Что ждет авторынок в 2024 году
Перейти к содержимому

Что ждет авторынок в 2024 году

  • автор:

Что ждет авторынок России в 2024 году: позитивный и мрачный прогнозы

Европейские авто заканчиваются и растут в цене. Россияне пересаживаются на китайские машины или общественный транспорт. Что ждет авторынок в 2024 году? О позитивных и негативных трендах рассказал Андрей Родионов («Серконс»)

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

  • новые японские санкции в августе и запрет на ввоз автомобилей премиум-сегмента и объемом двигателя выше 1,9 л;
  • курс на Китай: единственная иномарка, которую можно купить в салоне без пробега, — китайская;
  • всплеск и дальнейшее развитие параллельного импорта.

Эти тренды создали некий эффект стабильности на рынке. Но вопрос, что будет дальше, все равно стоит пока достаточно остро.

Что будет с предложением

По информации «Автостата», у официального Минпромторга на 2024-й большие ожидания. Так, ведомство предполагает, что именно в следующем году авторынок России начнет восстановление и будет способен выйти на уровень продаж 1,3 млн единиц техники, включая до 1,1 млн легковых машин, 113 тыс. легких коммерческих автомобилей, 100 тыс. грузовиков и 15 тыс. автобусов.

Сложение и вычитание: что будет с продажей автомобилей в 2024 году

Национальное агентство промышленной информации подготовило три сценария развития автомобильного рынка в следующем году. Даже при самом неблагоприятном развитии событий в 2024 году может быть продано более 1 млн новых машин. Очень многое будет зависеть от объемов поддержки отрасли со стороны государства, уровня ставок по кредитам, а также от общей экономической ситуации в стране и санкционного давления, отмечают эксперты. В перспективах российского авторынка разбирались «Известия».

Три варианта

Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) опубликовало прогноз развития автомобильного рынка и продаж новых автомобилей в следующем году. Эксперты НАПИ рассматривают три возможных сценария развития событий. Базовый прогноз предполагает сохранение санкций в отношении нашей страны на нынешнем уровне. Помимо этого, предполагается незначительное сокращение доли китайских автомобильных брендов на рынке и снижение объемов машин, поставляемых по параллельному импорту, из-за роста размера утилизационного сбора, а также возможного «введения других защитных мер, стимулирующих развитие внутреннего производства». В этом сценарии прогнозируется также сохранение объемов финансирования программ господдержки автомобильного рынка (льготный лизинг, льготный автокредит и т.д.) на уровне нынешнего года.

кредит

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Базовый вариант исходит из снижения ключевой ставки ЦБ во втором полугодии до 7–8%, что будет способствовать росту числа выданных автокредитов. При этом «макроэкономическая ситуация в стране останется нестабильной. ВВП вырастет незначительно, на 1,5% по сравнению с уровнем 2023 года, инфляция составит 5,1%». Согласно такому варианту развития авторынка, в следующем году в России будет продано 1,12 млн новых автомобилей. Оптимистичный сценарий также предусматривает сохранение санкций на нижнем уровне, но при этом доля «китайцев» на рынке меняться не будет. Одновременно с этим останутся на нынешнем уровне и объемы параллельного импорта. При этом предполагается, что ключевая ставка ЦБ снизится до 6–7%, а объемы господдержки рынка увеличатся по сравнению с нынешним годом. Что касается макроэкономических показателей, то этот вариант развития авторынка подразумевает рос ВВП на 1,8%, а инфляцию на уровне 4,5%. При таких условиях продажи новых машин в следующем году могут достигнуть отметки в 1,24 млн штук, прогнозируют в НАПИ.

Атипичная модель: темпы продаж автомобилей замедлились
С начала года россияне приобрели 830 тыс. новых машин

Пессимистичный вариант развития событий подразумевает усиление санкционного давления, снижение объемов параллельного импорта автомобилей и сокращение мер господдержки. Однако и в этом случае эксперты НАПИ исходят из ожиданий снижения ключевой ставки до 8–9%. Наиболее неблагоприятный сценарий отталкивается от прогнозируемого роста ВВП на 1,1% и инфляции на уровне 6,5%. В этом случае продажи новых машин составят 1,03 млн штук.

Всего не учесть

Представленные сценарии развития автомобильного рынка составлены исходя из возможных вариантов развития событий в экономике в целом, рассказала «Известиям» генеральный директор агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Она подчеркнула, что в их основе лежат параметры, которые поддаются анализу и которые можно спрогнозировать и подсчитать.

производство

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Очевидно, что на продажах в следующем году будет сказываться общая экономическая ситуация и уровень цен на автомобили. Однако есть параметры, которые трудно учесть в прогнозах. Например, крайне сложно подсчитать потенциальное желание покупателей приобрести новую машину — поэтому этот фактор не отражен ни в одном из сценариев. Между тем он может оказать существенное влияние на спрос и объем продаж новых автомобилей в следующем году, — отметила гендиректор НАПИ.

Большого роста не предвидится

Исходя их нынешней ситуации на автомобильном рынке, рассчитывать на значительное увеличение продаж новых машин в следующем году не стоит, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, скорее всего, объем проданных автомобилей останется на уровне этого года. Он считает наиболее реальным уровень продаж между базовым и пессимистичным сценариями НАПИ.

Поднебесные сети: дилеры автобрендов из КНР стали лидерами рынка РФ
Продавать китайские машины стало трендом

— На мой взгляд, в 2024 году речь может идти приблизительно о 1,1–1,15 млн новых машин. Однако очень многое будет зависеть от общей внешнеполитической и макроэкономической ситуации, а также политики государства в экономике в целом и на автомобильном рынке в частности, — отметил он. По мнению эксперта, ключевая ставка в следующем году всё же будет снижена, что позитивно отразится на ставках по автокредитам. Это будет способствовать повышению интереса потенциальных покупателей, подчеркнул он. При этом с учетом повышенных ставок утильсбора, а также введения новых правил его уплаты для импортеров-физлиц количество машин, поставляемых по параллельному импорту, в следующем году будет снижаться, прогнозирует Бургазлиев.

банк

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Высокая ключевая ставка является одним из серьезных факторов, тормозящих авторынок, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, из-за этого сейчас ставки по автокредитам доходят до 23–25%. — С учетом того, что значительная часть новых машин приобретается с привлечением заемных средств, столь высокая стоимость ссуд негативно сказывается на продажах. Эффект заметен уже сейчас — темпы роста числа проданных автомобилей замедлились. Если Центробанк в следующем году всё же снизит ключевую ставку хотя бы до 10–11%, ставки по автокредитам снизятся до более-менее приемлемых 15–16%. Авторынок от этого только выиграет, — считает он. По его мнению, в 2024 году в нашей стране будет продано примерно 1,1 млн новых машин.

Атипичная модель: темпы продаж автомобилей замедлились
С начала года россияне приобрели 830 тыс. новых машин

На таком же уровне оценивает объем автомобильного рынка и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Значительного роста по сравнению с нынешнем годом ждать не стоит, считает он. Более этого, эксперт не исключает даже небольшого сокращения числа проданных автомобилей. — Сейчас средняя стоимость нового автомобиля 2,9 млн рублей. Предпосылок к снижению цен не наблюдается, а вот факторы, способствующие дальнейшему росту цен на машины, налицо. В этих условиях рассчитывать на рост рынка точно не стоит, — заявил он «Известиям».

"Автостат" ждет роста легкового авторынка России в 2024 году на 18%

Москва. 10 января. INTERFAX.RU — Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году могут вырасти на 18%, до 1,25 млн штук, прогнозируют эксперты аналитического агентства "Автостат". Этот базовый прогноз был обнародован на онлайн-конференции агентства.

Оптимистичный прогноз предполагается рост рынка до 1,4 млн автомобилей (+32% к 2023 году). Пессимистичный сценарий предполагает снижение продаж год к году на 5,5%, до 1 млн единиц.

Как отметил директор "Автостата" Сергей Целиков, в агентстве допускают сценарий роста авторынка и выше отметки в 1,4 млн шт. Предпосылкой для этого, в частности, является относительно большой для российского рынка объем ввезенных в страну в 2023 году автомобилей — почти 1,1 млн штук, включая 706,7 тысячи новых (рост в 3,7 раза к 2022 году), в основном из Китая, а также 387,1 тысячи штук с пробегом (рост в 1,5 раза), более половины которых — из Японии.

Целиков добавил, что продолжается и восстановление производства внутри страны. По данным Росстата, за 11 месяцев 2023 года в России было выпущено 481,6 тысячи автомобилей (+17,5%).

Насыщение авторынка локально произведенной и импортной продукцией, по мнению эксперта, будет стимулировать рост конкуренции между продавцами автомобилей и снижение цен на машины.

"За последние, наверное, четыре года сформировался достаточно большой отложенный спрос. В России живут почти 150 млн человек, и надо ежегодно менять, обновлять парк примерно на 1,8-2 млн машин. Все эти годы рынок был ниже, и все эти годы люди фактически удлиняли срок владения — продолжали ездить на том, что есть, либо пересаживались на б/у-автомобили. Мое ощущение, что хороших, свежих машин на "вторичке" становится все меньше, и придется выбирать что-то (на рынке новых автомобилей — ИФ) — скорее всего "Россию" либо "Китай". Другого практически ничего нет", — добавил Целиков.

По данным АО "Паспорт промышленный консалтинг" (ППК, совместное предприятие "Автостата" и АО "Электронный паспорт"), продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 году выросли на 69%, до 1,06 млн штук. Рынок легковых автомобилей с пробегом, по подсчетам агентства, за прошлый год достиг около 5,7 млн машин (+17%).

Что ждет авторынок в 2024 году после декабрьского охлаждения?

Автомобили непрерывно дорожали последние 20 лет, но такого взрыва (окей, хлопка) прайс-листов, как в 2023 году, мы не видели никогда: ценовые рекорды били не только китайские марки, но и родной АВТОВАЗ.

Дошло до того, что в конце года дистрибьюторы стали снижать цены или вводить безусловные скидки, а многие заговорили об окончательном перегреве рынка. Но вот наступил новый год: есть ли шанс, что стоимость автомобилей стабилизуется или снизится?

Красноречивей всего ситуация с ценами на Lada Granta: именно она определяет нижнюю планку цен новых автомобилей. Вазовская модель со своего дебюта в 2012 года подорожала почти в четыре раза, с 229 до 849 тысяч за самую доступную версию. На графике видно, что процесс ускорился в ковидные годы, и локального пика цена «Гранты» достигла весной 2022 года. Дальнейшее снижение обманчиво: летом того года АВТОВАЗ перешел на выпуск существенно упрощенных машин без АБС, подушек безопасности и с двигателями стандарта «Евро-2». Но когда осенью 2023 года «упрощенка» закончилась, стоимость минимальной Granta с АБС, подушкой безопасности и мотором «Евро-5» достигла 848 900 рублей, то есть с начала 2022 года модель подорожала на 43%. А минимальная версия с кондиционером стоит теперь 929 900 рублей.

Не лучше дела и у другой модели, Lada Vesta: ее перезапустили в июне, но остаток года она непрерывно дорожала. Не менялась только минимальная цена, но, как оказалось, купить такую машину нереально. К концу прошлого года рабочий диапазон цен на Lada Vesta составил 1,6–2,2 миллиона рублей, из-за чего модель оказалась в опасной близости с более оснащенными китайскими моделями. По оценкам «Автостата», если минимальная цена седана с начала СВО прибавила 44%, то исполнения Cross подорожали на величину до 71%.

Дорожали и китайские модели, хотя и не так сильно. Например, Haval Jolion стал самой популярной иномаркой 2023 года во многом благодаря грамотному ценообразованию: если в конце 2021 года он стоил от 1,399 миллиона рублей, то два года спустя — от 1,849 миллиона с учетом указанной в прайс-листе скидки в 100 тысяч (+32%).

В любом случае в 2023 году все без исключения китайские модели прибавляли в цене, хотя в декабре наметилась обратная тенденция. Сохранится ли она в начале 2024 года? Заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев считает это маловероятным:

— Ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен обязательно будет, и, с одной стороны, он будет определяться продолжающимися инфляционными процессами в экономике, а с другой стороны — государственными мерами воздействия на автопром и авторынок с точки зрения их стимулирования. Очевидно также, что автопроизводители будут проводить свою традиционную ценовую стратегию — покрытие всех производственных и логистических расходов и получение максимально возможной прибыли, причем совершенно не верится, что они будут жестко контролировать ценообразование в своих дилерских сетях. Для грубой оценки динамики цен можно использовать зависимость средневзвешенной цены автомобиля от показателя официальной годовой инфляции. Так, например, в 2022 году инфляция составляла 12%, а рост цены — 29%, в 2023 году эти показатели прогнозируются на уровнях 7,5% и 21% соответственно. И если в бюджете РФ на 2024 год показан прогноз по минимальной инфляции 4,5%, то рост цены может составить уже не менее 10–12%.

Опрошенные дилеры считают, что небольшое снижение цен в конце 2023 года было скорее тактическим маневром, призванным сбалансировать спрос и предложение: если в первой половине года рынок был дефицитным, то ко второй половине 2023 года китайские марки наладили регулярные поставки, в результате накопились обширные склады машин. Для стимуляции спроса до Нового года ряд марок и ввел дополнительные скидки. Но с учетом этого опыта планы поставок автомобилей в 2024 году будут консервативнее, чтобы исключить новое затоваривание складов. Снижение цен возможно на машины 2023 года выпуска, но обычно их запасы кончаются к весне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *