Чем плох вариатор на автомобиле
Перейти к содержимому

Чем плох вариатор на автомобиле

  • автор:

Какие плохие привычки убивают вариаторы уже к третьему ТО

Одним из самых ломучих агрегатов в современных автомобилях является вариатор. Это довольно универсальный тип трансмиссии, который просто устроен, устанавливается даже на мощные спортивные автомобили, но не славится особой надежностью.

Не все вариаторы одинаково полезны, но иногда так получается, что одна и та же трансмиссия в разных руках живет по-разному. У кого-то он требует ремонта уже после пары лет, а кто-то наматывает на нем третью сотню тысяч километров и горя не знает. Как же так получается? Все дело в манере обращения с этой нежной коробкой передач, в которой этих передач, как мы знаем, нет. Несмотря на повсеместное распространение автомобилей с вариатором, многие водители до сих пор обращаются с ним по-варварски. Все же он отличается от стандартного гидротрансформаторного "автомата".

Как и любая другая коробка передач, вариатор плохо переносит "холодный" старт. Причем речь идет не только о зимнем утре. CVT нельзя отправлять в бой сразу после старта двигателя. Ему нужно время, чтобы загустевшее масло успело согреться и смазать подвижные детали. Иначе шестерни и ремень вариатора быстро придут в негодность. Одной из самых распространенных ошибок в обращении с вариаторами является нейтраль в пробках и на долгих светофорах. Чем руководствуются люди, делающие это, не очень понятно, но так делать не стоит. Если очень лениво держать ногу на тормозе, лучше просто перевести рычаг КПП в "Паркинг". Это зафиксирует автомобиль и не даст ему скатиться. Переключение в "нейтраль" снижает давление масла в коробке. Обратное переключение в "драйв" потребует небольшое время, нужное для переключения механизма в самой коробке и для поднятия давления масла в системе.

Если же сразу после этого давануть на газ, чтобы успеть за соседями по пробке, автомобиль может и пробуксовать. Это дает сильную перегрузку на фрикционы и на ремень вариатора, который является чуть ли не самым уязвимым звеном в системе. Лучше какое-то время дать коробке прийти в себя после включения "драйва". Частой проблемой вариаторов также является трансмиссионное масло. Производители часто заявляют, что единожды залитое на заводе оно не требует ни замены, ни даже очистки. Это не так: масло в вариаторе лучше менять, причем довольно часто. Если у "автоматов" срок замены наступает к 100 тысячам пробега, то вариаторы лучше обслуживать к 30-40 тысячам километров. Практика показывает, что со временем в вариаторах образуется металлическая стружка, которая плотным слоем оседает на магнитах. Основной причиной образования большого количества стружки является спортивная манера езды c резкими ускорениями.

Очень часто вариаторы стали устанавливать на кроссоверы и псевдо-внедорожники. Конечно, погорять сугробы и грязи на таких автомобилях не стоит. Хотя бы постоянно ездить в таком режиме не стоит. А если уж засадили автомобиль так, что выбраться сложно, то лучше самостоятельно такое упражнение не выполнять. Это колоссальная нагрузка на CVT, которую он может даже не выдержать. Это настолько хрупкий механизм, что даже прицепы тягать с ним не стоит. Убить — не убьет, но ускоренный износ гарантирован. А перемещать такой автомобиль и вовсе лучше всего на эвакуаторе.

Автомобильный вариатор. Страхи и реальность

Источник фото:&nbsphttps://www.drive2.ru/l/481466522150109344/

Автомобиль в современном мире, прежде всего, это средство для комфортного передвижения из точки А, в точку Б. А современный автолюбитель, прежде всего, стал ценить комфорт удобство и надежность. Недаром, рекламные ролики автоконцернов, популяризуют комфорт, электронных помощников и легкость в управлении. И теперь автомобиль, оснащенный всеми помощниками, стал более лояльным к автовладельцу, а одним из таких помощников является автоматическая трансмиссия. Широкое применение автоматических коробок в автомобилестроении дало толчок к развитию инженерной мысли в данном направлении. Многообразие конструкторских решений в плане реализации идеи автоматической трансмиссии привело к тому, что порой автовладелец даже не догадывается, какой тип автоматической трансмиссии установлен на его автомобиле.

Многообразие коробок передач

Прежде всего, необходимо уточнить, что автоматической коробкой называют ту трансмиссию, где переключение передач осуществляется без участия водителя. Разберем, какие варианты автоматических трансмиссий существуют.

Источник фото: https://www.drive2.ru/l/1953170/

1. Гидротрансформаторные коробки переключения передач. Классический вариант автоматической коробки передач, принцип работы основан на передаче момента от двигателя к колесам посредством специальной жидкости ATF. На сегодняшний день это самый популярный вид АКПП. Применяют ее практически все автопроизводители без исключений. Вследствие чего такие коробки имеют разные названия (типтроник, стептроник и другие).

Источник фото: https://www.infotaller.tv/electromecanica/funcionan-cajas-cambio-automaticas_0_1103889618.html

2. Роботизированные, они же роботы представляют собой механическую коробку передач, в которой функции выключения сцепления и переключения передач автоматизированы. Автопроизводители так же называют их по-разному: Speedshift, SMG, Easytronic, Durashift EST и другие.

Источник фото: https://response.jp/article/2014/01/14/214827.html

3. Разновидность роботизированных коробок, преселективная. Можно сказать, это второе поколение роботизированных коробок. Основное их отличие от прародителя — это наличие отдельного сцепления для каждого вала четных и нечетных передач. Различные варианты конструктивных решений привели так же к многочисленным обозначениям данного вида трансмиссий у автопроизводителей. Основные и самые популярные DSG и PDK, SST, DSG, PSG, S-tronic

Источник фото: http://supreme2.ru/9595-chto-za-zver-korobka-peredach-dsg/

4. Вариаторные (вариатор), являются бесступенчатыми коробками передач. Обеспечивают в заданном диапазоне плавное изменение передаточного числа. Общепринятое обозначение CVT. Устанавливаются практически всеми автопроизводителями, и имеют свои обозначения Autotronic, Ecotronic, Durashift CVT, Lineartronic и другие.

Источник фото: https://www.in.gr/2001/10/07/auto/auto-news/i-jatco-anelabe-tin-kataskeyi-kibwtiwn-cvt-gia-ti-nissan.

Отличие вариатора от других коробок передач

Вариаторная коробка передач – это специальная механическая конструкция, предназначенная для передачи усилия двигателя бесступенчатым способом к колесам.

Устройство автомобильного вариатора

Классический вариатор — это два раздвижных шкива, соединённых клиновидным ремнем. Вариатор, применяемый в автомобилях, является более сложным устройством, потому что существует необходимость введения «задней скорости» и пониженных передач.

Источник фото: http://roadpart.ru/akpp/akpp-cvt-chto-eto.html

Принцип работы автомобильного вариатора

При увеличении оборотов двигателя приводится в действие гидротрансформатор, который передает крутящий момент на первичный вал (связанный с двигателем) . На первичном валу установлен ведущий специальный разрезной шкив (через него проходит ремень – см gif) и при воздействии на поверхность шкива привода (на gif – движущаяся часть «слева от ремня»), «половинки шкива» начинают сходиться, что приводит к увеличению трения между ними и клиновидным ремнем. Далее под действием трения клиновидного ремня усилие передается на аналогичный ведомый шкив (на gif – снизу), который приводит в движение вторичный вал, связанный с приводом колес. «Половинки» ведомого шкива в этот момент максимально сведены, то есть получается низшая передача. Далее при развитии оборотов происходит смена диаметров ведущего и ведомого шкивов относительно друг друга. Передаточное число увеличивается максимально. Ведомый вал вращает дифференциал, к которому присоединены полуоси ведущих колес. Задняя передача обеспечивается подсоединением к ведомому валу планетарного механизма, который и обеспечивает реверсивное движение ведомого вала. Управление диаметрами шкивом обеспечивает эл ектронная система.

При использовании вариатора нет резких рывков при переключении, обеспечивается более плавный ход и экономия топлива, так как электроника выбирает оптимальный режим оборотов двигателя и передаточное число шкивов.

Виды автомобильных вариаторов

Сегодня основное распространение получили вариаторы двух типов клиноременные и клиноцепные.

Клиноременный вариатор, состоит из двух шкивов, соединенных клиновидным ремнем. Шкив образуют два конических диска, которые могут сдвигаться или раздвигаться, обеспечивая, тем самым, изменение диаметра шкива. Для сближения конусов используется гидравлическое давление, центробежная сила, усилие пружин. Конические диски имеют угол наклона 20°, при котором обеспечивается перемещение ремня по поверхности шкива с наименьшим сопротивлением.

Источник фото: https://1gfe.ru/nissan-mitsubishi-citroen-dodge-honda-jeep-peugeot-renault/vse-modeli/remen-variator. -nis san-qr25de-2698/

Источник фото: http://www.tks.ru/forum/showthread.php?t=442065&page=3

ТАК ВЫГЛЯДИТ РЕМЕНЬ ВАРИАТОРА!

Клиноцепные вариаторы , основное отличие от клиноременного вариатора крутящий момент передается торцевой поверхностью специальной цепью при ее точечном контакте с коническими дисками.

Источник фото: http://kak-bog.ru/korobka-peredach-cvt-chto-eto-takoe

Плюсы (достоинства) и минусы (недостатки) автомобильного вариатора

Основными достоинствами вариатора является:

· плавность его переключения

· экономичность

· тихий. Данный вид трансмиссии является самым тихим среди своих конкурентов.

· быстрый. Так как отсутствуют ступени, вариатор является еще и одной из самых быстрых коробок.

Однако есть и недостатки, связанные с конструкцией.

· Одним из самых больших минусов является его ограничение на применение на мощных автомобилях.

· Кроме того вариатор очень не «любит» рваные режимы эксплуатации, резкие старты и суровое бездорожье.

· Обслуживание. Так же обслуживание вариатора требует определенных навыков и более щепетильного подхода.

Источник фото: https://sitecars.ru/mn/which-is-better-cvt-or-at-what-can-break-down -in-akpp/

Несмотря на то, что вариаторные трансмиссии уже заняли определенную нишу среди автопроизводителей, нет общего мнения о его надежности и сроке службы.

Дело в том, что встречаются мнения о том, что у вариатора срок службы ограничен 150 тысячами пробега, но есть мнение, что при должном уходе такой вид трансмиссии может эксплуатироваться свыше 300 тысяч без каких либо проблем. И владелец сталкивается с дилеммой, ремонт или его замена. Если автомобиль еще гарантийный то проблема решается сама собой — дилеры не ремонтируют вариаторы. Они заменяют вариатор на новый. А если гарантия закончилась, обычно приобретают контрактный вариатор, а это, как известно покупка кота в мешке.

Ремонт вариатора

Несмотря на то, что по конструкции вариатор самый простой вид автомобильной трансмиссии, его ремонт довольно дорогостоящая процедура. Связано это, прежде всего, с отсутствием, квалифицированного персонала. Но если вы попали к хорошему мастеру, вопрос ремонта решиться довольно быстро и качественно. После такого ремонта вы будете полностью уверенны в надежности трансмиссии.

Особенности масла для автомобильного вариатора

Залогом долгой и безотказной службы вариаторной трансмиссии является правильное, своевременное и качественное обслуживание. При кажущейся простоте конструкции, вариатор требует особого подхода к его содержанию.

Есть несколько правил, соблюдая которые можно избежать серьезных проблем.

1. Правило первое, своевременная замена масла в вариаторе. Связано это, в первую очередь, с тем, что масло в вариаторе несет на себе множество функций. А работает при этом в очень тяжелых условиях. Основные функции масла для вариатора:

· защита от трения металла о металл

· защита от проскальзывания ремня о шкивы

· привод гидравлики вариатора

· охлаждение вариатора во время эксплуатации

· предотвращение вспенивания жидкости

· содержание деталей вариатора в чистоте

· защита деталей от коррозии.

Во время эксплуатации свойства масла снижаются, и масло требует замены. При выборе жидкости для вариатора необходимо четко соблюдать спецификации, рекомендованные заводом изготовителем. Приобретать качественные жидкости только именитых производителей. И помнить, что жидкости ATF для гидромеханических автоматов абсолютно не подходят для трансмиссий вариаторного типа.

2. Второе правило: Бережная эксплуатация вариатора. Вариаторный тип трансмиссии не предназначен для жесткого стиля вождения. Кроме того, такой вид трансмиссии не любит режимов перегрева. Следует уделять особое внимание чистоте, радиаторов охлаждения трансмиссии. И не перегружать ее при эксплуатации. В случае если это произошло, настоятельно рекомендуем произвести процедуру замены масла.

Одной из компаний, занимающая лидирующие места в области жидкостей для обслуживания автомобиля является компания LIQUI MOLY. В ее ассортименте есть специальная жидкость для вариаторных коробок передач: НС-синтетическое трансмиссионное масло для вариаторов CVT Top Tec ATF 1400. Перечень соответствий и допусков позволяет применять данную жидкость в широком диапазоне вариаторов различных производителей. При этом быть абсолютно уверенным в качестве масла и надежности вариатора.

Чем плох и хорош вариатор

Автомобильный эксперт Егор Васильев рассказал "Российской газете" о минусах и плюсах вариатора.

"Вариатор — прекрасное решение, позволяющее постоянно поддерживать мотор в оборотах максимального крутящего момента. Это существенно улучшает экологические показатели двигателя. Поскольку мотор по сути не оказывается в переходных режимах. Обеспечивается это благодаря возможности бесступенчатого изменения передаточного отношения собственно вариатора. Однако из этого преимущества вытекают и его минусы.

Во-первых, машина начинает ускоряться не за счёт роста оборотов двигателя, к чему мы привыкли, а за счёт того самого плавного изменения передаточного соотношения вариатора. Это может вызывать некоторый когнитивный диссонанс и нравится не всем.

Неспроста большинство автопроизводителей на программном уровне реализуют в вариаторах несколько фиксированных виртуальных передач, благодаря чему реакция машины на газ становится более понятной и классической. Кроме того, на низком передаточном соотношении возникают очень большие нагрузки в пятне контакта ремня с конусом первичного вала.

Это, особенно в условиях бездорожья или активных пробуксовок, может приводить к быстрому перегреву, проскальзыванию и износу. В результате автомобиль в безобидной ситуации может стать обездвиженным. Поэтому автопроизводители добавляют к вариатору классический гидротрансформатор, который демпфирует нагрузку, делая коробку более надёжной. И в принципе, если мы говорим об асфальте, то вариатор — прекрасный выбор. Ну а для бездорожья все-таки надо ориентироваться или на классический автомат или на механику", — отметил эксперт.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Toyota

Автоматические трансмиссии на автомобилях зачастую называют одним общепринятым наименованием «автомат», однако по принципу действия и конструкции они могут кардинально отличаться друг от друга.

На сегодняшний день существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач, а также бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают аббревиатурой CVT.

Конструктивно все они отличаются и имеют как свои преимущества, так и недостатки. Однако раньше всех широкое распространение получили классические автоматы, которые уже больше 70 лет применяются на легковых машинах.

Фото: Shutterstock

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Следом широко начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые долгое время вызывали скепсис у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. Впрочем, с годами они модернизировались, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно пройден.

А сейчас все большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами». Так что давайте разбираться, что собой представляет вариатор, как он работает, какие у него минусы и плюсы, а также насколько он надежнее и лучше в сравнении с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении такой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).

Фото: Олег Лозовой / РБК

Фото: Олег Лозовой / РБК

Удивительно, но изобрели вариатор даже гораздо раньше, чем обычные «автоматы», но применяли его все же не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и сначала он использовался для изменения скорости вращения валов на станках.

А первый автомобиль с таким типом трансмиссии появился лишь в 1950-х. Вариатор впервые начал устанавливаться серийно на автомобили марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковушки. Потом их начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х вариатор c фирменном наименованием Tiptronic использовался на младших седанах Audi. Но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Первый тип — самый распространенный. Так что рассмотрим, как он устроен и работает.

Автомобиль, оборудованный такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычным автоматом — педалей всего две, и рычаг переключения режимов трансмиссии с положениями P, R, N, D, схожий с машинами с традиционной АКП. Но работает вариатор совершенно по-другому, а именно в нем нет фиксированных передач. Изменения передаточного отношения происходит не «переключениями», а плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, который в разных положениях вращается по специальным коническим шкивам.

В зависимости от диаметра шкивов в месте вращения ремня или цепи меняется и передаточное отношение и изменяется скорость вращения и крутящий момент выходного вала, который дальше передает тягу на приводы и колеса. Поэтому при работе вариатора нет толчков при трогании с места, и тем более нет никаких «переключений передач».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *