Когда авторынок придет в норму
Перейти к содержимому

Когда авторынок придет в норму

  • автор:

«Это хуже, чем в 90-е»: авторынок снова ждет роста цен и сокращения ассортимента

«Это хуже, чем в 90-е»: авторынок снова ждет роста цен и сокращения ассортимента

Из-за параллельного импорта государство недополучает миллионы рублей возможной прибыли. Но все исправит новый закон о параллельном импорте авторынка, который вступит в силу 1 апреля.

С 1 апреля 2024 г. таможенные условия ввоза автомобилей в Россию через параллельный импорт могут кардинально измениться, разница в ценах может составить миллионы рублей, пишут Известия . Прошлое постановление правительства РФ от 2022 г., вводившее возможность параллельного импорта как ответ на санкционные ограничения, действовало до 1 февраля 2024 г., в новой редакции автолюбителей ждут некоторые изменения. Так, 31 января 2024 г. премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление №76, добавив в него уточнение о том, что юрлица могут ввозить только те машины, бренд которых есть в списке Минпромторга о параллельном импорте.

Чуть раньше, 30 января, Мишустин подписал другой документ, который предлагал Евразийскому межправительственному совету рассмотреть ряд принципиальных изменений. Во-первых, до 1 апреля 2024 г. создать единую базу и систему контроля за товарами, которые были выпущены таможней в одном государстве — члене Союза, а затем ввезены в другое с возможностью доначисления таможенных пошлин. Во-вторых, создать систему, при которой товары, ввезенные с применением внутренних тарифных льгот, использовались только в пределах этой территории, а не в других государствах Союза. В состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Белоруссия.

Сегодня тысячи авто китайских брендов российские юрлица активно ввозят в страну через Кыргызстан. Там их растаможивают по льготной ставке и везут в РФ. Если с 1 апреля 2024 г. разницу в таможенных платежах Кыргызстана России начнут доначислять, то возможность ввозить и, соответственно, затем продавать в России авто по меньшей цене закроется.

По итогам 2023 г. через страны Союза в Россию ввезли пятую часть всего объема новых легковых автомобилей, сообщает Автостат. Из 707 тыс. импортированных машин 8% пришлось на Кыргызстан, 6% — на Казахстан, 2% — на Белоруссию и 1% — на Армению. 80% ввезли напрямую из Китая — через дилеров или параллельным импортом. По мнению российских властей, действующая схема нивелирует меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет, речь шла о недополучении миллионов рублей.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, полагает, что к этим изменениям все давно шло и подобные риски просматривались сразу после введения схемы параллельного импорта. Главный редактор электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов сообщил, что сейчас ситуация на авторынке хуже, чем с продажами машин в 1990-е: одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров, а русификация и обслуживание нередко зависят лишь от желания дилера:

Надеюсь, вместо нынешнего принципа, когда все продают все, у каждого бренда появится один хозяин. В этом случае появится и продуманный маркетинг, и клиентская поддержка, и цивилизованные подходы к гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Кроме того, сертификация позволит не допустить на рынок нерусифицированные автомобили.

То же постановление №76 от 31 января устанавливает сертификацию электромобилей и машин с гибридной силовой установкой, ввозимых из дружественных стран для юрлиц. Она будет проводиться по техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств. В январе 2024 г. в стране купили 1485 новых электромобилей, это в 4,1 раза больше, чем в январе 2023-го, пишет Автостат. При этом физлица все еще могут ввозить электромобили и гибриды, как и раньше, но с упрощенными схемами будет бороться все та же схема, которую хотят ввести с 1 апреля. В числе популярных электромобилей и гибридов – Zeekr, Lixiang, Nio, BYD, Avatr.

Последние изменения стали продолжением политики государства по ужесточению условий ввоза автомобилей в Россию. Осенью прошлого года власти отрегулировали импорт машин частными лицами. С начала 2023 г. положения об утильсборе регулировали дважды. С 1 августа повысили коэффициенты к базовым ставкам: от 81,2 тыс. руб. (авто младше 3 лет с двигателем меньше 1 л) до 1,62 млн (авто старше трех лет с двигателем больше 3,5 л).

Индексация касалась только юрлиц-импортеров. Обычные граждане по-прежнему могли рассчитывать на льготный утильсбор, но при нескольких условиях: собственник покупает машину с объемом двигателя не больше 3 литров для себя, не больше одной в год, не продает ее в течение года. В октябре правила ужесточили еще раз — теперь при ввозе нужно было указывать, что машина ввозится для личного пользования. Сбор следовало платить по общим для ЕАЭС ставкам, а не внутренним для какой-то страны (например, того же Кыргызстана). Но новые правила ударили не только по перекупщикам, но и по обычным гражданам, которые попали в переходные периоды и столкнулись с отказом таможни оформлять льготный утильсбор. В результате тем, кто рассчитывал заплатить несколько тысяч, могли предъявить более 1 млн руб. к уплате, порой — суммы, сопоставимые с ценой самого авто.

Оставшиеся в России автомобили производства ЕС, Японии и США продолжают расти в цене. В декабре средняя стоимость подержанной машины достигла 1,379 млн руб., рассказывал DK.RU.

Эксперты рассказали, когда рост цен убьет спрос на авторынке

Вот уже год на российском авторынке сохраняется дефицит, из-за которого власти оставили покупателей без льготных кредитов, а производители постоянно повышают цены. Несмотря на это, спрос на новые машины пока остается стабильным, хотя в любой момент ситуация может измениться.

Авторынок "сбавляет обороты"

Российский авторынок в июне продолжил расти, однако уже не теми темпами, что прежде. И дело тут не только в более высокой базе прошлого года: с июня 2020-го, напомним, дилерские центры вернулись к работе после локдауна по всей стране.

Рост реализации по-прежнему сдерживает дефицит новых машин у дилеров, без которого продажи были бы заметно выше.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый летний месяц россияне купили 157,8 тыс. автомобилей, что на 29% больше показателя годичной давности. По отношению же к июню "доковидного" 2019-го продажи автомобилей увеличились только на 10%. А всего с начала нынешнего года в нашей стране реализовано 870,7 тыс. новых машин — на 37% и 5% больше, чем в первой половине 2020-го и 2019 года соответственно.

По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, одним из стимулов к покупке автомобиля стала отсрочка повышения утилизационного сбора, что, в свою очередь, позволило сдержать рост цен на новые машины. Помимо этого, распространение нового штамма коронавирусной инфекции и рост внутреннего туризма в сезон отпусков в очередной раз доказали, что личный автомобиль является самым безопасным и удобным средством передвижения.

Спрос, да не тот

Фото: iStock

Между тем, с началом отпускного сезона активность покупателей в автосалонах все же несколько снизилась.

По данным ассоциации "Автомобильные дилеры России", в июне индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах сократился на 2% по отношению к предыдущему месяцу, несмотря на внеплановые 10-дневные майские каникулы в этом году. Как отмечают в РОАД, проблемы с поставками новых автомобилей приводят к росту цен и нервозности, и такое состояние рынка, вероятнее всего, продлится до конца нынешнего года.

Как отмечает генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич, продажи в июне, как правило, поактивнее, чем в мае, однако большинство московских дилеров ощутили снижение трафика в дилерских центрах. В первую очередь на покупателей и спрос влияет сейчас не цена, а доступность автомобилей. А ситуация с поставками ухудшается, и негативная тенденция продолжится: это связано, в том числе, и с предстоящими каникулами на автозаводах.

"На рост цен на автомобили влияет, прежде всего, дефицит полупроводников и рост стоимости энергоресурсов и металла. Цены повышаются постепенно, шаг составляет 1-2%, резкие скачки цен происходят только на новые модели. Поэтому, если все запланированные автомобили до нас доедут, то в июле мы ожидаем продажи чуть выше июня", — говорит Андрей Терлюкевич.

Ценовой беспредел

Фото: iStock

Действительно, автопроизводители повышают цены на свои модели с завидной регулярностью: только в июне это сделали 32 компании, а некоторые обновили прайс-листы аж дважды за месяц.

Как показывают данные мониторинга "Цена Авто", за первую половину июля уже 14 автопроизводителей переписали ценники на ряд моделей, в том числе лидеры рынка — Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda и Volkswagen. Не остались в стороне и китайские Geely с Haval, причем последний увеличил стоимость лишь одной модели — нового кроссовера Jolion, который совсем недавно поступил в продажу.

"Я не вижу существенных рисков в части повышения цен с 1 июля. Все уже настолько привыкли, что цены на автомобили и на другие товары повышаются регулярно, что очередной рост цен не вызывает каких-либо эмоций. Большинство клиентов приняли эту ситуацию как есть и дальше строят свои планы. Они готовы подождать и выбрать автомобиль, который точно им нужен, а не покупать то, что есть", — рассуждает генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

Прогнозы на будущее

Фото: iStock

Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в ближайшие месяцы положительная динамика продаж продолжит снижаться. Этому будет способствовать не только отпускной сезон и более высокая база прошлого года, но, прежде всего, сохраняющийся дефицит.

В этих условиях правительство в очередной раз решило отложить возобновление госпрограммы льготного автокредитования, хотя ранее планировало вернуть кредиты со скидкой от государства в августе, в канун парламентских выборов. Теперь же в Минпромторге говорят, что пока спрос на авторынке превышает предложение, господдержка ему не нужна, а значит, есть вероятность, что в этом году льготных автокредитов ждать уже не стоит. Впрочем, и с объявленной ранее индексацией утильсбора на автомобили в ведомстве пока тоже не спешат.

На этом фоне АЕБ улучшила свой прогноз на 2021 год с 2,1% до 9,8% роста, что означает продажу 1 млн 756 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом в ассоциации выражают надежду на то, что несмотря на ухудшение эпидемиологической обстановки в стране, полного локдауна и резкого падения продаж удастся избежать.

Как считает Андрей Ольховский, июль и август будут аналогичны классическим летним месяцам — у граждан, безусловно, смещаются приоритеты в расходовании накоплений, но с приходом сентября и возвращения из отпусков объемы контрактования и общая активность будут восстановлены.

"С учетом сохраняющегося кризиса полупроводников и дефицита автомобилей по этой причине, российский авторынок во втором полугодии может продемонстрировать нейтральную или отрицательную динамику.

Предпосылкой к этому может стать очередное повышение цен на новые авто, так как нестабильность курса рубля, задержки в логистике из-за новой волны распространения вируса, а также традиционная корректировка прайс-листов в соответствии с инфляцией ближе к осени могут повысить стоимость автомобилей еще на 8%. Несмотря на то, что цены уже достигли всех разумных пределов, спрос на них сохраняется, так как автомобиль становится выгодной инвестицией как раз благодаря постоянному увеличению стоимости", — резюмирует Денис Мигаль.

Минпромторг спрогнозировал рост продаж авто в России к 2035 году до 1,9 млн штук

МОСКВА, 23 августа. /ТАСС/. Продажи автомобилей в России к 2035 году могут вырасти до 1,9 млн штук, сообщили ТАСС в Минпромторге, ссылаясь на стратегию развития обрабатывающей промышленности РФ до 2030 года и на период до 2035 года.

"Объем продаж в 2026 году будет соответствовать среднегодовому объему продаж в 2015 — 2021 годах. Начиная с 2027 года рынок будет постепенно расти на 1 процент в год и в 2030 году выйдет на среднегодовой уровень 1,8 млн автомобилей в год, а к 2035 году — к объему продаж в 1,9 млн автомобилей в год", — отметили в Минпромторге.

При этом российский авторынок начнет восстанавливаться уже в 2024 году и может выйти на уровень продаж в 1,3 млн авто, включая до 1,1 млн легковых автомобилей, 113 тыс. легких коммерческих автомобилей, 100 тыс. грузовых автомобилей и 15 тыс. автобусов.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

В России предложили ввести максимальную наценку на отечественные автомобили. Когда авторынок придет в норму?

Национальный союз защиты прав потребителей (НСЗПП) выступил с предложением установить максимальную надбавку на стоимость автомобилей отечественной сборки на уровне 15 процентов. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на письмо организации председателю правительства Михаилу Мишустину.

По мнению главы союза Павла Шапкина, вполне возможно увязать стоимость производителей авто с конечной ценой для потребителя. «Разница между ними должна составлять не более 15 процентов», — уверен он.

Материалы по теме:

Рынок автомобилей в России изменился до неузнаваемости. Как теперь купить иномарку и кто пришел на смену дилерам?

Рынок автомобилей в России изменился до неузнаваемости. Как теперь купить иномарку и кто пришел на смену дилерам?

27 октября 2022

Ввоз и ныне там. Из России ушли сотни западных брендов. Как теперь попадают в страну их товары?

Ввоз и ныне там. Из России ушли сотни западных брендов. Как теперь попадают в страну их товары?
2 ноября 2022

По словам Шапкина, эти меры позволят исключить искусственные завышения со стороны автодилеров. При этом он подчеркнул, что в мире не практикуют установление предельных цен на автомобили, но в России аналогичный механизм используют на табачном рынке.

Из-за чего растут цены на авто?

22 мая глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что в 2022 году Евросоюз (ЕС) резко снизил экспорт автомобилей в Россию. По его словам, официальные поставки машин упали на 80 процентов.

Вместе с этим в страну перестали поступать важные компоненты для сборки машин. Так, с 16 мая 2022 года в России разрешили собирать автомобили экологического класса «Евро-0». Дефицит автокомпонентов не позволял выпускать более совершенные автомобили, и власти решили снизить требования к продукции, чтобы не допустить прекращения производства.

Материалы по теме:

«Всех обули и одели» В 1990-е челноки завалили рынки доступными товарами. Как они спасли Россию?

«Всех обули и одели» В 1990-е челноки завалили рынки доступными товарами. Как они спасли Россию?
13 мая 2022

Купить иномарку за рубежом: в каких странах искать автомобиль и как доставить его в Россию

Купить иномарку за рубежом: в каких странах искать автомобиль и как доставить его в Россию
29 октября 2022

Ранее в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) заявили, что за 2022 год авторынок в России упал на 58,8 процента, до 687 тысяч проданных новых автомобилей.

Этот результат не так плох, как мог бы быть

Ассоциация европейского бизнеса

В организации подсчитали, что в 2023 году рынок вырастет в среднем на 12 процентов, до 770 тысяч машин, в случае стабилизации геополитической ситуации и «благоприятного стечения обстоятельств».

Авторынок придет в норму к 2030 году

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) вернется к допандемийным показателям к 2030 году. Такие сроки назвал глава Минпромторга Денис Мантуров. По словам вице-премьера, отечественный автопром восстанавливается в соответствии с утвержденной стратегией развития автомобильной промышленности до 2035 года. Обозначенные в 2022 году параметры в ведомстве «считают для себя актуальными», подчеркнул Мантуров.

Российские автозаводы решили совместно попросить помощи у Минпромторга для импортозамещения запчастей. Группа «Соллерс» предложила производителям объединиться, чтобы совместно разрабатывать и выпускать отсутствующие в стране компоненты. Генеральный директор группы «Соллерс» Николай Соболев указал, что для импортозамещения критических технологий нужен «эффект масштаба».

Материалы по теме:

Российские компании резко увеличили объемы экспорта. Как им удалось это сделать несмотря на санкции?

Российские компании резко увеличили объемы экспорта. Как им удалось это сделать несмотря на санкции?
26 июня 2023

Главный металл зеленой энергетики становится дефицитом. Как в мире разворачивается борьба за медь?

Главный металл зеленой энергетики становится дефицитом. Как в мире разворачивается борьба за медь?
6 июня 2023

Сейчас большая часть российского авторынка приходится на китайские бренды, которые быстро заняли ниши ушедших западных компаний. Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов предупредил, что произведенные в КНР машины могут буквально захватить рынок. Он отметил, что это становится настоящим стратегическим вызовом для отечественного автопрома, и напомнил, что продажи легковых автомобилей в России падают, а правительство выделяет недостаточно денег на поддержку льготного кредитования и лизинга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *