Что такое двухзонный климат контроль
Перейти к содержимому

Что такое двухзонный климат контроль

  • автор:

В чем отличие двухзонного климат-контроля в машине от обычного?

Климат-контроль предназначен для поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля. Разница между двухзонным и обычным климат-контролем заключается в том, что обычный климат-контроль предусматривает распространение воздуха определенной температуры по всему периметру салона, а двухзонный дает возможность устанавливать разную температуру воздуха на переднем сиденье пассажира и в зоне водителя.

Такой эффект достигается благодаря воздушным заслонкам в воздуховодах. Изменение их положения приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока.

Вопрос-ответ

В каких случаях нужен двухзонный климат-контроль?

Двухзонный климат-контроль больше подходит для водителей, которые перевозят детей, а также членов семьи, которые требуют своего микроклимата в салоне. Такой вариант позволит выставить температуру, наиболее комфортную для водителя и рядом сидящего пассажира.

Какие еще есть варианты?

Помимо обычного и двухзонного, также есть трехзонный климат-контроль, который устанавливает и поддерживает различную температуру на передних и на задних сиденьях, а также четырехзонный, позволяющий устанавливать температуру воздуха для каждого из пассажиров на заднем сиденье.

Смотрите также:

  • В России стартовали продажи нового Hyundai Santa Fe →
  • Jeep Cherokee в лучших традициях →
  • Российская премьера Volvo S60 →

Работа климат-контроля в автомобиле

4-х зонный климат контроль тойота

Когда-то появление обогрева на машине считалось верхом комфорта. Однако сейчас даже автоматического поддержания в салоне автомобиля температуры уже недостаточно. Как правило, при наличии пассажиров кому-то жарко, кому-то зябко, кому-то дует – каждому нужен свой микроклимат. Вот и появились такие устройства, как двухзонный климат-контроль, а также 3-х и даже 4-х зонный.

Оглянемся немного назад

Приводимые ниже сведения отрывочны, носят неполный характер и служат исключительно для получения представления о том, как появилась и развивалась система климат-контроля, в том числе 2-х и 4-х зонная.
Первые автомобили вообще обходились без обогрева салона. Естественно, что подобное не могло продолжаться слишком долго, и появилось устройство, обеспечивающее подачу горячего воздуха от двигателя автомобиля. Для этого на машине под передней панелью ставился специальный радиатор, который обдувался вентилятором, а горячий воздух поступал в салон.

Появление обогрев салона

Затем на автомобиле появилась полноценная система отопления, схема которой предусматривала подачу горячего воздуха и на задние места, регулировку температуры горячего воздуха и его количества, поступающего на обогрев. Принцип управления такой системой был предельно прост: жарко – убавил температуру или, что одно и то же, уменьшил количество воздуха, идущего на обогрев, холодно – прибавил, Контроль работы подобной системы осуществлялся исключительно по ощущениям водителя или пассажиров.

Охлаждение салона

Кроме проблемы борьбы с холодом появилась проблема борьбы с жарой. Хотя первые подобные системы были изготовлены давно, а идея кондиционера запатентована ещё в 1815 году, однако созданные образцы обладали слишком большими размерами, только к середине прошлого столетия удалось их привести к более-менее приемлемым величинам.

Тепло зимой, прохлада летом

двухзонный климат контроль

Теперь все составные элементы системы присутствовали, и оставалось только ждать, когда появится полноценный климат-контроль. Однако первой оказалась система автоматического управления отопителем. На ее примере можно оценить однозонный принцип управления и контроля системы отопления. Такая схема управления предусматривала установку на потолке салона датчика температуры, по сигналам которого контроллер изменял режим работы вентилятора отопителя, а значит количество воздуха, поступающего на обдув в салон. В машине при таком подходе устанавливалась и поддерживалась постоянная температура, которая по желанию могла быть изменена с панели управления контроллера.

Работа климат-контроля

Климат-контроль в автомобиле явился принципиально новым этапом обеспечения комфорта в нем. В отличие от предыдущих вариантов схема его реализации предусматривала несколько другой принцип – обеспечение комфорта в салоне автомашины реализовывалось с использованием кондиционера. Именно его применение превращает обыкновенную систему автоматического управления отопителем в климат-контроль.

Самое главное достоинство подобной системы – устройство не использует непосредственно ни горячий воздух от двигателя, ни холодный воздух от кондиционера. В работе климат-контроля реализуется принцип смешения: холодный и горячий воздух смешиваются между собой, а смесь затем поступает в салон автомобиля.

работа климат контроля в автомобиле

Как это выполняется, можно увидеть на рисунке, приведенном ниже:

Такая схема работы системы предполагает, что устройство поддерживает в салоне заданную температуру изменением количества теплого и холодного воздуха, поступающего на смешение, а также общего его объема, поступающего внутрь автомобиля. Для этого используются разнообразные заслонки, изменение положения которых приводит к изменению температуры и объема кондиционированного воздуха, направляемого системой в салон.

Такой подход к организации работы климат-контроля позволяет получить определенные преимущества:

  • регулировку температуры в салоне при любых внешних условиях (жара или холод);
  • фильтрацию внешнего воздуха от пыли;
  • использование кондиционера дополнительно осушает воздух, что исключает запотевание стекол автомобиля при повышенной влажности;
  • исключает или, по крайней мере, уменьшает возможность возникновения простудных заболеваний, появляющуюся при обдуве холодным воздухом из кондиционера при жаре.

Кроме того, такая система подразумевает работу вообще без забора внешнего воздуха, для этого используется специальный клапан рециркуляции, перекрывающий его поступление в салон.

Однако, при всех отмеченных достоинствах, по своей сути – это однозонный вариант обеспечения заданных условий в салоне, т.е. по всему его объему поддерживается одна заданная температура. Для исключения отмеченного недостатка в работе системы был использован зонный принцип контроля температуры, в дальнейшем доведенный до создания 4-х таких зон.

Многозонный климат-контроль

Организация такой схемы работы климат-контроля подразумевает возможность установки и поддержания в разных местах автомобиля разной температуры. Самый распространенный вариант – 2-х зонный. При подобном варианте для пассажира на переднем сиденье и водителя может быть задана отличающаяся температура. Конечно, эта разница не может быть значительной, но при работе климат-контроля она есть и поддерживается устройством автоматически.
Однако это не единственный вариант того, как может быть реализован зонный принцип обеспечения комфорта.

Существуют такие его варианты:

  1. 3-х зонный, когда возможна установка и поддержание различной температуры на передних и на задних сиденьях;
  2. 4-х зонный, когда для каждого из пассажиров на заднем сиденье задается своя температура окружающего воздуха.

блок управления климат контролем

Однако во многих случаях, например, тот же 4-х зонный контроль является избыточным, особенно если вы предпочитаете перемещаться на машине в одиночестве или максимум вдвоем. В то же время он может оказаться чрезвычайно полезным при размещении пассажиров на заднем сиденье.

Стоит отметить, что работа такого устройства, как климат-контроль, когда предусматривается зонный принцип регулирования температуры, возможна при использовании специальных воздуховодов с дополнительными заслонками, датчиками и только под управлением специального контроллера. Как пример можно рассмотреть Climatronic, устанавливаемый на некоторых автомобилях семейства Volkswagen.

Climatronic

панель управления climatronic

Climatronic – один из вариантов реализации системы управления в салоне микроклиматом. Существуют различные конструктивные исполнения, но Climatronic предназначен для автоматического управления смешиванием горячего и холодного воздуха, при этом поступление холодного воздуха обеспечивается применением кондиционера. Подобная схема работы основана на сравнении заданной и фактически достигнутой температуры в салоне.

Для реализации подобного режима в контроллер управления Climatronic приходит информация от электронных датчиков, она обрабатывается по заданному алгоритму, и согласно полученным результатам на исполнительные механизмы выдаются управляющие сигналы. Даже в случае возникновения каких-то неисправностей Climatronic переходит в аварийный режим и выполняет свои функции.
Управление работой Climatronic осуществляется с панели прибора, размещённой на консоли машины.

Системы существующего климат-контроля, используемые на современных автомобилях, отличаются большим разнообразием, позволяя создавать наиболее комфортные условия при движении как для водителя, так и для пассажиров. Для этого могут применяться такие системы, как 4-х зонные устройства, удовлетворяющие индивидуальные запросы каждого, находящегося в машине.

Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше

Фото: Shutterstock

Такая климатическая система контролирует влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа в кабине и другие параметры. Климат-контроль также регулирует циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и устраняет запотевание стекол. Что еще может климат-контроль и чем он лучше кондиционера?

Что такое климат-контроль

Климат-контроль — установка для настройки комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля. Он не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает заданную температуру. Помимо комфорта, климатические системы помогают удалить лед, иней и конденсат на стеклах. Они также синхронизируют работу других настроек:

  • Направление потока. Контролируется углом наклона дефлектора. Позволяет перенаправлять основной поток, например, в ноги или по центру салона.
  • Скорость обдува. Регулируется при помощи настроек вентилятора. Выбирается вручную или корректируется компьютером автоматически.
  • Рециркуляция. В этом режиме используется воздух внутри салона. Удобно при движении в пробке или тоннеле, чтобы выхлопные газы впереди идущего авто не попадали в салон. При помощи циркуляции можно быстрее прогреть или охладить салон.
  • Фильтрация. Для очистки воздуха от пыльцы, пыли и других частиц. В некоторых моделях также есть опция ионизации воздуха.
  • Ароматизация. Климатические системы преимущественно премиальных марок не только регулируют температуру, но и наполняют салон авто ароматом.

Как работает климат-контроль

Климат-контроль объединяет отопитель, вентилятор и кондиционер. Их работу синхронизирует компьютер или электронный блок управления (ЭБУ). Благодаря информации от множества датчиков внутри и снаружи авто, он строит оптимальный алгоритм работы. В расчет принимаются данные о погоде за бортом, интенсивности солнечных лучей, загазованности воздуха и др.

Климат-контроль управляется вручную и автоматически через включение кнопки «AUTO». В этом случае система сама регулирует все настройки, основываясь на информации о предпочтениях водителя и внешних факторах. При ручном управлении часть настроек все равно продолжит контролировать компьютер.

На практике работа климат-контроля выглядит следующим образом:

  • Водитель выбирает необходимое значение температуры.
  • Электроника анализирует информацию от термодатчиков, сравнивая ее с заданными условиями.
  • Если температура выше или ниже, то система автоматически распределяет в нужных пропорциях холодные и теплые воздушные потоки.
  • Чтобы быстрее достичь установленных водителем значений климат-контроль сам включит вентилятор на ту или иную скорость обдува. При необходимости, компьютер запустит рециркуляцию.
  • По мере того как температура будет приближаться к заданной, компьютер снизит скорость обдува.

Климат-контроль и кондиционер: отличия

В кондиционере водитель устанавливает нужную температуру воздуха и все. Это значит, что для ее поддержания, придется ориентироваться на ощущения и постоянно корректировать настройки. Климат-контроль позволяет сохранять ее неизменной и не требует постоянного участия водителя.

Есть у двух систем и другие отличия:

  • Если кондиционер сушит и охлаждает воздух, то климат-контроль сперва делит его на два потока. Один направляет в отопитель, другой — в кондиционер. На входе в салон они смешиваются в разных пропорциях, соответственно заданным настройкам.
  • Климат-контроль управляется электроникой, которая определяет оптимальную работу заслонок, вентилятора и других систем. Например, в холодное время года при запуске автомобиля компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
  • Сегодня кондиционеры устанавливают почти на все автомобили и даже в стартовых комплектациях. Климат-контроль чаще предлагают в виде опции или в дорогих версиях. В итоге стоимость с автоматизированной системой оказывается выше.

Что такое климат-контроль и как он работает?

Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.

Климат-контроль: определение и назначение

Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).

Можно ли установить климатическую систему дополнительно?

Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники. Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».

Отличия климат-контроля и кондиционера

  • Функционал. Климат-контроль способен сохранять неизменную температуру в автоматическом режиме. Обычный кондиционер предназначен только для охлаждения воздуха, а чтобы нагреть его, нужно запустить печку. Отличается и принцип функционирования кондиционера: сначала он забирает воздух, сушит его, а затем нагревает или охлаждает.

Кроме того, современные модели климатических систем предусматривают регулировку , что не позволит Вам простудиться. Эта особенно важна, если Вы часто возите в малышей. Кондиционеры не располагают такими возможностями.

  • Конструкция. Климат-контроль – более сложная, чем кондиционер, система. Благодаря датчикам установка способна анализировать такие параметры, как температура и влажность, а наиболее передовые модели могут также учитывать и иные показатели: например, температура вне авто и др.
  • Управление. Климатическая система оборудована электронным блоком управления. Это дает существенное преимущество, поскольку автолюбителю нужно настроить систему один раз – стабильный температурный режим она поддержит самостоятельно. В автомобиле, не оборудованном климат-контролем, водителю придется постоянно отвлекаться, чтобы настроить печку и кондиционер.

Как работает система?

Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:

  • Датчики устанавливают температуру за пределами авто и в его салоне.
  • Вентилятор осуществляет забор воздуха извне и доставляет его в салон. Впоследствии поток разбивается на 2 части: первая отправляется в печку, вторая попадает в испаритель кондиционера.
  • Воздушные потоки, вышедшие из теплообменников, перемешиваются и попадают в салон авто благодаря системе дефлекторов и воздуховодов.

Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.

Как использовать систему?

Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.

Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:

  • Обдув теплым воздухом ветрового стекла, а также нижней области салона.
  • Обдув лобового стекла с целью предотвращения конденсации.
  • Подача воздуха к определенным частям тела и голове или к их комбинациям.
  • Ручной режим управления климат-контролем.
  • Рециркуляция.

Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.

Специалисты рекомендуют активировать климат-контроль спустя минуту после запуска мотора авто, а деактивировать, напротив, за минуту до выключения двигателя.

Функционирование климат-контроля в холодное время

Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.

В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.

  • Самый примитивный тип системы – однозонный климат-контроль. Как видно из названия, оборудование способно поддерживать микроклимат в одной зоне, в которой располагается водитель и передний пассажир.
  • Двухзонныйклимат-контроль следит за показателями отдельно у водителя и у переднего пассажира. Это удобно, поскольку у всех людей разные представления о комфортной температуре.
  • Трех- и четырехзонное оборудование позволяет настраивать температуру «под себя» также и задним пассажирам.

2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.

Плюсы и минусы системы

К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:

  • Создание благоприятных условий для людей, которые находятся в салоне автомобиля. С таким оборудованием максимально комфортной будет и поездка до офиса или супермаркета, и продолжительное путешествие в другой город или даже страну.
  • Способность системы автоматически поддерживать установленные режимы, то есть без привлечения водителя.
  • Большое количество регулировок.
  • Простой интерфейс, а также понятное управление системой.

Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.

Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:

  • Наличие климат-контроля увеличивает стоимость авто.
  • Обслуживание и ремонт оборудования отличаются высокой стоимостью.
  • При полноценном использовании системы увеличивается расход топлива.
  • В случае поломки починить систему самостоятельно не получится.

Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *