите кнопку "Тренировка". Либо выберите другую тему.

Что должно иметь решающее значение при выборе водителем скорости движения в тёмное время суток?
Предельные ограничения скорости, установленные Правилами

Максимальная конструктивная скорость, установленная технической характеристикой используемого транспортного средства

Условия видимости

Правильный ответ: 3
Очень важным моментом при движении в ночное время является выбор скорости движения. При этом следует учитывать главное условие – расстояние видимости водителем дороги должно превышать величину остановочного пути. («Техника управления автомобилем». Езда ночью)

В случае, когда правые колёса автомобиля наезжают на неукреплённую влажную обочину, рекомендуется:
Затормозить и полностью остановиться
Затормозить и плавно направить автомобиль на проезжую часть
Не прибегая к торможению, плавно направить автомобиль на проезжую часть

Правильный ответ: 3
Такая ситуация опасна вследствие возникновения момента сил, стремящегося развернуть автомобиль. Старайтесь плавно вернуть автомобиль на проезжую часть не меняя скорости.

Исключает ли антиблокировочная тормозная система возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?

Полностью исключает возможность возникновения только заноса
Полностью исключает возможность возникновения только сноса
Не исключает возможность возникновения сноса или заноса

Правильный ответ: 3
Антиблокировочные системы (АБС) автомобилей представляют собой системы, оснащённые устройствами управления тормозами с обратной связью, которые предотвращают блокировку колёс во время торможения, тем самым сохраняя управляемость и курсовую устойчивость. Эта система имеет «большой плюс», но имеет и «минус». При ускоренном (не экстренном) нажатии на педаль тормоза на разнородном, даже твёрдом дорожном покрытии она может сработать. В момент ее срабатывания (от 1 до 2 сек.) водитель не может повлиять на процесс торможения. Чтобы появился навык управления автомобилем при срабатывании АБС, произведите несколько «контрольных» торможений на абсолютно свободном участке дороги или территории. При прохождении поворота на автомобиль действует центробежная сила. Антиблокировочная система в таких ситуациях не может повлиять на возможность возникновения сноса или заноса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *