Что случилось с е мобилем
Перейти к содержимому

Что случилось с е мобилем

  • автор:

«Ё-мобиль»: 10 лет спустя

Сегодня есть повод вспомнить такой проект в истории российского автопрома, как «Ё-мобиль». Потому что, если бы гибридная новинка дошла до отечественного производства весной 2012 года, как это планировалось изначально, мы бы сейчас отмечали десятилетие первого автомобиля. А с учетом планируемых объемов производства (уже в первый год — не менее 45 тысяч) — по дорогам страны сегодня могли бы раскатывать уж никак не меньше полумиллиона ё-транспорта. Не случилось. И все же это был яркий проект – с двухцветными пластиковыми кузовами, с гибридным силовым агрегатом и даже с разнообразным модельным рядом. Жаль, что вера в проект такого количества людей завершилась грустным итогом — в конце пути его продали то ли за 1 рубль, то ли за 1 евро — то есть, чисто символически — научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Ё — уникальная буква в алфавите Но давайте вспомним, как красиво он начинался. Старт был весной 2010 года, когда российская «инвестиционная группа ОНЭКСИМ» и российско-белорусский «ЯРОВИТ Моторс» провели первую презентацию, объявив о совместном выпуске легковых городских автомобилей с заявленным бюджетом в 150 млн евро. К осени разработчики показали уже два варианта автомобиля на одной платформе — хэтчбек и внедорожное кросс-купе. В окраске по-прежнему предлагалось использовать два цвета, подчеркнув философию гибридности (разные виды топлива и разные виды краски — для получения нового эффекта). А главным козырем было то, что автомобиль обещали создать с 90% участием отечественных комплектующих. Которых, кстати, планировалось в 2-2,5 раза меньше, чем у обычного автомобиля. Заявлялось, что вся конструкция автомобиля будет модульной — в итоге это упростит и производство, и дальнейшее обслуживание, и ремонт. Предполагалось, что новые гибриды по цене будут вполне сопоставимы со своими бензиновыми собратьями, поэтому проект стали часто называть «народным автомобилем», а вскоре он получил странноватое имя «Ё-мобиль». Потому что «Ё» — уникальная буква и есть только в русском языке, и потому что она седьмая в алфавите, а число 7 всегда связывают с понятиями удачи и везенья. Красивый проект для выборной программы? Президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров как раз собрался в большую политику — он решил баллотироваться в президенты России, — и проект Ё-мобиля красиво использовался в его предвыборной программе. С таким проектом можно было легко критиковать неразворотливость отечественного автопрома, в истории которого действительно внедрение в производство новых моделей порой шло слишком медленно, отставая от западных образцов. Проект, «не обременённый устаревшими технологиями», можно было подавать легко и эффектно. Серийный выпуск ё-мобилей планировали начать весной 2012 года. Стоимость готового автомобиля должна была оказаться в диапазоне 350-400 тысяч рублей, но при этом говорилось, что окончательную цену, конечно, «подтвердит рынок». В стандартную комплектацию планировалось включить ABS и ESP, две подушки безопасности, круиз-контроль, климат-контроль, светодиодные фары, сенсорную панель управления, мультифункциональный руль, систему автоматического пуска и остановки двигателя, систему навигации ГЛОНАСС и GPS и многое другое. В декабре 2010 года на очередной презентации было показано уже три самоходных опытных образца — ё-микровэн и ё-фургон и ё-кросс-купе.

Потом автомобили снова дорабатывали — с учетом высказанных замечаний, компания даже устраивала опросы общественного мнения, чтобы знать, какие еще изменения интересны потенциальным покупателям. От всего этого веяло динамикой, каким-то молодежным задором. В апреле 2011 года машину показали председателю правительства Путину, а затем президенту страны Медведеву — и вскоре появилась информация, что получено добро на строительство завода ё-мобилей в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-Петербургом. Но именно тогда сроки запуска производства сдвинули в первый раз. Сначала — только на полгода: объявлено, что первые автомобили сойдут с конвейера не весной, а осенью 2012 года. Число заявок перевалило за 100 тысяч 16 мая 2011 года на официальном сайте «Ё-мобиль» стартовал прием заявок на автомобили, которых еще не было. Машину можно было заказать в трех видах кузова – «кроссовер», «пятидверный хэтчбек» и «фургон». Все — с 60-сильной гибридной силовой установкой, способной работать либо на бензине (однотопливная версия), либо на газе и бензине одновременно (двухтопливная версия). Вне зависимости от типа кузова стоимость базовой модификации составляла 360 тысяч рублей, топовой – 490 тысяч. Такая заявка ни к чему не обязывала, денег вносить никуда не требовалось, и народ активно вписывался в эти списки. Интересный факт: за первые десять дней число потенциальных заказчиков перевалило за 100 тысяч. Больше всего заявок было на ё-кроссоверы, концепт которых, кстати, в 2011 году был показан на Франкфуртском автосалоне. А дальше — проект начинает приобретать международную известность. Возможность собирать такие автомобили у себя рассматривает Белоруссия и в качестве партнеров для возможного СП предполагает Китай или Корею. Гендиректор проекта рассказывает в интервью, что получил предложения о размещении Ё-заводов в Казахстане, Украине, Чехии и Дании. В России уже в качестве будущих сборочных площадок начинают фигурировать «ЗиЛ», АВТОВАЗ и «ИжАвто». Почему не доехал до производства? Конечно, у проекта были и критики. Так, например, еще в 2012 году руководитель отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун говорил, что проект «Ё-мобиля» является нежизнеспособным: «Любой человек, который хоть как-то разбирается в индустрии автопроизводства, сразу понимал, что заявленные сроки компанией «Ё-авто» создания с нуля автомобиля и его серийного выпуска являются фантастикой. Они выбрали неверные пути развития, несколько авантюрные решения». Эксперт также был уверен, что и люди, которые записались на предзаказ, во многом сделали это по давней русской традиции – «лишь бы записаться», но пожелали бы они в действительности купить в перспективе «Ё-мобиль» — большой вопрос. И потом действительно что-то пошло не так. Компания начала переносить сроки производства все дальше и дальше, и срок «2012 год» постепенно превратился в конец 2014-ого. Вот уже подписан контракт на покупку производственных линий для выпуска деталей кузова из армированного полимера с немецким производителем прессов Dieffenbacher, но не решен вопрос с двигателем. Между тем предлагаемый модельный ряд снова увеличился. В 2013 году на очередной презентации показано уже 5 прототипов, при этом двигатель предложен итальянский (это уже вряд ли 90% локализации в России и вероятно другие цены), а сроки запуска производства переползли на март 2015 года. 7 апреля 2014 года проект «Ё-мобиль» закрыт, все наработки переданы в НАМИ. Последние известия об опытных образцах были от белорусских журналистов в 2021 году: стоят опытные образцы (которых стало уже девять) на открытой площадке где-то в промзоне города Минска. Фото: Auto.TUT.BY, drive2.ru

Автор: Виктория Лобода Источник: Цена Авто Теги: день в истории, Россия, история автомобиля

Ё-МОБИЛЬ: УЖЕ ИСТОРИЯ, ЕЩЁ НЕ ЗАКОНЧЕНА

Гибридный городской автомобиль с двигателем (бензин/газ) 60 л.с. и генератором, (супер)конденсатором и базовым полным приводом. Полностью отечественная (речь о РФ) разработка и 90% местных же комплектующих. Модульная схема: городской хэтчбэк, кроссовер-купе с увеличенным клиренсом, фургон-"каблучок" и т.д. – все на одной платформе, с минимальными изменениями основных характеристик. Кузовные панели из композитных материалов. Наконец, цена: "в пределах USD 10 тыс.", цитируя официальный источник.

RUZ48861.jpg

В сегодняшних реалиях всё это звучит как не очень смешная шутка. Но какую-то дюжину лет назад так на полном серьёзе говорили про смелый, но вроде вполне выполнимый проект. Причём именно говорили – ежедневными словами. А не кричали рекламным слоганами. Речь про "Ё-мобиль".

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Этот бренд буквально привязан к знаменитому россиянину Михаилу Прохорову. Человек-гигант (тут и про рост, и про финансы) принял концепцию, утвердил окончательное название, курировал ход проекта и оповещал о его изменениях, заложил первый камень в фундамент "Ё-фабрики" в Питере – и, понятное дело, тратил изрядные суммы на всё вышеназванное и ещё десятки дополнительных активностей в рамках «Ё-проекта».

RUZ48865.jpg

К слову, только инвестиции в (незавершенное) санкт-петербургское предприятие составили более 140 миллионов евро. Общую стоимость проекта "Ё-мобиль" подсчитать крайне сложно – и в любом случае от этой суммы пойдёт кругом не только голова. А вот финальная стоимость, как и дата выплаты этой суммы – хорошо известны. 7 апреля 2014 г. проект был официально закрыт, а все наработки переданы в ЦНИИ „НАМИ“ за символическую сумму в 1 евро.

RUZ48795.jpg

Интересно, архивные папки института содержат только бумаги? Или какие-то файлы компьютерного моделирования тоже? И доступна ли информация всем желающим?

Географически же буква Ё, так сказать, разделилась. Основа, конечно, всегда была в России – посыл оттуда, деньги тоже, производство будет там же, и для российского же рынка в первую очередь. А вот те самые "точки над", т.е. наиболее знаковая (и на этапе подготовки значимая тоже) часть работ либо производилась совместно с Минском, либо полностью переехала в Беларусь.

RUZ48856.jpg

Логотип сделал Владимир Цеслер, один из самых известных белорусских дизайнеров. Он же предложил цвет слоновой кости – не как доминирующий, а как акцентирующий всю модельную гамму. Руководителями предприятия "Ё-авто" (разработчика проекта), несмотря на определенную кадровую чехарду, были граждане РБ. Авторами изначальной идеи, по некоторым сведениям, тоже являются минские специалисты. Позже и работа над прототипами была целиком перенесена в белорусскую столицу.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Поразительно или нет, но ни один из ключевых пунктов проекта не был выполнен. Сложный, но многообещающий роторно-лопастной двигатель (который рассматривался как источник энергии для всей гибридной схемы «Ё-мобиля») на стенде запустили. А вот адекватную теплоотдачу от мотора наладить не смогли. Поэтому вместо роторной схемы в дело пошли обычные 1,4 л. от FIAT. Ну, почти обычные – модификация изначально принимала и газ, и бензин.

Предсерийная партия для испытаний и сертификации должна была увидеть свет в ноябре 2011 г. – всего через 1,5 года после собственно запуска проекта. Следует заметить, что по меркам любого автопрома это КРАЙНЕ сжатые сроки – на грани нереального. Ни этой партии, ни самих испытаний (в апреле 2012, через 2 года после старта) не случилось.

RUZ48879.jpg

Про недостроенный завод говорилось выше. Первых партий машин, равно как и начала серийного производства – оно, пока проект ещё «жил», было намечено на весну 2015 г. – также не дождались.

Первое «Кто виноват?» напрашивается само собой, причём совершенно не из областей автопрома, бизнеса и т.п. В марте 2012 г. в России проходили президентские выборы. В ходе предвыборной кампании г-н Прохоров М.Д. был успешно зарегистрирован в качестве кандидата, а по итогам занял 3 место (в столичных мегаполисах даже второе). Нужен ли был Прохорову «Ё-мобиль» только как козырь в президентской гонке, как индикатор «понимания и заботы о проблемах народа»? Однозначно сказать «не нужен» не получится. Но главная причина развала проекта вовсе не в политических амбициях его куратора.

RUZ48826.jpg

Первоначальная концепция определяла «Ё-мобиль» в нишу на тот момент малоизведанную. Что-то между транспортом общественным и личным – с уклоном в сторону первого. В наши дни где-то не прямо там, но по соседству расцвёл каршеринг. Однако это всего лишь обычные пассажирские авто, доступные для общественного пользования. А «ё-идея» заходила гораздо дальше. Или подходила с другой стороны.

Главную задачу проекта сформулировали как знаменитое «перемещение из точки А в точку Б». Или проще: доступный всем транспорт без «наворотов». Так «Ё-мобиль» и проектировали: упрощенная конструкция (а значит удешевлённое производство), только необходимые опции. Разработчики стремились, чтобы их четырёхколесные детища воспринимали как бытовые приборы – лёгкие в использовании и привычные до обыденности. Иными словами, то самое «средство передвижения, а не роскошь», с которой сдувают пылинки.

RUZ48805.jpg

С экономической точки зрения изначальная «ё-ниша» была низко-конкурентной. Следовательно, там можно было пробовать сочетать технические инновации – и не будем забывать, что дюжину лет назад гибриды, (супер)конденсаторы и т.п. были ещё весьма в диковинку.

Однако было принято решение (говорят, самим Прохоровым – ибо его деньги командовали парадом) от «общественной» концепции отойти. И создавать машины для современной городской жизни и частных владельцев. А в этой нише конкуренция не просто высокая – она убийственная. Особенно если на рынок выходит не до конца опробованная модель, и нет ещё ни дилерской, ни сервисной сетей.

RUZ48844.jpg

Так одним поворотом сюжета проект был похоронен. Кое-кто из команды разработчиков понял про «бесперспективняк» довольно быстро – и ушёл. У остальных были и кадровые перестановки, и изменения, раз за разом, в сроках, планах, ценах, дизайне, конструкции – дольше, дороже, сложнее… Конкретные факты слишком печальны и слишком предсказуемы для любого проекта в стадии провала. Хорошо ещё, что решение прекратить это «ё…» было принято довольно оперативно, а не стало очередным долгостроем и головной болью.

Примечательно, что бывший руководитель «Ё-авто» Андрей Гинзбург в частном разговоре летом 2022 г. назвал проект окончательно перевернутой для себя страницей. На этом всё?

ЖИВ КУРИЛКА?!

Проект «Ё-мобиль» давно сдан в архив. А вот сами «ё-мобили» остались! Два уникальнейших, абсолютно единственных в своём роде экземпляра – купе-кроссовер и фургон-«каблучок» – сохранились и сегодня находятся в минском районе Ждановичи/Лебяжий. Точный адрес: Минск, ул. Тимирязева, 114, открытая стоянка ТЦ «АвтоГрад».

Владелец этих артефактов предложил компании GreenCars (которая расположена в названном ТЦ и специализируется на продажах авто, в том числе электромобилей и гибридов) изучить спрос на свою технику. То есть оба «ё-мобиля» можно приобрести!

RUZ48868.jpg

Будем честны: эти экземпляры пригодны для коллекции, а не для дороги – нет техпаспортов, некоторых электрических агрегатов, а то и деталей салона. Так что своим ходом, без серьезного приложения рук, техника не поедет.

Обойти вокруг этих «янгтаймеров», потрогать и сделать селфи может каждый желающий. А может, найдутся и те, кто не только поставит их в свой музей, но даже попробует вернуть к жизни? Вот это и правда будет «Ё..»!

Хотите выгодно купить автомобиль из-за границы?

Обращайтесь в WESTMOTORS, мы обязательно поможем!

Сбербанк воскресит давно забытый «Ё-мобиль»

Сбербанк купил компанию «Ё-инжиниринг», стоявшую у истоков российского «Ё-мобиля» — гибридного автомобиля с функцией беспилотного управления. Банк с 2019 г. интересуется беспилотниками, а сам проект «Ё-мобиля», анонсированный еще в 2010 г., весной 2014 г. был закрыт. Сейчас самый известный разработчик беспилотных автомобилей – американская Tesla, а российские автогиганты легковые машины с такими возможностями не выпускают.

«Ё-мобиль» сменил владельца

Сбербанк купил компанию-разработчика электромобиля «Ё-мобиль» — ООО «Ё-инжиниринг». По информации «Коммерсанта», представители банка подтвердили факт сделки, но отказались раскрывать финансовые детали.

Согласно ЕГРЮЛ, Сбербанк выкупил «Ё-инжиниринг» через свою «дочку» — ООО «Цифровые активы». Предыдущим владельцем компании была белорусская «Кейджи Импэкс», теперь же у Сбербанка 100-процентная доля в разработчике.

«Ё-инжиниринг» была зарегистрирована в июне 2011 г. в Москве. Генеральный директор компании – Ольга Копыток, а размер уставного капитала компании составляет 2,6 млн руб.

yomobil602.jpg

Одна из модификаций «Ё-мобиля» — «ё-Crossover»

Разработка «Ё-мобиля» началась в 2010 г., но спустя 11 лет электромобиль так и не поступил в производство и продажу. Проект был закрыт в 2014 г., а общий размер инвестиций в него, по данным РБК, составил 260 млн евро.

Зачем Сбербанку «Ё-мобиль»

Как пишет «Коммерсант, в результате сделки Сбербанк получил не только саму компанию «Ё-инжиниринг», но также все ее активы и сотрудников. Банк намерен использовать их для развития дочерней компании Sber Automotive Technologies (SberAutoTech) – до сентября 2020 г. это был департамент SberDigitalAuto. Одним из первых достижений компании стали испытания беспилотников в Москве в декабре 2020 г.

В итоге наработки компании «Ё-инжиниринг» пригодятся Сбербанку, по словам его представителей, для разработки платформы автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.

Один из самых известных производителей автомобилей с функцией беспилотного управления – американская компания Tesla Илона Маска (Elon Musk). Она развивает свои технологии с момента выпуска в 2012 г. своей первой серийной модели – электромобиля Model S. В России продукция Tesla официально не продается, однако ее электромобили на отечественных дорогах все же встречаются. Среди российских автозаводов на момент публикации материала ни один не предлагал покупателям легковые автомобили с полноценными беспилотными системами.

Что такое «Ё-мобиль»

«Ё-мобиль» на начальном этапе разработки представлял собой легковой автомобиль в нескольких модификациях кузова с гибридной силовой установкой – газобензиновым ДВС и электромотором. О начале работы над ним было объявлено 12 апреля 2010 г. и за ним первоначально стояли российская «инвестиционная группа ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова (российский миллиардер, основатель партии «Гражданская платформа» и бывший глава партии «Правое дело») и российско-белорусская компания «ЯРОВИТ Моторс».

yomobil601.jpg

Михаил Прохоров видел в «Ё-мобиле» будущее российского автопрома

На момент анонса проект не имел названия – его выбрали по результатам конкурса «Мое название городского автомобиля», итоги которого были подведены 9 ноября 2010 г.

В августе 2011 г., как сообщал CNews, разработчики решили сделать из «Ё-мобиля» гаджет на колесах и интегрировали в него ОС Android. В июле 2013 г. стало известно, что массовое производство отечественного гибрида намечено на 2015 г.

Евгений Минеев, «Рексофт»: Компании все чаще применяют ИИ и генеративные инструменты к типовым операциям

До этого этапа «Ё-мобиль» в итоге так и не добрался. 20 февраля 2014 г. его производство было отложено на неопределенный срок, в том числе, и по причине недостаточного финансирования, хотя уже 3 марта 2014 г. сотрудники ОНЭКСИМ назвали примерную дату его сертификации – осень 2014 г.

yomobil603.jpg

Серийный «Ё-мобиль» мог выглядеть и так

Но этого тоже не случилось – 7 апреля 2014 г. проект «Ё-мобиль» был окончательно закрыт, а основной пакет наработок по нему был продан в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» за 1 евро.

Стоит отметить, что «Ё-мобиль» все же оказался на конвейере. Одна из его модификаций под названием «ё-Crossback» к концу 2014 г. сошла с него в количестве четырех экземпляров, один из которых Михаил Прохоров оставил себе, а второй подарил Владимиру Жириновскому. Третий автомобиль получила «Ё-инжиниринг», а судьба четвертого до сих пор остается неизвестной.

Беспилотные автомобили вне закона

У Сбербанка уже есть опыт работы в сфере беспилотных автомобилей – банк в течение длительного времени сотрудничал с компанией Cognitive Technologies над такого рода проектом. О его существовании стороны объявили в ноябре 2019 г. – 30% в нем достались Сбербанку, а остальные 70% – основателям и менеджменту Сognitive Technologies. Однако в начале февраля 2021 г. компании заморозили проект на неопределенный срок. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя Cognitive Technologies, причиной приостановки работы над ним стало отсутствие в России действующих законов, регулирующих использование беспилотных транспортных средств. Также они намекнули на высокую стоимость автомобилей с беспилотной системой управления в сравнении с обычными машинами. В Сбербанке, однако, назвали иную причину заморозки проекта. «Cognitive Pilot специализируется в беспилотных решениях для транспорта и сельхозтехники, в том числе отдельные компоненты будут использоваться SberAutoTech. Развивать тему беспилотных автомобилей в двух компаниях одновременно считаем не рациональными», – сообщили порталу VC представители банка.

Михаил Прохоров продал государству проект "Ё-мобиль" за один евро

Уникальные разработки отчественного авто останутся в России

Не секрет, что за последние месяцы в России резко упал спрос на новые автомобили. Увы, отечественное оборудование уже давно не разрабатывается, да и производство машин в нашей стране стало снижаться. При этом из-за уменьшения стоимости рубля по отношению к доллару и евро выросла стоимость импортных материалов и агрегатов. Вот и получилось так, что гибридный "Ё-мобиль" должен был резко подорожать по отношению к той цене, которая изначально закладывалась в бизнес-модель. Итоговая цена "Ё-мобиля" могла вырасти до 1 миллиона рублей, а эта сумма явно не вписывается в концепцию доступного отечественного автомобиля.

Получается, что проект стал попросту нерентабельным, и Михаил Прохоров принял решение сначала заморозить закупку основных линий, а потом и окончательно от него отказаться. Бизнесмен продал весь проект государству за условную цену в 1 евро. Об этом сообщается в пресс-релизе Группы ОНЭКСИМ от 7 апреля 2014 года. "У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но мы с НАМИ понимаем, что наши разработки могут получить более широкое применение в развитии отечественного транспорта", — заявил гендиректор Ё-АВТО Андрей Гинзбург.

Напомним, первый гибридный "Ё-мобиль" собирались выпустить в Санкт-Петербурге во второй половине 2012 года, однако, начало производства неоднократно откладывалось. Ожидалось, что топливом для автомобиля будет служить бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут работать и электромоторы. Стоимость "Ё-мобиля" должна была составить 350-450 тысяч рублей. Объем производства на первом этапе планировался на уровне около 10 тысяч автомобилей в год. Официальный прием заказов на "Ё-мобили" начался 16 мая 2011 года, а в июне началось строительство завода в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Инвестиции в две очереди должны были составить 260 миллионов евро.

Уже в прошлом году "Ё-авто" получило несколько предложений по продаже платформы "Ё-мобиль". Иностранцы всегда проявляли к проекту особый интерес.

СМИ сообщили, что разработку крупной универсальной платформы для западного производителя на рынке оценивают в 1-1,5 миллиарда долларов. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около 700 миллионов долларов. Один из источников в отрасли говорит, что в случае с "Ё-мобилем" дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но торги могли бы начаться от 200-300 миллионов долларов. Китайские производители, по информации издания, заплатили бы еще больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например трансмиссии, примерно за 200 миллионов долларов.

Однако акционеры группы приняли принципиальное решение: уникальные дорогостоящие разработки должны остаться в России. Именно поэтому технологическая часть проекта передается НАМИ, который ведет ряд совместных проектов с нашими национальными автопроизводителями и по поручению Минпрома занимается разработкой универсальной отечественной гибридной платформы.

"Ё-Инжиниринг" фактически бесплатно передает НАМИ ноу-хау и документацию на кузов и шасси гибридного автомобиля. Кстати, партнерство с Минпромом и НАМИ — это не случайное решение, а заранее спланированный шаг. Почти год назад НАМИ был подготовлен "Отчет по техническо-технологической экспертизе проекта", в котором технологии "Ё-авто" были признаны перспективными. И уже сейчас идет активное сотрудничество НАМИ и команды "Ё-авто". В ноябре 2013 года НАМИ обратилось в "Ё-авто" с 2 заказами.

"На фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект с прибылью стало невозможно", — прокомментировал гендиректор Группы ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов.

Михаил Прохоров принимал личное участие в создании проекта, и очевидно, что отдал этому проекту не только значительные средства, но и много личных сил. Бизнесмен считает, что было бы справедливо бесплатно передать государству дорогостоящие технологии, ведь когда-то государство предоставило ему возможность купить "Норильский никель". Настало время отдавать долги. Кстати, на "Ё-мобиль" была затрачена примерно та же сумма (около 300 миллионов долларов), за которую государство продало Норникель.

В каком проекте можно будет использовать платформу "Ё-мобиля", специалисты пока не решили. Эксперты отмечают, что изобретатели проекта совершили прорыв — перепрыгнули через несколько этапов технологического развития. Однако талант инженеров опередил материаловедение. При этом экспертная комиссия отмечает, что внешний дизайн автомобиля соответствует тенденциям мировой моды — он современный, комфортный, привлекательный и, что немаловажно, отвечает ожиданиям целевых групп потребителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *