Машина которая плавает по воде
Перейти к содержимому

Машина которая плавает по воде

  • автор:

Машина которая плавает по воде

Amphicar 770

Германия

Четырехместный западногерманский кабриолет Amphicar 770 – на данный момент единственный в истории гражданский автомобиль-амфибия, который выпускался не поштучно, а более-менее массово. Создал плавучую машину немецкий конструктор-самоучка Ганс Триппель, который начал конструировать амфибии еще до Второй мировой войны. Кстати, это он спроектировал для Mercedes-Benz 300 SL его знаменитые двери "Крыло чайки".

Производство Amphicar 770 началось в 1961 году на немецком заводе Quandt Group, но почти все автомобили ушли на экспорт в США, для которых, собственно, эта амфибия и была создана. Кстати, один такой автомобиль даже завел себе тогдашний президент Америки Линдон Джонсон.

Rinspeed Splash

Щвейцария

Попробовать свои силы с проектами амфибий в свое время успело и знаменитое швейцарское дизайн-ателье Rinspeed – причем дважды, и каждый раз создавая уникальные машины. Так, в 2004 году в Женеве был представлен прототип Splash. И это был не выставочный макет, а совершенно работоспособный аппарат. Причем не просто амфибия, а автомобиль-катер на подводных крыльях! На суше боковые крылья прятались в кузов, а заднее поднималось к корме на манер спойлера – на суше почти ничего не выдавали суть машины. Зато в воде Splash расправлял их вниз и в стороны с помощью гидросистемы.

За счет подводных крыльев уже на скорости 30 км/час Splash полностью поднимается над водой.

Под водой sQuba двигался с помощью двух винтов под задним бампером и двух поворотных водометов спереди, а сами винты и ведущие колеса крутятся отдельными электромоторами с питанием от литий-ионных батарей. При этом под одой кокпит остается открытым – перед "погружением" водитель и пассажир надевали маски с трубками, которые ведут к бортовому баллону с кислородом.

Terra Wind

Hydra Spyder

США

Плавающие автомобили уже давно стали делом пусть не массовым, но привычным. А вот что вы скажете про плавающий дом на колесах размером с автобус?! Такая необычная машина по имени Terra Wind есть в модельном ряду американской фирмы Cool Amphibious Manufacturers International ("Производители крутых амфибий"). Ее основали в 1999 году супруги Джон и Джуля Гилджем, буквально помешанные на путешествиях и решившие строить соответствующие машины.

На плаву колеса втягиваются в кузов за счет независимой активной пневмоподвески – а дальше 400-сильный корветовский V8 объемом 6 литров разгоняет амфибию по воде до 46 узлов, то есть 85 км/час.

Gibbs Humdinga/Phibian

Великобритания

Основанная в 1999 году английская частная компания Gibbs Technologies – самый известный на сегодня разработчик плавающих автомобилей и квадроциклов. В 2003 году британцы представили нашумевшую трехместную модель Aquada, которая на тот момент была быстрейшей амфибией в мире. Машину выпускали небольшим тиражом в 2003 и 2004 годах, но этого хватило, что Aquada вошла в историю и поставила несколько рекордов!

Сейчас компания переключилась с легковушек на разработку плавающих грузовиков, которыми в Gibbs хотят заинтересовать как частных покупателей, так и армию, полицию и службы спасения. Полноприводная 6,6-метровая модель Humdinga на 6 пассажиров и 750 кг груза – покомпактнее, с одним дизельным или бензиновым мотором и скоростью на плаву до 50 км/час. А вот флагманская 9-метровая модель Phibian – это уже самый натуральный плавающий транспортер, вмещающий до 15 человек и 2 тонны груза. Причем у амфибии уже не один, а два дизеля по 250 "сил", два водометных движителя и возможность выбора на ходу между задним, передним и полным приводом колес!

WaterCar Panther

США

Американцу Дэйву Марчу очень нравилась немецкая амфибия Amphicar, о которой мы писали выше. Нравилась так, что в 1999 году вдохновленный этой машиной Дэйв решился основать собственную компанию WaterCar и попробовать самому построить что-то подобное. Идея "выстрелила" в январе 2010 года, когда созданный маленькой компанией прототип WaterCar Python был официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый плавающий автомобиль в мире! Облик жутковатого на вид аппарата был собран из разных элементов американских пикапов и спорткаров, а под капотом сидел V8 от Chevrolet Corvette, который на суше выдавал 640 л.с., а в режиме привода водометного движителя – 500 "сил". Это хватало, чтобы на воде набирать рекордные 96 км/час, а на земле разгоняться до 96 км/час всего за 4,5 секунды!

Гоняет "Пантера" вполне прилично: на воде — до 70 км/час, а по земле – до 190 км/час.

Из воды на сушу: на чем можно ездить и плавать

Не так давно мы рассказывали об автомобиле-амфибии ВАЗ-2122, который 40 лет назад проектировали в Тольятти по заказу военных. В целях конспирации – шпионы не дремлют, не болтай! — этот проект на заводе назвали «автомобилем для охотников и рыболовов». Сами же охотники и рыболовы пытались построить такие машины подручными средствами. Серийных амфибий «для гражданских» почти никто не делал и не делает до сих пор Самые серийные Одна из первых – знаменитая лоханка Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) на агрегатах армейского «Кюбельвагена». Последний, в свою очередь, был создан на базе «Жука». Плавающий автомобиль делали во время войны и успели произвести во внушительном количестве – больше 14 тыс штук!

У нас водоплавающие автомобили для армии производили или хотя бы предлагали свои разработки несколько заводов. Правда, все это – в послевоенное время. Помимо ВАЗ-2122, замечательного тем, что в нем невозможно было даже угадать плавающую машину, такая техника была у ГАЗа, ЗИЛа (например, знаменитая «Синяя Птица», мы о ней рассказывали), УАЗа и даже ЛуАЗа. На ГАЗе делали две основные модели. ГАЗ-011 (он же МАВ-67, малый автомобиль водоплавающий) был разработан в НАМИ. Автомобиль имел вал отбора мощности на гребной винт, водяной руль, трюмный насос и кабестан – вертикальную швартовочную лебедку также с приводом от двигателя. По суше он мог разогнаться до 90 км/ч, а по воде – до 10 км/ч.

Затем на заводе сделали экспериментальную машину со сложным кузовом типа катамаран, но в серию она не пошла. И уж потом на конвейер встал ГАЗ-46 (МАВ-69) на базе 69-го «газона». Самая интересная штуковина – экспериментальный ГАЗ-69Г с подводными крыльями. Машина могла глиссировать по воде со скоростью до 30 км/ч. Еще бы! Ведь на нее поставили мотор от «Чайки», форсированный до 200 л.с.

БАВ-485, как можно догадаться, — это большой водоплавающий автомобиль. Его производили в разные годы в Днепропетровске, в Москве и в Брянске. Если МАВ был нужен разведке, военным инженерам или небольшим группам десанта, то БАВ – серьезная техника, например, для высадки десанта с кораблей или для перевозки солдат и артиллерии. Как и МАВ, БАВ во многом копировали с заморских машин, приходивших к нам по ленд-лизу во время войны. Первый – с Ford GPA, второй – с GMC DUKW-353.

Интересно, что когда Ford GPA сняли с вооружения, машины начали через аукционы продавать гражданским лицам. Австралиец Бен Карлин на доработанном Ford GPA (удлиненный нос, поднятые борта) за восемь лет совершил кругосветное путешествие по суше и по морю-океану!

Вряд ли такой фокус можно было проделать на единственной массовой амфибии для обычных людей – немецком Amphicar. Его предлагали покупателям в 60-х годах прошлого века. Для поездок по дорогам машина была не то чтобы очень красивой из-за своей явной «водоплавающей» внешности. К тому же игрушка была дорогой, а для передвижения по воде, естественно, от владельца требовались специальные водительские права. Тем не менее, своих хозяев за семь лет производства и продажи нашли почти 4 тысячи «Амфикаров».

Самые несерийные В СССР вряд ли можно было купить Amphicar. А вот сделать самому… Самоделкой-«звездой» у нас, пожалуй, оказался «Тритон». Как и «Панголина» Кулыгина, «Тритон» москвича Дмитрия Кудрячкова стал символом автомобилистов-самодельщиков. Потому что был, безусловно, красивым и технически сложным. По сути, Дмитрий сделал не плавающий автомобиль, а глиссирующий катер, способный выезжать на дороги общего пользования! Шестиместная каюта, рубка, камбуз, «волговский» двигатель – это все про «Тритон». Максимальная скорость по воде – до 50 км/ч, по суше – до 120 км/ч.

«Ихтиандр». Логика названий, как видим, похожа – самодельщики ищут «земноводные» имена. Эту машину сделали Игорь Рикман и Алексей Ревякин. В отличие от «Тритона», «Ихтиандр» больше похож на автомобиль (с утопленными в арки колесами), чем на лодку. Двигатель – от ВАЗ-2103, коробка передач – от ЗАЗ-966 (мотор стоит сзади). Еще через десять лет был построен «Ихтиандр-2», внешне совершенно другой и на иных агрегатах.

Примерно с такой же идеей, как у «Тритона» построен американский Dobbertin Hydrocar. Только с выходом на сушу он становится похож не на минивэн, а на суперкар.

На самом деле, плавающих автомобилей и способов их передвижения по воде очень много – от гусеничных конструкций до вездеходов на шинах низкого давления и даже машин на надувных (!) гусеницах. А бывают фантастические штуковины с сумасшедшим дизайном! Например, английский Scamander, который проектировал Питер Уиллер, бывший до 2004 года главой марки TVR. Как и многих суперкаров этого бренда, под капотом Scamander стоит двигатель Ford.

Наконец, самое удивительное: вы никогда не видели плавающие автобусы? Смотрите – эти машины возят туристов, например, в Голландии и в Калифорнии.

«Аки посуху»: автомобили, которые умеют плавать

Колёсные ладьи князя Олега штурмуют Константинополь, рисунок из летописи XV века

Если надо куда-то добраться или тем более доставить туда груз, это легче сделать при помощи дороги. Особенно если ты уже изобрёл колесо. Дороги многие тысячи лет являются связующими нитями любой инфраструктуры, созданной человеком. Но если на пути встречается река, приходится строить мост — он гораздо дороже дороги и сложнее.

С другой стороны, река может быть не только препятствием для транспортной артерии, но и самой транспортной артерией. Вот только тут получается обратный эффект — не во все нужные места можно добраться по воде, а плот или лодка по суше перемещаются примерно никак. Да, можно дотащить волоком, если участок сухопутного пути невелик, но такое попадается не везде.

В общем, неудивительно, что мысль совместить наземное транспортное средство с плавающим родилась, мягко говоря, не вчера. Широко известен, скажем, эпизод, когда князь Олег во время осады Константинополя в 907 году поставил ладьи своего войска на колёса и, развернув паруса, отправил флот на штурм города по суше. Местные жители были настолько впечатлены зрелищем, что немедленно капитулировали. Правда, «Повесть временных лет», где обо всём этом написано, была создана двумя веками позднее, так что её автор явно знал историю из десятых рук, обросшую неизбежными искажениями и приукрашиваниями. В реальности всё явно было куда как менее пафосно. Историк Василий Ключевский полагает, например, что воины Олега просто перетащили корабли через узкий перешеек в огороженную бухту, где располагался городской порт и укрепления были гораздо слабее. Возможно, для экономии сил корабли не тащили, а перекатывали, подкладывая под днище брёвна, и эти-то брёвна в позднейших пересказах превратились, благодаря эффекту испорченного телефона, в колёса.

Более заслуживающая доверия информация появилась лишь почти тысячелетие спустя. Британский инженер Самуэль Бентам рассказывал в своих записках, что во время своей работы в России в 1780-х годах создал несколько «амфибийных повозок», которые сильно облегчили его служебные командировки по Сибири, изобилующей реками. Насколько можно понять из текста, это были запряжённые лошадьми телеги с герметичным корпусом, имеющим форму лодки. Первую Бентам построил из ясеня, ещё две, упрощённой конструкции, представляли собой деревянный каркас, обтянутый кожей. По утверждению Бентама, повозки могли пересекать реки не только вброд, но и в глубоких местах, где лошадям приходилось тянуть их вплавь. Вернувшись на родину, инженер представил королю военный вариант повозки, обшитый бронёй из медных листов. Демонстрация оказалась не особо успешной, а улучшать конструкцию Бентам не стал, сославшись на занятость.

Некоторые источники говорят, что Бентам не был первым, упоминая «плавающую карету» неаполитанского князя Раймондо де Сангро, которую он показал публике в 1770 году. Но насколько удалось понять из сохранившихся описаний, это была не амфибия, а просто лодка, сделанная в виде кареты с лошадьми — по земле она ездить не могла.

Земснаряд Orukter Amphibolos

Первой амфибией на механической тяге стал самоходный земснаряд Orukter Amphibolos («Амфибия-копатель»), построенный американским изобретателем Оливером Эвансом в 1805 году. Это была баржа с паровой машиной, предназначенная для расчистки дна в гавани Филадельфии. Машина приводила в действие не только копательное оборудование, но и гребное колесо за кормой, перемещающее баржу по воде. Эванс был большим энтузиастом идеи сухопутного парового транспорта, поэтому доставку земснаряда из своей мастерской к месту работы обставил соответствующим образом — водрузил агрегат на колёса, пробросил к ним ремённый привод от паровой машины и торжественно проехал по улицам города. Правда, получилось это только со второго раза — при первой попытке Эванс не рассчитал прочность колёс, и они сломались под весом баржи. Да и сам факт успешной поездки вызывает сомнения у некоторых исследователей. Источников, подтверждающих эту историю, почти не сохранилось. По большому счёту о поездке мы знаем только со слова самого Эванса, а он славился любовью, скажем так, приукрашивать свои успехи и замалчивать неудачи. Кстати, толком неизвестно даже, насколько успешной «Амфибия-копатель» оказалась в роли, собственно, земснаряда. Что точно известно, так это то, что уже в 1808 году её разобрали на запчасти.

В 1849 году американский бизнесмен Гейл Борден по каким-то причинам решил отступить от своего основного увлечения, исследований консервации продуктов, и построил повозку, которая могла перемещаться под парусами по земле и воде. Наземные испытания прошли успешно, но при попытке отправить амфибию в плавание она перевернулась и утонула, не успев отойти от берега на несколько десятков метров. Борден не имел никакого опыта в кораблестроении и забыл про такую важную вещь, как балансировка. К счастью, никто из испытателей не пострадал, а Борден, вернувшись к прежнему занятию, достиг успеха, прославившись как изобретатель сгущённого молока.

«Аллигатор» ползёт на берег

Первыми успешными и широко применявшимися амфибиями стали буксиры Alligator, использовавшиеся на лесозаготовках в США и Канаде с 1880-х годов. Название они получили за то, что, подобно аллигаторам, могли не только плавать, но и перемещаться по суше. Правда, делали они это весьма необычно — зацепившись за прочное дерево тросом, при помощи лебёдки могли вытаскивать себя на берег и «переползать» через узкие участки суши из одного водоёма в другой. Ранние «Аллигаторы» были паровыми, на более поздние ставился дизель. Было выпущено несколько сотен таких буксиров, крупнейшим их производителем была канадская фирма West & Peachey, построившая 230 «Аллигаторов» за период с 1889 по 1932 год.

Конец XIX и начало XX веков были временем быстрого прогресса и вызванного им безудержного изобретательского энтузиазма. Интерес к постройке самых разных чудо-машин вызвал побочный эффект — сейчас очень сложно отследить их историю. Далеко не всё патентовалось, не всё запатентованное осуществлялось в реальности, а уж газетные заметки в эпоху низкой информационной прозрачности общества могли и вовсе врать в три короба без малейшего опасения. Так что понятно только одно — среди прочих летающих, ездящих, плавающих изобретений того времени было и какое-то количество амфибий.

Например, в 1883 году некий англичанин по фамилии Терри (имени нигде найти не удалось) сконструировал велосипед-амфибию. На суше он представлял собой довольно быстроходный по тогдашним меркам трицикл. Для перемещения по воде велосипед следовало разобрать — из его деталей собирался каркас небольшой одноместной лодки. Лодка обтягивалась брезентом и перемещалась при помощи вёсел — и то, и другое в сухопутной конфигурации крепилось на раме велосипеда. Мистер Терри, по свидетельству журналистов, даже пересёк на своём изобретении пролив Ла-Манш.

Ещё один из ранних проектов, о которых сохранилось достаточно много достоверных сведений — амфибия Ричмонда, созданная в США в 1905 году. Это бензиновый автомобиль с корпусом в форме лодки. Трёхколёсный — переднее колесо играет роль рулевого, на два задних идёт привод от двигателя. По воде машина передвигается, используя задние колёса как гребные (для этого на них закреплены лопасти), а переднее — в качестве лопасти руля.

Катер-амфибия Питера Прелла

Житель Нью-Джерси Питер Прелл представил публике в 1931 году глиссирующий катер, оснащённый специальной рамой с набором небольших катков для движения по суше. Она создавала меньшее сопротивление, чем автомобильные колёса обычного размера, что позволяло машине разгоняться по воде почти до 40 км/ч. В газетной заметке упомянуто, что машину Прелл построил, чтобы не стоять в очереди на паром и быстрее добираться на работу. Так ли это или журналист просто пошутил, история умалчивает.

Впрочем, в тридцатые годы на первое место в разработке амфибий вышли уже крупные автомобильные предприятия. Энтузиасты-одиночки, конечно, продолжали что-то изобретать и конструировать, но первопроходцами они уже не были.

DAF MC-139 на армейских испытаниях

Голландская фирма DAF выпустила в 1939 году опытный образец плавающего легкового автомобиля MC-139, имеющего необычную конструкцию. Машина была полностью симметричной — двигатель располагался посередине, а передняя и задняя часть были одинаковыми, в каждой располагалось рулевое управление. Все четыре колеса были управляемыми и имели привод от двигателя, а коробка передач имела одинаковые режимы для движения вперёд и назад. Всё это позволяло автомобилю перемещаться в любом направлении, не заморачиваясь разворотом, что было удобно на пересечённой местности. Машину в марте 1940 года испытали военные и остались очень довольны, но серийному производству помешало начавшееся парой месяцев спустя немецкое вторжение. Прототип MC-139 был уничтожен его создателями, чтобы не попасть в руки врага.

В тот момент именно военное применение амфибий ожидаемо вышло на передний план. Мир готовился к новой войне, и было очевидно, что плавающие автомобили для ряда военных задач незаменимы. Разведка, доставка депеш, организация переправ и морских десантов — всё это получается куда легче, если в распоряжении есть транспорт, способный перемещаться как по воде, так и посуху. Значительную часть подобных конструкций составляли танки и бронеавтомобили, но они совсем отдельный пласт, до них мы, возможно, доберёмся в отдельной статье. Сейчас — именно про автомобили.

Несмотря на маломощный двигатель, Schwimmwagen отличался неплохой проходимостью

Особое внимание амфибиям уделяли немцы — что неудивительно, учитывая их доктрину «молниеносной войны». Для блицкрига максимально критичны разведка и связь, поэтому плавающих автомобилей вермахту требовалось много. Самым известным и массовым был Schwimmwagen, то есть просто «Плавающий автомобиль» от фирмы Volkswagen. Эта лёгкая, простая и удачная машина производилась с осени 1942 года до лета 1944-го, всего было выпущено более 14 тысяч штук.

Амфибия DUKW на службе Федерального агентства чрезвычайных ситуаций ФРГ

Вторым основным производителем амфибий в годы Второй Мировой стали США. Что, опять же, неудивительно, поскольку первые три года войны основным фронтом для них был Тихоокеанский, с его постоянными сражениями за острова. Самой легендарной машиной стала DUKW-353. Её разработали по заказу Национального комитета оборонных исследований на базе трёхосного армейского грузовика GMC-353. Конструкция была во многом хороша — например, это была первая в мире успешная грузовая амфибия. Весьма приличная по тем временам грузоподъёмность в 2,5 тонны, отличная проходимость и высокая надёжность сделали «Утку» (Duck, прозвище, основанное на созвучии с DUKW) очень популярной. Было выпущено более 21 тысячи машин. Некоторые из них используются до сих пор — например, немецкими спасателями.

Но самое главное применение «Уток» на сегодняшний день — катание туристов

В СССР со своими амфибиями дело обстояло так себе. По ряду причин дальше опытных образцов дело так и не пошло, поэтому во время войны пришлось пользоваться полученными по ленд-лизу американскими машинами. Это были уже упомянутые грузовики DUKW и джипы Ford GPA. После войны на их основе были разработаны отечественные аналоги — ЗИС-485 БАВ и ГАЗ-46 МАВ соответственно.

После войны гражданские амфибии практически перестали появляться. Они, конечно, не исчезли совсем, но появляться стали гораздо реже. Большинство техники этого вида составляют военные и служебные машины. Почему так случилось, можно вполне наглядно показать на примере Amphicar Model 770 — единственной крупносерийной гражданской амфибии в истории.

На рекламных снимках Amphicar смотрелся отлично, вот только в реальности применения ему нашлось куда меньше

Amphicar разработал немецкий инженер Ганс Триппель, энтузиаст плавающих автомобилей. Он работал над ними ещё во время войны, но нормальное финансирование для реализации гражданского проекта сумел получить только сильно после её окончания. В 1961 году машина была представлена на Нью-Йоркской автомобильной выставке, где вызвала интерес публики. Производство и продажи стартовали в том же году. Производитель, фирма Quandt Group, рассчитывал сбыть не менее 25 тысяч экземпляров машины, но на деле спрос оказался куда более скромным. Всего было выпущено и продано менее четырёх тысяч амфибий, производство пришлось остановить уже в 1965 году. Ещё три года распродавались старые запасы, после чего мероприятие свернули.

Что же пошло не так? Загибаем пальцы. Во-первых, стоил Amphicar дорого — владелец, по сути, получал малолитражку по цене седана. Недешёвым и хлопотным было также обслуживание, особенно в плане поддержания герметичности корпуса. Например, после каждого плавания конструкцию, во избежание появления коррозии, необходимо было смазывать в тринадцати точках, для доступа к которым требовалось поставить машину на подъёмник, а также снять заднее сиденье. Во-вторых, стать законным владельцем Amphicar было сложнее, чем в случае с обычным автомобилем. Требовались не только водительские права, но и права на вождение маломерных судов, что логично. В-третьих, имея в минусе все перечисленные расходы и хлопоты, в плюсе владелец получал… примерно ничего. Amphicar был посредственным автомобилем и не менее посредственным катером. К тому же было не очень понятно, кто и где должен его применять. Тем, кто живёт вдали от цивилизации, амфибия пригодилась бы — но только не Amphicar. Он был чисто городским автомобилем, не блистающим проходимостью. А, самое главное, для спуска на воду и выхода из неё требовал пологого ровного и твёрдого берега. Городскому же жителю, в свою очередь, амфибия была без надобности — для пикника пару-тройку раз в году проще и дешевле арендовать обычную прогулочную лодку. Amphicar оказался лишь забавной игрушкой — а количество желающих купить непрактичную безделицу по цене хорошего автомобиля никогда не будет велико. Сейчас эта экзотическая машина имеет культовый статус, став тем, чем, по сути, всегда и должна была являться — фестивальным экспонатом.

В этой истории, как в зеркале, видны все типичные проблемы гражданской амфибии. Дороговизна, сложность в обслуживании, замороченность юридического оформления, а главное — полная ненужность для большинства. Если преодоление водных преград на автомобиле является для человека развлечением, он, скорее всего, не готов за него настолько много платить. Если же это для него жизненная необходимость, то во-первых, таких людей относительно немного, а во-вторых, ему, скорее всего, нужен полноценный вездеход армейского класса, а не какие-то полумеры.

Понятно, что это не останавливает энтузиастов от строительства самодельных амфибий, и некоторые из них даже пытаются сделать из этого коммерческий стартап. Но по причинам, изложенным выше, их постигает судьба 99% стартапов — то есть быстрое и бесславное разорение. Серьёзно. Разумнее уж сразу летающими машинами заниматься — они хотя бы в городских пробках могут быть полезны среднестатистическому обитателю Земли.

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS .

  • FirstVDS
  • плавающие автомобили
  • машиностроение
  • автомобили
  • будущее

Учитесь плавать! 16 автомобилей-амфибий

Непреложная истина гласит, что автомобиль должен ездить по дороге, а лодка — передвигаться по воде. Но людям давно хотелось совместить эти два качества в одном транспортном средстве. Сегодня на Дроме — самые интересные, на наш взгляд, автомобили-амфибии.

Существует как минимум три причины возникновения плавучих транспортных средств, которые также могут перемещаться и по обычной дороге. Первая из них — армейские нужды и участие в военных действиях. Именно этим мы обязаны возникновению, например, разного вида гусеничных амфибий — танков и автотранспортеров, а также колесных БТР и т. д. Вторая причина — прикладное использование техники для работы, охоты или доступа в труднодоступные места. Самые яркие примеры — это наша Нива «Река» или разнообразные вездеходы типа «Шерпа» и BigBo. Ну и третья — сугубо развлекательная: автомобиль, который может еще и плавать, это априори очень «фановая» штука.

Сегодня мы поведаем вам о самых необычных и интересных представителях всех этих трех направлений, расположив их в хронологическом порядке появления на свет. Но мы сочли необходимым сделать одно исключение: рассказывать только о колесной, а не гусеничной технике, ведь иначе получился бы явный перекос в сторону «войны», и объема этой статьи попросту не хватило бы для описания гораздо более близких нам «гражданских» проектов. Но начнем все же с парочки образцов военной техники — некоторые экземпляры, кстати, до сих пор в строю.

GMC DUKW-353 (1941)

Естественно, что именно Вторая мировая война дала повод для бурного развития амфибий. Считается, что выпуск первого грузового автомобиля-амфибии весной 1941 года наладил концерн General Motors совместно с судостроительной фирмой Sparkman & Stephens. Им стал GMC DUKW-353, на котором многие решения применили впервые: три пары ведущих односкатных колес с шинами низкого давления, централизованную систему подкачки и… шасси от грузовика GMC CCKW. Кстати, 586 «уток» (прозвище — duck, англ.) в 1943–44 годах по ленд-лизу было поставлено в СССР. Бензиновый 4,4-литровый 6-цилиндровый двигатель развивал 91 л.с., что позволяло DUKW развивать 80 км/ч на суше и 10 км/ч на воде. При массе в 6,5 т вездеход мог перевозить 2,3 т груза. Несколько DUKW до сих пор используют в качестве туристического транспорта в больших речных городах, например, в Лондоне. По данным на 2002 год, береговая охрана США рапортовала о 75 DUKW, использующихся в коммерческих целях, и о 140 — на государственных несудоходных путях. Вот такая живучая техника!

Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen (1942)

Название Schwimmwagen говорит само за себя, ибо переводится с немецкого как «плавающий автомобиль». Из обычного «Жука» на рубеже 1930–40-х годов Volkswagen делал огромное количество техники. Например, в 1939 году Фердинанд Порше создает полноприводный Typ 87 (Kdf 38), а уже в 1940-м получает заказ на разработку амфибии для вермахта. Совместно с Эрвином Комендом в 1942 году удалось запустить полноприводный Typ 166 Schwimmwagen в серию, а до 1944 года было произведено более 14 000 экземпляров, что сделало эту амфибию самой популярной за всю историю! В конструкции использовалась пара дифференциалов повышенного трения (межосевой и задний) и «понижайка». От коленвала приводился в движение гребной винт на специальной откидной колонке. Двигатель от «Жука» развивал тогда всего 25 л.с., что, тем не менее, позволяло Typ 166 разгоняться на суше до 80 км/ч, а на воде — до 10 км/ч. Полезная нагрузка составляла около 450 кг, а запас хода — 520 км.

Amphicar 770 (1961)

Если Schwimmwagen стал самой растиражированной амфибией в целом, то самый популярный гражданский плавучий автомобиль (и единственный в истории крупносерийный коммерческий) — четырехместный Amphicar 770, который создал немец Ганс Триппель, а производили его с 1961 по 1967 годы и выпустили в итоге тиражом 3878 экземпляров. В качестве силовой установки использовался 1147-кубовый 43-сильный мотор от Triumph Herald, который на земле вращал задние колеса, а в воде запускал два гребных винта сзади. Индекс 770 не случаен: 7 миль/час (около 13 км/ч) — скорость на воде, 70 миль/час (110 км/ч) — скорость на асфальте. Большинство Амфикаров уехало на экспорт в США. Сейчас это настоящая легенда, которую не купить дешевле, чем за 110–130 тысяч долларов! Кстати, именно высокая цена, никудышный маркетинг и изменение норм безопасности в США погубили Amphicar в 1967 году…

ВАЗ-2122 Нива-«Река» Амфибия (1976)

Не все знают, что параллельно с разработкой обычной Нивы ВАЗ-2121 в Тольятти еще в 1971 году начали создание модели ВАЗ-2122 — внедорожника-амфибии, который прежде всего предназначался для Советской армии. Технические задания поступали из Министерств автомобильной промышленности и обороны, первая тестовая версия появилась в 1976 году (ВАЗ-Э2122), а процессом на ВАЗе руководил все тот же конструктор П. Прусов. Соответственно, и шасси, и двигатель использовали от Нивы, но кузов стал открытым, с тентом и откидным лобовым стеклом. Бамперы сделали максимально плоскими, а сзади присоединили прицепное устройство от УАЗа. Короб «Лодки», естественно, сделали герметичным, а в него убрали коробку передач и «раздатку». Были загерметизированы также все важные узлы — карданы, приводы, рулевые тяги, а глушитель выведен спереди под днище. В 1977-м появилась вторая доведенная версия ВАЗ-2Э2122, а в 1982 году — третья ВАЗ-3Э2122, потом модернизированные серии «400», «500» и «600». Но в серию советская амфибия так и не пошла: за 11 лет было выпущено 27 опытных образцов, среди которых, говорят, не было и двух одинаковых. До нашего времени дожили лишь три Нивы-«Река».

RMA Amphi Ranger (1985)

Немецкая фирма RMA (Rheinauer Maschinen und Armaturenbau) занималась изготовлением бурового оборудования и обслуживанием трубопроводов, который частенько находились в труднодоступных местах. Естественно, что для такой работы им понадобился действительно универсальный автомобиль-амфибия. За неимением подобного на рынке немцы решили… создать его сами, а для частичного восполнения затрат — продавать всем желающим. Оригинальный герметичный кузов был выполнен из специального алюминиевого сплава, не коррозировавшего даже в соленой воде, двигатель Cologne V6 OHV взяли от европейского Ford, а многие узлы и агрегаты — от серийных автомобилей других марок. Говорят, что на суше Amphi Ranger разгонялся аж до 145 км/ч и мог набрать около 17–18 км/ч на воде. Всего до 1995 года было выпущено менее 100 амфибий, что обуславливает их весьма высокую цену на «вторичке» — до $250 000.

Hobbycar В612 (1992)

По сути, после 1967 года — со «смертью» Amphicar 770 — в мире почти не было попыток создания автомобилей-амфибий вплоть до 1992 года, когда на Парижском автосалоне было представлено новое видение этой идеи — кабриолет Hobbycar B612. Кузов «Хоббикара» был изготовлен из углепластика и дополнительно упрочнен специальными балками из нержавейки. «Под капот» установили 92-сильный дизель Peugeot, что позволило легкому автомобилю развивать 150 км/ч на асфальте. На воде «максималка» была традиционно меньше — около 10 км/ч за счет работы двух водометов. Для облегчения спуска на воду и подъема на сушу была применена гидропневматическая подвеска от Citroen, позволявшая увеличить дорожный просвет до внушительных 300 мм! Но за Hobbycar просили так много денег, что он оказался невостребованным и, более того, привел фирму к скорому банкротству.

Gibbs Aquada (2003)

Первая амфибия в нашем сегодняшнем обзоре, которую по праву можно назвать скоростной, — 160 км/ч на суше и целых 50 км/ч на воде! — это стильный трехместный (водитель сидит посередине-спереди на специальном кресле с сервоприводом) бездверный кабриолет Gibbs Aquada с 2,5-литровым 175-сильным двигателем Rover KV6 и водометом, созданный в Британии и получивший более 60 патентов на различные инновации. В 2004 году Ричард Брэнсон — владелец Virgin Group установил на Gibbs Aquada новый рекорд пересечения Ла-Манша на автомобиле-амфибии — всего за 1 час 40 минут и 6 секунд. Предыдущий рекорд, кстати, принадлежал Amphicar 770 — на то путешествие в конце 1960-х годов было затрачено намного больше — целых шесть часов.

Rinspeed Splash (2004)

Есть в автомобильном мире имена, которые навсегда останутся в истории. Например, маэстро Франк Риндеркнехт — основатель компании Rinspeed в конце 1970-х годов и гений концептостроения, тюнинга и стайлинга. Если посмотреть на огромное количество работ Франка за все эти годы, то наверняка проникнешься невероятным уважением к его смелости. Но нас сегодня интересуют именно его проекты амфибий. Первый из них — углепластиковый кабриолет Splash (всплеск — англ.) — настоящий глиссер на подводных крыльях, который на расстоянии около 60 см от поверхности воды развивал скорость до 80 км/ч! Передние крылья были спрятаны в кузовные пороги, поворачивались на 90° вбок и наклонялись вниз (угол мог регулировать водитель) при помощи гидравлической системы, образуя V-образную несущую плоскость. Всего 750-кубовый турбомотор выдавал 140 л.с., что позволяло не тушеваться и на суше — «максималка» составляла серьезные 200 км/ч.

Dutton Surf (2005)

Тим Даттон заработал себе имя и состояние, когда в 1969 году открыл свой бизнес по производству и продаже разного рода кит-каров. Кстати, за 20 лет он реализовал более 8000 машинокомплектов! После ухода из этого успешного дела в 1995 году он вернулся с первыми автомобилями-амфибиями Dutton Mariner и Dutton Commander, изготовленными на базе, соответственно, Ford Fiesta и Suzuki Samurai. А в 2005 году Даттон представил миру кит-кар Surf со складной крышей на агрегатах современного Suzuki Jimny (с дизельным или бензиновым двигателями). Покупатель может как приобрести уже готовый Surf, так и собрать его самостоятельно, предварительно заимев себе «донора» — Jimny не старше 2005 года выпуска. Кстати, Тим Даттон стал единственным человеком в мире, дважды пересекшим Ла-Манш на амфибии.

CAMI Hydra Spyder (2006)

Hydra Spyder — это не только открытый спортивный автомобиль-амфибия, который способен развивать 200 км/ч на асфальте и до 85 км/ч на воде, но благодаря мощному 6,0-литровому 400-сильному силовому агрегату (500 сил в версии с турбонаддувом) от Chevrolet Corvette еще и таскать за собой пару воднолыжников — помимо четырех человек в «салоне»! Спасибо за создание этого красавца с алюминиево-углепластиковым кузовом мы должны сказать супругам Джону и Джулии Гилджэм из Южной Каролины, которые еще 1999 году основали компанию CAMI (Cool Amphibious Manufacturers International — «Изготовители крутых амфибий»). Правда, их Hydra Spyder появился только в 2006 году, зато стал одним из самых красивых автомобилей-амфибий в истории. Интересная фишка — независимая активная пневмоподвеска, при помощи которой убираются колеса при спуске на воду.

Rinspeed sQuba (2008)

Еще одно творение великого основателя швейцарской фирмы Rinspeed Франка Риндеркнехта — амфибия sQuba. И снова — совершенно оригинальное и необычное решение: если все описанные до этого экземпляры так или иначе держатся на поверхности воды, то Скуба, появившийся в 2008 году, может к тому же плавать и под водой как настоящая субмарина! Любители «бондианы», конечно же, помнят фильм «Шпион, который меня любил» 1977 года, где по подобной схеме был сработан… Lotus Esprit. Но то кино, а это — реальный прототип, который, кстати, тоже напоминает Lotus, но более современную модель Elise. Под водой родстер передвигается за счет двух винтов под задним бампером, а поворачивает при помощи двух водометов в передних арках. Винты, водометы и колеса (на суше) приводятся в движение отдельными электромоторами (!), питающимися от Li-Ion батарей. Единственный недостаток: водителю и пассажиру sQuba перед погружением необходимо надеть специальную экипировку и подсоединиться к кислородной магистрали. На асфальте Скуба может выдать 120 км/ч, а под водой — всего 3 км/ч.

Gibbs Humdinga (2012)

Почти десять лет прошло после появления скоростного Gibbs Aquada, и Алан Гиббс сподобился на еще более авантюрный и серьезный проект — Humdinga с кузовом из композитных материалов. Этого почти семиметрового трехтонного гиганта и сам Гиббс не зря называет грузовиком-амфибией — с шестиместным салоном, судовым двигателем V8 (370 л.с.) и полным приводом. Когда Humdinga переходит из наземного режима в водный (этот процесс занимает всего около пяти секунд), колеса убираются и силовая установка активизирует два поворотных водомета сзади. На суше автомобиль может разогнаться до 130 км/ч, а на воде — до 50 км/ч. Топливный бак на 166 л обеспечивает запас хода до 241 км на суше и 161 км на воде.

Watercar Panther & Python (2009–2013)

В этой главе мы решили объединить сразу две мощнейших амфибии от калифорнийской компании Watercar — «Питона» и «Пантеру». Python появился еще в 2009 году и сразу стал одним из самых быстрых автомобилей на воде. Под капотом был установлен V8 от Chevrolet Corvette с нагнетателем (мощность — 640 л.с. на твердом покрытии, 500 л.с. — на «жидком»), что позволяло разгоняться до 100 км/ч по суше всего за 4,5 секунды, набирать 160 км/ч на асфальте или 97 км/ч на воде. В 2013 году в Watercar представили еще одну амфибию — Panther, которая стала симбиозом Jeep CJ-8 Scrambler, 305-сильного 3,7 литрового мотора Honda, «лодки» из углеволокна и возможности при помощи гидравлики быстро (за 15 секунд) убирать колеса при спуске на воду. По асфальту «Пантера» разгоняется до 200 км/ч, а максимальная скорость спуска на воду — 24 км/ч. Стоимость «Пантеры» в сборе — около $140 000.

«Шерп» и BigBo (2014)

Ну а теперь новейшая страничка из истории амфибий в России — болотоходы «Шерп», AG20 и BigBo, о двух из которых мы подробно рассказывали на Дроме. Эти болотоходы с неповоротными колесам и шинами сверхнизкого давления — в той ли иной степени детища конструктора-самодельщика из Санкт-Петербурга Алексея Гарагашьяна, которые обладают положительной плавучестью, хотя и весьма невысокой скоростью на воде — около 5–6 км/ч. Конструктивно «Шерп» и BigBo очень схожи, отличаются лишь элементами и постройкой кузовов, двигателями (у «Шерпа» — дизель, у BigBo — бензин от Hyundai Accent), коробками передач — «механика» у «Шерпа» и «автомат» у БигБо, а также органами управления. Проходимость и умение плавать у этих вездеходов — выше всяких похвал, что делает их незаменимыми экспедиционниками или «охотниками».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *