Что такое сквозное движение в жилой зоне
Перейти к содержимому

Что такое сквозное движение в жилой зоне

  • автор:

Что такое сквозное движение в жилой зоне

ПДД РФ, 17. Движение в жилых зонах

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

(п. 17.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

(п. 17.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Что такое сквозное движение в жилой зоне

п 17.1 ПДД. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

п 17.2 ПДД. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

п 17.3 ПДД. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

п 17.4 ПДД. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Комментарий к Разделу 17 Правил дорожного движения РФ

17.1.

Скорость движения ТС пределах жилой зоны ограничено 20км/ч, а водители ТС в любых случаях обязаны уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части в том числе и вне пешеходных переходов.

17.2.

Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т обозначаются знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» с дополнительной табличкой 8.4.1 и (или) дорожной разметкой.

17.3.

Жилая зона относится к прилегающей территории. Поэтому, выезжая из жилой зоны, водитель обязан пропустить и пешеходов, и другие ТС независимо от направления их движения.

17.4.

Дворовая территория (определение) – это пространство, ограниченное зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. В отличии от жилой зоны, дворовые территории не обозначаются дорожным знаком 5.21 и не имеют сети улиц местного значения и проездов. Но все ограничения на движение ТС действуют и на этих территориях.

Официального определения термину «Дворовая территория» в ПДД нет. Но дворы (жилая зона, не обозначенная знаком 5.21) относятся к прилегающей территории, на которой действуют настоящие Правила.

Правила дорожного движения

  1. Общие положения
  2. Общие обязанности водителей
  3. Применение специальных сигналов
  4. Обязанности пешеходов
  5. Обязанности пассажиров
  6. Сигналы светофора и регулировщика
  7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  8. Начало движения, маневрирование
  9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  10. Скорость движения
  11. Обгон, опережение, встречный разъезд
  12. Остановка и стоянка
  13. Проезд перекрестков
  14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  15. Движение через железнодорожные пути
  16. Движение по автомагистралям
  17. Движение в жилых зонах
  18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  20. Буксировка механических транспортных средств
  21. Учебная езда
  22. Перевозка людей
  23. Перевозка грузов
  24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
  25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
  26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
  27. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
  28. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Знак «Жилая зона»: что означает, ограничения, штрафы

Всем водителям приходится перемещаться по территориям, на которых действуют особые правила движения, причем эти участки необязательно отмечены специальными дорожными знаками. Что это за зоны и как по ним ездить

Фото: Евгений Будюкин / Фотобанк Лори

Фото: Евгений Будюкин / Фотобанк Лори Стоит ли бояться въезжать в жилые зоны и чем чревато нарушение правил движения по ним?

Что такое знак «Жилая зона»

Знак 5.21 «Жилая зона» — это знак, обозначающий въезд в зону, в которой действуют правила движения, сформулированные в разделе 17, а также пункте 10.2 ПДД.

Определение самой жилой зоны содержится в пункте 5 статьи 85 Земельного кодекса: «Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам».

 

Фото: Shutterstock

В жилую зону могут въезжать все транспортные средства (ТС) независимо от места прописки их водителей и/или владельцев.

Зона действия знака «Жилая зона»

Знак 5.21 «Жилая зона» действует до места установки знака 5.22 «Конец жилой зоны». Однако следует помнить, что, согласно пункту 17.4, к жилым зонам приравниваются дворовые территории, которые никакими знаками не обозначаются. Остается надеяться на здравый смысл водителей.

Фото: Яндекс.Карты

Фото: Яндекс.Карты

Что запрещает знак «Жилая зона»

В зоне действия знака «Жилая зона» пункт 17.2 ПДД запрещает:

  1. Сквозное движение механических ТС, к которым, согласно определению в пункте 1.2 ПДД, относятся любые ТС, приводимые в движение двигателем. Подробнее о том, что такое сквозное движение, читайте в нашем материале «Сквозное движение: как не получить обидный штраф».
  2. Учебную езду.
  3. Стоянку с работающим двигателем.
  4. Стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Пункт 10.2 ПДД устанавливает ограничение скорости для жилых зон (дворовых территорий) в 20 км/ч.

Движение в жилой зоне

При движении в жилой зоне водитель должен учитывать, что на этой территории пешеходам разрешено двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. В обоих случаях пешеходы имеют преимущество, но это не означает, что они каким-либо образом могут создавать необоснованные помехи ТС (пункт 17.1 ПДД).

Выезд из жилой зоны

Пункт 17.3 ПДД краток и дает исчерпывающее определение действиям водителя при выезде из жилой зоны: «При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения». К ним в данной ситуации пункт 1.2 ПДД относит водителей ТС и пешеходов. Иными словами, уступать дорогу необходимо всем независимо от того, с какой стороны (справа или слева) от выезжающего из жилой зоны ТС находятся пешеходы и другие ТС.

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Штрафы за нарушения в жилой зоне

В жилой зоне фиксируются следующие нарушения:

  1. Сквозное движение, учебная езда, прогрев двигателя свыше 5 минут, парковка грузовых ТС вне отведенных для этого мест. Взыскание — штраф 1500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 руб. (ч. 1 и 2 ст. 12.28 КоАП).
  2. Превышение скорости. Взыскание — штраф в диапазоне от 500 руб. до 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок до шести месяцев (ч. 2–5 ст. 12.9 КоАП). Последнее наказание предусмотрено за превышение установленной скорости более чем на 80 км/ч. За повторное такое же нарушение, зафиксированное сотрудниками ГИБДД, предусмотрено лишение прав на год (ч. 7 ст. 12.9 КоАП).
  3. Парковка на газоне или участке с зелеными насаждениями. Установление размера штрафа за такое нарушение находится в компетенции региональных властей. Если специального решения по данному вопросу не принято, штраф составит 500 руб. (ч. 1 ст. 12.19 КоАП). Однако в Москве статья 8.25 столичного КоАП предусматривает за такое нарушение наложение штрафа на граждан в размере 5000 руб., на должностных лиц — в размере 30 000 руб., на юридических лиц — в размере 300 000 руб.
  4. Выезд из жилой зоны без соблюдения требования уступать дорогу другим участникам движения. Взыскание — 1500–2500 руб. (статья 12.18 КоАП).

Сквозной проезд через двор: почему это опасно и как с этим бороться?

В больших городах часто можно наблюдать, как некоторые автомобилисты начинают искать пути объезда пробок и светофоров. При этом они смело ездят через дворы и жилые зоны. Такое случается и в сельской местности летом, когда колонны отдыхающих в попытке объехать затор на трассе проезжают окольными дорогами через тихие деревни и села. Это начинает нервировать местных жителей, которые беспокоятся о безопасности своих детей и хотели бы прекратить порочную практику сквозного проезда.

Павел Горбачев

На страже прав местных жителей находится Правила дорожного движения, принятые в РФ. Пункт 17.2 ПДД гласит: в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно ст. 12.28 КоАП РФ, нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, карается штрафом в размере 1500 руб., а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – 3000 руб.

Однако, многих водителей такие санкции не останавливают, потому что они умеют трактовать правила в свою пользу. Достаточно лишь остановиться на 10 секунд во дворе, а затем продолжить движение. Водитель правил не нарушил, ведь формально никакого сквозного проезда не случилось.

Если при этом автовладельцы, срезающие дорогу через дворы и жилые зоны, будут соблюдать п. 10.2 ПДД, который требует ехать не быстрее 20 км\ч, то и подлинной опасности для местных жителей не возникнет.

Но так происходит не всегда. В особо тяжелых случаях можно наблюдать целые вереницы автомобилей, которые безостановочно едут на скорости свыше 20 км\ч через жилые зоны в непосредственной близости от школ и детских садов. При этом они не только создают опасность для пешеходов, но и в агрессивной форме требуют от местных автовладельцев уступить им дорогу, когда разъехаться двум машинам на узкой проезжей части возле дома оказывается невозможно. Установка шлагбаумов в качестве радикальной меры на таких проездах не всегда возможна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать? Есть несколько законных способов, способных превратить сквозную езду для торопливых чужаков в проблему:

  • Приоритет пешеходов Согласно ПДД, пешеходы могут передвигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части внутри дворов и жилых зон. Пешеходы здесь имеют неоспоримое преимущество. Можно среди неравнодушных соседей по двору организовать дежурство озабоченных пешеходов, которые будут по кругу ходить с видеокамерами и смартфонами в руках, снимая происходящее. Важно при этом фиксировать госномера автомобилей, совершающих сквозной проезд, а также личности водителей, которые пожелают проигнорировать ПДД и преимущественное право пешеходов на движение в жилой зоне. При этом важно оставаться в рамках закона, а сделать это проще всего, имея численный перевес. Несколько дежурств в самые загруженные часы, и слух о «неудобном дворе» быстро распространится среди автовладельцев, что будет хорошей профилактикой нарушений ПДД.
  • Внезапная поломка автомобиля У кого-то из автомобилистов может вдруг «случайно» поломаться автомобиль прямо на проезжей части. И он будет стоять возле своей машины вместе с группой соседей и неравнодушных знакомых мужчин, ожидая приезда эвакуатора. И так каждый день, желательно с разными машинами и с большой группой поддержки. Это незапланированное ожидание и заминка может стать неприятным сюрпризом для водителей, привыкших быстро проезжать в этом месте. Фото- и видеофиксация любых диалогов местных жителей с такими автолюбителями будет хорошим подспорьем для предотвращения возможных конфликтов.
  • Постоянные свидетели для ГИБДД Если предыдущие формы законного отстаивания законных прав на спокойную жизнь во дворе не оказывают воздействия на нарушителей, то следует официально обратиться с коллективным письмом в ближайшее подразделение ГИБДД с писанием ситуации и с просьбой принять меры. Также это следует сделать и неофициально, объяснив инспекторам ДПС, что они могут сделать месячный план по штрафам за несколько дней. Выступите в этих административных делах свидетелями происходящего, приложите к делу фото- и видеоматериалы.
  • Установка «лежачих полицейских» Эта мера хороша тем, что заставляет всех автомобилистов снижать скорость в жилых зонах в любое время суток и в любую погоду, даже когда нет живых свидетелей и видеокамер. Создание искусственной неровности для профилактики нарушений ПДД – это прерогатива ГИБДД, туда и надо обращаться с коллективным заявлением по этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *