Что лучше шипы или липучка
Перейти к содержимому

Что лучше шипы или липучка

  • автор:

Какая резина лучше шипованная или липучка

Какая резина лучше шипованная или липучка

С приближением осенне-зимнего сезона многие автовладельцы задумываются над сменой сезонных шин, своеобразной зимней обуви для автомобильных колес. Известно, что шины бывают зимние, летние, всесезонные. В свою очередь зимние шины делятся на шипованные и нешипованные (фрикционные). Последние часто называют «липучками». Свое название эта резина получила от английского friction, что переводится как «трение». За счет особого состава резины и глубоких бороздок на протекторе обеспечивается сцепление с дорогой.

Шипованной называется резина, оснащенная металлическими или керамическими «шипами». Шипы «впиваются» в накатанную, или покрытую ледяной коркой поверхность дороги, препятствуют скольжению и возникновению аварийной ситуации.

Между автовладельцами то и дело вспыхивают споры о том, какая резина лучше: шипованная или липучка. Только в этом вопросе не ни правых, ни неправых, поскольку все зависит от дорожных условий, погоды, качества самой резины.

Особенности фрикционной резины

Первым производителем фрикционных шин стала финская компания Nokian Tyres. Она имела более глубокий рисунок протектора, больше ламелей. Правда, первые зимние шины получились не очень удачными, не всегда справлялись со скольжением. То, как приняли эту резину автовладельцы, породило понимание, что шины для автомобиля должны быть сезонными, и подтолкнули других производителей автопокрышек к работе в этом направлении.

«Липучки» отличаются от летних и всесезонных составом резины. Некоторые производители вводят в резиновую смесь мелкие твердые частицы, так называемые микрошипы, которые своими острыми краями обеспечивают прочное сцепление с дорогой. Логично будет предположить, что эти самые микрошипы предохраняют протектор от истирания, обеспечивая тем самым более длительный срок эксплуатации.

Шины липучки имеют более мягкую резину на протекторе жесткий внутренний слой. В результате, в сочетании с большим количеством тонких поперечных ламелей обеспечивается широкое пятно контакта и высокое сцепление с дорогой в гололедицу. Шины липучки приспособлены для езды по чистому асфальту, влажному льду, рыхлому снегу. Поэтому производители рекомендуют переобувать машины при температуре +5о С, а компания Michelin даже при +7°С.

При температуре -30°С «липучка» не дубеет, оставаясь мягкой и эластичной. Она не шумит во время езды по асфальту.

В сравнении липучки и шипованной резины, у первых есть небольшой недостаток. При потеплении зимой и таянии ледяной корки образуются лужицы, которые ухудшают сцепление с дорогой. Увеличивается тормозной путь. Это обстоятельство вынуждает водителей быть более осторожными на дорогах.

Шипованная резина отличается от «липучки» сроком эксплуатации. Фрикционные шины служат дольше. Липучки проигрывают потому, что пока еще нередко шипы выпадают или стираются на твердом асфальтовом покрытии, в результате чего свойства их ухудшаются.

Особенности шипованных протекторов

Первая шипованная резина появилась раньше фрикционной – в 30-х годах прошлого столетия, однако своего развития эти разработки не получили. К ним вернулись примерно 30 лет спустя. В 1974 году был выпущена шина с сердечником в том виде, в каком они выпускаются в настоящее время. Сначала шипованную резину устанавливали на спортивные автокары. И результат спортивных состязаний показал, что будущее именно за такими протекторами.

Первыми проявили интерес к шипованной резине владельцы коммерческого транспорта. Позднее, когда производители начали выпускать шипованные шины на продажу, многие автовладельцы частных легковых автомобилей приняли с восторгом это изобретение, решает проблему безопасности на дорогах. Вскоре шипованная резина была запрещена в целом ряде европейских стран, преимущественно в восточной Европе, поскольку агрессивные металлические шипы разрушают асфальтовое покрытие. Здесь надо учитывать, что зимы в Европе, за исключением Скандинавских стран, более мягкие и не такие заснеженные, как в России, где шины с колючками быстро нашли свое применение.

Тем более что в последние годы производители разработали и начали выпускать модели с шипами, которые при определенном давлении на них, прячутся внутрь протектора. Такая технология имеет целый ряд преимуществ:

  • Во-первых, шипы становятся более защищенными. Они меньше отлетают или стираются.
  • Во-вторых, не происходит разрушения дорожного покрытия.
  • В-третьих, уменьшается вибрация и шум во время езды по асфальту.

Однако, во время езды по льду шипы на таких покрышках не прячутся. Они также вгрызаются в ледяную корку, обеспечивая сцепление с дорогой, как и обычные шипы. А на глубоком снегу, на бездорожье и те, и другие становятся просто незаменимыми.

Специалисты рекомендуют обкатывать новые шипованные шины до наступления холодов. Чтобы шипы встали на свои места и прочно зафиксировались, необходимо проехать на машине несколько десятков километров на умеренной скорости и без нагрузки.

Шипованная или фрикционная шины. Отличия

Ниже рассмотрим, чем отличается шипованная резина от липучки, кроме наличия металлических шипов.

В первую очередь у них различный состав резины. Протектор, изготавливаемый под шипы, имеет более твердую и жесткую резину. И если шина растеряет все шипы, она липучкой не станет. Скорее всего, такая шина будет бесполезна и опасна, так как не формирует нужного сцепления с дорожным покрытием. На фрикционную шину, в свою очередь, тоже нельзя монтировать сердечники с шипами. Она не даст необходимого эффекта и быстро износится за счет мягкости верхнего слоя, шипы повылетают.

Существуют шины, которые продают без шипов, но они предназначены для их установки. «Фрикционки» для этих целей не годятся.

Второе отличие липучки от шипованной зимней резины заключается в рисунке протектора. У липучки он направленный, имеет большее количество ламелей.

Выводы

Выбирая зимнюю резину, следует исходить из следующих факторов:

  • Климатические условия. Если зима заснеженная, с частым гололедом, то шипованные лучше, чем липучка. Эти шины более адекватно ведут себя и в условиях мягкой зимы. Липучка предпочтительнее, когда снега немного, но зима оказывается морозной и суровой. При низких температурах лучше ведут себя липучки.
  • Топографические условия. Если автовладелец живет в городе с хорошим дорожным покрытием и редко выезжает за город, на природу, на дачу, то опять предпочтительнее липучки. Сельскому жителю лучше отдать предпочтение шипованной резине, так как в глубоком снегу она показывает более высокую проходимость. Липучки, вероятнее всего, в снегу застрянут.
  • Стиля вождения.
  • Производителя. Например, китайский производитель Advance выигрывает перед финским Nokian Tyres или французским Michelin только в цене. В качестве и других характеристиках китайская резина еще долго будет уступать.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос: какие шины лучше шипованные или липучка, не существует. Выбирая зимние шины, нужно учитывать множество различных факторов.

Шипы или липучка. Какие шины лучше выбрать

Какие шины лучше выбрать для поездок по заснеженным трассам, а какие подойдут для мокрого снега и города. Эксперты рассказали, когда необходима шипованная резина, а в каких случаях достаточно всесезонной липучки

Фото: Patrick Pleul / ZB / Global Look Press

Фото: Patrick Pleul / ZB / Global Look Press

Автомобилисты во многих регионах России в очередной раз встали перед выбором, на какие шины перейти со сменой сезонов. Так, с одной стороны, с 1 декабря 2023 года инспекторы ГИБДД смогут штрафовать водителей за поездки на летней резине зимой. С другой стороны, в городах с более теплым климатом шипы не так нужны. Что выбрать, шипы или липучку, и как правильно хранить покрышки, объяснили производители.

Шипы или липучка: мнения экспертов

По общей статистике продаж, большинство россиян во время зимнего сезона выбирают именно шипованные шины для своих автомобилей. Такими данными с Autonews.ru поделился исполнительный директор торгового дома «Кама» Тимур Шарипов. Однако на чем остановить выбор конкретному водителю, зависит от того, где он собирается ездить.

«Если автомобилист чаще всего ездит по бездорожью, за городом и по заснеженным дорогам, лучше остановить выбор на шипованных шинах. В таких условиях они снижают вероятность пробуксовки колес, сокращают тормозной путь, увеличивают коэффициент сцепления колес с дорогой при гололеде или на накатанном снегу», — объяснил Шарипов.

Что касается зимних нешипованных (фрикционных) шин, то их участник отрасли называет оптимальным выбором если автовладелец предполагает передвигаться преимущественно в городских условиях. Или, к примеру, проживает в регионе, где большую часть зимы преобладает мокрый снег или он вообще отсутствует. Такие модели более эффективны во время разгона и торможения на асфальте и акустически комфортнее из-за отсутствия шипов.

В свою очередь, в пресс-службе Gislaved, еще одной компании по производству шин, также посоветовали водителям ориентироваться на условия эксплуатации. Как отметили специалисты бренда, если в регионе часто возникает гололед, наблюдаются снежные зимы, а коммунальные службы не всегда успевают за непогодой, лучше выбирать шипованные шины, которые будут отвечать за уверенное сцепление на льду, помогут проехать по заснеженной колее или выбраться с заваленной снегом парковки.

Фото: Jochen Tack / Imagebroker / Global Look Press

Фото: Jochen Tack / Imagebroker / Global Look Press

Фрикционные шины производитель советует выбрать в том случае, если автомобилист зимой главным образом ездит в крупных городах, где большую часть зимы хорошо чистят дороги либо обильно поливают их реагентами, а также на трассах, где также не наблюдается экстремальных условий. Также нешипованные зимние шины, по оценкам экспертов, подойдут жителям южных регионов, где более мягкие зимы, но случаются и гололед, и обильные снегопады. Одним из преимуществ фрикционных шин в компании назвали акустический комфорт: в автомобиле на такой резине будет тише.

В компании Ikon Tyres рекомендовали водителям использовать зимой зимние шины (шипованные или нешипованные), а летом — летние.

«Мы не рекомендуем пользоваться «всесезонными» шинами, так как резиновые смеси «всесезонных» шин адаптированы под узкие температурные режимы. Также «всесезонные» шины обладают более высокой интенсивностью износа. И велика вероятность, что автовладельцу придется менять шины один раз в год», — заявили эксперты компании.

При выборе фрикционных (или нешипованных) зимних шин водителям рекомендовали обращать внимание на то, для какого климата они созданы.

«Зимние шины для Центральной Европы в нашей России подходят только для эксплуатации в Южном федеральном округе, так как они становятся очень жесткими при температурах ниже минус десяти градусов по Цельсию, что значительно снижает их сцепные свойства. Такие шины в основном созданы для работы с отводом воды в околонулевые температуры при зимних дождях. Для остальных регионов России подходят исключительно так называемые зимние шины скандинавского типа: обычно — с направленным рисунком протектора», — посоветовал производитель.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как сделать так, чтобы шины служили дольше

Чтобы шипованные шины прослужили максимально долго, производители советуют их обкатать — такой лайфак позволит минимизировать потерю шипов на самом первом этапе использования новых покрышек. Так, эксперты советуют первые 400–500 км пробега максимально внимательно соблюдать скоростной режим и избегать резких маневров.

Как понять, что шины пора менять

Доставая из гаража сменный комплект шин, стоит проверить, не истерлись ли покрышки настолько, что уже непригодны. Чтобы принять решение о возможном походе за новым комплектом, нужно проверить остаточную глубину рисунка протектора. Чем сильнее изношена шина, тем хуже будут ее сцепные свойства.

Как пояснили в Ikon Tyres, для зимних шин минимальное значение остаточной глубины протектора — 4 мм. Если перед началом зимнего сезона глубина протектора будет, например, 5 мм, то водителю нужно признать: впереди еще целый сезон и шина может износиться ниже установленной нормы в течение сезона. И конечно, если на шинах присутствуют такие повреждения, как вздутия, сквозные проколы, порезы, надрывы резиновой смеси или неравномерный износ рисунка протектора, их необходимо заменить.

Где лучше всего хранить шины

Шины необходимо хранить в закрытом, темном, прохладном месте без доступа прямых солнечных лучей, с нормальной влажностью и без контакта с агрессивными химическими веществами и источниками озона.

Идеальным местом производители называют утепленный гараж, в котором можно будет избежать перепадов температур. Важно правильно расположить шины: шины, смонтированные на диски, можно хранить горизонтально, шины без дисков требуют вертикального хранения. Прежде чем отправить шины на межсезонное хранение, их необходимо очистить от загрязнений. Особенно это актуально для зимних шин: на них могут оставаться агрессивные реагенты, которые оказывают влияние на резиновую смесь.

Что выбрать: шипы или липучку? В ГИБДД дали водителям совет

Фото: Patrick Pleul / dpa-Zentralbild / ZB

В ГИБДД рассказали о преимуществах шипованной резины и в каких условиях такие шины наиболее эффективны. Как сообщается на сайте УГИБДД МВД по Хакасии, такая резина незаменима на обледенелых и заснеженных дорогах и, при этом, «великолепно проявляет себя на трассах». Кроме этого, в ведомстве подчеркнули, что антиблокировочная система эффективнее работает именно с шипами.

«Шип работает всегда — и на снегу, и на любом льду, даже очень тонком, и на мокром асфальте, со слоем воды сверху. Любая, даже самая хорошая шина без шипов в таких ситуациях ведет себя намного хуже», — считают в ГИБДД.

В ведомстве объяснили, что шипованная резина эффективна в местностях с неустойчивой погодой, когда оттепель часто и резко сменяется морозом. ГИБДД подчеркнула, что даже «самая захудалая ошипованная шина имеет меньший тормозной путь, чем такая же неошипованная».

Фото: Shutterstock

Фото: Viatti

«Конечно, не следует думать, что даже на самых хороших ошипованных шинах автомобиль будет вести себя, как летом на сухом, чистом асфальте. В любом случае водитель должен знать, что скорость движения его автомобиля должна соответствовать конкретным дорожным условиям», — добавили в Госавтоинспекции.

Когда менять шины на зимние?

В Гидрометцентре советуют менять летнюю резину на зимнюю тогда, когда среднесуточная температура в регионе опускается ниже нуля градусов по Цельcию. Это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. Именно при такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.

При этом производителей шин и автоэксперты обычно рекомендуют ориентироваться на отметку +7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололеда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.

Пока о переобувке в столичном регионе думать рано. В середине октября в Москве уже начали фиксировать температуру от 0 до 5 градусов, а в Подмосковье до -2 градусов. Дневная температура во второй половине октября прогнозируется на отметке +9-14 градусов. Как обещают метеорологи, в Москве еще продолжится золотая осень, но будет они более холодной.

Autonews.ru теперь можно читать и в Telegram.

Зимняя резина: шипы или липучка

Похоже, что в Российской Федерации в ближайшее время использование летних шин зимой будет запрещено законодательно. И связано это не только с заботой законодателей о безопасности дорожного движения, но и с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» Таможенного союза, в который собственно и входит Россия.

Как бы там ни было, о своей безопасности и безопасности пассажиров мы должны позаботиться сами, поэтому, как только среднесуточная температура окружающего воздуха опустится до +3 °C — +5 °C, в срочном порядке нужно ставить вопрос о замене летней резины на зимнюю. Решений у этого вопроса два, точнее одно из двух: либо шипованные шины, либо фрикционные, не шипованные, которые в простонародии еще называют «липучка».

Современная зимняя резина – это не просто шины, как может показаться на первый взгляд. Это сложное технологическое устройство, состоящее из множества компонентов, каждый из которых выполняет возложенные на него специфические функции. Чтобы разобраться, какой вид шин устанавливать на автомобиль в зимнее время года, нужно выяснить, как ведет себя резина с шипами и липучка в тех или иных погодных условиях, при разном состоянии дорожного покрытия, а также определить положительные и отрицательные свойства этих шин.

Чисто теоретически, шипы предназначены для заснеженной дороги, гололеда, а на сухом или мокром асфальте они бесполезны. Липучка же наоборот – проявляет себя с положительной стороны на чистой зимней дороге, а на льду и в рыхлом снегу оказывается малоэффективной. Так ли это? Ответить на этот вопрос могут только сравнительные тесты этих двух видов зимних шин по различным показателям. Сразу стоит сделать оговорку: речь идет о исключительно о современной зимней резине.

Итак, самой важной характеристикой любых шин с точки зрения безопасности является показатель тормозного пути. Проведенные прошлой зимой тесты (испытания проводились на автомобиле Audi A3 для шин размерности 205/55 R16 с использованием ABS) выявили, что тормозной путь на льду (25-5 км/ч) при температуре -14 °C у лучшей в этой дисциплине липучки Pirelli Winter Icecontrol составляет 12,6 м, в то время как первая среди шипованных шин Continental ContilceContact показала результат 10,4 м. Даже отечественная шиповка Кама Euro-519 не уступила японской фрикционной Yokohama iceGuard 50, тормозной путь у обоих комплектов составил 13,5 м.

Снег, — 7 °C, тест тормозного пути (50-5 км/ч). Здесь шипованная и не шипованная резина показывает примерно одинаковые результаты. Так, знакомые нам по предыдущим испытаниям Кама Euro-519 и Yokohama iceGuard 50 вновь идут «нога в ногу» с показателем 26,8 м. Лучший результат у липучки Pirelli Winter Icecontrol – 25,3 м, лидер среди шипованных шин – Dunlop Ice Touch, 25,9 м. На сухом (+ 9 °C) и мокром (+ 7 °C) асфальте тормозной путь со скорости 80 км/ч оказался короче у фрикционных шин, хотя и незначительно. Липучка Nokian Hakkapeliitta R2 в обоих тестах показала лучший результат, 30,2 и 33,1 м соответственно. Шипованная Dunlop Ice Touch тормозила 33,5 м по сухой трассе, а Gislaved Nord Frost 100 стала первой среди шипов на мокром покрытии с результатом 35,3 м.

А как обстоят дела с надежностью управления? Для оценки этого показателя при испытаниях использовался круг и извилистая трасса. На льду при температуре -17 °C и на снегу при температуре -8 °C наилучшую управляемость показали шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8, показав на участках рекордное время. Липучки в этих тестах здорово уступают. Одна из лучших по надежности управления на снегу и льду среди фрикционных шин Pirelli Winter Icecontrol показала результат намного худший, чем даже аутсайдер шипованной резины в этой дисциплине – шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic.

Также шипованная резина превосходит липучку по времени разгона по обледенелому дорожному покрытию. Так, по льду шипованная Continental ContilceContact разгоняется до 25 км/ч за 4 секунды, а не шипованная Nokian Hakkapeliitta R2 за 6,3 секунд. А вот по снегу фрикционная резина Yokohama iceGuard 50 отметку в 50 км/ч преодолела за 7,7 секунд, выиграв в этом тесте у шипованных шин Nokian Hakkapeliitta 8 целую секунду.

Акустический комфорт. Здесь липучки однозначно лидируют. Выезжая на шипах на асфальт, мы слышим характерный шорох, зачастую очень громкий и раздражающий. Пока что производители шин не научились бороться с таким недоразумением, а может, не придают этому большого значения.

Обязательно нужно отметить, что тесты проводились при температурах до -20 °C. При сильных морозах, шипы не справляются с очень твердым льдом, сильнее утапливаются в тело шины и перестают эффективно работать. Да и резина шиповки «дубеет» значительно раньше, чем у липучки, не обеспечивая при очень низкой температуре надежного сцепления со скользким покрытием.

С другой стороны, вопреки расхожему мнению о ненадежности шипованных шин по сравнению с не шипованными на чистом асфальте, можно уверенно сказать, что в последние годы многое в этом плане изменилось. Строение современных шин таково, что под шипами находится слой мягкой резины. При контакте с твердой поверхностью шипы «прячутся», увеличивая площадь контакта дорожного покрытия и самой шины. А более твердая по сравнению с липучкой резина обеспечивает сцепление с сухой дорогой зачастую не хуже, нежели не шипованные шины.

Подытожим? Выбор между шипами и липучкой напрямую зависит от того, в какой местности и при каких погодных условиях будет эксплуатироваться автомобиль зимой. Если это районы Крайнего Севера с предельно низкими температурами – шипованные шины будут малоэффективны, здесь лучше использовать фрикционные. А вот в Европейской части России, где столбик термометра довольно редко опускается ниже -20 °C, колебания температуры приводят к гололедице и снежно-водной каше, шипы придутся как раз кстати. В населенных пунктах, где коммунальные службы справляются со своей работой, дорожное покрытие регулярно очищается от последствий зимних осадков, липучка предпочтительнее. За городом же, как правило, трассы чистятся плохо и нерегулярно, так что шипованные шины для междугородней езды безопаснее и надежнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *