Сколько стоит полис осаго в 2023
Перейти к содержимому

Сколько стоит полис осаго в 2023

  • автор:

Базовая ставка полиса ОСАГО в 2024

В 2024 году сохраняются базовые тарифы, введенные Центробанком в сентябре 2022 года: аккуратные водители по-прежнему платят меньше. Территориальные коэффициенты в половине регионов страны также снизились. Уменьшение сборов с безаварийных водителей, это тенденция всей страховой отрасли последних двух лет, равно как и повышение ставок для неаккуратных водителей. Выясняем, каков базовый страховой тариф ОСАГО, что формирует ставку и как сэкономить при покупке полиса.

Пампаду — один из крупнейших партнерских сервисов страны. Наша программа помогает страховым агентам, создателем контента, владельцам сайтов и арбитражникам монетизировать свои навыки или трафик. Мы предлагаем десятки продуктов, простые условия сотрудничества и работу с крупнейшими компаниями России.

Базовая ставка ОСАГО

Вместо фиксированной стоимости Центробанк устанавливает диапазон цен. Причин тому несколько — во-первых, таким образом даже государственное регулирование позволяет ОСАГО оставаться в рыночной плоскости. Покупателю дана возможность выбора. Во-вторых, это дает компаниям инструмент по ценообразованию, исходя из показателей водителя и автомобиля. Наконец, диапазон цен стимулирует водителя выполнять требования по аккуратному вождению, что вознаграждается пониженной ставкой.

Текущие базовые тарифы страхования ОСАГО выглядят следующим образом:

  • мотоциклы и мопеды — ₽324 – ₽2536;
  • легковые ТС — ₽1646 – ₽7535. Для юридических лиц и таксистов тарифы на порядок выше, например, для такси предельная стоимость равна ₽15756;
  • грузовые ТС — ₽1163 – ₽14957. Стоимость зависит от тоннажа;
  • автобусы — ₽1106 – ₽9144. Стоимость зависит от количества пассажирских мест;
  • ТС на электротяге — ₽1041 – ₽4997. Сюда относятся троллейбусы и трамваи;
  • тракторы — ₽451 – ₽3199, в том числе строительная колесная техника.

Относительно закона прошлой редакции, тарифы ОСАГО изменились на 30-50%. Но это не благотворительность — уменьшение ставки для аккуратных водителей компенсируется увеличением для неаккуратных. И если изменения базового тарифа выглядят еще консервативно, то КБМ (коэффициент бонус-малус) для высокорисковых автовладельцев вырос на 62,5%. Все эти изменения необязательно приведут к резкому улучшению ситуации на дорогах, но точно помогут страховщикам, что долгое время работали себе в убыток.

Помимо базовой ставки, изменения происходят и в самом ОСАГО. Так, в июле был принят закон о новом формате краткосрочной страховки. В 2024 году водители смогут приобретать полис на срок от 1 дня.

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2023 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом законодательства 2023 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 9 января 2022 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет "вилку" базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. "Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России") Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий "В" и "ВЕ", принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 1646 руб., максимальный – 7535 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (7535 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,8, для Санкт-Петербурга – 1,64. Максимальный коэффициент (1,8) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,68) – для городов Крыма, кроме Симферополя, городов Якутии, кроме Нерюнгри и Якутска и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент "бонус-малус". Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент "бонус-малус" у него будет максимальным (0,46), что соответствует 13-му классу. Для тех, кто только выпустился из автошколы, базовый тариф равен 3,92. Проще говоря, наш водитель сможет купить полис ОСАГО в 8,5 раз дешевле по сравнению с тем, кто первый год за рулем.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью 1 . Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

Важный момент: для сохранения класса КБМ нужно покупать полис каждый год (п. 6 Приложения 4 к Указанию). При этом не имеет значения, оформляется ли ОСАГО на свой автомобиль или на чей-то еще – главное, чтобы данные о водителе попали в АИС РСА. Если же водитель не приобретал страховку более года, его КБМ обнуляется. При обращении за новым полисом ему будет присвоен класс 3, что соответствует коэффициенту КБМ 1,17.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 2,27.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,91 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО "без ограничений", то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 1).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В", "BE") (п. 3 Приложения № 2 к Указанию)

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Страховщики объявили о повышении цен на ОСАГО в 2023 году

Фото: Shutterstock

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) ожидает рост цен на ОСАГО для молодых водителей, а также автомобилистов, попадавших в аварии. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на главу организации Евгения Уфимцева. По его словам, если в следующем году стоимость на запчасти резко не увеличится, то цена на «автогражданку» для 85% автовладельцев останется прежней.

Как сообщает руководитель союза страховщиков, средняя стоимость полиса обязательного автострахования с января по ноябрь 2022 года выросла на 10-12% и составила около 7 тыс. рублей. Основной причиной страховые компании называют резкий скачок цен, который был отмечен летом текущего года. По данным РСА стоимость на комплектующие для автомобилей выросла на 30%.

На сегодняшний день, по данным ВСС, 12% полисов передают в перестраховочный пул, который позволяет часть рисков по ОСАГО разделить между страховыми компаниями. Это значит, что по некоторым случаям тариф все равно не способен покрыть убытки, которые несут страховщики.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Фото: Shutterstock

19 декабря Российский союз автостраховщиков (РСА) представил обновленные справочники средней стоимости запчастей. По данным РСА, цены на запчасти, материалы, а также нормо-часы работы выросли на 27,7% по сравнению с теми, что были актуальны в марте. Однако страховщики отмечают, что актуальная стоимость деталей и услуг незначительно отличается от той, что установлена в справочниках от 19 октября. Согласно расчетам, она увеличилась в пределах 1%.

Напомним, с октября справочники начали составлять по новым правилам, в рамках которых страховые компании учитывают наличие оригинальных деталей на рынке, а также стоимость их аналогов.

В России подорожало ОСАГО: продолжится ли рост цен

Лидия Новикова, автор новостного контента Банки.ру

В январе — июне 2023 года средняя стоимость ОСАГО для физических лиц составила 7,2 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цена выросла на 21,6%, сообщают «Известия» со ссылкой на Банк России.

В ЦБ объясняют, что полис значительно подорожал для водителей, которые ранее неоднократно становились виновниками аварий, для молодых и неопытных автомобилистов, а также для владельцев такси и каршеринговых машин.

Что касается опытных и аккуратных водителей, на которых приходится около 60% договоров, то для них средняя стоимость страховки выросла на 8%. Подорожание объясняют ростом цен на запчасти, они выросли в среднем на 30%, а в некоторых случаях и в несколько раз.

Участники рынка подтвердили рост стоимости полиса. Так компенсируют подорожание запчастей, а также убытки по сегментам, в которых не хватает допустимых тарифов. В дальнейшем средняя стоимость полиса, скорее всего, повысится.

Сейчас на цену способно повлиять ослабление рубля, что может привести к очередному подорожанию запчастей примерно на 5–10% к концу года, считает основатель инвестиционной транспортной компании «ГТК Холдинг» Саид Залиев. По его мнению, к началу 2024-го средняя стоимость ОСАГО может достичь 7,5 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *