Когда менять масло в автоматической коробке передач
Перейти к содержимому

Когда менять масло в автоматической коробке передач

  • автор:

Как и когда менять масло в АКПП

Существует два противоположных мнения о том, стоит ли менять трансмиссионную жидкость в автоматической коробке передач. Одни считают, что это неотъемлемая часть сервисного обслуживания авто, другие – что масла хватит на весь срок эксплуатации АКПП. Это связано с появлением так называемых «необслуживаемых» трансмиссий, заводская смазка в которых служит на протяжении всего гарантийного срока. Но это правило действует только в идеальных условиях. В российских реалиях замена масла в АКПП просто необходима. Это поможет увеличить ресурс коробки передач и снизит вероятность ее поломки в послегарантийный период.

Как часто нужно менять масло в АКПП

  • движение по городу с частыми остановками и резкими ускорениями;
  • эксплуатацию авто в регионах с холодной зимой и жарким летом;
  • динамичную езду;
  • движение с полной загрузкой, а также регулярную буксировку прицепа или другого автомобиля;
  • частые поездки по бездорожью или грунтовым дорогам.

Если Вы планируете пользоваться автомобилем после окончания гарантийного срока или у Вас подержаное авто – масло в АКПП следует менять после пробега 60 тыс. км. Не стоит ждать, когда коробка передач начнет подергиваться, запаздывать или демонстрировать другие признаки неисправности. В этом случае для решения проблемы придется обращаться в специализированный сервисный центр, где за ремонт придется выложить кругленькую сумму.

Замена масла в АКПП – полная или частичная?

Полный объем трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач около десяти литров. При этом полностью ее заменить в домашних условиях не представляется возможным, в этом случае выходом станет частичная замена масла. Необходимо слить пару литров, долить новое масло до положенного уровня и несколько раз повторять операцию после каждой тысячи километров.

Полная замена масла проводится на СТО с использованием специального оборудования. Промывочный аппарат подключают к магистралям коробки передач и под давлением подают в них масло. Прозрачные трубки аппарата дают возможность увидеть, как новое, светлое масло заменяет отработанное старое. Такой способ замены требует примерно на 20% большего количества смазки, ведь какая-то часть жидкости перемешается.

Полная замена масла в АКППДоливка масла в коробку-автомат

Какое масло выбрать для замены в АКПП

При выборе масла для автоматической коробки передач необходимо руководствоваться рекомендациями производителя. Они прописаны в сервисной книжке каждого транспортного средства. На сегодня существует три основных класса трансмиссионных жидкостей:

  • класс «А» – масло, разработанное по стандартам General Motors (GM), подходит для легковых автомобилей;
  • класс «В» – новейшая спецификация масел GM, может применяться во всех 4-6 ступенчатых АКПП;
  • класс «F» – трансмиссионная жидкость, выполненная по стандартам компании Ford, при ее разработке особое внимание уделялось скорости переключения передач.

Европейские производители автомобилей используют для заливки в автоматическую коробку передач исключительно синтетическое масло. Причем зачастую это трансмиссионные жидкости, созданные по заказу конкретного бренда.

Трансмиссионное масло для АКПП

Трансмиссионное масло для АКПП

Трансмиссионное масло для АКПП

Где купить масло для замены в АКПП

Наша компания «Лига-М» является официальным поставщиком продукции ведущих мировых брендов. У нас Вы купите сертифицированное масло для замены в АКПП по выгодной стоимости с минимальной наценкой. Мы готовы обеспечить оперативную доставку трансмиссионных жидкостей по Москве и в любой регион России. В большинстве случаев отправка товара происходит в день принятия заказа. Если Вам нужна дополнительная информация – закажите обратный звонок прямо на нашем сайте.

Нужно ли менять масло в коробке передач, как часто это делать?

Нужно ли менять масло в коробке передач, как часто это делать?

Если забыть о масле в коробке передач, то она начнет перегреваться, пойдет необратимый процесс коррозии и окисления, возможно образование пены, которая в совокупности с другими последствиями от загрязнения металлической стружкой, сделает невозможной передачу крутящего момента от двигателя.

Замена масла в коробке передач — важный этап ухода за своим транспортным средством, который должен своевременно проводиться.

Полная и частичная замена масла — когда какой способ предпочтительнее

В некоторых случаях замена масла может навредить и вызвать поломку. Это связано с тем, что во время работы, в коробке и ее полостях появляются продукты износа в виде металлической стружки, которая накапливается и оседает на поверхности. Новое ATF или трансмиссионное масло быстро избавляется от этой стружки, вымывая ее в гидроблок. Из-за этого появляются засоры.

une-boite-de-vitesses-travaille-dans-une-huile-specifique-ici-on-voit-a-gauche-les-cannelures-dans-l-arbre-primaire-qui-s-inserent-en-sortie-moteur-photo-d.jpg

В основном от этого страдают автомобили с большим пробегом, которым не меняли масло, либо меняли очень редко. К смене масла в коробке передач следует подходить с особым вниманием и выбирать именно тот способ, который подойдет конкретно вашему автомобилю.

Лучшим вариантом будет обращение в автосервис. Там безошибочно узнают нынешнее состояние коробки передач и подберут вам оптимальный способ замены, который не навредит и восстановит рабочий ресурс.

Частичная замена

Этот способ замены трансмиссионной жидкости является самым безопасным. Процедура происходит без использования специальных инструментов. Сколько масла вытекло самостоятельно без использования специального оборудования — столько и заливается нового.

Полная замена

Данный метод замены трансмиссионной жидкости или масла ATF происходит только в условиях автосервиса и присутствия мастера, с использованием специального оборудования. Установка присоединяется к гидросистеме коробки передач и новое масло под давлением вытесняет старое. Все это происходит за один сеанс.

Подходит полная замена масла исключительно для новых автомобилей с пробегом меньше 100 тысяч км. В противном случае вся металлическая стружка во время процедуры может подняться и засорить соленоиды с гидроблоком.

Чтобы избежать этих проблем советуем обращаться в проверенные мастерские с современным оборудованием, которое может поменять масло без лишнего риска для вашей коробки и ее деталей.

Щадящая замена масла

Масло меняется без снятия фильтров и поддона. Сливают примерно 2-3 литра масла и доливают нового. После 1.000 км в движении эти действия повторяют. Щадящая замена масла лучше всего подходит автовладельцам с большим пробегом, или в том случае, если в своем пробеге они не уверены.

Обычная замена масла

В том случае, если владелец машины уверен в хорошем состоянии своей коробки передач, то во время смены масла ставится новый фильтр и снимается поддон. Сливают этим методом примерно 5 литров трансмиссионной жидкости, после этого наливают необходимое количество нового масла. Проводить этот способ принято после двух щадящих замен, так коробка передач будет работать дольше.

diy-car-maintenance (1).jpeg

Ключевые отличия полной и частичной замены

Частичную замену ATF жидкости или трансмиссионной жидкости для РКП можно произвести самостоятельно, без участия специалиста со специальным оборудованием, но процедуру приходится совершать несколько раз.

Полная же замена значительно лучше улучшает состояние и работу коробки передач, снижает потребление топлива. Главным минусом является то, что для ее осуществления требуется специалист автосервиса со специальным оборудованием, по деньгам это выходит намного дороже частичной или щадящей замены.

Как понять, что пора производить замену масла

Каждый производитель автомобиля имеет свой план замены трансмиссионной жидкости, который зависит от особенностей модели. Однако, если машина эксплуатируется в суровых климатических условиях, либо слишком интенсивно, то замена масла может потребоваться раньше запланированного.

Признаки того, что масло необходимо поменять в АКП:

  • Загорается соответствующий индикатор, находящийся на приборной панели.
  • Постоянный перегрев коробки передач вызывает сильный запах гари, который можно почувствовать даже в салоне.
  • Если в рабочей жидкости образовываются пузырьки.
  • Жидкость из трансмиссии изменила свой цвет, стала более темной и мутной.
  • Если передачи меняются неправильно и делают это с трудом, то это тоже признак деградировавшего масла в АКП.

Признаки того, что масло необходимо поменять в механике:

  • При переключении передач усиливается ярко выраженный шум, издаваемый коробкой.
  • Передачи переключаются с большим трудом.
  • На механической коробке передач заметны следы утечки трансмиссионной жидкости.

МКПП имеет более простое устройство и масло в ней выступает в качестве рабочего тела, в связи с этим менять его необходимо чаще, чем в автоматической коробке передач. Оптимальным вариантом является замена после каждой сотни тысяч километров. Это число зависит от погодных условий и интенсивности нагрузок на коробку, в том числе это зависит от качества масла.

Что будет, если не менять вовремя масло в коробке передач

Механические коробки сильнее всего зависят от масла, ведь принцип ее работы строится именно на нем, но и на АКПП нельзя забывать про трансмиссионное масло.

Если своевременно не менять масло в коробке передач, то оно:

boite de vitesse.jpg

  • Стареет. Как и моторное масло, трансмиссионное подвержено процессу старения. Большая часть масел состоит из минеральных основ, либо они полусинтетические — срок их службы очень короткий, а в РКП они изнашиваются еще быстрее. Коррозия и сам процесс старения проходит даже если автомобиль не подвергается нагрузкам и стоит на одном месте длительное время. Результатом старения является снижение износостойкости трансмиссии и ухудшение всех механических свойств масла (охлаждение, смазывание, защита деталей).
  • Загрязняется пылью и водой. В ATF жидкость попасть может не только металлическая стружка, но и грязь из окружающей среды — пыль или вода. Попадают внутрь они через сапун и являются причиной вспенивания и поломки трансмиссии.
  • Ухудшает охлаждение. Помимо смазывания деталей коробки, трансмиссионное масло должно охлаждать их. Старое масло меняет свои физические свойства и становится неспособным передавать лишнее тепло на корпус.
  • Возникает внутреннее загрязнение. В процессе работы коробки передач (особенно на больших мощностях), образуется металлическая стружка, которая вместе с маслом циркулирует по коробке передач и никак не выводится, что приводит к снижению долговечности устройства.

Что такое тяжелые условия эксплуатации коробки передач

Это такие условия, при которых быстро растрачивается ресурс коробки передач и автомобиля в целом. Вот некоторые из причин:

  • Частые поездки на маленькие дистанции.
  • Езда по неровным или грязным дорогам.
  • Эксплуатация в экстремально холодной или жаркой погоде.
  • Езда по дорогам, которые обработали солью.
  • Использование верхнего багажника или прицепов.
  • Продолжительная езда на большой скорости.

Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то менять трансмиссионное масло придется намного раньше, чем хотелось бы, не каждые 100 тысяч км, а примерно через 70-80 тыс км.

Рекомендуемые интервалы замены масла в коробке передач для популярных марок (МКП И АКП)

Ниже перечислены популярные марки автомобилей и примерный километраж, после которого потребуется менять трансмиссионную жидкость в коробке передач:

  • Kia и Hyundai (АКП трансмиссия) — через каждые 90.000 км.
  • Toyota (АКП трансмиссия) — проверка каждые 40.000 км и замена по необходимости.
  • Toyota (Вариатор) — проверка каждые 40.000 км и замена по необходимости.
  • Mazda (АКПП) — замена через каждые 45.000 км.
  • BMW (АКПП) — замена масла в коробке передач не установлена производителем, но рекомендуется через каждые 60-80 тыс. км.
  • Ford (РКПП 6DCT450) — замена масла в коробке передач не установлена производителем, но рекомендуется через каждые 45.000 км.
  • Volkswagen (РКПП DQ200) — каждые 60.000 км
  • Lada и Datsun (АКПП и РКПП) — замена через каждые 75.000 км.
  • Renault (Вариатор) — замена масла по регламенту доступна только при ремонте, каждые 60.000 км.

Заключение

Трансмиссионная жидкость — важная составляющая, без которой машина не способна нормально работать. Если вы начали замечать проблемы в работе своей коробки передач, скорости тяжело переключаются или присутствует запах гари, то пора произвести замену масла. Она должна происходить в худшем случае каждые 100.000 км, а на ручных коробках передач еще чаще. Связано это с тем, что принцип их работы кружится вокруг него, соответственно масло быстрее загрязняется и теряет свои свойства.

Замена масла в АКПП: зачем, когда и в каких случаях уже поздно

Вопрос «когда менять масло» для всех обладателей АКПП сродни шекспировскому «быть или не быть». Вопрос глобальный, всеобъемлющий, требующий немедленных действий и при этом совершенно бесполезный по сути. Ведь если вы задумались над этим, то, скорее всего, менять масло уже поздно.

М асло в любой автоматической коробке передач выполняет сразу множество функций. Оно работает смазкой для подшипников, отводит тепло от нагревающихся деталей, служит рабочим телом для гидротрансформатора и для гидравлической системы управления. Для того, чтобы все части коробки работали как надо, масло должно сохранять свои свойства в довольно небольшом интервале значений. Небольшое отклонение параметров за допустимые рамки – и вот уже одна из частей АКПП работает не так. И это сказывается на поведении автомобиля: появляются рывки, потеря тяги, да, наконец, машина попросту перестает ехать. Что же происходит с маслом и коробкой?

Как работает масло в АКПП

Пожалуй, не помешает небольшое введение в конструкцию современных АКПП. И если вы последние 30-40 лет провели в летаргическом сне или на необитаемом острове, докладываю обстановку: почти все коробки эволюционировали из систем с чисто гидравлическим управлением в электронноуправляемые.

Automatic transmission.

Изначально гидродинамический трансформатор, он же ГДТ, работал совместно с планетарной коробкой передач, в которой переключения выполнялись подачей давления на ту или иную группу фрикционов или тормозную ленту с помощью пневмогидравлических дозаторов. Этот глобальный принцип остался.

Иногда в коробках по-прежнему есть ГДТ, иногда его заменяет комплект сцеплений, иногда редукторы выполнены в виде классических планетарных, но встречаются и вальные конструкции (в основном у Хонды), а также цепные и ременные передачи вариаторов.

Но за редкими исключениями все так же система управления подает давление на исполнительные узлы, давление создает маслонасос, а масло все так же смазывает, охлаждает и непосредственно управляет переключениями передач.

Больше всего от «классической» схемы ушли простейшие «роботы» с одним сцеплением и коробки Getrag 6DCT250 – в этих АКПП масло используется только для смазки и охлаждения редукторов коробки, сцепления у них охлаждаются воздухом, а система управления стоит с электроприводом. Все остальные АКПП в той или иной степени страдают от необходимости совмещения маслом кучи разных функций.

А эти функции масло способно выполнять только в том случае, если оно имеет строго определенную вязкость и смазывающие свойства. Тут-то вы, видимо, догадались, что вечно сохранять эти качества масло не может.

Как изнашивается масло в коробке?

Любая ATF ( automatic transmission fluid , т.е. жидкость автоматических трансмиссий) со временем начинает терять свои характеристики. Прежде всего – от перегрева из-за жесткой езды в сочетании с грязным радиатором, а также от попадания в масло микрочастиц с фрикционов и накладок блокировок ГДТ. Поэтому действия мастеров, которые берут пробу масла, чтобы оценить, не пахнет ли оно горелым и сохранило ли оно свою прозрачность, не лишены логики.

Но даже если масло абсолютно чистое и не перегретое, оно все равно теряет свойства с возрастом. Вырабатываются противозадирные и задающие вязкость присадки, теряет свои свойства и основа. В реальной эксплуатации ко всем этим неприятностям добавляется еще и загрязнение масла продуктами его же разложения, а также продукты износа коробки. Помимо уже упомянутых фрикционов и накладок ГДТ, к ним относятся также частицы износившихся подшипников и редукторов.

Auto mechanic checking engine oil level.

Кстати, обратите внимание на материал фрикционов, не зря для него выбран сравнительно мягкий картон, а не более надежная керамика, ведь продукты износа картона не так сильно вредят АКПП. Впрочем, в запущенных случаях и без всякой керамики частички золы, металла и картона выгрызают целые каверны в алюминии гидроплит и клапанах коробок передач. Что произойдет, если фрикционы изготовить из карбона или керамики, можете представить себе сами.

В общем, уже и так понятно, что масло стареет и теряет свойства, а потому нуждается в замене. Но почему-то очевидно это не всем.

Откуда взялось мнение, что масло в АКПП менять не нужно?

Для сохранения характеристик масла примерно на одном уровне буквально двадцать лет назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30-60 тысяч километров. Но прогресс не стоял на месте, появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости.

И тогда самые «передовые» производители впервые заявили, что масло отныне больше можно не менять. Я не побоюсь показать пальцем, это в первую очередь почтеннейший Mercedes — Benz и его конкуренты по «большой немецкой тройке», Audi и BMW . Причем Mercedes разрешил подобный интервал для своей революционной пятиступенчатой АКПП серии 722.6, а вот конкуренты своих трансмиссий не имели, и красивая надпись «масло залито на весь срок службы» появилась поначалу в техпаспортах только машин, оснащенных трансмиссиями производства ZF . Впрочем, и Mercedes, и BMW мелким шрифтом все же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации.

Автомобильная индустрия ориентируется на лидеров, и столь экстравагантный шаг не остался без внимания: сроки замены трансмиссионных масел со временем сильно повысили почти все производители машин. К чему это привело, можно увидеть на примере сравнения надежности автоматических трансмиссий начала и конца девяностых годов XX века. Практика убедительно доказала, масло менять необходимо, причем по регламенту, заранее.

И сейчас даже у большой немецкой тройки интервал замены масла прописан в паспорте автомобиля. Например, для MB последних пяти лет выпуска в тех же самых АКПП серий 722.6, с которых начиналось «вечное» масло, рекомендована однократная замена масла на 50 тысячах километров или через три года, а для более новой семиступенчатой 722.9 – каждые 125 тысяч пробега или каждые пять лет.

Да и в целом дилеры большинства марок рекомендуют производить замену масла раз в 60-80 тысяч пробега, несмотря на остальные предписания.

Проблем в том, что при столь большом интервале замены свойства свежего и старого масла очень сильно разнятся. Даже при условии относительной исправности коробки передач это порождает множество проблем. И в лучшем случае требует адаптации АКПП к новой рабочей жидкости, а в худшем – приводит к неработоспособности и быстрому выходу из строя.

Не меняем

При интервале обслуживания в 60-80 тысяч километров соблюдать его становится тяжело. Во-первых, машина может сменить владельца, и от какого пробега считать замены – непонятно. При продаже пробег часто сматывают, на слово полагаться вряд ли можно, а сервисные книги зачастую «потеряны» или просто ведутся не очень аккуратно после года-двух эксплуатации. Да что там – о замене банально забывают даже сами дилеры. Вот и получается, что покупая вроде бы исправную машину с «автоматом», нет никакой уверенности в том, сколько прошло масло в коробке передач.

И еще раз повторю уже высказанный тезис:

Для некоторых моделей АКПП штатный интервал замены в наших условиях движения и при нашем темпераменте откровенно великоват.

Многие владельцы машин малодушно ищут аргументы в пользу решения не менять масло. Кое-какой смысл в этом есть. Изношенная коробка часто вполне прилично работает на масле с фрикционной крошкой и с неизвестно какой вязкостью, а при замене масла на свежее, более скользкое и с полным пакетом моющих и противозадирных присадок, уже не держат фрикционы, соленоиды перестают держать давление, а моющие присадки смывают весь шлам в тонкие каналы гидроблока. Параллельно с этим полное давление маслонасоса вышибает прокладки, и вот уже машина, которая приехала на замену масла своим ходом, перемещается на эвакуаторе в сторону «коробочного» сервиса.

Дело за малым, обосновать свой страх достаточно легко: достаточно отыскать в какой-то из версий руководств пользователя заветное «на весь срок службы», и вот уже есть желание и повод не менять масло осознанно.

И вот что удивительно: коробка может еще очень долго ездить, и ездить неплохо. А владелец машины тем временем подает это как пример своей ловкости и ума. Ведь он не платил за замену масла, адаптации, не тратил время, и все отлично, он молодец! Ну что ж, все проблемы он передаст вместе с авто следующему владельцу, который тоже встанет перед сложным выбором, но у него шансов на удачное развитие событий будет уже меньше.

Если нормативный интервал замены масла уже давно пропущен, и коробка поработала на грязной ATF тысяч 50-60 тысяч километров, то дальнейшая ее судьба предрешена. Если поменять масло, она, скорее всего, выйдет из строя. Если не менять, то тоже выйдет.

Многие выбирают второй вариант: тогда остается только молиться высшей божественной силе или, в варианте для атеистов, теории вероятности. Молиться, чтобы остаточного ресурса АКПП хватило как можно на подольше. Желательно – настолько подольше, чтобы успеть «слить» машину следующему владельцу.

Меняем

Прекрасно, когда история технического обслуживания машины известна и написана грамотными мастерами и владельцем. Масло меняется по регламенту или даже чаще. Ведь не секрет, что почти все современные АКПП очень сильно его загрязняют из-за активного использования накладок блокировки ГДТ. А «преселективы» с мокрыми сцеплениями (например, DSG DQ 250 и DQ 500) и вовсе работают сцеплением в масляной ванне. При этом в масло попадают продукты износа накладок в очень большом объеме, а в силу особенностей конструкции коробок и малого рабочего давления фильтры не могут полностью задержать все посторонние частицы.

Поэтому давайте-ка обозначим еще раз:

Масло в АКПП нужно менять, причем как можно чаще. Менять раньше регламентного срока – через 30-40 тысяч километров – отличная идея.

Но как ни странно, это довольно редкий случай. Но практика показывает, что когда авто находится в одних руках и обслуживается аккуратно, хотя бы по спецификациям положенным для «сложных дорожных или климатических условий», даже хрупкие современные агрегаты таких машин проявляют чудеса живучести. Увы, куда чаще в серии владельцев находится один экономный, чрезмерно хитрый или просто жадный и торопливый.

Как менять масло в АКПП – вытеснением, частичной заменой и т.п.

Электронное управление АКПП тем хорошо, что коробку реально продиагностировать без ее снятия. Не всегда, но с помощью дилерского сканера со специализированным софтом можно определить самочувствие коробки, просто подключившись к блоку управления. Итак, если АКПП чувствует себя хорошо, нет ни ошибок, ни рывков, ни пробуксовок, то можно попробовать вернуть ее к полноценному интервалу технического обслуживания.

Самый лучший, но и самый рискованный способ – это полная замена масла прокачкой или вытеснением. В этом случае все старое масло с продуктами износа заменяется свежим и чистым, после чего адаптации сбрасываются с помощью все того же дилерского сканера.

Вопреки распространенному мнению, способ с вытеснением масла почти всегда срабатывает отлично, если коробка работала хорошо до замены.

Тогда после замены она будет работать не хуже. Исключения редки, и касаются в основном случаев, когда наличие проблем все же игнорировалось.

Очень часто масло пытаются заменить, когда проблемы уже появились, и тут уже действовать «в лоб» не стоит. Если АКПП продемонстрировала какой-нибудь «первый звонок», методика действий меняется. Хороший мастер сам отговорит вас от полной замены и предложит частичную смену жидкости – в этом случае просто сливается лишь часть масла, без подключения насоса. Продукты износа «разбавляются», и через небольшой пробег операция повторяется.

Такой способ позволяет избежать двух проблем. Во-первых, резкой смены характеристик масла, из-за которых сильно изменятся условия работы узлов коробки и поступления большого количества моющих присадок, что, как мы уже выяснили, может вызвать забивание гидравлики. Заодно можно обойтись без дилерского сканера и специального оборудования для замены масла, что делает такой способ предпочтительным для небольших сервисов. Кстати, если вы обратите внимание, то байку о недопустимости замены масла вытеснением «форсят» в первую очередь именно маленькие СТО и их адепты. Что позволяет без труда понять, что очередной «религиозный» взгляд на ремонт автомобиля имеет под собой вполне прочную экономическую основу.

В интервале между заменами масла обычно оценивают влияние работ на поведение агрегата, и если налицо положительная динамика, то замены продолжают. Иногда в конце меняя масло уже вытеснением. Если изменения негативные, то нужно просто подождать.

Способ, несомненно, более безопасен с точки зрения последствий замены, но слегка напоминает отрубание хвоста по частям, к тому же масло таким образом неизбежно сохраняет солидную часть загрязнений, несмотря на восстановление других характеристик.

Способ частичной замены подойдет только для случаев «средней запущенности». Если сроки регламента соблюдены, меняйте масло вытеснением.

В случаях, когда состояние старого масла в коробке говорит о серьезном износе конструкции, а ее поведение свидетельствует уже не о «первом», а, скорее, «десятом» звонке, то стоит применить другой способ. Если у владельца есть желание сменить масло и не вкладываться сразу в капремонт АКПП, обычно есть смысл в совмещении замены масла с чисткой и тестированием гидроблока, а также заменой прокладок.

auto mechanic at work with wrench

Фактически это уже не замена масла, а ремонт коробки, но основным фактором «выздоровления» в этом случае послужит именно замена рабочей жидкости, с устранением негативных факторов замены. Практикуется метод в основном на продольно-расположенных агрегатах с нижним расположением гидроблока, на которых легко снимается картер АКПП и сам гидроблок, что обеспечивает сравнительно небольшую цену такой операции. Иногда после таких действий по замене и чистке состояние «автомата» приходит в норму, но, если честно, то шансы невелики. Куда чаще итогом будет либо минимальное улучшение ситуации или… полный выход коробки из строя.

Что в итоге?

Масло менять нужно. Пока не придумают способ обойти старение технических жидкостей и износ механической части АКПП, эта операция неизбежна. Экологическое лобби и маркетологи не на вашей стороне, они мало заинтересованы в долгой эксплуатации автомобиля. Как, впрочем, и еще множество других людей.

Не стоить верить в сказки про чудесные жидкости, которые сохраняют АКПП годами – волшебство пока недоступно, и срок старения зависит лишь от температуры работы, объема и рабочих условий.

Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, тем чаще. Необязательно целиком, можно частично, но с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного заводом. Главное, делайте это не тогда, когда ваша автоматическая коробка передач уже наполовину мертва и замена масла превращается из профилактики в шаманство.

Как и когда нужно менять масло в автомате

Фото: Shutterstock

Некоторые автопроизводители называют жидкость ATF в коробке вечной, но по факту таковой она не является. Профилактика в случае с АКПП гораздо лучше, чем «лечение».

  • Когда менять
  • Как проверить уровень
  • Какое масло лить
  • Полная замена
  • Частичная замена
  • Цена

Когда меняют масло в АКПП

Периодичность замены масла в автоматической коробке передач устанавливается производителем. Агрегаты последнего поколения считаются полностью необслуживаемыми — масло заливается в них единожды, на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них менять надо. Периодичность замены трансмиссионного масла в более старых автомобилях предусмотрена регламентом технического обслуживания. Пренебрегать рекомендациями производителя не стоит.

На относительно старых машинах масло в «автомате» обычно рекомендуется менять раз в 30–60 тыс. километров пробега. Эта процедура не менее важна, чем, к примеру, замена масла в двигателе. В таких коробках всё управление осуществляется сугубо гидравлическим способом: масло охлаждает, смазывает компоненты трансмиссии и управляет переключением передач. От его чистоты и качества зависит работоспособность устройства.

Зима-лето: почему менять масло в двигателе нужно два раза в год

Как не переплатить за моторное масло. Чек-лист

Основное отличие более новых автоматических трансмиссий от старых заключается в том, что они научились лучше адаптироваться к старению масла. От чисто гидравлических систем производители перешли к системам электронно-управляемым. Однако масло и в таких трансмиссиях может полноценно выполнять свои функции лишь при определённой вязкости и правильных смазывающих свойствах.

Даже если на вашей машине установлен «автомат» последнего поколения, то периодичность замены масла в нём вряд ли должна превышать 80–90 тыс. км пробега, а при эксплуатации в тяжёлых условиях этот интервал можно сократить вдвое (при езде с прицепом, по грунтовым дорогам, в горах).

Менять масло в АКП нужно, когда:

  • Достигнут определённый пробег или возраст, прописанный в регламенте технического обслуживания.
  • Приобретён подержанный автомобиль с АКПП, и вы не знаете, сколько уже работает масло в трансмиссии, либо есть сомнения в его качестве.
  • Появились рывки во время движения.
  • Машина отказывается ехать назад и вперёд.
  • Трансмиссия не переключается с режимов P или N.

Некоторые из перечисленных признаков говорят о низком уровне жидкости или неподобающем её качестве.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как проверить уровень масла в АКПП

Уровень масла в АКПП критически важен для правильной работы трансмиссии: большая часть поломок коробки напрямую связана с недостатком масла либо с его избытком. Чтобы избежать проблем, специалисты рекомендуют проверять уровень жидкости на каждом ТО. Однако осуществить такую процедуру иногда непросто — в некоторых случаях контрольного щупа физически нет. По этой причине алгоритм действий существенно отличается.

Без щупа

Отсутствие контрольного щупа говорит о том, что ваша трансмиссия относится к категории необслуживаемых. Проверить уровень масла в такой коробке можно только обратившись в профильный автосервис.

Можно проверить объём залитого масла и самостоятельно. Для этого нужно:

  • Прогреть масло, проехав 15–20 км.
  • Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
  • Установить селектор в режим P на работающем двигателе после предварительного переключения в другие режимы.
  • Открутить сливную пробку при работающем двигателе.
  • Если жидкость не вытекает, её уровень недостаточен. При наличии эмульсии она кратковременно будет течь ровной струёй.

На автоматических трансмиссиях BMW, Volkswagen и Audi оценить уровень трансмиссионной жидкости можно через смотровое окошко, предварительно подняв автомобиль на подъёмнике.

Со щупом

Коробки со щупом предусматривают возможность проверки уровня масла самим водителем. Действовать нужно по такому алгоритму:

  • Открыть капот автомобиля.
  • Встать лицом против хода машины.
  • Отыскать ярко окрашенную рукоятку, расположенную ближе к перегородке моторного отсека. В некоторых случаях щуп находится рядом со щупом двигателя. Обычно щуп моторного масла жёлтого цвета, а щуп масла коробки — красного.
  • Извлечь щуп, протереть его насухо, вставить обратно и вытащить вновь. На щупе имеются две риски с надписями COLD и HOT. Первая соответствует уровню холодной жидкости, а вторая — горячей. Проверять уровень масла специалисты рекомендуют на горячем агрегате — этот метод более точен.

Если уровень масла превышает правильное значение, лишнюю жидкость необходимо слить, и наоборот.

Фото: drive2.ru / evgeniy93

Фото: drive2.ru / evgeniy93

Проверка уровня масла может отличаться в зависимости от конкретной модели и производителя. С методикой лучше всего ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Например, масло в коробках Mazda, Mitsubishi, Jeep, Hyundai, некоторых Volkswagen и Audi проверяется только в положении N, а в автомобилях Honda — при выключенном двигателе.

Какое масло лить в АКПП

В автоматических коробках передач работает специальная жидкость ATF, которую в простонародье именуют маслом. В действительности аббревиатура расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, то есть, дословно, жидкость для автоматических трансмиссий.

По классификации эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но она выполняет не только функцию смазки. Это ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора — с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на эффективность работы АКП.

Выбирая жидкость ATF, нужно руководствоваться в первую очередь инструкцией производителя. Наилучшим выбором всегда станет оригинальное масло. Допустимо и использование неоригинальных заменителей, отвечающих требуемым спецификациям.

Дешёвых неоригинальных масел рекомендуется избегать. Эти жидкости могут обладать худшими характеристиками и вредить компонентам трансмиссии. В случае с необслуживаемыми коробками последних поколений обойтись без оригинальной ATF почти невозможно.

Полная замена масла в АКП

Замену масла в АКП осуществляют двумя методами — полной заменой и частичной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Полная, она же аппаратная замена предполагает использование специального оборудования, выгоняющего старое масло под давлением. При полной замене жидкости ATF возможно отслоение отложений с внутренних поверхностей коробки передач, что чревато засорением соленоидов и гидроблока и последующим ремонтом трансмиссии.

Аппаратную замену осуществляют, если:

  • В коробку передач была залита неподходящая жидкость.
  • Осуществлялся капитальный ремонт АКП.
  • Масло меняется на исправной коробке передач с небольшим пробегом (до 100 тыс. км) — при отсутствии риска засорения агрегата отложениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *