Транспорт без водителя как называется
Перейти к содержимому

Транспорт без водителя как называется

  • автор:

В "Сириусе" у Сочи запустили беспилотное такси

На федеральной территории "Сириус", примыкающей к Сочи, в пятницу состоялись первые поездки на беспилотном такси. Пока в тестовом режиме — с испытателем на водительском сиденье, но тем не менее машина едет самостоятельно, без рук на руле и ног на педалях. Роботакси от "Яндекс" — третье по счету в стране после московского района Ясенево и Иннополиса, города-спутника Казани.

Чтобы вызвать роботакси, нужно зарегистрироваться, получить подтверждение и выбрать в приложении "Яндекс Go" соответствующую опцию. Совершеннолетним пассажирам доступны несколько точек посадки и высадки: Университет "Сириус", "Сочи парк", отели Delta Sirius, Gamma Sirius, Олимпийский и Континентальный проспекты. Пока стоимость фиксированная — поездка обойдется в 100 рублей.

При посадке нужно дождаться характерного щелчка открывания двери, сесть в салон на заднее сиденье, пристегнуться ремнем и нажать на экране планшета, установленного между передними сиденьями, кнопку "начать поездку". Автомобиль плавно трогается и едет, строго соблюдая правила дорожного движения.

"Водитель-испытатель в экстренной ситуации может взять управление на себя", — уточнил водитель-испытатель Сергей. Во время поездки корреспондента "РГ" автомобиль затормозил перед резко тронувшимся с остановки автобусом и подрезавшим его автомобилем и пропустил спешившую скорую помощь и пешехода на "зебре".

Напомним, постановление правительства об экспериментальных правовых режимах, разрешающее эксплуатировать беспилотные автомобили, вышло в 2022 году. Согласно этому регулированию водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки, должен находиться в салоне автомобиля.

По словам руководителя фирмы роботакси Андрея Кармацкого, беспилотные автомобили постоянно сканируют все пространство вокруг себя на 360 градусов с помощью радаров, лидаров и камер и видят объекты в радиусе до 400 метров.

"Безопасность поездок на беспилотных автомобилях подтверждается результатами тестовой эксплуатации: автомобили проехали в автономном режиме более 27 миллионов километров. Основную часть флота составляют машины Hyundai Sonata. Тестирование роботакси в "Сириусе" — новый этап в развитии беспилотных технологий компании. Это сложная для автономного транспорта локация, где много светофоров, развязок и кругов, а также необычных участников движения, таких как велорикши", — отметил он.

Нажимаю на экран планшета, установленного между передними сиденьями, кнопку "начать поездку", и автомобиль плавно трогается

В "Сириусе" эксплуатируются почти 20 роботакси, а на поездки записались около сотни пассажиров. Организаторы надеются, что в будущем количество пользователей увеличится благодаря большому туристическому потоку. "Развитие технологий — одна из первостепенных задач создания федеральной территории. Мы много взаимодействуем с фирмой по разным направлениям и вошли в тройку мест в России, где проводится эксперимент по запуску беспилотных такси. Уверен, что эта услуга будет востребована как со стороны жителей, так и гостей "Сириуса", — отметил глава администрации федеральной территории Дмитрий Плишкин.

Первые пассажиры с интересом восприняли новинку и готовы сутки ждать подтверждения регистрации, чтобы прокатиться на роботакси.

"Интересно, но, конечно, жаль, что расстояния небольшие, поэтому больше похоже на аттракцион", — поделилась впечатлениями одна из первых пассажиров Мария. А вот сочинские таксисты, кажется, еще больше обрадовались и готовы отдавать заказы роботам, чтобы не стоять в душных адлерских пробках по пути в "Сириус". Пока сложно строить прогнозы и подсчитывать выгоду, но точно ясно: внедрение передовых технологий позволит стране активнее развиваться, а бизнесу экономить с помощью исключения человеческого фактора. Кстати, беспилотные такси полноценно используются в США и Китае.

Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси:

— Когда мы смотрим футуристические фильмы, то беспилотный транспорт, пожалуй, ключевой элемент развития городов, и сегодня такие технологии уже не кажутся фантастическими. Тестовые запуски в России беспилотного транспорта находятся в активной фазе, начиная от запуска грузовых беспилотников и до автономных складских автомобилей. Что касается перевозок пассажиров беспилотным транспортом, то интерес к развитию беспилотного такси в России с каждым годом растет, отрасль уже находится на этапе принятия технологии в городских условиях. Но на пути к полноценному внедрению мы видим несколько проблем. Одной из главных является отсутствие в России четкого и полного законодательного регулирования в области беспилотных автомобилей. Это создает неопределенность и затрудняет процесс внедрения беспилотного такси. На разработку соответствующих нормативных актов может уйти довольно много времени.

Россия разрешила беспилотным такси ездить без водителя

Правительство России приняло постановление, разрешающее в стране беспилотные автомобили без водителя, а также перевозку на беспилотниках пассажиров и багажа. Пока эти правила приняты в виде экспериментального правового режима, который будет действовать лишь в нескольких небольших регионах, но через несколько лет на его основе планируется принять постоянные правила, регулирующие беспилотный транспорт в России.

Исследование: опенсорс в России.

Российские компании уже несколько лет разрабатывают и испытывают на дорогах беспилотные автомобили, этим занимаются Яндекс, Сбер, «Старлайн», «КАМАЗ», «Эвокарго» и другие. Но законодательство, регулирующее езду на дорогах общего пользования, было написано для классических машин с водителем, который и управляет ей, и отвечает за возможные аварии. Поэтому пока разработчики получают отдельные разрешения на езду в тех или иных местах, причем практически все поездки происходят с водителем-испытателем за рулем, который следит за работой автопилота и может перехватить управление. Из этого правила есть редкие исключения, например, в Сколково и Иннополисе Яндекс договорился с местными властями о езде без водителя за рулем, но и в этих заездах машина всегда передвигается с инженером, сидящем на переднем пассажирском сиденье.

В 2018 году власти начали создавать более цельное федеральное законодательство. Тогда регулирование было оформлено в виде эксперимента по испытанию беспилотных автомобилей. Теперь же правительство приняло постановление, вводящее на отдельных территориях России экспериментальный правовой режим, расширяющий возможности компаний-разработчиков беспилотных автомобилей.

В документе, принятом правительством 9 марта, отмечается, что его цели — создание полноценного регулирования беспилотных автомобилей и «формирование новых видов и форм экономической деятельности», под которыми подразумеваются беспилотные транспортные сервисы. Постановление вводит два вида беспилотных автомобилей, или высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). ВАТС 1 — это беспилотный автомобиль с водителем-испытателем с безаварийным стажем от трех лет, который находится за рулем или на переднем пассажирском сиденье и следит за работой автомобиля. ВАТС 2 передвигается без водителя-испытателя, но под присмотром удаленного оператора.

Первые 100 часов работы ВАТС 2 может ездить под наблюдением и оператора, и человека на месте, затем еще 100 часов необходимо отъездить под присмотром оператора, а после этого один оператор может следить сразу за несколькими машинами. Если такие испытания хотя бы для одной такой машины в регионе прошли успешно, компания получает право эксплуатировать их, то есть возить людей и багаж, а также брать за это плату. Все то же самое можно делать и на ВАТС 1, но без необходимости в обязательном поэтапном тестировании.

Постановление разрешает использовать беспилотные автомобили только на определенных территориях. ВАТС 1 с пассажирами и багажом можно использовать в московском районе Ясенево, в центре «Сколково», в татарстанском Иннополисе и на федеральной территории «Сириус», находящейся рядом с Сочи. Также на примерно сотне улиц Москвы ВАТС 1 можно использовать без пассажиров и груза. ВАТС 2 же можно применять только в Иннополисе и «Сколково».

Перед началом использования на машины нужно получить заключение о соответствии требованиям безопасности, причем его можно получить сразу на партию до 150 машин, в таком случае проверяющие органы берут на тестирование одну случайную машину. Помимо обычной страховки ОСАГО, каждая машина должна быть застрахована на 10 миллионов рублей. В документе прописана и ответственность за беспилотник типа ВАТС 2, в котором нет водителя, если он причинит вред здоровью человека: она ложится на оператора, компанию или людей, ответственных за техническое состояние автомобиля. Если беспилотник (любого из двух типов) нанес человеку средний или более тяжкий вред здоровью вплоть до смертельного исхода, статус компании в экспериментальном правовом режиме приостанавливается. Пока право участвовать в нем получил только Яндекс (ООО «Яндекс.Испытания»), но режим разрешает присоединение других компаний.

Постановление вступит в силу через 20 рабочих дней после подписания, то есть в середине апреля. Ранее Яндекс заявлял, что планирует запустить беспилотное такси в Ясенево вскоре после того, как постановление будет принято и вступит в силу.

Недавно регулирующие органы США разрешили беспилотным автомобилям избавиться от руля и педалей. Российское законодательство пока требует наличие традиционных органов управления, но компании уже разрабатывают машины без них, например, в прошлом году такой беспилотник представил Сбер.

Беспилотное такси

По мере стремительного развития инновационных технологий беспилотные автомобили стали почти реальностью и уже несколько лет являются одной из самых обсуждаемых тем в мире.

Транспортные средства оборудуются системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека, что позволяет нам сев в машину заниматься своими делами, пока она сама везет нас до места назначения.

Но несмотря на то, что машины становятся все более самостоятельными, до полной автоматизации дело пока не дошло и участие в процессе водителя все еще необходимо.

Крупнейшие производители автомобилей и технологические компании по всему миру тестируют самоуправляемые автомобили, готовясь в скором времени выпустить свою продукцию на рынок.

Международная организация SAE разработала систему классификации автоматизации автомобилей, которая состоит из 6 уровней: начиная с нулевого, где водитель полностью контролирует процесс движения, и заканчивая пятым, где автомобиль полностью делает все сам в любых обстоятельствах.

Google

Беспилотное такси Google (Waymo)

Компания Google (Waymo) начала разработку самоуправляемых автомобилей в 2009 году и потратила свыше $1 млрд на разработку технологий. После многолетних испытаний на закрытых участках дорог приступила к публичному тестированию полностью самоуправляемых автомобилей без водителя на дорогах города Финикс. В ходе тестов сотрудники компании садились на заднее сиденье автомобиля, выбирали один из трех предложенных маршрутов, и затем машины доставляли их до места назначения. По словам представителей Waymo, в ближайшие месяцы жители Финикса смогут вызывать автомобиль без водителя через приложение для заказа такси.

Uber

Беспилотное такси UBER Volvo XC90

Осенью 2016 года Uber запустила пилотный проект в центре Питтсбурга (штат Пенсильвания, США), который позволяет клиентам добраться до места назначения на самоуправляемом автомобиле. На передних креслах внедорожника Volvo XC90, оборудованного системой автопилота и массой датчиков, сидят два человека, которые в экстренной ситуации должны принимать управление автомобилем на себя. В опубликованном пресс-релизе компания Volvo заявила, что предоставит Uber 24 000 полностью автономных кроссоверов XC90 в период с 2019 по 2021 годы.

Ford

Беспилотное такси Ford

Компания Ford планирует выпустить полностью автоматизированную машину, у которого не будет ни руля, ни педали тормоза уже в 2021 году для поставки в службы такси. На первом этапе автономные машины не будут обслуживать реальных клиентов. Компания намерена проводить испытания, пока не будет полностью уверена в удобстве и безопасности поездок. В целях испытания в американском городе Анн-Арбор (Мичиган) совместно с сетью ресторанов Domino’s Pizza был запущен совместный проект, в рамках которого пиццу доставляли беспилотные Ford Fusion Hybrid.

NVIDIA

Прототип беспилотного автомобиля BB8 от компании NVIDIA Corporation может передвигаться как по обычным дорогам с асфальтовым покрытием, так и по грунтовым дорогам без разметки и твердого покрытия. BB8 управляется специализированным автомобильным суперкомпьютером Drive PX 2, который был представлен на выставке CES 2016. NVIDIA Drive PX 2 обладает вычислительной мощностью в восемь терафлопсов и использует алгоритмы глубокого обучения для отслеживания ситуации вокруг автомобиля и построения самого удобного и безопасного маршрута.

Intel

После поглощения компании Mobileye (разработчика средств компьютерного видения для самоуправляемых автомобилей) корпорация Intel сообщила, что построит флот автомобилей с четвёртым уровнем автономности. Разрабатываемая система будет включать в себя программное обеспечение, умеющее реагировать на различные дорожные ситуации и соблюдать правила дорожного движения, а также камеры, средства обработки сигналов, технологию картографирования и т.д. Intel считает, что быстрорастущий рынок самоуправляемых транспортных средств в 2050 году будет оцениваться более чем в $7 триллионов и собирается занять место ведущего поставщика технологий.

Baidu

Беспилотное такси Baidu BAIC

Китайский поисковая система Baidu, последние несколько лет работающая над технологиями для самоуправляемых автомобилей, объявила о заключении партнерского соглашения с автопроизводителем BAIC, по условиям которого в 2019 году BAIC начнет выпуск самоуправляемых машин третьего уровня, а беспилотные машины четвертого уровня начнут сходить с конвейеров BAIC в 2021 году.

Яндекс.Такси

В середине мая 2017 года российская компания Яндекс.Такси провела испытания беспилотного автомобиля. Рабочие прототипы уже умеют передвигаться по заданному маршруту, объезжать другие автомобили и людей. В случае если препятствие нельзя объехать, машина останавливается. Программное обеспечение при помощи камер распознаёт знаки и разметку, а также устанавливает где находятся другие машины, люди и объекты. Лидар кругового обзора, установленный на крыше автомобиля, с помощью лазерного излучателя сканирует окружающее пространство. На основе полученных данных составляется трёхмерная карта, вычисляются точные расстояния до объектов вокруг машины.

Сингапур

Беспилотное такси nuTonomy Сингапур

Первое в мире беспилотное такси было запущено в Сингапуре в августе 2016 года компанией nuTonomy, разработчиком компьютерных программ для автономных автомобилей, базирующейся в США. В начале компания получила разрешение от правительства Сингапура для проведения испытаний беспилотных автомобилей на ограниченной территории в окрестностях города. Затем начались испытания и с пассажирами. Учитывая, что nuTonomy сама не производит автомобили, для оснащения собственным программным обеспечением и видеокамерами используются серийные электромобили Renault и Mitsubishi. Автомобили оснащены сложной системой лазеров, которые работают как радары, отслеживая остальных участников дорожного движения, и видеокамерами, управляемые компьютером.

Аэропорт Хитроу

Беспилотное такси в аэропорту Хитроу (Лондон)

В апреле 2011 года в аэропорту Хитроу (Лондон) были запущены полностью автоматические маршрутные мини автобусы, которые едут по специальному желобу и останавливаются на специальных остановках. Максимальная скорость передвижения составляет 40 км/ч, а вместимость — 4 человека. Эти автобусы на 70% экономичнее автомобилей и на 50% — обычных автобусов.

Дубай

Таксомоторная компания Dubai Taxi Corporation готовит к запуску беспилотное такси на базе электромобилей Tesla. Фирма уже закупила 50 седанов Tesla Model S и кроссоверов Tesla Model X, которые в первое время будут базироваться в международном аэропорту Дубая и совершать поездки под управлением водителя. В будущем эти такси полностью перейдут на управление автопилота, однако точные сроки этого перехода не называются. В планах дубайского таксомотора закупить ещё 75 электромобилей в 2018 году и столько же Tesla в 2019 году.

Крупнейших инвестиционный банк Goldman Sachs опубликовал доклад, согласно которому рынок мобильных сервисов заказа такси к 2030 году вырастет в восемь раз. Учитывая, что сейчас на мобильные сервисы приходится лишь треть всего мирового рынка такси, то к 2030 году такие сервисы будут превосходить традиционное такси в пять раз.

По мнению аналитиков швейцарского банка UBS, появление в ближайшие годы на дорогах беспилотных такси приведёт к значительному снижению цен на поездки, понизив плату для пассажиров на 80%, что сделает владение собственным автомобилем почти вдвое дороже, чем использование “роботакси”».

  1. Главная
  2. Беспилотное такси

Беспилотные машины уже ездят по Москве. Прокатились на авто под управлением робота-педанта

Сергей Бобылев/ ТАСC

Сегодня мы постоянно встречаем в прессе истории о беспилотных автомобилях, способных оставить без работы водителей. Машина, которой не нужен человек за рулем или вообще руль, по задумке должна стать такой же привычной, как когда-то лифты без лифтеров или звонки по межгороду без помощи телефонисток. В России в 2025 году, по одному из прогнозов, могут продать 20–40 тыс. таких авто. Хотя аварии с беспилотниками в США сбитый пешеход, ДТП с грузовиком показали, что задача труднее, разработчики продолжают улучшать технологии, а правительства стран принимать законы для них. В прошлом ноябре в России разрешили тестировать беспилотные автомобили на общих дорогах. С мая 2019 года беспилотники "Яндекса" ездят по Москве. Корреспонденты ТАСС прокатились на машине будущего, выяснили как "видит" мир автопилот и когда эти автомобили станут повседневностью.

В Москве 35 беспилотников. Вы их не замечаете

Если вы увидите беспилотник на дороге и не будете рассматривать его, то, скорее всего, не поймете, что это он. Вы бы заметили, если водительское место было пустым, но постановление, по которому разрешено тестировать эти машины в городах, не позволяет делать это без водителя. Поэтому вы увидите обычную иномарку с человеком за рулем и вряд ли будете приглядываться, чтобы понять, что руль крутится сам по себе.

Читайте также
Как изменится авторынок в России через семь лет

За рулем Ярослав, он инженер в "Яндексе" и прошел обучение для допуска к испытаниям. Мы с фотографом взяли свои водительские удостоврения, но зря, нам нельзя за руль. Задача Ярослава — "подстраховывать" алгоритм — брать управление, если что-то пошло не так. Он заводит "Тойоту Приус", переделанную в беспилотник, и смотрит на большой экран между водительским и пассажирским местом. Нужно убедиться, что компьютер видит все вокруг.

Мы видим, как по экрану движутся люди в белых прямоугольниках, а другие машины — в желтых. Это значит, что программа все распознала, можно ехать. Ярослав вручную выезжает со двора гаража на Аминьевское шоссе (автопилот умеет делать это сам, но рядом ремонтируют дорогу), отпускает руль и откидывается на спинку кресла. Машина на экране, как в игре, движется по зеленой, а потом по красной полосе — так отображается набор скорости.

Хотя внимательный человек заметит пару деталей и "раскусит" водителя. На крыше беспилотника черное "ведерко": это лидар — лазерный сенсор, определяющий расстояние машины до других объектов. Впереди, сзади и по бокам машины — камеры, их шесть, обычную машину так не "обвесят". Еще у автономного авто внизу радары — они нужны, чтобы видеть положение машины в пространстве, но их не видно, они под бампером. Внимательный водитель задумается, что значит буква "А" на заднем стекле. Ну или попросту увидит надпись "беспилотный автомобиль" на двери авто.

Сегодня 35 беспилотных машин днем и ночью катаются по московским дорогам. Мы поедем по Аминьевскому шоссе и ул. Мосфильмовской. У "Яндекса" есть маршруты, например, по Мичуринскому и Комсомольскому проспекту. Скоро и машин, и маршрутов будет больше, сейчас еще 15 автомобилей в процессе сертификации, которой занимается Минпромторг. До конца года по городу, по плану, будет кататься сотня беспилотников.

Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила

Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно. "Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить. Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера", — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей "Яндекса".

"Мозг" машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу "познакомили" с Хамовниками и некоторыми другими районами.

Мы с фотографом сидим на пассажирских местах. Я сзади, он на переднем сиденье. Я не чувствую себя героем фантастического фильма вроде "Я робот" или "Особое мнение", где люди ездят на беспилотниках. За рулем есть человек, возможно, поэтому нет ощущения, что поездка какая-то необычная. Вот только едет машина непривычно медленно. С такой же робкой скоростью я каталась первую неделю после получения прав. Наш фотограф замечает, что автопилот "резковат в движениях, не объезжает ямы и лужи, ощущение, что рулит новичок". И другие водители поступают с ним, как с неопытным шофером, нас обгоняют все — грузовики, маршрутки и малолитражки типа "Матизов" и "Пиканты".

"Здесь разрешена скорость 60 километров в час, — Юлия Швейко, пресс-секретарь "Яндекса", сидит рядом и объясняет, что происходит. — Мы едем со скоростью 59 километров в час. Другие водители знают, что можно ехать быстрее, потому что нет штрафа за превышение скорости до 20 километров в час".

Алгоритм-водитель — это педант, соблюдающий все правила дорожного движения. В этом и смысл, есть надежда, что на дорогах с беспилотниками станет безопаснее. Превышение скорости — главная причина ДТП в России.

Хотя неумение нарушать ПДД — это и слабое место. "Если впереди авария, а чтобы объехать, нужно выехать на встречку, то беспилотник остановится и никуда не поедет, — говорит Юлия Швейко. — У человека не возникнет вопроса, что делать, — он аккуратно объедет препятствие, слегка нарушив правила. Сейчас в ситуации, непонятной для алгоритма, пилот-испытатель забирает управление. А мы накапливаем опыт, чтобы учить машину понимать, как адекватно поступать в таких случаях".

Мы стоим на светофоре. Видим на экране красный забор перед капотом, то есть программа понимает, что ехать нельзя. "Хёндай" в соседнем ряду начинает движение чуть раньше, чем загорается зеленый свет.

Карты, знаки, люди. Как думает алгоритм-водитель

В багажнике беспилотника компьютер, на котором хранятся базы с картами. Это не карты, как в "Яндекс.Навигаторе", а более продвинутые — HD-карты. Все в мире компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, создают их сами.

"Беспилотник ориентируется не только на то, что видит вокруг, но и на свои карты, — говорит Юлия Швейко. — Частый вопрос: "Как машина будет ехать, если на дороге не видно разметку, например, зимой из-за снега?" Алгоритм знает, что она есть, потому что обращается к карте. Если утром начался ремонт дороги, эта информация появится в наших "Яндекс.Картах" и в HD-картах и программа будет знать об этом. Хороший интернет, поколение 5G-сетей не нужны. Мы намеренно создаем такие системы, которые не зависят от инфраструктуры, могут принимать решения там, где нет связи с Сетью".

Первое — машина находит себя по картам. Второе — она анализирует, что вокруг нее: какие объекты, препятствия, как и с какой скоростью движутся машины. Третье — алгоритм предсказывает, как будут вести себя все в дальнейшем: сохранят ли машины скорость, траекторию движения. "В двух словах не расскажешь, как выглядит "мыслительный процесс" программы, но обнаружение себя и прогнозы она делает десятки раз в секунду", — уточняет Швейко.

Впереди автобус снижает скорость перед остановкой. Беспилотник останавливается за ним. "Мы не видим людей, но они могут выйти из-за автобуса, — объясняет Швейко. — Если пешеход выходит на дорогу — машина останавливается. У нас был случай в Иннополисе (татарский IT-городок в 40 км от Казани) — человек "голосует", чтобы поймать такси. Машина "видит" его, предполагает, что он будет переходить, снижает скорость. Мужчина думает, что его подберут, и идет к ней. Беспилотник останавливается, а он садится назад".

Мы возвращаемся на стоянку. Машина сделала круг за десять минут. Ярослав паркуется в ручном режиме и собирается на заправку.

Зачем "Яндекс" испытывает машины в Израиле

В Иннополисе беспилотный автомобиль "Яндекса" катается уже год. У него там больше свободы, по правилам иннограда, испытатель сидит на переднем пассажирском месте. На этих дорогах автопилота научили "видеть" мелких животных. "В Иннополисе через дорогу часто бегают зайцы, — говорит Артем Фокин. — нам пришлось научить автомобиль распознавать их и приостанавливаться. Теперь зайцев, кошек и более крупных животных программа знает".

Чем больше знает алгоритм, тем лучше. Пару месяцев назад три беспилотника начали кататься по улицам в Тель-Авиве. Требования в Израиле к тест-драйву, кстати, как и в России: человек подстраховывает автопилот в водительском кресле.

"В Тель-Авиве много мотоциклов, скутеров, электросамокатов, — объясняет Фокин. — Мы собираем данные о поведении двухколесного транспорта. Если мы захотим запуститься, скажем, в Италии, или где-то еще, где много велосипедов и скутеров, — нам будет проще. Регулирование беспилотных автомобилей в Израиле делает первые шаги, но это одна из немногих стран, где есть соответствующие нормативные акты. До конца года мы запустим там еще десять автомобилей. И мы открыли там офис, набираем местную команду разработчиков. Они будут вместе с российской командой работать над технологией и решать задачи, которые появляются по мере тестирования в этом регионе".

Когда беспилотники смогут заменить водителей

Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.

"Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: "Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?" Ответ: "Я не знаю". Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран".

На стоянке три беспилотных автомобиля — "Тойота" и "Хёндай". Наш фотограф — водитель со стажем, следит за новинками автопрома — с любопытством их рассматривает. Он говорит, что не хотел бы отдавать руль роботу. Все же пересадить водителей на беспилотники — это не то же, что отказаться от лифтеров или телефонисток. Вы знаете что-то о фанатах, которые ни в какую не хотели звонить по межгороду без посредников? Но есть люди, которые обожают водить машину. У меня, впрочем, наоборот большие надежды на технологию. Пару лет назад я чуть не попала в аварию на трассе, после чего думала о киберпанк-будущем с беспилотниками как о прекрасном времени.

Анастасия Степанова, Константин Крашенинников

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *