М 1 что за трасса
Перейти к содержимому

М 1 что за трасса

  • автор:

Москва – Смоленск – Беларусь

Автодорога М-1 «Беларусь» (Минское шоссе) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Москве, проходит через Смоленск и ведет до государственной границы с Беларусью. Далее продолжается под номером М1 . Трасса является составной частью европейского маршрута Е 30 и азиатского маршрута АН6.

Общая протяженность — 463 км.

Стационарные посты ГАИ находятся в Баковке на 7 км, Голицыно на 43 км, на 82 км трассы, перед границей со Смоленской областью на 127 км, перед поворотом на Гагарин на 172 км, а также в населенных пунктах: Сафоново на 290 км, Ярцево на 332 км и в Смоленске на 384 км.

Трасса отличается большим числом живописных видов и очень хорошим качеством покрытия. По пути дорога пересекает множество мостов через реки. Хорошо развита инфраструктура. Трафик довольно высокий в Московской области, дальше от столицы загруженность трассы снижается.

На участке от города Одинцово (16 км) и до поворота на Рузу (84 км) повышенная аварийность. Во многом это связано с большим числом грузового транспорта.

На границе с Беларусью с начала 2014 года российской стороной выборочно проводится паспортный контроль. Пограничный пункт отсутствует. Для жителей России и других стран, входящих в таможенный союз, проезд по трассам Беларуси бесплатный. Данное правило распространяется на транспортные средства массой менее 3,5 т.

Количество полос

4 полосы для движения по всей протяженности. Исключение составляет участок протяженностью около 7 км с 8 полосами, который начинается в населенном пункте Солманово и заканчивается в районе села Ликино.

Состояние

Дорога в идеальном состоянии.

Заправки

53 км — Татнефть (из Москвы)

63 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

64 км — Лукойл (в Москву)

64 км — Газпромнефть (из Москвы)

86 км — Лукойл (в/из Москвы)

88 км — Татнефть (из Москвы)

116 км — Татнефть (в Москву)

121 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (правая и левая сторона))

173 км — Shell (в Москву)

227 км — Лукойл (в/из Москвы)

304 км — Shell (из Москвы)

338 км — Лукойл (в/из Москвы)

397 км — Лукойл (в Москву, кафе)

399 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

450 км — Shell (в/из Москвы)

455 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (левая сторона))

Достопримечательности

г. Вязьма — историко-краеведческий музей в Богородицком храме, Иоанно-Предтеченский монастырь (XVII в.), Троицкий собор (XVII в.), Церковь Петра и Павла, Аркадьевский монастырь, Спасская башня (строение Вяземской крепости XVII в.), Екатерининская церковь (XVIII в.), Спасо-Преображенская церковь (XVIII в.), Введенская церковь (XVIII в.), Церковь Рождества Христова (XVIII в.);

г. Можайск — Можайский Кремль (XII в.), Дом-музей художника С. В. Герасимова, усадьба Хлебникова-Ролле (1898 г.), Храм Иоакима и Анны (1867 г.), Лужецкий Ферапонтов монастырь, Святой колодец Ферапонта;

г. Смоленск — Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», музей «Смоленск — щит России», Художественная галерея, музей «Городская кузница XVII века», экзотариум. Сады на территории города: Лопатинский и сад Блонье. Исторически значимые постройки: Авраамиев монастырь (XIII в.), Борисоглебский монастырь (XI в.), Вознесенский монастырь (1630 г.), Кузница в Смоленске (XVIII в.), Смоленская крепостная стена (1602 г.), Троицкий монастырь (XVII в.), храмовый комплекс на Кашена (1146 г.), Успенский собор (XVIII в.);

г. Гагарин — Объединённый мемориальный музей Ю. А. Гагарина, Музей «Первого полёта», Историко-краеведческий музей.

Сеть платных дорог России

В рамках реконструкции, помимо расширения проезжей части, была построена транспортная развязка на пересечении с региональной дорогой «Кубинка – Наро-Фоминск». По проекту реконструкции участка 33 – 66 км были возведены 9 пешеходных переходов, установлены шумозащитные экраны и мачты освещения. Это позволит повысить безопасность дорожного движения, увеличить пропускную способность М-1 в Московской области. Пункт взимания платы на 17 шлюзов организован на 46-м километре трассы.
С двух сторон платного участка построили двухполосные дороги. Они являются бесплатным альтернативным маршрутом.
На сегодняшний день уже реализуется проект последующей реконструкции трассы М-1 «Беларусь» до 84-го км в Московской области.

Хронология ввода участков

В ноябре 2013 года введен в платную эксплуатацию участок в обход г. Одинцова. Он начинается на съезде с 56 км МКАД и заканчивается въездом на 33 км М-1 «Беларусь». Пункты взимания платы расположены на 4,6 км, 6,9 км, на съездах на Можайское шоссе на 13,4 км и на 17,7 км дороги «Северный обход Одинцова». Альтернативным маршрутом является участок от МКАД до 33 км трассы М-1 «Беларусь».

После реконструкции 11 января 2022 года введен в платность участок 33 – 66 км трассы М-1 «Беларусь». В результате реконструкции данный участок был доведен до категории IБ с количеством полос от 6 до 8 в зависимости от километража. Оплата проезда осуществляется на Пункте взимания платы на 46 км с возможностью съезда на бесплатную альтернативу – дублер до подъезда к Пункту взимания платы. Для обеспечения пользователей платного участка трассы Электронными средствами регистрации проезда на 46 км по направлению «из Москвы» расположен Центр поддержки и обслуживания ООО «Автодор — Платные Дороги». В Центре автомобилисты могут приобрести транспондеры T-pass и подключить абонементы для оплаты участка 33-66 км по фиксированной сниженной стоимости.

Трасса М-1 Беларусь: реконструкция дороги от Москвы до госграницы

Портал «ДорИнфо» продолжает серию публикаций об итогах работ на трассах в 2023 году и планах на 2024-й. На очереди — автомобильная дорога М-1 «Беларусь», которая берет свое начало на пересечении Можайского шоссе и МКАД в Москве и ведет к государственной границе с Республикой Беларусь. Протяженность трассы составляет 456 км, участок с 17-го по 456-й км находится в оперативном управлении Госкомпании «Автодор». Одно из значимых событий минувшего года – ввод в эксплуатацию первого этапа строительства транспортной развязки на 59-м км автодороги в Подмосковье, что позволило значительно повысить транспортную доступность парка «Патриот». Подробнее о том, как модернизируют трассу «Беларусь», — в нашем материале.

Открытая развязка к «Патриоту»

Итак, 11 августа 2023 года в Московской области запустили первый этап развязки на 59-м км трассы. Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе «Автодора», в ходе строительства первого этапа дорожники возвели земляное полотно объемом более 330 тыс. кубометров, уложили свыше 61 тыс. кв. метров покрытия из асфальтобетона, устроили пять водопропускных труб диаметром 1,5 метра, переустроили более 35 км электрических сетей, проложили свыше 10 км линий электроосвещения, построили путепровод длиной 58,61 метра.

На церемонии открытия председатель правления Госкомпании Вячеслав Петушенко отметил, что новая развязка не только положительно скажется на безопасности дорожного движения, но и позволит автолюбителям при движении по трассе М-1 из Москвы заехать в Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ «Патриот». Это комплекс, где можно ознакомиться с различной техникой всех видов и родов войск, посмотреть уникальные тематические экспозиции и даже пострелять из боевого, охолощенного и пневматического оружия.

Кроме того, как отметили в пресс-службе ГК, новая разворотная петля на 59-м км позволила обеспечить бесперебойный интенсивный трафик гостей и участников Международного военно-технического форума «Армия-2023».

Начало строительства еще одной развязки в Подмосковье

В 2023 году на трассе «Беларусь» в Московской области приступили к возведению еще одной транспортной развязки – на 86-м км. Планируется, что она будет готова в третьем квартале 2025 года. Ранее сообщалось, что протяженность объекта составит около 4 км. Проектом предусмотрено устройство разворотной петли над трассой, надземных и подземных пешеходных переходов, боковых съездов с переносом на них автобусных остановок, тротуаров и съездов. Кроме того, на объекте смонтируют линии освещения и установят оборудование автоматизированной системы управления дорожным движением. Прилегающую к памятнику Зои Космодемьянской территорию благоустроят. Здесь устроят парковочную площадку, тротуары, пешеходные ограждения, опоры освещения.

Готовый экодук в Смоленской области

На территории Смоленской области в 2023 году ввели в эксплуатацию экодук на 184-м км автодороги. В ходе работ устроили 94 тыс. кубометров насыпи и 326 метров шумозащитных экранов, построили путепровод шириной 50 метров и длиной 76,15 метра, установили комплекс автоматической видеофиксации животных.

При выборе места для возведения «звероперехода» проанализировали аварии с участием диких животных на трассе М-1 «Беларусь» за последние пять лет. Оказалось, что преимущественно в ДТП, нередко с тяжелыми последствиями, попадали лоси, олени, косули и кабаны. Кроме того, поступали обращения от жителей Смоленской области о необходимости мер по предотвращению происшествий с участием диких животных.

Отметим, что в ходе строительства экодук покрывают щебнем, а сверху устраивают почти метровый слой песка и плодородной земли, затем готовый грунт засеивают многолетними травами, высаживают кустарники и деревья, по бокам устанавливают защитные ограждения и акустические экраны. Все это позволяет животным переходить дорогу, оставаясь в своей естественной среде обитания, и не нарушает миграционные тропы зверей.

Планы на ближайшее будущее

В пресс-службе ГК «Автодор» также сообщили, что в 2024 году приступят к реконструкции участка трассы М-1 «Беларусь» с 66-го по 84-й км в Подмосковье. Расчетная скорость движения составит 120 км/ч. Здесь планируют провести работы по устройству земполотна, устроить систему водоотведения, дорожную одежду и фундаменты искусственных сооружений.

Отметим, что отрезок с 66-го по 84-й км – это четвертый пусковой комплекс масштабной реконструкции дороги, проезд по нему будет платным. В январе 2022 года в Московской области ввели в эксплуатацию первый участок: движение запустили с 45-го по 66-й км. В результате реконструкции участок довели до категории 1Б с количеством полос движения от шести до восьми. Позднее участок с 33-го по 66-й км стал платным.

Как строили знаменитую трассу М-1 "Беларусь"

Первого октября 1938 года Россия и Беларусь стали еще ближе другу другу: именно тогда, 80 лет назад, началась активная фаза строительства автомагистрали Москва — Минск. Сегодня она обозначена на картах как трасса М 1 "Беларусь".

Трасса берет начало на пересечении Можайского шоссе и Московской кольцевой автомобильной дороги и доходит до границы с Беларусью, обходя древние русские города Можайск, Гагарин (ранее Гжатск), Вязьму, Дорогобуж, Ярцево и Смоленск. Далее дорога переходит в автомагистраль в направлении Минска, Бреста и Варшавы. Сегодня эта трасса является частью европейского маршрута E30 и азиатского маршрута AH6. Общая протяженность — чуть менее семисот километров.

Для осуществления стратегического проекта 1 октября 1938 года было создано Управление строительством дороги, которое дислоцировалось в городе Вязьме. Было создано девять отделений вдоль трассы: в Голицыно, Гжатске, около Вязьмы, в Ярцево, Гнездове, Бобре, Приямине, Борисове и Жодине.

Конечно, последние 80 лет дороги — это лишь страничка в истории этого сухопутного пути, столетиями соединявшего Европу и Россию. Достаточно взглянуть на названия городов и поселков вдоль нее. Тут по обочинам древнего тракта и былинные Гнездовские курганы, и Жодино, основанное еще Богуславом Радзивиллом, и иные летописные города. По этому пути в разное время прошагали отряды короля Сигизмунда, бравшие Москву, и дружины Минина и Пожарского, прогнавшие непрошеных гостей обратно. Летом 1812 года по ней на восток браво продефилировала армия Наполеона, а спустя несколько месяцев остатки ее без оглядки бежали восвояси. Современная М 1 "Беларусь" не везде в точности совпадает со старым Смоленским трактом.

Автомагистраль — во многом один из лучших участков панъевропейского коридора "Казань-Москва-Минск-Варшава-Лондон"

Но чаще все же совпадает, как и прежде сохраняя свое огромное стратегическое значение.

Третьего мая этого года в Голицынском филиале российской компании "Автодор" открылся музей, посвященный 80-летней истории трассы М1 "Беларусь". Сотрудникам филиала удалось собрать прекрасную экспозицию — много архивных фото и документов, вырезки из старых газет, армейские трофеи, которые были найдены во время работ по расширению дороги уже после войны — на местах боев: каски, фрагменты взорванных автомобилей.

По словам директора музея Галины Поповой, начинали строительство новой грандиозной дороги более ста тысяч человек. Кроме всего прочего им предстояло "перекинуть" 115 мостов через реки, включая Днепр и Вопь. Дорога с первых дней вошла в разряд крупнейших советских строек, проектировщики оценили ее стоимость в один миллиард советских рублей! Деньги по тем временам сумасшедшие.

Вот лишь некоторые "отягчающие" в финансовом плане обстоятельства: магистраль должна была стать первой в СССР с твердым асфальтовым покрытием, а чтобы ее не разбивали гусеницы тракторов, по обочинам намечалось оборудовать специальные тракторные пути. Пересечения с железными путями предполагалось провести на разных уровнях и без светофоров. Через каждые пять километров проектировщики заложили специальные проходы для скота.

Дорога сразу вошла в разряд крупнейших советских строек. Проектировщики оценили ее стоимость в один миллиард советских рублей! Сумасшедшие деньги по тем временам.

Миллиард рублей показался советскому руководству неподъемной суммой. Последовало распоряжение удешевить проект — на 400 миллионов. Стоимость рабочей силы при этом не учитывали, поскольку ударный объект должны были строить заключенные.

Вот как вспоминает первые годы строительства уроженец деревни Высоцкое Сафоновского района Смоленской области Иван Абрамов. "Рабочий день. был 10-12 часов. Основная масса строителей работала под усиленной охраной. Но были и такие, кого не охраняли. В основном это заключенные с небольшими сроками".

Такие, по воспоминаниям Ивана Абрамова, даже были расквартированы по близлежащим деревням, а на работу ходили строем, с развернутым красным знаменем.

Есть также свидетельства, что "минку" бок о бок с заключенными строили и молодые парни и девчата, прибывшие сюда по комсомольским путевкам. Рассказывают, что заключенные "тянули" одну сторону дороги, а комсомольцы — другую.

Научный сотрудник Смоленского мемориала "Катынь" Оксана Корнилова, много лет работавшая с архивами НКВД и написавшая книгу "Как строили первую советскую автомагистраль", подтверждает, что "несмотря на то, что ударная стройка велась, как говорится, за колючей проволокой, на ней трудились и обычные люди". По словам историка, на объект собрали со всего Советского Союза лучших инженеров-дорожников и лучшую на то время технику, многие "приходили на работу как на простом советском предприятии".

О военных годах прославленной магистрали написано очень много страниц. Обозревателю "СОЮЗа" посчастливилось познакомиться с человеком, который на протяжении многих лет возглавлял трассу М 1 "Беларусь". Да, его должность так и называлась: начальник автодороги Москва — Минск. Это Виктор Николаевич Куртин. Сейчас Виктору Николаевичу уже за семьдесят, он давно на пенсии. Сейчас заканчивает книгу, посвященную истории дороги. На следующий день после нашей беседы Куртин уезжал в Минск на традиционную встречу с белорусскими коллегами-автодорожниками.

— К началу 1941 года, — рассказывает Виктор Николаевич, — магистраль в общих чертах была готова, многие отрезки уже были "одеты" в асфальтобетон. Но вскоре "минка" превратилась в важную фронтовую магистраль, а часть строителей и обслуживающего персонала ушла на фронт. Остались в основном женщины. Однако вскоре фронт сам нагрянул на трассу — к осени 1941 года вся дорога от 73-го километра оказалась в руках немцев. Ненадолго, — улыбается Куртин. — Уже с декабря 41-го она стала дорогой победоносного наступления Красной Армии.

Виктор Николаевич привел мне такой яркий пример. В Москве в Музее Вооруженных сил СССР хранится записка солдата Александра Виноградова, датированная февралем 1942 года. Ее после войны в дупле березы, росшей на 148-м километре, обнаружил плотник совхоза "Некрасовский" Московской области Смирнов. Александр Виноградов спрятал свою записку в винтовочную гильзу, поэтому она и сохранилась. "Нас было 12 послано на Минское шоссе, преградить путь противнику, — пишет Виноградов. — Мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое. Но враги лезут без пощады. Уже на дороге горят машины. Нас двое. Мы будем стоять, пока хватит духа. "

Солдат заканчивает свое послание такими словами: "Возможно, я умру. Но может, кто найдет когда-нибудь эту записку и вспомнит героев. Из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Александр Виноградов".

Отступая, немцы фактически разрушили минскую трассу и большинство коммуникаций вдоль нее. Как рассказывает Сергей Кельбах — глава Российской госкомпании "Автодор", курирующей Минское шоссе, последние годы в каждый канун Дня Победы на 71-м километре трассы М1"Беларусь" у единственного в России памятника воинам-дорожникам собираются ветераны-строители, "те, кто нес эстафету и передал ее молодым поколениям российских автодорожников".

— Их труд всегда оставался за кадром, — говорит Сергей Кельбах. — Они на своих плечах держали балки небольших мостов, по которым пехота переправлялась на другой берег. И не было бы столь активного наступления советских войск, если бы оперативно не восстанавливались разрушенные фашистами дороги и мосты.

. "Автодор" курирует Минское шоссе с 2010 года и намерен широко отметить 80-летний юбилей. В программе — различные торжества и автопробег Москва — Минск с участием самих дорожников.

По мнению специалистов, к 2021 году транспортный поток по Минскому шоссе увеличится с нынешних 30 тысяч машин в сутки до 50 тысяч, и для транзитного транспорта придется вводить несколько платных участков со скоростным движением. В качестве подготовки к этому уже сейчас возводятся надземные переходы, строятся развязки, разворотные петли и путепроводы. Предусмотрена установка разделительного барьера между встречными полосами. Однако полностью платной М1 не будет никогда, уверяет глава Российской госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах, а альтернативой платным участкам станет Можайское шоссе — до 107-го км, а дальше — Старая Смоленская дорога. Кроме того, госкомпания совместно с Ростуризмом и Ассоциацией караванеров России планирует оборудовать современные площадки для автокемперов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *