Когда упадут цены на бу авто
Перейти к содержимому

Когда упадут цены на бу авто

  • автор:

Цены на авто начнут снижаться в 2024 году

2022 год принес геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства западных брендов с российского рынка. В условиях дефицита и отсутствия комплектующих цены на автомобили просто взлетели. К концу лета 2022 года появилась впечатляющая статистика по росту цен: Lada Largus — +56,8%, Volkswagen Polo — +51,6%, Hyundai Solaris — +45,2, Hyundai Creta — +43,1%, Kia Rio — +41,4%. Меньше всех прибавила Lada Granta — всего 13,3% в упрощенной комплектации (без ABS и подушек безопасности). На вторичном рынке впереди оказались Toyota Land Cruiser — +20% и BMW Х3 — +14,1%. Самый существенный рост показали все авто не старше пяти лет. Машины старше показали рост около 8%. Китайские автомобили, которые будут пытаться заменить все ушедшие бренды, прибавили в цене от 30% до 50%.

Выйти из полноэкранного режима

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт

Развернуть на весь экран

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт

На мой взгляд, в текущем году ситуация кардинальным образом не поменяется. Безусловно, отечественные производители и наши китайские партнеры будут увеличивать поставки авто, но слабеющий рубль по отношению к доллару и юаню не дает повода для оптимизма в отношении снижения цен. Цены уже не будут расти как в прошлом году, но потенциал в 12–15% уже есть — примерно настолько «похудел» рубль по отношению к доллару и юаню в этом году. Льготное кредитование может поддержать отечественного производителя, но средств в 5,1 млрд руб., выделенных на данную программу, я считаю, абсолютно недостаточно для поддержания цен. Что касается расширения параллельного импорта, который активно стали внедрять ряд крупных автодилеров, то он вряд ли повлияет на снижение цены: транспортировка подорожала в несколько раз. На мой взгляд, такая ситуация продлится еще полтора-два года, далее рынок стабилизируется, и в конце 2024-го цены начнут снижаться.

Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS

  • "Деньги". Приложение №4 от 23.03.2023, стр. 45

Что будет с ценами на автомобили в России в 2024 году. Эксперты все объяснили

В декабре в России зафиксировано снижение цен на автомобили некоторых китайских марок, причем речь шла не только о запуске спецпредложений. Но что ждет наш рынок в 2024 году? Эксперты, опрошенные "Российской газетой", рассказали о том, что на стоимость машин будут влиять курсы валют, общая доступность автомобилей, а также экономическая и геополитическая ситуации.

РИА Новости

"В 2023 году машины премиального сегмента подорожали в среднем на 29%, массовый сегмент на 22%. Продолжения "галопирующего" роста цен мы не предвидим, но и условий для их снижения тоже нет. Будет незначительный рост в 2-3% в квартал, если с курсом нацвалюты не произойдет существенных колебаний", — отмечает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев.

Он также добавляет, что картина бизнеса будет концентрироваться больше вокруг официальных дилеров.

"Стихийный заход серых дилеров и частных продавцов в сектор продаж новых машин сменится резким снижением объемов их присутствия на рынке. Интерес со стороны клиентов к малому бизнесу уже увядает в силу сопряжения такой покупки с большим числом рисков", — поясняет Тюктеев.

Руководитель отдела цифровых каналов продаж ГК "Альфа-Лизинг" Роман Вальков уверен, что на данный момент нет никаких предпосылок к снижению стоимости автомобилей в 2024 году.

"Интерес покупателей сосредоточился на российских и китайских марках, стоимость которых увеличилась примерно на 15% с начала 2023 года. Автомобили китайских производителей уже составляют более 50% российского рынка, а отечественные бренды строят амбициозные планы по наращиванию производства.

На стоимость машин напрямую влияют текущие курсы валют. В то время как на рынке наблюдается некоторая стабилизация рубля, цены на автомобили также показывают умеренную динамику. В целом на стоимость машин, аналогично 2023 году, будут влиять курсы валют, общая доступность автомобилей, а также экономическая и геополитическая ситуации", — говорит Вальков.

Когда бежать покупать машину? Обещают падение цен

Цены на машины в России начнут снижаться в конце следующего, 2024 года, спрогнозировал финансовый аналитик Станислав Бовт в материале издания «КоммерсантЪ». А в этом году цены останутся на прежнем высоком уровне: на них не повлияют, по его мнению, ни наращивание поставок китайских и отечественных авто, ни льготное кредитование, ни параллельный импорт.

За последний год, с февраля 2022 по февраль 2023, средняя цена новой иномарки выросла на 52,2%. За это же время средняя цена новой российской машины увеличилась на 18,63%, а подержанной иномарки — на 18,28%, согласно Росстату.

Россия цена автомобиль машина

Каким бы обнадёживающим ни был прогноз на конец 2024 года, к нему появились вопросы. Можно ли говорить о том, что будет через год, учитывая глобальные экономические и политические условия? Если допустить снижение цены, как быть с доходами и расходами производителей или дилеров, заложенными в планы компаний? Что должно произойти, чтобы авто продавались по дешёвке?

Ответы на них искал ForPost.

Сомнительное удешевление

Ценовые прогнозы сейчас давать нереально не то что на конец 2024 года, даже на ближайшие месяцы. Есть очень много факторов, влияющих на ситуацию на авторынке. Так считает Андрей Морозов, специалист по автоподбору из Санкт-Петербурга.

«Поэтому те, кто дают такие прогнозы, — это инфоцыгане, по-другому их назвать не могу. Сложно говорить, что будет дальше. Какие факторы будут в дальнейшем, что будет с геополитической ситуацией, что будет с валютой, что будет с поставками автомобилей? Что будет вообще с рынком, и будут ли появляться машины? Что будет с параллельным импортом? Сейчас муссируются слухи, что хотят остановить регистрацию машин, которые были ввезены по параллельному импорту из Казахстана и Белоруссии, и заставить людей снова растаможивать эти автомобили», — сказал собеседник ForPost.

Он добавил, что цены на машины могут снижаться, для этого должны быть определённые условия. И у этого процесса есть особенность.

«Если мы вернёмся к событиям, которые были год назад, когда цены «улетели». Они «улетели» из-за паники и курса валют. А когда ажиотаж спал и курс «откатился» до уровней, которые были перед тем и даже ниже, цены упали . Но не было факторов, чтобы они снизились ещё больше. Были факторы только для «отката». Я, честно говоря, не помню, чтобы в нашей стране что-то становилось дешевле, чем было, максимум — «откатывается» до уровня, с которого подорожало», — заключил Морозов.

Когда будут дешёвые авто

При глобальной геополитической неопределённости экономические прогнозы давать достаточно сложно, отметил Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики.

«Параметры, принимаемые за значимые — с точки зрения инвестиционного анализа, —могут даже в горизонте одного квартала стать ничтожными и обнулить весь смысл прогнозной модели. При этом в стационарных условиях горизонт прогнозирования — один-два года, как и более длительный — например, три-десять лет, вполне приемлемый. Пятилетки в советское время не только планировались, но и исправно исполнялись», — пояснил он.

Что касается авторынка, говорит Гатауллин, сценарий продажи машин по дешёвке может воплотиться только в одном случае: когда спрос на автомобили обвалится вместе с покупательной способностью.

«Напомню о ситуации трёхлетней давности, когда цена нефтяных фьючерсов не просто стала отрицательной, а ушла глубоко в минус — на уровень 40 долларов за баррель. А до этого экономисты спорили просто о потенциальной возможности подобного сценария. Другой пример: отрицательные процентные ставки банковских депозитов ведь никого не смущают? Так что всё возможно, это цифровая экономика, и экономтеория стала другой.

Сценарий, когда производители продают товары или услуги себе в убыток, по цене ниже себестоимости, встречаются не так и редко. Распродажи никто не отменял, а убыток компенсируется сверхприбылью предыдущего периода при наличии таковой либо заимствованиями или задействованием резервов. Глобальные распродажи на авторынке также возможны, но в коротком периоде. Дальше появятся более эффективные бизнес-модели, и цены всё равно вернутся в некоторое равновесное состояние, уровень которого будет зависеть от многих производственных и непроизводственных факторов», — заключил Сергей Гатауллин.

Плюс помощь, минус ограничения

Предпосылок для снижения цен на машины сейчас нет. Напротив, возможно их дальнейшее повышение на 10%, сообщила ForPost пресс-служба группы компаний «Автодом».

В пресс-службе напомнили: рынок продолжают наполнять как автомобилями отечественных и китайских марок, так и машинами европейских брендов, ввозимыми по параллельному импорту.

«Для поддержания спроса государство старается оказывать помощь российским производителям программами автокредитования и дополнительными субсидиями. Снижению стоимости автомобилей способствовало бы расширение программы льготного кредитования. Всего на госпрограмму льготного кредитования на 2023 год было выделено 5,1 миллиарда рублей. Но очевидно, что этого недостаточно, необходимо применять и другие инструменты», — сказали в ГК «Автодом».

Кроме того, добавили там, цены на машины во многом зависят от курса валют и логистических цепочек: чем больше ограничений возникает, тем выше расходы поставщиков и конечная стоимость авто.

Шансы малы

Экономическая теория рассматривает механизм ценообразования как силу, уравновешивающую спрос и предложение на рынке. Но есть факторы, воздействующие на объём спроса и предложения и противоречащие основным рыночным законам. Об этом напомнила экономист Татьяна Марцева, ведущий научный сотрудник Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

«Какие бы ни были закономерности, нужно понимать, что они имеют место в условиях экономической стабильности. Когда возможно выстроить некую условную модель движения товарных и денежных потоков, и уже ориентируясь на эту базу — количественно её измерять. Но когда на экономическое положение влияют внешние риски, любой прогноз будет крайне приблизительным.

Максимум, что можно на рынке автомобилей, — ориентироваться на календарный год, в котором могут действовать стандартные условия года выпуска авто, страны происхождения и курса валюты», — пояснила она.

Марцева выразила сомнение в снижении цен на машины. Поскольку, считает она, есть как минимум инфляционные издержки, которые нужно покрыть корректировкой ценника.

«Допускаю, что на авто предыдущих годов выпуска стоимость не изменится, чтобы привлечь покупателя. Но на новые авто цена будет зависеть от уровня инфляции в стране сборки, расходов на доставку, логистику, курса валюты. И маржа — например, дилера — наименьшая составляющая цены. Вряд ли цена особо изменится, поскольку за последний год машины и так резко подорожали, и теперь потребитель более тщательно подходит к выбору «железного коня», — сказала экономист.

Она обратила внимание на то, что контроль верхнего предела цен на машины в РФ возможен только при наличии господдержки и ускоренного развития своего автопрома, не уступающего характеристикам зарубежных аналогов.

И в условиях снижения доступности европейских авто у России есть шанс переориентировать своего потребителя хотя бы на те машины, которые собираются у нас по технологиям азиатских компаний, уточнила Марцева.

«Но, как мы видим, политика сейчас нацелена в большей мере на заход новых игроков на отечественный авторынок. А значит, возможность удерживать цены на данный сегмент товара крайне мала, поскольку в противном случае зарубежные партнёры не будут заинтересованы работать с России», — заключила собеседница ForPost.

Эксперты спрогнозировали рост цен на автомобили в начале 2024 года

С начала 2024 года ожидается рост стоимости автомобилей почти у всех брендов, рассказал «Известиям» 30 октября генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. «Это удобное время для таких шагов. По нашей информации, многие производители готовы были сделать это уже вчера, но не хотели бы остаться с повышенной ценой в одиночестве. В итоге все стараются дождаться нового года, чтобы потом сбалансировать курс валюты и стоимость автомобилей», — сказал он. При этом в декабре в ГК «Автодом» рассчитывают на серию поддержек со стороны производителей. По мнению Ольховского, начнутся серии креативных программ по предложениям от брендов.

«Основным драйвером будет поддержка трейд-ин, а также на более длительное гарантийное обслуживание — это то, что имеет небольшую себестоимость и в моменте может дать результат», — добавил он. В свою очередь, независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов обратил внимание на то, что за первое полугодие 2023 года ряд востребованных автомобилей подорожал на 14 000–150 000 рублей. По состоянию на октябрь средняя цена нового авто составляет 3 млн 130 тыс. рублей, добавил он. «Основным фактором увеличения прайсов являются не только текущие курсы валют. Ценовая политика производителей сильно зависит от логистических издержек на доставку готовых автомобилей в Россию или комплектующих для их сборки на территории РФ», — объяснил эксперт. Кроме того, возросли расходы автоконцернов на утилизационный сбор, повлияли на обновление прайсов также инфляция и дефицит предложения в сегменте новых авто, сказал он. «Поэтому на сегодняшний день предпосылок для снижения стоимости новых автомобилей нет. Наоборот, все перечисленные факторы послужат причиной роста цен в сегменте еще на 10–30% в конце 2023 — начале 2024 года», — заключил Тузов.

Деловой оборот: кого заинтересует новый седан из КНР
На тесте «Известий» Chery Arrizo 8

Ранее, 24 октября, генеральный директор «АвтоСпецЦентр Химки» Илья Петров рассказал «Известиям», что в России спрос на китайские авто продолжит расти, потому что новинки из КНР превосходят многие корейские, японские и европейские аналоги по комплектации и оснащению. Среди самых популярных китайских брендов он назвал Chery, Haval, Geely и Exeed.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *