Когда менять резину на зимнюю
Перейти к содержимому

Когда менять резину на зимнюю

  • автор:

Когда менять шины на зимние?

Владельцы автомобилей часто затрудняются ответить на вопрос, когда нужно менять летние шины на зимние. Законодательство устанавливает расплывчатые рамки. Нормативы рекомендуют использовать зимние шины только в период наибольших морозов. У производителей авто на этот счет есть собственное мнение.

Ситуация также различается в зависимости от регионов. На юге менять шины на зимние приходится в конце осени или в разгар зимы. А в северной части страны их зачастую устанавливают в конце сентября или начале октября.

Мы расскажем, когда менять летние шины на зимние и наоборот, чтобы сделать езду действительно безопасной и комфортной.

Научные рекомендации

Порогом для «переобувания» считается среднесуточная температура в 5–7 градусов. Если фактическое значение ниже, вам понадобятся зимние шины, если выше — летние. Обратите внимание — речь идет именно об усредненном показателе, в котором учтены колебания на протяжении дня. Его публикует большинство метеорологических сервисов в интернете.

При температуре ниже нуля зимние шины приобретают оптимальную плотность и упругость. Они обеспечивают хорошее сцепление с дорожным покрытием, сокращают тормозной путь и улучшают управляемость автомобиля. Если в таких условиях установить на диск летнюю шину, она станет слишком твердой. Это значительно повысит риск попадания в ДТП при резком торможении или активном маневрировании.

Если не менять шины весной, резина станет чрезмерно мягкой. Протектор потеряет изначальную форму, а прочность боковин уменьшится. Это также ухудшит управляемость, ускорит износ и значительно повысит уровень шума.

С точки зрения практики

Считается, что менять шины на зимние нужно 15 ноября. К этому времени в средней полосе России начинаются заморозки, хотя днем температура остается положительной. Однако главным ориентиром должен стать долгосрочный прогноз погоды. Кратковременные заморозки не будут поводом менять летние шины — следующая за ними оттепель ускорит износ резины. А вот устойчивая тенденция к понижению температуры станет четким сигналом.

Бывалые автомобилисты советуют учитывать и состояние дорог. Если небольшие лужи покрываются коркой льда, откладывать не стоит. Попав на такую скользкую поверхность, колесо машины может повести себя непредсказуемо, что приведет к заносу и ДТП.

Когда нужно менять зимние шины на летние? Чаще всего называют дату 15 марта. Этот период также считается поворотным. Воздух постепенно прогревается, с земли постепенно исчезают последние следы снега, температура дороги редко падает ниже нуля. И вновь нужно смотреть на долгосрочный прогноз. Даже в средней полосе России холода могут продолжаться до мая, а на севере — до первого месяца лета.

Законодательство

Основной нормативный акт в этой сфере — Регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем указано, что зимние шины нужно обязательно устанавливать на все оси автомобиля с первого дня декабря по последний день февраля. В тексте документа есть и информация о маркировке. Если вы собрались менять летние шины на зимние, проследите, чтобы на последних были буквы «M» и «S», а также символ в виде снежинки на фоне силуэта горы.

Интересно, что регламент устанавливает очень мягкие правила для остальных сезонов. Он запрещает использовать летом только шипованные зимние шины. Ограничение действует с начала июня по конец августа. Если шипы отсутствуют, вы вправе отказаться от «переобувания» своего автомобиля.

Еще один важный момент — штраф предусмотрен только за использование шин с сильно изношенным протектором в условиях снегопада или гололеда. Если вы не соблюдаете требования относительно нормативной остаточной глубины протектора, инспектор вправе выписать вам квитанцию на 500 рублей. В остальных случаях вы отделаетесь предупреждением.

Всесезонные модели

Некоторые водители предпочитают использовать один комплект шин в течение года. У «всесезонок» есть свои преимущества. Они помогают автомобилю сохранять хорошую управляемость при любой погоде, для них не нужно искать место хранения. Однако их усредненные характеристики всегда оказываются хуже, чем у обычных летних или зимних шин.

Нужны ли шипы?

Решив, когда менять шины на зимние, остается ответить еще на один вопрос. Что лучше — купить шипованные модели или отдать предпочтение классическим?

Чтобы определиться с покупкой, нужно вновь обратить внимание на особенности климата. На юге водители чаще выбирают «липучки», лишенные металлических шипов. Они лучше отводят жидкость и густую массу, в которую превращается подтаявший снег. Такие шины менее вредны для дорог — они не создают лишней нагрузки на поверхность асфальта.

А вот на севере зимние погодные условия более суровы. Снег обычно выпадает в середине осени и остается на дорогах до весны. Толстая ледяная корка значительно ухудшает управляемость автомобилей. Шипы оказываются незаменимыми. Они пробивают скользкую поверхность, улучшая сцепные свойства колес. Однако «злоупотреблять» ими также не стоит. При температуре ниже -20 градусов лед становится очень похожим на бетон по плотности и твердости.

Заключение

Однозначного ответа на вопрос, когда менять шины, не существует. Чтобы выбрать оптимальный момент, вам следует ориентироваться на:

  • долгосрочный прогноз среднесуточной температуры. Если она переходит порог +5…+7 градусов, наступает время «переобувать» автомобиль;
  • состояние дорог. При появлении стойкой наледи следует отправляться на шиномонтаж;
  • особенности местного климата. Во многих регионах короткие заморозки чередуются с продолжительными оттепелями. В этом случае спешить с заменой не следует.

Чтобы узнать, когда менять летние шины на зимние, можно также проконсультироваться со специалистами интернет-магазина Yokohama. Они предоставят вам полезные советы и предложат лучшие модели шин, которые сделают езду в грядущем сезоне комфортной и безопасной.

Когда нужно менять шины и что сейчас стоит об этом знать

Фото: Anton Belitsky / Russian Look

20 октября 2023 года Департамент транспорта Москвы посоветовал автовладельцам приступить к замене летней резины на зимнюю. Ожидается, что в предстоящие выходные (21–22 октября) может похолодать. Главным критерием при смене летней резины на зимнюю является среднесуточная температура ― ее устойчивый переход ― на протяжении пяти дней ― через отметку +5 градусов Цельсия в сторону понижения.

В этом материале:

  1. Когда именно нужно менять летнюю резину на зимнюю
  2. Какие существуют шины для зимы
  3. Запрет на использование резины не по сезону
  4. Штрафы за резину не по сезону
  5. Что выбрать: шипы или липучку
  6. Нужна ли наклейка «Шипы»
  7. Где действует запрет на шипы
  8. Зачем нужен Run Flat
  9. Отечественные шины: плюсы и минусы

Когда менять летнюю резину на зимнюю

Научный руководитель Гидрометцентра Вильфанд рекомендует менять резину тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.

Однако шинники и автоэксперты рекомендуют ориентироваться на отметку 7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололеда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.

Именно поэтому ждать стабильных заморозков не стоит: во-первых, ночью и утром велики риски появления гололеда и снега, а во-вторых, сейчас в мастерских пока еще нет длинных очередей.

Автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев при оценке наиболее подходящего времени для переобувки на зимнюю резину предупредил: важно учитывать множество факторов: регион, тип транспортного средства, формат эксплуатации, работа коммунальных служб в населенном пункте и многое другое.

«Cменить резину стоит до заморозков. Если ночная температура в регионе ниже нулевого значения – хороший ориентир для смены резины. При выборе зимних шин я бы остановился на шипах. Воздействие шипов на дорожное покрытие намного меньше, чем принято считать. Важно понимать, что это вопрос безопасности водителей, что не может идти ни в какое сравнение с тем, насколько сильно шипы портят дорожное покрытые», ― считает Бургазлиев.

В свою очередь автомобильный эксперт и специалист в области тюнинга Юрий Пархоменко считает, что зимой в России не стоит делать выбор в пользу универсальных шин.

«С точки зрения закона, они будут удовлетворять требованиям, но это небезопасно. Если есть возможность поставить хорошие шипованные шины – лучше выбрать их. Этот выбор связан с тем, что зимой в России погода непредсказуема. Зимы бывают малоснежные, а бывают морозные, с ледяными дождями. Любая «липучка» на голом льду поведет себя непредсказуемо», ― уверен эксперт.

По его мнению, если автомобиль эксплуатируется в регионе, где зимой лежит снег, лучше купить именно зимнюю резину.

«Любой метр тормозного пути очень важен. Зимой следует внимательно следить за стилем езды: без резких торможений и ускорений, с плавными вхождениями в повороты», ― заявил эксперт.

Какие шины можно использовать зимой

Согласно Техрегламенту стран Таможенного союза, зимняя резина маркируется знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри, а также знаками М+S, M&S либо M S. От летних шин зимние отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей, помогающих шине цепляться за лед.

Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look Press

Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look Press

Документ также устанавливает и степень предельно допустимого износа для зимней резины: глубина протектора не должна быть менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран. Кроме того, регламентируется степень ошиповки для шипованной резины: предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук, а большее число допускается лишь после проведения специальных испытаний, которые докажут незначительность влияния на износ дорожного покрытия.

Есть ли запрет на использование резины не по сезону

С 1 января 2015 г. Технический регламент стран Таможенного союза регламентирует использование сезонной резины. Требования документа предусматривают обязательное использование зимних шин с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно.

Фото: Patrick Pleul / dpa-Zentralbild / ZB

Фото: Shutterstock

Штраф за летнюю резину зимой

Однако наказания за неисполнение требований Техрегламента в России пока нет. Чиновники рассматривали ряд законопроектов, предусматривающих наказания в размере от 2 тыс. до 10 тыс. руб., но никаких изменений в КоАП РФ принято до сих пор не было. Теоретически использование неподходящей резины попадает в категорию прочих нарушений со штрафом в 500 руб., однако практики применения такого наказания за неправильные шины в России нет.

Где использовать шиповки, а где «липучки»

Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.

В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.

Нужен ли знак «Шипы»

Формально требование о наличии знака «Шипы» действовало всегда, но штрафа не существовало. В 2017 г. штраф был введен, а автомобилисты столкнулись с дефицитом наклеек в магазинах и придирками со стороны сотрудников ГИБДД. Однако уже тогда стало ясно: требование об использовании знака не соответствует реалиям времени и должно быть отменено. Представители МВД обещали не наказывать автовладельцев, но на практике 500-рублевые штрафы все-таки выписывались.

В результате, Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост премьер-министр России, по инициативе ГИБДД внес поправки в ПДД, отменяющие обязанность водителей наклеивать знак «Шины» на автомобили с зимними шипованными шинами. Сегодня знак не требуется, а его установка носит исключительно рекомендательный характер.

Фото: instagram.com

Фото: instagram.com

Куда нельзя ездить на шипах

В России и странах СНГ нет запретов на использование шипованных шин, а проблемы могут возникнуть у тех, кто захочет выехать на своей машине в Европу. Шиповки категорически запрещены в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Македонии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории и Чехии.

Вместо шипов во всех этих странах, кроме Ирландии и Нидерландов, нужно использовать цепи противоскольжения, но только при определенных дорожных условиях и с ограничением максимальной скорости — как правило, не более 50 км в час.

Стоит ли брать Run Flat

Технология Run Flat предполагает возможность использования шины даже при проколе. Такие шины отличаются усиленными боковинами, способными выдерживать нагрузку при потере давления в колесе. На проколотых шинах с технологией Run Flat можно проехать около сотни километров со скоростью до 80 км в час. Кроме того, они позволяют избавиться от запаски в багажнике. Такие шины стоят гораздо дороже и обычно ими оснащаются премиальные автомобили.

Непрокалываемые шины есть в гамме многих производителей, но сама технология может называться по-разному: Run-Flat, RunOnFlat или SSR (Self-Supporting Runflat). Шины Run Flat плохо поддаются ремонту и требуют особой квалификации от механика. А в большинстве случаев после серьезного прокола оказываются вовсе неремонтопригодными и требуют замены.

Стоит ли бояться шин российского производства

Большая часть продаваемых в России шин иностранных марок локализованы и давно выпускаются на местных заводах. Исключение составляют покрышки редких размерностей или только появившиеся на мировом рынке. Шинные предприятия — это всегда полноценные заводы, оснащенные по всем фирменным стандартам и со столь же строгим контролем качества. Более того, шины российского производства часто идут на экспорт, поскольку производство в России обходится дешевле. В случае импортируемых шин производители, как правило, сдерживают цены, чтобы сохранить паритет с шинами местного производства.

Не тянуть резину: до какого числа нужно поменять покрышки на зимние

В середине октября глава Гидрометцентра России Роман Вильфанд напомнил россиянам о том, что приближается время сменить летние шины на зимние. От качества и характеристик автомобильной резины непосредственно зависят управляемость машины, длина тормозного пути и курсовая устойчивость. При этом период службы покрышек ограничен. О том, когда лучше «переобуваться», — в материале «Известий».

Когда менять резину на зимнюю, с какого числа

По закону зимняя резина должна быть установлена до наступления календарной зимы, 1 декабря. Эксперты рекомендуют менять шины после того, как среднесуточная температура установится на уровне +4. +5 градусов. Это касается уже эксплуатировавшихся колес. Важно убедиться, что глубина протектора у них составляет больше 4 мм, а срок годности не истек. На резине с истекшим сроком годности ездить нельзя, даже если проектор не истерся.

шины

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Если покрышки новые, то их лучше установить заранее, пояснили «Известиям» эксперты международной сети автосервисов FIT SERVICE. На шиномонтаж стоит ехать в период, когда среднесуточная температура будет оставлять +5. +7 градусов.

Сезонный штраф: автомобилистам проверят шины
За горящую лампочку и неправильную резину водителей ждет наказание

При этом выбор времени еще зависит от региона и стиля вождения. «В нашей стране в большинстве регионов такая погода устанавливается примерно в середине октября. После установки новых шин первые 500 км пробега необходимо избегать скорости выше 70 км/ч, а также резких стартов и экстренного торможения. Это позволит обкатать шины, подготовить их к зимнему сезону», — рекомендовал технический директор сети Алексей Рузанов.

шины

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Всесезонную резину эксперт ставить отсоветовал, поскольку она недовыполняет свои функции как зимой, так и летом. «Для большей части регионов нашей страны предпочтительнее именно шипы. Такая резина позволит избежать непредвиденных ситуаций на дорогах», — добавил эксперт. После сезонной смены шин, по его словам, необходимо обязательно сделать проверку сход-развала.

Недреманное око: как ГИБДД контролирует соблюдение режима труда и отдыха
«Известия» искали сонных дальнобойщиков-нарушителей

Через сколько сезонов менять резину на новую

От качества и характеристик автомобильной резины непосредственно зависят управляемость машины, длина тормозного пути и курсовая устойчивость. При этом период службы покрышек ограничен. Оптимальный срок эксплуатации автомобильных шин в среднем составляет четыре сезона, а при аккуратной эксплуатации и грамотном хранении — 5–6 сезонов, пояснил «Известиям» руководитель сервиса автомобильного маркетплейса Fresh Auto Илья Иванский.

Зимняя резина не может храниться более пяти лет, после этого срока шины нужно обязательно заменить, а старую резину сдать на переработку, даже если ее не использовали, согласен с ним и независимый автоэксперт Олег Осипов.

шины

Фото: ТАСС/Антон Вергун

При выборе между шипованной резиной и «липучкой» эксперты призывают ориентироваться на регион проживания. Фрикционные шины лучше подойдут для регионов с мягким климатом, где преобладают дождь и мокрый снег. Срок эксплуатации летних шин вдвое больше — до 10 лет. Однако важно следить за износом протектора и других характеристиках. Если шины хранятся на дисках, то перед сезоном их необходимо отдать на балансировку, отмечает Алексей Рузанов. Это позволит избежать биения и лишней нагрузки на подвеску. Подробнее о том, как правильно хранить шины, читайте в обзоре «Известий».

Сезонный штраф: автомобилистам проверят шины
За горящую лампочку и неправильную резину водителей ждет наказание

По словам экспертов FIT SERVICE, необходимо раз в сезон менять колеса местами, поскольку передняя и задняя пары изнашиваются по-разному. «А при независимой подвеске левые и правые колеса также могут изнашиваться неравномерно. Важно также учитывать направленность и асимметричность шин», — добавил Алексей Рузанов.

Какие зимние шины купить в 2023 году

Дефицита в брендах зимних и летних шин в России нет. Как пояснили эксперты сети автосервисов FIT SERVICE, рынок адаптировался к новым условиям. Можно купить что-то из запасов тех брендов, которые ушли или уходят из страны. Также дистрибьюторы наладили поставки по параллельному импорту. Кроме того, в России появилось много зимних и летних шин китайских брендов как экономкласса, так и в сегменте «люкс».

шины

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Комплект новых шипованных шин в 2023 году обойдется автовладельцу в среднем в 1316 тыс. рублей при 12,1 тыс. в прошлом году. Подержанные шины обойдутся немногим дешевле1011 тыс. рублей. Средняя стоимость шиномонтажа в России по сравнению с весенним сезоном, а также с прошлым годом изменилась незначительно. В среднем стоимость услуги по стране составляет 2400 рублей, что выше уровня прошлого года на 7% и сопоставимо с общем уровнем инфляции.

Не тянуть с резиной: как правильно выбрать зимние шины
Проблем с выбором «обуви» для авто не наблюдается

Что такое жидкая резина и для чего она нужна

В последние годы автолюбители на зиму защищают машину с помощью жидкой резины. Для защиты колес ее обычно наносят на диски, чтобы обеспечить их защиту от повреждений, а обработка бампера или всего кузова позволяет защитить его от излишней влаги. Жидкая резина — это специальное виниловое покрытие для автомобиля, которое обладает пластичностью. Сделано оно из полимерных смесей резины, смолы, клея и пластмассы. С помощью такого покрытия наносят гидроизоляционный бесшовный слой на кузов с целью защиты ЛКП. Материал заполняет все мельчайшие поры, в минимальные сроки полимеризируется, формируя прочный, эластичный, толстый слой гидроизоляции, не имеющий швов и других слабых мест. За счет своих прочностных характеристик и высокой эластичности жидкая резина при воздействии перепадами температуры, давлением воды, механическими способами не отслаивается от основной поверхности.

Когда менять резину на зимнюю: мнения разделились

Синоптики дали совет подмосковным автомобилистам: переобувать резину с летней на зимнюю в этом году лучше всего в конце октября. Дело в том, что холодная дождливая погода скоро вновь сменится на сухую и теплую. А значит, не стоит торопиться в шиномонтаж — автомобильное лето как бы продолжается. "МК" выяснил, как относятся к "идеальному времени для смены резины" сами работники шиномонтажа, что будет, если поторопиться с переобувкой, и каким шинам стоит отдать предпочтение в Подмосковье.

О шипах говорить теперь не приходится

Согласно букве закона, на территории России с 1 декабря 2023 года по 29 февраля 2024 года запрещено передвижение легковых автомобилей и грузовиков до 3,5 тонн на летних шинах. Это значит, что до декабря любой добропорядочный автомобилист до шиномонтажа добраться обязан.

Длительное время штрафа за несезонные шины в России не было, несмотря на наличие запрета в Техрегламенте. Однако 1 сентября 2023 года вступил в силу новый перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Согласно поправкам, штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ теперь грозит в случае выявления следующих нарушений:

1. Транспортные средства категорий M1 и N1 не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль);

2. Транспортные средства укомплектованы шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Аналогичный штраф будет грозить, если зимние шины установлены не на всех колесах транспортного средства.

Понятное дело, что для большей части России требования закона по запрету езды на летней резине после 1 декабря являются неактуальными — переходить на зимние шины нужно заранее, и гораздо раньше начала календарной зимы, если вы, конечно, живёте не на юге.

Сами производители автомобильных шин рекомендуют "переобувать" машину на зиму, когда среднесуточные температуры станут ниже +7 градусов Цельсия. При таких температурах летние шины уже плохо держат дорогу, в ночные и утренние часы возможно образование наледи.

— Если бы мы с вами прислушались к автопроизводителям, то отправились бы в шиномонтаж уже в эти выходные, — считает автоэксперт Никита Соловьев. — Среднесуточная температура в пятницу составила уже +5 градусов. Местами в столичном регионе обещают на ближайшие дни мокрый снег. Ситуация на дорогах из-за осадков будет сложная. Надо менять однозначно.

— Ориентируйтесь также на то, как вы храните шины и где их меняете, — добавляет автомеханик Сергей Киселев. — К примеру, если у вас нет второго комплекта дисков, шины хранятся в шинном отеле, автосалоне или на даче, а "переобуваетесь" вы на шиномонтаже — о "переобувке" стоит задуматься заранее. Иначе вы столкнётесь с очередями. А если резко выпадет снег — даже не успеете забрать и привезти свои зимние шины.

А вот если у вас есть готовый второй комплект шин на дисках, который лежит у вас на балконе или в гараже, а замену вы осуществляете самостоятельно, то достаточно их заранее проверить и отбалансировать. Если погода начнёт ухудшаться — сможете вечером перекинуть колёса буквально за час, у себя во дворе или в гараже.

Многих также интересует вопрос, нужно ли клеить на стекло наклейку "Шипы" в 2023 году, если у вас зимняя резина шипованная. Тут всё предельно ясно — Постановлением Правительства от 24 ноября 2018 года №1414 с 8 декабря 2018 года обязанность водителя устанавливать опознавательный знак "Шипы" на автомобилях, имеющих шипованные шины, была отменена. Данный знак на сегодняшний день исключен из ПДД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *