Когда нужно выжимать сцепление на механике
Перейти к содержимому

Когда нужно выжимать сцепление на механике

  • автор:

Пять ошибок при езде на "механике", от которых лучше избавиться

Ошибки при езде на автомобиле с механической коробкой передач допускают как начинающие водители, так и опытные автовладельцы, которые наносят вред трансмиссии в силу привычки. Разберем пять основных огрехов, которые вредят "механике" больше всего.

Юрий Зубко/РГ
1. Долгое удерживание педали сцепления

Пожалуй, одной из самых распространенных ошибок является долгий выжим сцепления. Случается, что водители утапливают левую педаль в пол на светофоре и отпускают сцепление, лишь когда загорится зеленый.

Есть любители заводить автомобиль с выжатым сцеплением и включенной передачей — чтобы лишний раз не включать "нейтралку". А бывает, что люди не спешат убрать ногу с педали сцепления в пробках, чтобы пореже переключаться в "нейтраль". Увы, во всех случаях достаточно сильно страдает механизм сцепления.

В частности, ускоренному износу подвергается выжимной подшипник. Кроме того, если долго держать сцепление выжатым или в полувыжатым, будет происходить повышенный износ лепестков пластинчатой юбки корзины сцепления. Последние, хотя и рассчитаны на частые срабатывания, при регулярной нагрузке более минуты будут терять эластичность, что со временем приведет к выходу из строя всей детали.

2. Использование сцепления вместо "ручника"

Среди опытных автомобилистов есть много "мастеров", умеющих стартовать вверх по крутому склону без помощи "ручника". Для этого они занимаются своего рода эквилибристикой, удерживая машину на месте, играя газом и сцеплением.

Таким противникам использования ручного тормоза следует знать, что при таком сценарии идет сильный износ компонентов сцепления. Ведь по сути удержание автомобиля в статике на подъеме происходит за счет усиленного трения деталей сцепления и, как следствие, их преждевременному износу.

Например, недонажатие сцепления приводит к неполному разъединению коробки и двигателя. Первичный вал трансмиссии продолжает вращаться под нагрузкой. Как следствие, шлифуются зубья синхронизатора, идет повышенный износ кулисы рычага и блокировочных колец.

3. Использование рычага КПП в качестве опоры

В силу привычки, а также потому, что многие автомобили с "механикой" не имеют центрального переднего подлокотника, водители оставляют ладонь "отдыхать" на рукоятке селектора.

На первый взгляд в такой манере нет большого криминала. Однако следует знать, что рычаг "механики" конструктивно соединен с рядом элементов трансмиссии. Положить на него руку — значит оказать внешнее давление на трущиеся детали механизма, включая вилку переключения передач и муфту. Со временем сила веса вашей руки ослабит конструктив и ускорит шлифование трущихся элементов.

4. Ошибки новичков

Как правило, начинающие грешат тем, что не выжимают полностью педаль сцепления перед переключением передач, что провоцирует рывки и трансмиссионные толчки, вредные для конструктива сцепления и коробки.

Вторая по частоте ошибка — раннее увеличение подачи газа. Это приводит к тому, что двигатель начинает реветь на высоких оборотах, но машина не трогается с места, поскольку сцепление все еще не отпущено.

При последующем, нередко резком отпускании сцепления, имеем опять-таки рывок, переизбыток тяги и в результате — насилие над элементами трансмиссии. В свою очередь поздняя подача газа приводит к тому, что автомобиль осуществляет рывок вперед и глохнет, что также ускоряет износ сцепления.

5. Повышенная нагрузка

Не секрет, что достаточно быстро можно приговорить сцепление, практикуя быстрые старты на светофоре, когда педаль резко утапливается в пол.

Отдельный случай — когда "спортсмены" сначала раскручивают двигатель до высоких оборотов с выжатым сцеплением, а затем бросают левую педаль для стремительного ускорения.

В этом случае идет не менее стремительный износ всех элементов сцепления, а также выжимного подшипника. Не меньший урон узлу наносит такое торможение двигателем на горных спусках, когда водитель переключается сразу на две, а то и на три передачи "вниз".

Наконец, буксирование тяжелого прицепа на горных дорогах и буксование на бездорожье или в снегу также приводят к выходу из строя элементов сцепления раньше срока, установленного заводом изготовителем.

Сцепление как правильно его выжимать

Несмотря на то, что в последнее время все больше автомобилей предусматривает наличие лишь двух педалей (газ и тормоз), важно знать, как правильно выжимать сцепление на старых машинах, имеющих механическую коробку передач.

Итак, сначала сядьте в автомобиль на место водителя. Проверьте, устойчиво ли стоит машина (можно поднять ручник). Переключать передачи нужно при выжатом сцеплении.

Трогаться автомобиль начинает, в основном, с первой. На такой передаче машина начнет ехать очень медленно, если просто отпустить педаль сцепления, не нажимая при этом газ.

Для следующих ступеней такая ситуация не подойдет, и ваше транспортное средства скорее всего заглохнет. Тут важно понять, как же нажимать на педаль далее.

Как только вы захотите переключить, например, с 1 на 2 или со 2 на 3 передачу, сделайте следующие действия:- Выжмите педаль сцепления;- Переведите рычаг на следующую ступень;- Плавно отпускайте сцепление, одновременно с этим плавно нажимая на педаль газа.

Если все сделать верно, то машина сохранит свою скорость, а передача будет успешно переключена. Главное в этом вопросе — побольше практики. Ноги должны привыкнуть к постоянной работе и чередованию педалей. У опытных водителей со стажем все это происходит на автомате.

Важно также не перегреть сцепление.

Такая ситуация может возникнуть, если на низкой передачи выжимать из двигателя слишком много оборотов и делать это резко.

В любом случае, всему этому вы научитесь при обучении на водительские права в автошколе. Опытный инструктор сначала будет ездить с вами и помогать.

В настоящее время нередко в школах вождения можно встретить и специальные компьютеры, моделирующие управление настоящим автомобилем. На нем как раз и отрабатываются самые сложные моменты, чтобы в реальной машине чувствовать себя уверенно и комфортно.

Почему нельзя подолгу выжимать сцепление на механической коробке?

Если автомат не требует вмешательства со стороны человека и потому идеально подходит для новичка, то ручная коробка — полная его противоположность. В том, как орудовать «механикой», помогает разобраться автомобильный эксперт Андрей Ладыгин.

Проблема в том, что на механической трансмиссии водителю необходимо самостоятельно контролировать процесс переключения ступеней, усилие нажатия на педаль сцепления и время размыкания дисков. В итоге каждый водитель вырабатывает свой алгоритм вождения. Кто-то умудряется при каждой небольшой остановке втыкать «нейтраль», другие же часами держат сцепление в пробках и давят на педаль до посинения, пока не проедут всю полуторачасовую пробку в час пик.

Вопрос-ответ

Однако механическая трансмиссия имеет строгий норматив срабатываний, из которых и складывается ее ресурс. На переключение передачи отводится пара секунд, после чего диски должны вновь смыкаться. Однако, если удерживать сцепление в разомкнутом состоянии, технический узел выходит за пределы регламентированных нагрузок и начинается его повышенный износ.

Сцепление при остановке

Держать педаль сцепления в нажатом состоянии вредно. Что в этот момент происходит внутри трансмиссии?

При нажатии на педаль усилие через трос передается на выжимную вилку. Усилие это немаленькое, поэтому при долгом использовании деталь переживает сверхнормативные нагрузки. А запас прочности у нее невелик.

В самом сцеплении нагрузка передается на выжимной подшипник. Он давит на пластинчатую юбку корзины сцепления. Ее лепестки хоть и рассчитаны на частые срабатывания, но держать нагрузку минуты напролет они не должны. Это приводит к повышенному износу, к потере эластичности и снижению упругости, что впоследствии ведет к выходу из строя всей детали.

В общем, любая повышенная нагрузка нежелательна, и уж тем более — в сложной и дорогой трансмиссии. Поэтому при каждой остановке необходимо включать нейтральную передачу и отпускать педаль сцепления.

Сцепление при езде

Не следует держать сцепление нажатым и при медленной езде. Обычно в автошколах учат такому приему. Ученик постоянно держит башмак на педали, и, когда машина разгоняется сверх положенного на упражнении, он легонько надавливает на нее. В этом случае автомобиль действительно замедляется, а вот сцепление переживает колоссальные напряжения. Его диски проскальзывают и истираются.

Научившись так обращаться с трансмиссией, молодые водители стараются держать ногу на педали и при равномерном движении по загородным трассам. Для механической коробки это гибельно. Диски трутся, греются и через 8-12 тысяч километров выходят из строя.

Поэтому так обращаться с педалью сцепления нельзя. У сцепления есть только два рабочих положения: выжато и отпущено. Третьего не дано.

Если хочется продлить ресурс сцепления, то необходимо как можно реже удерживать педаль в выжатом состоянии. Движение накатом, как и стоянку у светофора, лучше осуществлять на «нейтральной» передаче. Ну а старт с места лучше осуществлять на 1200-1500 оборотах двигателя без рывков и лишних перегазовок. Тогда сцепление прослужит свыше 100 тыс км.

Смотрите также:

  • Полезно ли для машины тормозить двигателем? →
  • Как правильно тормозить на автомобиле? →
  • Как продлить жизнь тормозным колодкам? →

Как правильно сбрасывать скорость и тормозить на механике

Залогом безопасного вождения является умение пользоваться тормозами, особенно на механике — машине, оборудованной МКПП. Нужно уметь применять все виды торможения в зависимости от текущей дорожной обстановки, а также пользоваться педалями так, чтобы двигатель не глох.

Виды торможения

Использование тормозной системы автомобиля бывает штатным и экстренным. В первом варианте водитель пользуется педалью тормоза для снижения скорости и совершения остановки, то есть при обычном использовании машины. Второй тип подразумевает резкий сброс скорости для предотвращения ДТП. Притормаживание двигателем не относится к видам использования тормозной системы, поэтому рассматривать его в контексте данного материала не имеет смысла.

«Чем отличаются эти виды торможения?» — может спросить начинающий водитель. Ведь в обоих случаях используются тормоза. Отличия заключаются в том, что при штатном использовании тормозной системы водитель может и должен предугадать место, где авто встанет. А при экстренном использовании предугадать это невозможно даже с 50-летним водительским стажем.

Меняется и поведение водителя:

  • в штатном режиме водитель пользуется тормозом плавно, дозируя усилие на педаль;
  • в экстренном режиме водитель изо всех сил давит на педаль тормоза, стремясь как можно быстрее остановить транспортное средство.

Меняется и поведение авто. В первом случае не включается даже АБС (если дорожное покрытие не скользкое). Во втором — на машинах с АБС система начинает издавать характерный стрекот, а если антиблокировки нет, то автомобиль с заблокированными колесами начинает скользить, а покрышки издают визг.

Чтобы не потерять контроль над авто и улучшить тормозной эффект, раньше водителям предлагалось имитировать работу ABS, применяя ступенчатое торможение. Этот способ предполагает частое ритмичное надавливание на педаль тормоза для более быстрого снижения скорости с сохранением возможности маневрировать.

У начинающего водителя возникает еще один вопрос в отношении любого из указанных методов: «А что делать с педалью сцепления — выжимать или нет? Бывалые водители советуют нажимать на эту педаль только для полной остановки, но инженеры с ними не соглашаются. Так как поступить?

Нужно ли выжимать сцепление при торможении или нет?

Размыкать колеса и двигатель приучают в некоторых автошколах, буквально внушая курсанту необходимость этого действия. Цель таких инструкторов — научить не глохнуть при вождении и во время экзамена. На практике же использовать этот метод нужно в зависимости от:

  • погодных условий — на влажной или обледенелой дороге автомобилю нельзя катиться по инерции даже с притормаживанием;
  • дорожной обстановки — в интенсивном потоке стоит иметь возможность быстро набирать и сбрасывать скорость, поэтому при небольшом притормаживании нельзя размыкать связь двигателя и шасси;
  • направления движения — на спуске машина должна идти только с включенным двигателем для снижения перегрева тормозной системы.

Также не стоит пользоваться крайней левой педалью во время вождения по дорогам, на которых присутствует песок, снег или мусор.

На самом деле, стоит приучить себя использовать способ торможения с двигателем всегда, поскольку у водителя всегда будет шанс объехать препятствие или совершить резкое ускорение. К тому же такой метод увеличивает ресурс тормозной системы, и вот почему: двигатель будет равномерно передавать крутящий момент на ведущую ось, за счет чего будет обеспечиваться оптимальный контакт всех задействованных покрышек с дорогой. Тормоза будут работать более эффективно, а замедление будет происходить более плавно.

Поведение автомобиля на механической коробке при торможении с выжатым сцеплением

А что, если на автомобиле с МКПП задействовать для замедления только тормозную систему? Если выжимать крайнюю левую педаль, то будет размыкаться контакт двигателя с ведущей осью. Машина начинает катиться по инерции, причем левая и правая части оси идут в рассинхрон.

Накат сам по себе опасен на дороге, где есть другие автомобили. А если использовать его при затяжном спуске, то рано или поздно тормозная система перегреется и авто станет полностью неуправляемым. Всегда нагрузка на тормозную гидравлику, диски и колодки неоправданно возрастает.

В итоге можно получить не просто повышенный износ тормоза, но еще и неуправляемую машину. А это чревато серьезным ДТП с человеческими жертвами.

Торможение до остановки

Другое дело, если нужно замедлиться до полной остановки. Для этого на механике придется отключать двигатель от ведущей пары колес крайней левой педалью. Иначе он заглохнет. Но действовать нужно обдуманно, тем более что алгоритм простой:

  • нажимается тормоз, чтобы начать замедление;
  • когда обороты сбрасываются до холостого хода, понижается передача;
  • снова активируется тормозная система;
  • когда на 1-ой передаче обороты достигнут холостого хода, выключается сцепление.

Этот метод — плавный и эффективный, в котором общая нагрузка на все системы машины минимизируется. Он считается самым безопасным способом быстро остановиться перед светофором или препятствием. Единственный минус — чуть более высокий расход топлива.

Приучать себя к данному методу остановки на машине с механикой нужно на пустой дороге, где нет других машин и пешеходов. Дело в том, что у неопытного водителя постоянно будет возникать соблазн контролировать обороты по тахометру, а не интуитивно. А даже краткосрочное переключение внимания в городе чревато ДТП.

Передача крутящего момента на колеса при торможении

Почему вообще правильно использовать двигатель на механике? Предельно упростив, можно представить это так. Все дело в том, что инерция, которая заставляет авто двигаться дальше при сбросе газа, начинает трансформироваться в энергию, заставляющую крутиться коленвал двигателя, если не разомкнута связь между коробкой и мотором.

Поскольку при отпущенной педали газа в двигатель подается минимум топлива, коленвал начинает крутиться от сообщаемой ему энергии. И ее тратится много — настолько много, что даже без тормоза мотор заглохнет самостоятельно. Отчасти поэтому перед светофором нужно обязательно пользоваться сцепной педалью.

Если коленвал двигателя сообщается с ведущей осью в полной мере, он стремится передать крутящий момент. Одновременно с этим отключается дифференциал — на машине с механикой это дает передачу крутящего момента сразу на все подключенные к раздатке или коробке колесные пары.

Соответственно, ранее рассинхронизированные, они начинают вращаться с одинаковой скоростью независимо от угла поворота, покрытия и тому подобных факторов, компенсировать которые должен именно дифференциал. Тормоз в этой системе начинает выполнять сразу 2 функции:

  • непосредственно торможение до полной остановки или небольшого замедления;
  • принудительная «блокировка» дифференциала для равномерного вращения колесных пар ведущих осей.

Это правило нужно просто принять и запомнить: двигатель — лучший друг тормоза. Особенно на скользких и неоднородных покрытиях. Однажды это может спасти жизнь, особенно при управлении машиной на механике, не оборудованной системами BAS, ABS, ESP и другими электронными помощниками.

Как правильно использовать тормоза в повороте

Особенно сильно взаимосвязь мотора и тормозной системы проявляет себя при прохождении поворотов. Бывалые водители всегда говорят одно и то же: нельзя тормозить на вираже, даже если машина переполнена всевозможными электронными помощниками и системами стабилизации. В неудачном стечении обстоятельств (скользкое и неоднородное покрытие, изношенные шины и тормозные колодки, недостаток опыта) водитель рискует улететь с дороги на полном ходу.

Правильно сбрасывать ход на машинах с МКПП в поворотах можно. Для этого потребуется:

  • дозировано использовать педаль тормоза для предотвращения срыва передней оси;
  • входить в вираж на той же передаче, на которой планируется из него выйти;
  • не пользоваться тормозной системой при прохождении апекса (вершины).

Если же тормозной системой все же пришлось воспользоваться, то нужно быть готовым тут же добавить газа на переднеприводном автомобиле. Водителю нужно вернуть тягу на ведущую пару, причем тяги должно быть тем меньше, чем более острый угол задан рулем.

Чтобы не пришлось экстренно оттормаживаться, еще перед маневром нужно замедлиться до приемлемых значений. Обычно это 40-60 км/ч, при малых радиусах и острых углах ехать нужно и вовсе не быстрее 20-30 км/ч. В таких условиях даже непредвиденное замедление педалью не станет причиной сноса — поперечные нагрузки окажутся недостаточными, чтобы сместить машину весом более тонны.

Чтобы узнать правильное замедление в различных условиях и освоить тормоз, запишитесь на обучение на категорию «B» в автошколу «Вектор». Опытные инструкторы во время вождения в городе и на автодроме обучат замедлениям, ускорениям и движению в разных условиях, и вы без труда сдадите экзамены в ГИБДД. Пройдите тестовое занятие, чтобы оценить возможности автошколы. Запишитесь по телефону или онлайн на удобное дату и время.

Возможно вам будет интересно:

  • Что такое привод автомобиля Существуют разные типы приводов автомобилей, из-за чего у начинающего водителя иногда возникают сложности с выбором не только машины для езды, но даже для обучения. Ведь привод определяет, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, что влияет на управляемость и проходимость автомобиля. Возможных приводов автомобилей существует не так и много, поэтому стоит знать преимущества и недостатки каждого из них.
  • ДТП без страховки Один из худших кошмаров любого водителя — ДТП. Но все может быть хуже, если у виновника ДТП или пострадавшего отсутствует ОСАГО. Да, закон запрещает ездить на машине без обязательной «автогражданки». Но на дорогах постоянно встречаются шоферы, которые отваживаются ездить без полиса по причине забывчивости, невнимательности или просто из-за упования на «авось». Чтобы не впадать в панику, нужно знать, что делать в подобных ситуациях. Это убережет не только нервы, но и деньги в случае аварии.
  • Личная карточка водителя Еще с советских времен в обиходе профессиональных шоферов использовался термин личная карточка водителя, однако в настоящее время данное понятие практически кануло в небытие. Но слухи о некой загадочной карточке передаются из уст в уста среди начинающих водителей. Бытует мнение, что без нее нельзя сдать экзамен и даже водить машину. При этом в официальном перечне документов, которые должен иметь при себе водитель в соответствии с ПДД, ни о каких дополнительных бумагах речи не идет. А значит, нужно разобраться в вопросе.
  • Прогрев двигателя Споры о том, нужно ли прогревать двигатель авто до начала движения, ведутся как минимум последние 20 лет. И если еще в начале этого тысячелетия приверженцев холодного старта было менее 10%, то спустя всего 2 десятилетия более 1/3 автомобилистов отказываются от прогрева. Но победил ли гений инженерной мысли законы физики, или рекомендации автопроизводителей –не более чем попытка подстроиться под защиту экологии? Вопрос не праздный, ведь от решения, прогревать ДВС или нет, может зависеть его ресурс и расход топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *