Что такое лямбда зонд в автомобиле
Перейти к содержимому

Что такое лямбда зонд в автомобиле

  • автор:

Зачем нужен лямбда-зонд, часто задаваемые вопросы

Автолюбитель пошел нынче грамотный — даже владельцев стареньких "Жигулей" не удивишь заморскими словечками ABS, ESP, Jetronic, катализатор, инжектор, лямбда-зонд. Последний термин, правда, больше волнует владельцев иномарок. Случается, в автомобиле вдруг "тяга" упала, он стал есть бензин: как не в себя, опять оштрафовали за СО, а причина всего этого неизвестна. На СТО мастера скажут: "Лямбда сдохла", предложат ее заменить, но цены! А не поможет, тогда что? Среди знакомых никто толком не знает, как к "лямбде" подступиться: "вещь в себе". Действительно, лямбда-зонд — штука загадочная, но все же давайте попробуем в этой загадке разобраться.

Лямбда-датчик зондирует выхлоп

Зачем нужен лямбда-зонд

Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе — катализаторы) — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам "долголетие" невозможно — вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).

Название датчика происходит от греческой буквы l (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, l равна 1 (график 1). "Окно" эффективной работы катализатора очень узкое: l=1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом — путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (l)

Полное сгорание и максимальная мощность достигается при l=1.

Рис. 1. Схема l-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя

1 — впускной коллектор; 2 — двигатель; 3 — блок управления двигателем; 4 — топливная форсунка; 5 — основной лямбда-зонд; 6 — дополнительный лямбда-зонд; 7 — каталитический нейтрализатор.

Принцип работы

Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов "дышит" выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 — 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 — 0,9 В (график 2).

Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.

Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (l) при температуре датчика 500-800оС

А — условная точка средних показаний (Uвых " 0,5 В, при l=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение О2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение О2 в выхлопе).

Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем

1 — керамическое основание; 2, 8 — контакты НЭ; 3 — нагревательный элемент (НЭ); 4 — твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 — защитный кожух с прорезями; 6 — металлический корпус с резьбой крепления; 7 — уплотнительное кольцо; 9 — выводы датчика.

В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке "тает" на глазах, из трубы валит черный дым, СО "зашкаливает", а двигатель "тупеет" и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут — ЭБУ не распознает "чужие" сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту "игнорирует".

При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 — 0,3% до 3 — 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или "пробивки" секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.

Вообще лямбда-зонд — наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 — 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо — свинец "отравляет" платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

Рис. 2. Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе

1 — твердый электролит ZrO2; 2, 3 — наружный и внутренний электроды; 4 — контакт заземления; 5 — "сигнальный контакт"; 6 — выхлопная труба.

Рис. 4. Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов

а — без подогревателя; б, с — с подогревателем.

* цвет вывода может отличаться от указанного.

Махнем не глядя!

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно — черный). "Массовый" провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету "накального" вывода подогревателя — он всегда красный. При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с "массой" автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный "минус", а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к "плюсу" аккумулятора.

Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.

Редакция благодарит специалистов фирмы "ЭСО-Автотехникс" и центра "Инжектор-сервис" за помощь в подготовке статьи.

Владимир Корницкий. Фото автора. http://www.autocentre.com.ua

Принимаем:

Что такое лямбда-зонд?

Лямбда зонд считывает количество отработанных газов. На автомобили ставят катализатор с целью снижения опасных веществ в отработанных газов. Эффективность работы механизма достигается путем контроля и эксплуатацией, прописанной заводом изготовителем. Этот механизм позволяет существенно сэкономить на топливе, от 15% и выше.

Лямбда зонд

Принцип работы зонда

Это сенсор с инжекторным впрыском бензина. Он считывает величину O2 в использованных газах. Поступает сигнал инжектора в электронный блок. Затем регулирует объем подаваемого бензина в цилиндры. Определяет угол вращения коленчатого вала от появления искры до момента, когда поршень достигнет верхней мертвой точки.

Сенсор считывает информацию с устройства для замера абсолютного давления на инжекторах в коллекторе и с расходомера воздуха, попадающего во впускной коллектор. Концы вакуумной трубки подсоединены к коллектору и датчику давления. Именно по сведениям этой трубки зонд дает сигнал на электронный блок.

Исходя из этого, электронный блок понимает, сколько нужно подать бензина в цилиндр, а по зонду определяет объем бензина.

Как выглядит датчик концентрации кислорода

В виде двух электродов. Металлический с керамическим изолятором называется внешним и имеет платиновый наконечник. Они рассчитывают численность O2 в выхлопных газах. Внутренний сделан из циркония и его рабочая температура до 1000C, поэтому у лямбды зондов есть подогреватели.

 Конструкция лямбда-зонда

Датчики кислорода бывают двухточечного и широкополосного типа.

Двухточечный кислородный датчик имеет два электрода и считывает содержание кислорода в отработавших газах.

Широкополосный применяют на машинах последнего поколения. Он имеет закачивающий и двухточечный керамические элементы. Он поддерживает постоянное напряжение за счет изменения силы тока закачивания.

Как понять, что лямбда зонд неисправен

Если замечено, что автомобиль расходует топлива больше обычного первый признак неисправности. Есть различные причины увеличения расхода. Изношенный зонд увеличивает топливо в рабочей смеси. Одновременно с этой неполадкой может плохо запускаться двигатель или заливаться свечи. Компьютерная диагностика часто не видит проблемы датчика, но этот момент нельзя пропустить.

Основные признаки:

Выделение токсичных выхлопных газов; резкое увеличение оборотов, на миг включается значок check engine; нестабильность при холостых оборотах; перегрев катализатора.

Зонд точен, различает моменты, влияющие на оптимальную работу транспортного средства, восприимчив к качеству бензина. Основная его задача — отработанные газы, а качество топлива — главная проблема несоответствующей пропорции углекислого газа и кислорода из топливно-воздушной смеси.

Важный момент в авто — инжекторная система.

Когда электроника теряет связь с датчиком, то срабатывает аварийная карта. На панели загорается значок «check engine», дающий знак водителю о немедленном обращении в сервис для выяснения причин поломки.

Лямбда зонд работает по методу электрохимической цепи в электролите. Керамика полностью легирована О2 и металлом иттрия, сверху нанесены электроды с покрытием из платины, насыщенные газообразным хлором. Датчик сканирует остаточный O2 в альдегидах после нагревания до 300-400 C. Таким образом, циркониевый электролит становится более проходимым.

При морозе применяют подогрев для увеличения максимальной точности механизма.

Что сокращает его срок эксплуатации:

  • ужасное состояние поршневых колец;
  • антифриз залил цилиндры;
  • обогащенная ТВС;
  • система зажигания дает постоянный сбой;
  • если на наконечник постоянно попадает моторное масло и конденсат;
  • неправильная установка датчика;
  • попадание этилированного топлива в бензобак.

При поломке расход бензина увеличивается в разы и со старта разогнаться становиться тяжело. Менять и диагностировать датчик рекомендуется только на станции техобслуживания.

Смена старого зонда на новый собственноручно может привести к необратимым последствиям и дорогому ремонту.

Кодировка клемм при демонтаже

  • провода, отвечающие за сигнал, черные;
  • заземляющий провод белого, серого или желтого оттенка;
  • нити накаливания у титановых датчиков красные.

На моторах с турбодвигателем ставят два циркониевых зонда:

  • подогрев — провод белого цвета;
  • сигнал черного цвета;
  • масса — серого.

Электронный блок управления

Цветовая маркировка проводов и разъемов обычно отличается друг от друга и зависит от фирмы — изготовителя. Маркировка кабелей подогревателя датчика по стандарту одноцветная. В приоритете белый цвет. При этом эти провода отличаются от сигнального датчика. Сигнальный провод черный всегда, при любых обстоятельствах.

Если снять защиту коллектора, то можно увидеть такую картину: датчик кислорода прикипел. Если нет возможности тут же отправиться на станцию техобслуживания, то при помощи технического фена и газового ключа на полной мощности его отогревают в течение 15 минут. Процесс не безопасен, лучше это сделать на СТО.

Лямбда для Вольво

В 1960 г. компания Bosch внедрила и придумала датчик концентрации кислорода, получивший имя лямбда зонд. Первый поставили на 244-ую модель Volvo.

Недавние модели Вольво имеют уже два зонда.

Один находится перед катализатором (верхний датчик кислорода). Второй предназначен для проверки надежности катализатора — нижний датчик кислорода. Отличий в конструкции нет, но функции их различны. В отработанных газах остается кислород, верхний датчик определяет его количество.

Существует следующие виды широкополосных зондов:

  • диоксида циркония;
  • диоксид титана.

Циркониевому датчику приходится генерировать напряжение. Свойство оксида циркония в электрическом потенциале составляет 1в. Титановому датчику приходится генерировать напряжение до 5в. Он значительно дороже, срок службы выше и дает абсолютно точные показания.

Сейчас на автомобильном рынке есть 5 крупных производителей таких датчиков кислорода: Profit, Bosch, NGK, Delphi и Denso.

Что такое лямбда зонд в автомобиле

  • Главная
  • Блог
  • Лямбда-зонд

Лямбда-зонд: строение, признаки неисправности, методы диагностики

В автомобилях содержатся датчики в большом количестве и разнообразии. Их задача состоит в контроле исправности автомобильных агрегатов, узлов, компонентов и систем. Лямбда-зонд выступает как один из важнейших помощников водителя. Однако и он способен выйти из строя или полностью сломаться. Не всем автовладельцам известно, как проверить лямбда-зонд своими силами, чтобы не пришлось посещать автосервис.

Где размещен лямбда-зонд

Лямбда-зонд имеет простое исполнение в виде датчика, используемого для замера уровня кислорода в выхлопной системе для сравнения со стандартом. По своей сути это кислородный датчик. Когда он получает неподходящие показатели от него транслируется сигнал в управляющий блок.

razmeschenie lambda zonda

Где лямбда-зонд размещен зависит от того, сколько в автомобиле установлено и используется датчиков. В автомобилях, сошедших с конвейера до 2000 года, обычно использовался только один датчик. Модели более позднего выпуска оборудованы парой. Первый обычно размещен под капотом, а второй – под днищем.

Принцип работы

Выхлопные газы пропускаются сквозь датчик лямбда-зонд, внутрь которого подается свежий атмосферный воздух. У чистого воздуха и отработанных газов имеется большая разница в том, как они окисляют, и это приводит к образованию разницы потенциалов. Показатели транслируются в ЭБУ.

ustroistvo la

Датчик устроен достаточно сложно, поэтому внутри находятся электроды, токопроводящие элементы, контакт для передачи сигнала и электроды. Система включается в работу исключительно после того, как будет достигнут прогрев до 300-400 градусов Цельсия. Эта температура позволяет твердому электролиту начинать генерировать электричество.

Виды датчиков

В транспортных средствах, которые выпускаются в последние десятилетия, используются датчики лямбда-зонд нескольких типов:

  • Циркониевый. Эта модель считается одной из популярнейших, в ней основным компонентом служит диоксид циркония. В работу элемент включается исключительно после нагрева до 350 градусов Цельсия. Вмонтированная деталь для нагрева, облаченная в керамический изолятор, обеспечивает ускоренный нагрев. Датчик может быть 1, 2, 3 и 4 проводным.
  • Титановый. Для изготовления наконечника устройства используется диоксид титана. Внешне датчик не сильно отличается от предыдущего, но его работа начинается при температуре выше 700 градусов. Сложная конструкция, высокая стоимость и излишняя чувствительность к перепадам температур приводит к тому, что подобные датчики используются редко.
  • Широкополосный. Датчик имеет две ячейки, у каждой из которых есть конкретная задача: измерительная или насосная.

Признаки и причины неисправности

В процессе эксплуатации авто лямбда-зонд может выйти из строя в любой момент. Чаще всего поломки случаются из-за низкого качества топлива, проникновения масла или топлива внутрь, либо в случае неполадок в системе подачи. Если лямбда-зонд неисправен, то это приводит к повышению токсичности выхлопных газов. Это можно определить посредством специального оборудования для диагностики. При этом не будет каких-то внешних признаков, как и особого запаха. Могут отмечаться такие проблемы:

  • Заметно повышается топливный расход. Обычно водители отслеживают наполненность топливного бака, поэтому стараются определить скорость, на которой оптимизируется расход. При повышении расхода сразу видны изменения. В зависимости от сложности поломки датчика можно говорить об увеличении расхода топлива на 1-4 литра.
  • Перегревается каталитический нейтрализатор. Если есть поломка лямбда-зонда, то сигнал, подаваемый в ЭБУ, будет ошибочный. Это приводит к неправильной работе катализатора. Он перегревается, краснеет, выходит из строя.
  • Автомобиль движется рывками, а водитель слышит хлопки. Так как лямбда-зонд не формирует правильные сигналы, это приводит к нестабильной работе. Обороты колеблются в достаточно широких пределах.
  • Электронным блоком часто выдается ошибка, так как сигнал от лямбда-зонда подается поздно.
  • Падают динамические характеристики. Автомобиль утрачивает мощность. Это признак, характерный для особо запущенных случаев. Датчик отказывается от работы на холодном моторе, а автомобиль разными способами сигнализирует о том, что он не исправен.

Основные причины поломки лямбда-зонда следующие:

  • Повреждения, сопряженные с ДТП, значительными ударами, наездами на бордюр;
  • Низкое качество топлива и засор системы: чем больше тяжелых металлов присутствует в бензине, тем быстрее зонд выходит из строя;
  • Ошибки в работе двигателей внутреннего сгорания, проблемы с системой зажигания, при которых происходит перегрев элементов и их выход из строя;
  • Замыкания в электрической проводке;
  • В выхлопной системе оказывается лишний воздух;
  • В топливе присутствует много присадок;
  • Пропуски зажигания.

Для возвращения работоспособности датчика требуется его вытащить и очистить с соблюдением определенных правил. Требуется снять керамическую головку, убрать загрязнения тряпкой, смоченной в химическом средстве. Если это не поможет, но нужно заменить датчик. Любая неисправность лямбда-зонда требует определенный действий. Но сначала нужно определить, что проблема действительно скрывается в нем.

Как проверить лямбда-зонд

Есть несколько способов проверки лямбда-зонда на исправность. Наиболее простым и поверхностным можно назвать тщательный осмотр устройства, а наиболее сложным – диагностика при помощи специализированного оборудования.

Первым способом диагностики можно назвать внешний осмотр датчика. Эта процедура состоит из нескольких шагов:

  • Проверка внешней части, расположенной вне катализатора. Не должно видеться оплавленных участков, замкнутых контактов или каких-то обрывов.
  • Выкрутить датчик лямбда-зонд из катализатора, чтобы изучить его нижнюю часть, которая обычно спрятана внутри катализатора. На ней могут присутствовать пятна сажи, которые свидетельствуют о высокой концентрации топлива, наличии утечки в выхлопной системе или о том, что мотор и клапаны на грани полного износа.

Помимо визуального осмотра можно воспользоваться иными способами проверки лямбда-зонда.

Проверка тестером

Для проверки потребуется омметр, вольтметр или мультиметр, в котором эти устройства объединены. Если будет использоваться последний, то он должен быть переведен в режим замера сопротивления. Для испытания нагревателя датчика, требуется:

  • Вывести из колодки датчика контакты 4 и 3 разъема (это коричневый и белый провод);
  • Подсоединить контакты к выходам тестера, измерить сопротивление.

proverka testerm

Показатели варьируются в пределах 2-10 Ом. Если показатель превышает 5 Ом, то это свидетельствует о повышенной работоспособности датчика. Если сопротивление не выводится на дисплей, то это свидетельствует о наличии порванного провода в нагревателе лямбда-зонда, поэтому нужна немедленная замена.

С помощью мультиметра можно проверить, насколько восприимчив конец кислородного датчика. Для этого машину следует завести, прогреть мотор до 70-80 градусов Цельсия, а после этого действовать соответственно следующему алгоритму:

  • Довести мотор до 3000 оборотов в минуту. Данный показатель нужно зафиксировать на 2-3 минуты, чтобы хорошо прогреть датчик.
  • Щуп с минусом подключить к массе машины, а второй состыковать с выходом датчика.
  • Оценить данные на тестере: это должен быть показатель от 0,2 до 1 В, который меняется 10 раз за секунду.
  • Полностью надавить на педаль газа, а потом отпустить ее резко. От исправного датчика будет выдано значение в 1 В, которое потом резко снизится до 0. Если значение на дисплее не изменяется при манипуляциях с медалью, оставаясь в пределах 0,4-0,5 В, то нужна замена лямбда-зонда.

Если напряжение совсем отсутствует, то рекомендуется проверить проводку. Для этого нужно прощупать все провода, которые соединяют реле и выключатель зажигания, с помощью мультиметра.

Проверка осциллографом

oszilograf

Использование осциллографа для диагностики намного продуктивнее, ведь удается зафиксировать временной промежуток, сопровождаемый изменением выходного напряжения. Нормальным значением параметра считается ниже 120 мСек. В данном случае используется простой алгоритм для проверки:

  • Отыскать сигнальный провод от датчика, к которому требуется подсоединить осциллограф. После этого нужно завести мотор авто, разогреть его до 70-80 градусов. Это делается для прогрева датчика и получения от него обратной связи. Подготовка уже сопровождается тем, что на экране осциллографа отображается сигнал о генерации тока до 1В.
  • После прогрева лямбда-зонда еще немного вырастет напряжение. По мере подогрева до 300-400 градусов диаграмма уже будет иметь определенную динамику.
  • Если дойти до 2500-3000 оборотов на прогретом моторе, то от исправного датчика будет поступать иная динамика.
  • Когда педаль газа резко отпускается, смесь переходит в режим обогащения, а лямбда-зонд будет отвечать соответствующим образом.

Проверку требуется проводить внимательно, чтобы четко определить, через какое время осуществляется переход датчика в рабочий режим, то есть, когда в диаграмме возникнет конкретная динамика. Анализируется реакция на работу мотора на 2000-3000 оборотов в минуту. Если в результате прогрева сигнал будет стабильно находиться исключительно в нижнем или только в верхнем положении, то требуется замена лямбда-зонда. Если сигнал похож на плавную извилистую линию, то это свидетельствует о том, что датчик вышел из строя либо сгорел.

Проверка бортовой системой

При наличии в автомобиле ЭБУ процесс поиска неполадок значительно облегчается. Рекомендуется обратить внимание на индикатор под названием «Check Engine», предупреждающем о проблемах с лямбда-зондом двигателя или лямбда-зондом катализатора. Чтобы уточнить, по какой причине был подан такой сигнал, достаточно подключить к бортовому компьютеру и блоку управления двигателем специальный автоматический сканер. Если поломка сокрыта в кислородном датчике, то к нему будут относиться несколько видов ошибок:

  • Р0130 – ошибочные данные подаются от датчика;
  • Р0131 – сигнал очень ослаблен;
  • Р0132 – сигнал усилен;
  • Р0133 – реакция лямбда-зонда замедлена;
  • Р0134 – сигнал от лямбда-зонда не поступает;
  • Р0135 – у первого датчика сломан нагреватель;
  • Р0136 – имеет место замыкание второго датчика;
  • Р0137 – реакция второго зонда слишком медленная;
  • Р0138 – реакция второго датчика ускоренная;
  • Р0140 – в цепи второго датчика есть разрыв;
  • Р0141 – у второго нагреватель с поломкой;
  • Р1102 – у нагревателя ослаблено сопротивление;
  • Р1115 – есть повреждение цепи, поэтому данные невозможно считать.

Проверка лямбда-зонда должна осуществляться регулярно, особенно, если автомобиль имеет пробег более 50 тысяч километров. Часто признаки, характерные для выхода датчика из строя, совпадают с более существенными поломками. Вместо того, чтобы искать какие-то проблемы в моторе или электронике, иногда достаточно провести поверхностный осмотр датчика.

ТОП статей

  • Чем отличаются катализаторы?
  • Что ценного в катализаторе?
  • Принцип работы катализатора
  • Зачем нужно удалять катализатор?
  • Можно ли удалять катализатор?
  • Признаки забитого катализатора
  • Что делают с удаленными катализаторами?
  • Состав катализатора
  • Удаление катализатора
  • Установка обманки катализатора
  • Установка пламегасителя
  • Нужно ли вырезать катализатор?
  • Как проверить забит ли катализатор?
  • Как проверить работоспособность катализатора?
  • Температура катализатора

Где находится и для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле?

Современные автомобили оснащаются многочисленными датчиками и сенсорами, которые позволяют обеспечить правильность работы двигателя, экономят топливо или улучшают показатели экологичности выхлопных газов. Поговорим поподробнее о том, где располагается лямбда-зонд и для чего нужен такой датчик.

Где находится и для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле?

Основное назначение лямбда-зонда — это снижение токсичности выхлопных газов, уменьшение расхода топлива, обеспечение правильного и полного сгорания бензина. Изготавливается такой датчик из специальной керамики, на которую наносят тонкий слой оксида иттрия и платины. В последующем во время эксплуатации автомобиля это тонкое напыление быстро выгорает, поэтому требуется регулярно менять такие дорогостоящие датчики. Восстановлению лямбда-зонд не подлежит, а эксплуатировать машину без такого сенсора попросту невозможно.

Наибольшей популярностью сегодня пользуются двухвыводные датчики, а в дорогих премиальных иномарках могут использоваться также трех и четырехвыводные лямбда-зонды. Такие модули имеют стандартные установочные места, поэтому можно использовать как оригинальные запчасти, так и изготовленные сторонними производителями универсальные модели. В последнем случае автовладелец может сэкономить, нисколько не теряя в эффективности таких сенсоров, которые обеспечивают правильную работу двигателя автомобиля.

Проще всего определить неисправность такого лямбда-зонда можно по увеличившемуся расходу топлива. Если двигатель начал употреблять на 3-5 литров больше бензина на 100 километров, чем ранее, то первым виновником будет как раз датчик лямбда-зонда. Также возможна диагностика на специальном оборудовании, когда блок управления и выводы лямбда-зонда подключают к специальному стенду, который считывает ошибки. Если такой сканер не получает необходимых сигналов, то можно сделать вывод о том, что лямбда-зонд изношен и требует замены.

Где располагается лямбда-зонд и для чего он нужен в автомобиле

Где располагается и как заменить

Замена лямбда-зонда не представляет особой сложности, поэтому все работы можно выполнить самостоятельно, не обращаясь в специализированные сервисы. В первую очередь автовладельцу необходимо уточнить, сколько на его машине установлено таких датчиков. На большинстве иномарок используются два лямбда-зонда, один из которых устанавливается сразу же у выпускного коллектора, а второй расположен на выходе из блока с катализатором. Изнашиваться такие датчики могут с различной скоростью, соответственно менять их можно по-отдельности, а не парой.

Нужно помнить, что если на автомобиле удален катализатор, то проводят соответствующую перенастройку блока управления, что позволяет двигателю правильно работать, даже в тех случаях, когда датчики лямбда-зонда отправляют в ЭБУ одинаковые данные. Получить более подробные сведения о расположении лямбда-зонда можно из инструкции к автомобилю или же найти в интернете тематическое видео, где наглядно оказывается их расположение на конкретной модели и способ замены.

Где находится и для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле?

Непосредственно замена лямбда-зонда не представляет труда, потребуется лишь простейший инструмент, которым из посадочного гнезда выкручивают датчик, предварительно резьбу следует обработать жидкостью ВД-40, чтобы устранить нагар и возможно ржавчину. Автомобиль нужно будет загнать на эстакаду или провести такой ремонт в яме гаража. После того как лямбда-зонд будет выкручен, его меняют на новый и собирают систему в обратной последовательности. При должной сноровке все ремонтные работы можно выполнять буквально за 10-15 минут.

Лямбда-зонд — это специальный датчик, который проверяет степень сгорания топлива и показатели содержания выхлопных газов различных отравляющих веществ. В процессе использования автомобиля такие датчики начинают выгорать, требуя замены. Ремонтные работы можно провести самостоятельно, для чего выкручивают один или сразу два датчика, после чего меняют такие сенсоры и собирают систему в обратной последовательности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *