Когда не работает правило правой руки
Перейти к содержимому

Когда не работает правило правой руки

  • автор:

Как в ПДД описана «помеха справа» и в каких случаях она не работает

Первое правило автомобильного клуба: «уступи дорогу помехе справа». Каждый водитель, когда только осваивался за рулем, постоянно от более опытных автомобилистов слышал про пресловутую «помеху справа».

Moscow-Live.ru

Часто даже начинающие водители не имеют четкого представления об этом «выдуманном» правиле, которое даже не прописано в ПДД. Там в принципе не существует такой терминологии. И все же «помеха справа» давно является чуть ли не основополагающим принципом безаварийной езды в России и странах ближнего зарубежья. Но несмотря на то, что в ПДД так называемой «помехи справа» действительно нет, некоторые пункты Правил описывают именно этот принцип вождения.

К примеру, в п. 8.4 ясно сказано, что водитель «должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа» при одновременном перестроении. Аналогия «помехи справа» есть и в п. 8.9, который гласит, что когда траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, «дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». В общем-то, примерно то же самое указано в пункте Правил 13.11: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Правда, есть и исключение в виду круговых перекрестков.

Как видно, «помеха справа» и правда имеет силу в Правилах, хоть и указана там довольно косвенно. Правда, многие водители по недомыслию или незнанию пользуются «правилом помехи справа» в случаях, совершенно для этого не предназначенных. Наиболее частыми случаями являются разворот и поворот налево. В наших Правилах такая ситуация регламентируется пунктом 13.12, в котором ясно сказано, что водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо». То есть получается, что в этих случаях никакой «помехи справа» и не существует. Несмотря на это, очень часто можно встретить даже в протоколах при оформлении аварии именно такую формулировку, хотя для нее применяется юридически корректные определения с транспортными средствами, приближающимися или находящимися справа.

Комментировать

Автомобильные новости

Мотокаталог на Quto

Более 5000 моделей в каталоге

Quto.ru, 2024 г. 16+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ГИБДД объяснила, почему правило помехи справа при повороте налево не действует

Большинство водителей, несомненно, знакомы с понятием "помеха справа", так как оно считается одним из важных элементов российских ПДД. Портал njcar.ru выяснил у представителя ГИБДД, почему это правило в некоторых случаях не действует!

Дело в том, что известное понятие "помеха справа" фактически не работает в случае поворота налево или разворота!

В Правилах дорожного движения, в частности, в пункте 8.4. сказано, что "при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся параллельно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа".

Также в ПДД имеется пункт 8.9, в котором встречается "помеха справа": "В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, и Правила не определяют приоритет, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа."

То же самое другими словами утверждается в пункте 13.11 ПДД: "На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа." В данном случае есть исключение для круговых перекрестков.

Однако инструкторы автошкол часто утверждают на практических уроках что-то вроде: "Подожди, пропусти помеху справа перед поворотом". Но что на самом деле предписано в ПДД по этой ситуации?

Это описано в пункте 13.12, который гласит, что "при повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся прямо или поворачивающим направо на перекрестке равнозначных дорог со встречного направления". Кроме того, в тех местах, где разрешен поворот налево из двух рядов, правило "правой руки" тоже не действует.

Именно поэтому, с точки зрения ПДД, понятие "помеха справа" не актуально при повороте налево и развороте.

apt.ru

Timeweb — компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

от 196 руб руб. / мес

Аренда VDS и VPS

Виртуальные серверы с почасовой оплатой. Меняйте конфигурацию сервера в любой момент и в пару кликов.

Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа

Выражение «помеха справа» известно даже тем, кто вовсе не является водителем. Эта норма представляется как некое основополагающее правило дорожного движения, вокруг которого выстраивается все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, никаких «правил правой руки» обнаружить там не смог. По крайней мере ничего, что называлось бы именно так или аналогично.

Тем не менее, такое правило действительно существует и является довольно важной составляющий общих норм. Где искать помеху справа и как использовать эти требования ПДД на практике – подробно рассмотрим в данной статье.

Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение

Как уже сообщалось, в правилах нет указания на данный термин, поэтому выводить его придется самостоятельно. При этом сначала укажем формулировку, которая, по нашему мнению, точно соответствует действительности, а ниже поясним из чего она вытекает.

Правило правой руки (помеха справа) – это норма, означающая, что при любом маневре транспортное средство, расположенное справа, имеет преимущество, если иное не вытекает из других норм ПДД, указаний разметки, дорожных знаков, светофора или сигналов регулировщика. Другими словами, это правило, действующее по умолчанию, на ничем не регулируемых участках дорожного движения.

Где действует и когда применяется правило?

Обратимся непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных пунктов, из которых можно выстроить разбор всех типичных ситуаций.

Пункт ПДД РФ Пояснение
8.4 При перестроении в рядах попутного движения преимущество у тех ТС, что движутся, не меняя направления. При одновременном маневре нескольких автомобилей, преимущество у тех, кто находится справа.
8.9 При пересечении траекторий двух ТС, если нет регулирующих данную ситуацию ПДД РФ, преимущество у того, кто справа.
13.11 На равнозначных перекрестках, при отсутствии регулирующих передвижение норм, преимущество у тех, кто справа. Исключение – перекрестки с круговым движением.
13.10 На неравнозначных перекрестках движение по главным дорогам, т.е. без маневра главная-второстепенная, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично и при движении только по второстепенным, без выезда на главную.

Дмитрий Константинович
Эксперт сайта "Юрист-консультант"

Надо еще раз акцентировать внимание на круговом перекрестке. Ранее и на него распространялось правило правой руки. Однако некоторое время назад в ПДД России был внесен пункт 31.11(1), устанавливающий преимущество тех, кто находится внутри круга.

Перечисленных четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить чьи машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.

Кто должен уступить дорогу?

Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.

При перестроении по полосам движения

Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:

  • Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа. Помеха справа при перестроении
  • Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева). Помеха справа при перестроении

Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.

При сужении дороги

Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:

  • Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой. Помеха справа при сужении дороги
  • Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа. Помеха справа при сужении дороги
  • Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы. Помеха справа при сужении дороги

Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.

Во дворах и на стоянках

Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.

При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.

На перекрестке

Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.

Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:

При проезде равнозначных перекрестков

Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.

Помеха справа на перекрестке

При проезде неравнозначных перекрестков

Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.

Помеха справа на перекрестке

Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.

Помеха справа на перекрестке

Дмитрий Константинович
Эксперт сайта "Юрист-консультант"

Другими словами, если движение продолжается только по главной или, наоборот, только по второстепенной, то другие машины на тех же только главных или только второстепенных дорогах, пропускают те автомобили, что располагаются справа от них.

При повороте

Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.

Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.

В каких случаях помеха справа не действует?

Исходя из всего рассмотренного, можно определить и обратные ситуации – когда правило правой руки не применяется:

  • Если это однозначно вытекает из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
  • Если транспортное средство не осуществляет поворота, разворота, перестроения, а продолжает двигаться в своей полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.

Еще раз обратим внимание на круговое движение (перекресток, на котором организовано круговое движение – п.13.11(1) ПДД РФ). В этом случае преимущество у тех, кто находится внутри круга, а значит и на них помеха справа не распространяется.

Далее консолидируем вопросы по теме правила правой руки, которые наиболее часто возникают у наших читателей. Обязательно изучите их, если типичные ситуации отличаются от произошедшей с вами.

Часто задаваемые вопросы
⚖️ Действует ли помеха справа на парковке?

Действует по общим для всех случаев правилам: если нет отдельного регулирования движения (разметка, знаки, светофоры и пр.), то применяет норма помехи справа.

⚖️ Кто виноват в ДТП при перестроении?

Если перестаивались оба автомобиля, то виноват тот, что слева – не пропустил помеху справа. Однако если перестраивалось только одно ТС, то и вина в ДТП будет его, т.к. второе авто двигалось по своему ряду без перестроения, а значит имело преимущество.

⚖️ Кто должен уступить при одновременном перестроении?

В этом случае действует правило правой руки, т.е. у того, кто справа — преимущества. Соответственно, уступить дорогу должен тот, кто располагается слева.

⚖️ Кто виноват в ДТП при выезде с парковки с помехой справа?

Необходимо оценивать все обстоятельства вождения. Если речь о том, что в отсутствии знаков, разметки и т.п. оба ТС находятся на прилегающей территории, то применяется правило правой руки, т.е. виновным будет признан автомобиль, не пропустивший помеху справа.

⚖️ Если водитель движется по главной дороге, а светофор не работает, должен ли он уступать помехе справа?

Если светофор не работает, но дорога определена как главная (имеется соответствующий знак), то применяется не правило правой руки, а правило пересечения неравнозначного перекрестка. Помехе справа в этом случае уступают только, если и она находится на главной дороге. При расположении второго ТС на второстепенной, помеха справа не учитывается – преимущество у главной дороги.

⚖️ Возможно ли признание обоюдной вины в ДТП, если помеха справа была в "мертвой зоне"?

Нет. Никакие «мертвые зоны» в данном случае в учет браться не будут. То есть теоретически можно в судебном порядке настоять на экспертизе «обзорности» автомобиля, но если речь идет о легковых ТС, и если у ДТП не было тяжелых последствий, то в 99% случаев суд не принимает подобных аргументов.

⚖️ Действует ли помеха справа во дворе жилого дома и должен ли я пропускать автомобиль слева, двигающийся по прямой?

Все подчиняется стандартным правилам. Если нет отдельных регулирующих факторов (знаков, разметки и т.д.), то участки движения считаются равнозначными, а значит будет действовать помеха справа. Однако ситуации во дворах настолько разнообразны, что дать точное заключение по предъявленным вами фактам невозможно.

Надеемся, что смогли прояснить ситуацию с помехой справа во всех подробностях. Однако любой рассматриваемый случай – это обобщение, в жизни же ситуации могут быть совершенно иными, состоящими сразу из нескольких различных нюансов.

Если вы оказались в ситуации, когда самостоятельно защитить свои права не удается, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации достаточно написать сообщение через форму, расположенную ниже, или позвонить по указанным на сайте телефонам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *