На что влияет датчик кислорода если он не работает
Перейти к содержимому

На что влияет датчик кислорода если он не работает

  • автор:

Увеличился расход топлива — что делать?

Многие автолюбители сталкивались с проблемой повышенного расхода топлива. Это может быть связано со многими проблемами двигателя: неисправностью датчика и привода холостого хода, проблемами зажигания, уменьшением компрессии, неисправностью насоса высокого давления.

Виды топливных систем

Существуют дизельные и бензиновые двигатели. Они работают на разном топливе, соответственно, у них разные топливные системы.

У дизельных двигателей топливо из бака через трубки топливоподкачивающим насосом подается на ТНВД (топливный насос высокого давления), затем от ТНВД на форсунки. С форсунок топливо непосредственно поступает в цилиндр через впускной коллектор двигателя.

В бензиновых двигателях такого давления нет — для горения бензина не нужна такая высокая степень сжатия.

Детали топливной системы

Независимо от типа двигателя, любая топливная система состоит из топливного насоса, топливных трубок и непосредственно устройства, подающего топливо во впускной коллектор. Таким устройством почти всегда является форсунка.

В современных двигателях применяют датчики, которые влияют на качество горючей смеси и на расход топлива. Кислородный датчик (лямбда-зонд) последние годы ставится практически на все типы двигателей.

Что такое лямбда-зонд

Контроль над качеством сгораемого состава топлива осуществляет лямбда-зонд, который расположен в агрессивной среде, но при этом очень хрупок и неустойчив, что приводит его к частым неисправностям. При поломанном лямбда-зонде автомобиль полноценно функционировать не может.

lz.jpg

Лямбда-зонд представляет собой керамический элемент в металлическом корпусе, на который через провода подается напряжение. Керамика в зависимости от качественного состава газов в выхлопной системе подает сигнал на блок управления. Управление расходом топлива настраивается согласно показаниям датчика.

Лямбда-зонд сообщает информацию блоку управления двигателя о количестве кислорода, не вступившем в реакцию воспламенения в рабочих цилиндрах двигателя. Для полного прогорания кислорода смесь должна формироваться в пропорции один к пятнадцати (точнее 1 : 14,7). Блок управления двигателя контролирует формирование смеси (устраняет причины образования обогащенной либо бедной смеси) на основании показаний датчиков, в том числе и кислородного (лямбда-зонда).

Если расход топлива увеличился значительно (до 50%), следует незамедлительно проверить датчики кислорода.

Признаки неисправности датчика кислорода

К основным признакам неисправности датчика кислорода относятся:

  • значительно повышенный расход топлива;
  • неровная работа двигателя, особенно в момент нажатия педали акселератора;
  • увеличение выброса токсичных отходов двигателя;
  • неисправности в работе катализатора.

Что будет если игнорировать признаки неисправности?

Естественно, каждого водителя интересует, на что влияет неисправность лямбда-зонда. Чаще всего при выходе из строя данной детали, можно наблюдать такие последствия:

  • Автомобиль движется неестественно.
  • В разы увеличивается расход топлива.
  • Возникает неприятный резкий запах из выхлопной трубы.

В современных автомобилях с электронной начинкой при поломке лямбда-зонда сразу активируется аварийная блокировка. Это позволяет уберечь машину от серьёзных поломок, даже если водитель не заметил никаких признаков неисправности. К тому же ездить со сломанным лямбда-зондом просто небезопасно.

Автомобиль ведёт себя слишком непредсказуемо. Из-за этого может возникнуть аварийная ситуация на дороге, которая поставит под угрозу не только жизнь водителя, но и жизни других людей. Именно поэтому так важно вовремя заметить признаки неисправности и отправить авто в сервис. Мало того, для большей безопасности лучше вызвать эвакуатор.

При наихудшем развитии ситуации происходит разгерметизация датчика. В таком случае дальнейшее движение может привести к поломке двигателя. Для восстановления понадобится как минимум капитальный ремонт.

Когда происходит разгерметизация, отработанные газы попадают в заборный канал. При торможении лямбда-зонд начинает фиксировать огромное количество молекул кислорода. В результате система впрыска полностью выходит из строя.

Главный признак подобной неисправности — потеря мощности. Лучше всего это заметно на высоких скоростях. При этом постоянно слышится механическое постукивание под капотом. Неприятный запах и рывки также присутствуют.

Почему датчик выходит из строя

Самая распространенная причина выхода из строя лямбда-зондов – износ. В процессе работы через микропоры датчика проходят выхлопные газы очень высокой температуры. Тонкий слой диоксида со временем выгорает, оксидирует, его электрические свойства изменяются. В результате этого показания лямбда-зонда становятся недостоверными, по существу, он приходит в негодность. В этом случае всевозможные промывки, чистки, другие методы восстановления работоспособности бессмысленны.

Важность своевременной замены

Обычно срок эксплуатации лямбда-зондов невелик (от 10000 до 50000 километров пробега). Некоторые автолюбители не обращают внимания на увеличенное потребление топлива. Если учесть, что датчик как минимум на 25% увеличивает расход топлива, при среднем расходе 7 литров на 100 км, пробеге 10000 км общий расход составит около 700 литров.

При неисправном датчике перерасход будет под 200 литров. За стоимость этого топлива можно купить четыре датчика.

Своевременная замена лямбда-датчиков, соблюдение правил их эксплуатации имеет важное значение для экономии денежных средств, связанных с эксплуатацией автомобиля.

Поиск и устранение неисправностей лямбда зонда (датчика кислорода)

В первую очередь важно понимать, что код неисправности OBD2 сам по себе не является признаком неисправного датчика кислорода. Данные коды являются только информационными сообщениями о работе датчиков. К примеру, датчик кислорода обнаружил признак обедненной топливной смеси и, естественно, будет сформирован соответствующий код. Следовательно, данный датчик выполняет свою работу и не нуждается в замене.

Однако, существует несколько OBD2 кодов, которые информируют о неисправностях или выходе из строя именно датчика кислорода, читать далее… В свою очередь определенная работа двигателя будет же будет свидетельствовать о том, что датчик не функционирует должным образом.

Увеличение расхода топлива может быть одним из признаков, что датчик кислорода не работает, как следует и топливная смесь слишком «бедная» или слишком «богатая». Такое изменение состава топливной смеси является признаком неисправности датчика кислорода, расположенного сразу за выхлопным коллектором, т.е верхнего по течению потоков выхлопа.

Датчики, расположенные за катализатором, являются диагностическими, предназначены только для контроля параметров выхлопных газов и не могут вызвать изменения параметров топливной смеси.

Другие типичные признаки неисправности датчика кислорода — это нарушения работы двигателя в режиме холодного хода и быстрых динамических режимах.

Однако следует иметь в виду, что проблемы в работе двигателя могут иметь совершенно другие причины, не имеющие ни какого отношения к неисправности датчика кислорода. Поэтому для выяснения причин часто требуются провести комплексные мероприятия, связанные с анализом OBD2 кодов, проверкой топливной системы двигателя, а так же физического осмотра датчика кислорода и его проверки.

Общие причины выхода из строя датчика кислорода.

Неисправность датчика кислорода может быть вызвана одной из трех причин: длительная эксплуатация, работа двигателя на некачественном топливе (отравление) или проблемы по электрической части.

Одно или двухпроводные датчики без нагревательного элемента должны проверятся или быть заменены каждые 50 000 км. Данные датчики располагаются в непосредственной близости или на коллекторе выхлопных газов, в зоне высоких температур, и требуют более пристального внимания, чем датчики с внутренним нагревателем.

Датчики кислорода с нагревательным элементом менее подвержены отравлению, так как они обычно размещаются намного дальше вниз по потоку, чем не обогреваемые датчики. Данные датчики должны быть проверены или заменены каждые 100 000 км. Однако выход из строя нагревательного элемента может стать дополнительным источником кодов неисправности OBD2.

Нужно понимать, что все датчики кислорода находятся в зоне высоких температур, высоких скоростей потока выхлопных газов и их чувствительность с течением времени будет неуклонно снижаться.

Черный нагар из богатой топливной смеси является частой причиной неправильной работы датчиков кислорода. Есть много возможных причин данного явления: засорение воздушного фильтра, дефекты топливных форсунок. Попадание антифриза или силиконовых герметиков в результате ошибок ремонта будут иметь тот же эффект. Данный датчик был отравлен и должен быть заменен.

Антифриз может быть очень вредным для датчика кислорода при попадании в камеру сгорания. Это может произойти в случае трещины или деформации головки блока цилиндров, дефектной прокладкой головки блока цилиндров или утечек впускного коллектора.

Силиконовое отравление, как показано на рисунке слева, может окрасить головку кислородного датчика в белый цвет. Наиболее распространенной причиной этого состояния является использование ненадежного герметика силиконовой прокладки.

Использование этилированного бензина может повредить кислородный датчик. Хотя это редкое явление, полезно знать, как выглядит дефектный датчик кислорода после работы на этилированном бензине.

Как заменить лямбда зонд, читать далее…

Признаки неисправности лямбда-зонда: как распознать, что делать

В чем проблема? Признаки неисправности лямбда-зонда не спутать ни с чем другим. Самый очевидный – бортовой компьютер сигнализирует о проблеме надписью Check Engine. Если вовремя не отреагировать, то дестабилизируется работа двигателя на холостых оборотах.

Что делать? Неисправный лямбда-зонд можно заменить самостоятельно, но лучше обратиться в сервис, где сперва проведут диагностику, в случае необходимости заменят деталь на новую и удалят диагностические коды.

В этой статье:

  1. Принцип работы лямбда-зонда
  2. Расположение лямбда-зонда
  3. Виды лямбда-зондов
  4. Часто встречающиеся причины поломки лямбда-зонда
  5. Признаки неисправности лямбда-зонда

Узнайте 7 секретов оптимизации работы с помощью оборудования
Увеличьте прибыль на 30%

Принцип работы лямбда-зонда

Лямбда-зонд представляет собой высокотехнологичное устройство, установленное в выпускной системе автомобиля. Этот датчик мониторит содержание кислорода в отработанных газах и его соответствие экологическим нормам. Также прибор влияет на то, насколько хорошо работает двигатель и как долго сможет прослужить. Название «лямбда-зонд» произошло от греческой буквы λ (лямбда), которая в автомобильной индустрии используется для обозначения коэффициента избытка воздуха в топливно-воздушной смеси.

Основной принцип функционирования ДВС основан на точном соотношении воздуха и топлива, необходимого для успешного зажигания. Для стабильной работы требуются определенные пропорции топлива и воздуха. Стандартное соотношение составляет 14,7:1 (воздух/топливо), при этом значение λ равно единице. Признаки неисправностей лямбда-зонда могут проявиться в случае отклонения от указанных стандартов.

Когда топлива слишком мало и в смеси преобладает воздух, могут возникнуть провалы, рывки, и мощность падает. Если смесь слишком богата, это приводит к увеличению расхода топлива и пропускам зажигания. Лямбда-зонд, отслеживая уровень кислорода, передает данные ЭБУ, который принимает решение по коррекции подачи топлива.

Кислородные датчики в машинах начали применять в конце 1970-х годов благодаря компании Bosch. Первыми серийными автомобилями с лямбда-датчиками стали модели Volvo 240/260 для американского рынка. Сегодня в конструкции ТС может быть установлено от одного до четырех датчиков. Их главные функции включают в себя следующее:

  1. Датчики следят за уровнем кислорода в отработанных газах.
  2. Передают компьютеру информацию о том, как хорошо топливо сгорает.
  3. Принимают обратную связь от каталитического нейтрализатора.
  4. Снижают количество вредных выбросов.
  5. Оптимизируют работу двигателя.

Каждый ЛЗ адаптирован под конкретную марку и модель, поскольку его функционирование тесно связано с системой электронного управления транспортного средства. Подбор подходящего кислородного датчика осуществляется на основе VIN-номера или с учетом данных о годе выпуска, объеме и мощности двигателя.

Расположение лямбда-зонда

Лямбда-зонд обычно устанавливается в выпускной системе. На новых машинах часто бывает не один, а несколько таких датчиков, их могут поставить как под капот, так и в выхлопную трубу.

Первый ЛЗ установлен близко к двигателю, его видно сразу и удобно заменять. Компактный датчик имеет цилиндрическую форму и встроен в выпускной коллектор. Задача устройства — сбор информации о том, сколько кислорода и вредных примесей содержится в выбросах до их попадания в катализатор для очистки.

Второй датчик располагается в нижней части авто перед глушителем и измеряет параметры после катализатора. ЭБУ анализирует оба потока данных, выявляя потенциальные различия, и отслеживает признаки неисправности первого и второго лямбда-зондов.

В старых моделях обычно установлен только один нижний датчик, в современных авто с двигателями 1,6 литра и больше — два. Автомобили с двойной системой выпуска могут иметь три или четыре датчика: два перед катализатором, ближе к двигателю, и остальные на каждой трубе выпускного коллектора.

Иногда второму кислородному датчику придают дополнительный элемент – обманку, например металлическую проставку или электронный эмулятор. Это позволяет обойти ЭБУ, изменяя данные о содержании кислорода и чистоте выбросов. Эта хитрость может быть полезной, например, при замене катализатора или при его неисправности. В противном случае компьютер станет постоянно сообщать о признаках неисправностей датчика лямбда-зонда (будет загораться Check Engine), что может негативно сказаться на продуктивности двигателя.

Виды лямбда-зондов

Распространены датчики кислорода из диоксида циркония и широкополосные, а также титановые, которые встречаются реже. По количеству контактов ЛЗ бывают с одним проводом или сразу с четырьмя, включая заземление и подогрев. Существует винтовой тип крепления, когда датчик просто вкручивается в выхлопной коллектор, и крепление на фланце.

Наиболее популярные сегодня кислородные датчики работают таким образом:

Циркониевый лямбда-зонд

Особенностью этого датчика является способность к автоматическому созданию напряжения. Электрический разряд возникает за счет различия уровня кислорода в атмосфере и выхлопных газах. Рабочая температура кислородного датчика лямбда-зонда из циркония составляет от 300 °С; ниже этой температуры могут проявиться признаки неисправности, и датчик не будет работать. Основными функциональными компонентами циркониевого лямбда-зонда являются:

  • электролит из твердого диоксида циркония;
  • внутренний и внешний электроды;
  • колпачок с отверстиями для защиты;
  • нагревательный элемент.

Керамическая поверхность взаимодействует с воздухом внутри и отработанными газами снаружи. Если уровень кислорода отличается, возникает сигнальное напряжение в 0,45 В, при котором λ равна 1. Когда значения отклоняются, ЭБУ дает команду регулировать подачу топлива для коррекции.

Титановый лямбда-зонд

Титановый датчик отличается от циркониевого тем, что не взаимодействует с атмосферой и не создает электрический ток. Титановый зонд уменьшает сопротивление при богатой топливной смеси и увеличивает при обеднении. Рабочая температура устройства начинается от 700 °С. ЛЗ из титана устанавливают редко из-за высокой стоимости.

Широкополосный лямбда-зонд

Имеет более сложную конструкцию по сравнению с предыдущими и обеспечивает высокую точность измерений. Отличие от циркониевого заключается в том, что широкополосный датчик не только фиксирует факт отклонения от установленных значений, но и предоставляет конкретную величину этого отклонения.

Лямбда-зонд такого типа – это своего рода комплекс из двух камер: измерительной и насосной. В измерительной камере поддерживается стандартный состав с использованием различных уровней напряжения. Отработанные газы из выпускного коллектора поступают в диффузионную щель, где и догорают. Затем датчик измеряет и сравнивает значения в обеих камерах, передавая информацию на ЭБУ. Рабочая температура широкополосного датчика составляет не менее 600 °С, и в его конструкции предусмотрена система подогрева.

Как определить неисправный лямбда-зонд?

Кислородный датчик – устройство, предназначенное для фиксирования количества оставшегося кислорода в отработавших газах двигателя автомобиля.

Он расположен в выпускной системе вблизи катализатора. На основе данных, полученных кислородником, электронный блок управления двигателем (ЭБУ) корректирует расчет оптимальной пропорции топливовоздушной смеси.

Коэффициент избытка воздуха в ее составе обозначается в автомобилестроении греческой буквой лямбда (λ), благодаря чему датчик получил второе название – лямбда-зонд.



Признаки неисправности лямбда-зонда

1. Плавающий холостой ход

Значение оборотов при этом могут скакать и понижаться ниже оптимальных.

2. Увеличение расхода топлива

Обычно перерасход незначительный, однако можно определить при программном замере

3. Увеличение токсичности выхлопа

Выхлопные газы при этом становятся непрозрачными, а имеющими серый либо черный оттенок и более резкий, топливный, запах.

4. Появляется предупреждающий сигнал “Check Engine”

Заметны перебои при попытке увеличить обороты даже на хорошо прогретом двигателе.

5. Двигатель может перегреваться из-за неправильной смеси

7. Катализатор быстро забивается


Как проверить лямбда-зонд?

Все перечисленные выше признаки могут указывать и на другие поломки двигателя или прочих систем автомобиля. Поэтому, чтобы определить неисправность датчика кислорода требуется диагностика специалиста. Или.

Протестируйте сигнал зонда с помощью мотор-тестера, стрелочного вольтметра или осциллографа. Подсоедините тестер между проводом массы и сигнальным, поднимите обороты до 3 000 Нм, засеките время и следите за показаниями. Они должны изменяться от 0.1 до 0.9 вольт. Рекомендуем заменить датчик, если диапазон изменений меньше или за 10 секунд сменилось меньше 9–10 показаний.

Причины неисправности датчика кислорода

В большинстве случаев кислородный датчик работает около 100 тыс. км без сбоев, однако есть причины, которые значительно сокращают его ресурс и приводят к неисправности.
Неисправность цепи датчика кислорода. Выражаться по-разному

1. Замыкание датчика

В этом случае он полностью выходит из строя и не подает никаких сигналов. Большинство кислородных датчиков ремонту не подлежат и их надо менять на новые.

2. Загрязнение датчика продуктами сгорания топлива

В процессе эксплуатации датчик кислорода по естественным причинам постепенно загрязняется и со временем может перестать передавать корректную информацию.

3. Термические перегрузки

Это происходит по причине проблем с зажиганием, в частности, перебоев с ним. В таких условиях датчик работает при критических для него температурах, что снижает его общий ресурс и постепенно выводит из строя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *