Когда уберут таможенные пошлины на автомобили
Перейти к содержимому

Когда уберут таможенные пошлины на автомобили

  • автор:

Когда уберут таможенные пошлины на автомобили

https://ria.ru/20240216/avto-1927694994.html

Юрист раскрыл, почему с 1 апреля будет невыгодно везти авто из-за границы

Юрист раскрыл, почему с 1 апреля будет невыгодно везти авто из-за границы — РИА Новости, 16.02.2024

Юрист раскрыл, почему с 1 апреля будет невыгодно везти авто из-за границы

С 1 апреля меняется порядок расчета платежа за автомобили, ввозимые из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для кого вырастет пошлина, рассказал агентству. РИА Новости, 16.02.2024

2024-02-16T02:17

2024-02-16T02:17

2024-02-16T02:17

иван соловьев (юрист)

евразийский экономический союз

МОСКВА, 16 фев — РИА Новости. С 1 апреля меняется порядок расчета платежа за автомобили, ввозимые из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для кого вырастет пошлина, рассказал агентству “Прайм” заслуженный юрист России Иван Соловьев.Он напомнил, что сейчас, ввозя в Россию японские и китайские авто, платежи оптимизируют путем растаможки за пределами страны.“Это привело к тому, что добросовестные компании и граждане, уплачивающие таможенные сборы в полном объеме, оказались в неравных условиях с теми, кто использует схемы занижения таможенной стоимости”, — пояснил юрист.С 1 апреля недоплаченные платежи будут учтены в составе утилизационного сбора, который обязателен к уплате и физическими, и юридическими лицами. Это уберет необоснованные преимущества, которые получали участники всевозможных схем растаможки, заключил юрист.

Взять по пошлине: ЕАЭС может усилить контроль за импортом автомобилей

Правительство РФ выступает с инициативой ужесточения контроля за корректностью начисления таможенных платежей при импорте автомобилей, ввозимых через страны ЕАЭС. Занижение стоимости и другие «серые» схемы поставок машин из этих стран — распространенное явление, отмечают эксперты. Возможные ужесточения могут привести к тому, что значительная часть автовладельцев столкнется с серьезными проблемами, предупреждают они. Подробности — в материале «Известий».

Усилить контроль

Правительство России намерено усилить контроль за корректностью начисления и уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств и ряда других товаров. Это следует из проекта поручения премьер-министра Михаила Мишустина, которое он дал российским таможенным органам по итогам заседания Евразийского межправительственного совета (копия имеется в распоряжении «Известий»). Согласно документу, государствам — участникам ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) предлагается создать до 1 апреля 2024 года «единый процесс управления рисками и создание единых профилей рисков для всех таможенных служб», а также предусмотреть возможность «проведения таможенными органами государств — членов союза совместных мероприятий по организации таможенного контроля» товаров, которые были оформлены в одном государстве, а затем были ввезены в другое «с возможностью дополнительного начисления таможенными органами таможенных пошлин и иных платежей».

проверка

Фото: РИА Новости/Sputnik/Виктор Толочко

Кроме того, планируется усилить контроль за транспортными средствами, которые были оформлены по льготным правилам в одной стране, но фактически используются в другой стране — участнице союза. Для этого намечено «принять меры по недопущению их вывоза» в другие страны с «применением мер ответственности к лицам, нарушающим обязательства». Для более тщательного контроля за соблюдением таможенного законодательства и оперативного выявления нарушений, связанных с занижением размера платежей, планируется обязать таможенные органы ЕАЭС ежемесячно направлять в Евразийскую экономическую комиссию данные о средней таможенной стоимости ввозимых товаров (в первую очередь автомобилей) на территорию государства — члена союза из третьих стран. В качестве примера нарушений таможенного законодательства, касающихся существенного занижения их таможенной стоимости, в документе приводятся факты импорта в нашу страну электромобилей, оформление которых производилось в Киргизии. «Это нивелирует предпринимаемые в Российской Федерации меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет», — поясняется в документе.

Откуда машины?

Киргизия — не единственная страна ЕАЭС, через которую в Россию завозятся автомобили с заниженной таможенной стоимостью, рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, такая практика широко распространена и в других государствах — участниках союза.

Toyota Camry 2022

Фото: ТАСС/ZUMA Press Wire/Michael Brochstein

— Есть масса примеров, когда автомобили, стоимость которых в документах явно ниже рыночной, проходят таможенное оформление в Армении и Казахстане, — рассказал он.

В распоряжении «Известий» есть копии таможенных документов на Toyota Camry 2022 года выпуска, который был ввезен в Казахстан через Грузию. В таможенной декларации фигурирует сумма в $10 тыс. (чуть более 910 тыс. рублей по курсу ЦБ). Между тем минимальная цена на аналогичную модель в РФ, по данным портала Auto.ru, составляет 2,8 млн рублей. Похожая картина и с Mitsubishi Montero Sport, также ввезенным через Казахстан. В декларации он оценен в $16 тыс. (1,47 млн рублей), притом что его реальная рыночная цена начинается от 4,1 млн рублей.

Таможня вам не тут: почему Турция отказывается пропускать товары в Россию
И как это повлияет на отношения Анкары с Москвой

Поскольку размер пошлины рассчитывается в том числе с учетом цены, заявленной в декларации, экономия получается весьма существенная, отмечает вице-президент НАС. По его словам, в общей сложности недоплата таможенных платежей в бюджет исчисляется «сотнями миллионов долларов». По данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на апрель прошлого года доля новых автомобилей, импортированных в нашу страну из Казахстана (от общего числа машин, поставленных в РФ), составляла 12,6%, из Белоруссии — 3,8%, Киргизии — 3,4%, Армении — 3%. Что касается подержанных моделей, то здесь соотношение еще выше: 18,8% — из Армении, 12,5% — из Белоруссии и 2,7% — из Киргизии.

таможня

Фото: РИА Новости/Sputnik/Виктор Толочко

По мнению управляющего партнера компании «Моторинвест» Андрея Резникова, значительный рост ряда игроков в сегменте гибридов и электромобилей на российском рынке во многом связан с тем, что 70% этих автомобилей растаможивают в Киргизии, Белоруссии и Казахстане. — Там почти не применяется корректировка таможенной стоимости и возможно получение льгот при таможенной очистке автомобилей. Это влияет на российское автомобилестроение: если прямой ввоз может быть существенно дешевле, чем локальное производство, то российским производителям невозможно организовывать некие схемы tax free, — заявил он на парламентских слушаниях о мерах господдержки автомобильной промышленности в ноябре прошлого года. По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, предложенную инициативу можно рассматривать, как меру поддержи локального производства автомобилей. — С точки зрения защиты рынка ЕАЭС было бы целесообразно оптимизировать ввоз и перемещение товаров, в том числе и транспортных средств, как на территорию Союза, так и внутри стран-участниц, — заявил он «Известиям».

Лишнее колесо: что мешает российскому автопрому
Российские автопроизводители переписывают производственные планы

Могут быть трудности

С реализацией предложения российского правительства могут возникать сложности, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, предложенное «закручивание гаек» в отношении контроля за соблюдением таможенных правил может столкнуться с сопротивлением стран, через которые машины попадают на наш рынок. — Более жесткий контроль может привести к тому, что поток автомобилей, проходящий через страны ЕАЭС, сократится. Исчезнет привлекательность использования тех или иных льгот и лазеек при «таможенных» машинах. С учетом того, что цепочки поставок автомобилей давно выстроены, это затрагивает интересы большого числа фирм и частников-перегонщиков как у нас, так и в странах ЕАЭС. Разумеется, они постараются сохранить статус-кво, — заявил он «Известиям».

ввоз

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Вице-президент НАС Антон Шапарин также считает, что российские предложения могут натолкнуться на определенное противодействие со стороны бизнеса, связанного с поставками автомобилей.

Потребители под угрозой

Возможное ужесточение контроля за соблюдением таможенных правил и доначисление пошлин в случае занижения стоимости машины или использования других «серых» таможенных схем может серьезно отразиться на автовладельцах, считают опрошенные «Известиями» эксперты. — Автомобиль, растаможенный с теми или иными нарушениями, может быть уже несколько раз перепродан. Однако претензии, связанные с необходимостью доплатить пошлину, как показывает практика, будут предъявляться к конечному владельцу машины, — отмечает Максим Кадаков. По его мнению, в этом случае имеет смысл ввести некий мораторий, подразумевающий, что возможные претензии таможенных органов не будут распространяться на автомобили, ввезенные до какой-то определенной даты. Это будет более справедливо по отношению к автомобилистам, которые могут и не знать, что их машина когда-то была растаможена по «серым» схемам, считает он.

Взгляд в будущее: «автомобильные» законы 2024 года
Какие изменения ожидают водителей в новом году

Применение таких схем — своего года лотерея в игре с государством, в которой автомобилист чаще всего проигрывает, отмечает Антон Шапарин. Один из ярких тому примеров — недавняя ситуация с автомобилями на армянских и абхазских номерах, которые также были оформлены с таможенными льготами, а затем на них начались массовые облавы.

ДПС

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Мы в Национальном автомобильном союзе неоднократно предупреждали о возможных проблемах с автомобилями, растаможенными по «серым» схемам, с применением заниженной стоимости или каких-то других льгот. В сложную ситуацию могут попасть тысячи владельцев таких автомобилей. Их может быть гораздо больше, чем тех, что столкнулись с трудностями из-за повышения утилизационного сбора в прошлом году, — заявил вице-президент НАС.

Ввозный надзор: импортеры авто пожаловались на правила начисления утильсбора
Прокуроры проконтролируют соблюдение закона при взимании «утиля»

Не могут договориться

Лазейки и различные ухищрения, которыми пользуется определенная часть импортеров автомобилей, связаны с отсутствием в странах ЕАЭС единых подходов к контролю и общих баз данных, которые позволяли бы максимально оперативно выявлять те или нарушения, считает член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.

Это признание: Белоруссия и Россия договорились о штрафах за ПДД
Наказания за нарушения правил теперь будут исполняться в обеих странах

— Союз существует уже почти 20 лет, однако до сих пор между странами-участниками так и не налажен нормальный обмен информацией: нет общих баз данных ни по нарушителям таможенных правил, ни по водителям, которые на машине с номерами одной страны нарушают ПДД в соседнем государстве. Это и порождает сложности в контроле за ними, — отметил он в беседе с «Известиями».

С 1 апреля в России изменится порядок платежей за ввоз автомобилей из ЕАЭС

Правительство РФ с 1 апреля меняет порядок расчета платежей за автомобили, ввозимые из других стран ЕАЭС. Если в странах, из которых доставляют машину, таможенная стоимость была занижена, то при ввозе в Россию придется заплатить повышенный утильсбор — в него включат недоплаченные налоги и сборы.

Кабмин отмечает, что решение создаст равные условия для физлиц и компаний, ввозящих в Россию авто, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов.

Корректность расчета будет контролировать ФТС. Начисление неуплаченных налогов и сборов для последующей уплаты в составе утильсбора будут проводить по формуле, утвержденной постановлением правительства. Для ввоза из ЕАЭС автомобилей с электродвигателем постановление предусматривает обязательное растаможивание в России.

Для граждан и компаний, ввозящих автомобили из стран ЕАЭС с процедурой растаможивания транспортных средств непосредственно в России, ничего не изменится.

Поделиться

Рекомендуем:

Какие профессии наиболее востребованы и актуальны?

Футбольный турнир для блогеров, актеров, музыкантов

Где интересно провести время всей семьей?

Во что вложиться, чтобы не проиграть?

Таможня начнет взимать пошлину за ввоз автомобиля, растаможенного в странах ЕАЭС по заниженной стоимости

—>

Правительство России пытается пресечь растущие объемы «серого» импорта автомобилей и защитить локальный рынок. Суть новых правил — в равных условиях для граждан и компаний, ввозящих машины из стран Евразийского экономического союза, и для тех, кто проходит растаможку в России с уплатой всех налогов и сборов.

Другими словами, с 1 апреля российская таможня, когда через нее будет проходить китайский автомобиль, завезенный из условной Киргизии и растаможенный там же по льготной ставке, сможет сравнить реальную рыночную стоимость машины и ту, по которой машина завозится в Россию, и высчитать, сколько человек или компания по такой схеме хотели сэкономить, и взыскать эту недоимку в пользу российского бюджета. Платеж будет оформлен как дополнение к уже известному всем утильсбору.

Процедура не предполагает какой-либо второй растаможки на территории России, это именно переоценка, и новая доплата уже включена, поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто:

— Таким образом российское правительство пытается приостановить ввоз в страну «недотаможенных» автомобилей и получить дополнительные средства бюджета. Сейчас Киргизия — номер один по ввозу в страну, сначала Китай, потом Киргизия — великая автомобильная держава. Через три месяца, посмотрим, будет уже не Киргизия, а Таджикистан или еще какая-то страна, потому что есть люди и компании, которые стараются «оптимизировать» платежи и ввезти сюда автомобиль подешевле, чтобы предложить покупателю его под сладкие условия.

— Может ли проводиться вторая процедура растаможки?

— Нет, она не проводится. Может произойти переоценка. То есть смотрят реальную стоимость автомобиля и то, сколько он стоит, затем говорят: «Доплати». То есть вторую очистку не проводят, но просят доплатить до реальной стоимости, и в этой ситуации в дураках может оказаться компания, которая завозит, но довольно часто и покупатель, который польстился на невысокую цену.

Важный момент: если из страны ЕАЭС будет ввозиться именно электромобиль, постановление правительства обязывает проводить растаможку только на территории России. По остальным машинам опционально, но в любом случае таможенники будут смотреть, не занижена ли стоимость при растаможке, и будут взыскивать недоимку.

В разное время у стран ЕАЭС были разные льготы по растаможке автомобилей, чем пользовались покупатели, желающие сэкономить, и сэкономить иногда существенно. Лидерами — проводниками «серого» импорта в Россию были и Белоруссия, и Армения, и Казахстан. Теперь пальма первенства у Киргизии. Ввоз автомобилей через эту страну за 2023 год вырос в 13 раз: с 650 машин в месяц в начале года до почти 8,5 тысячи штук в месяц в конце.

При этом через Киргизию поставлялось 65% от всех ввозимых премиальных автомобилей. Понятно, что при занижении растаможки именно машин премиум-класса выгода была еще ощутимее, констатирует гендиректор «БорисХоф холдинга» Тимофей Гераськин:

Тимофей Гераськин гендиректор «БорисХоф холдинга» «Киргизия, Казахстан. В основном это Киргизия, большинство этих автомобилей не поставляются официально. Откуда получается разница? Помимо отсутствия части таможенных платежей, таких как утилизационный сбор, ключевая разница в таможенной стоимости. Если вы купите машину в Китае, привезете ее через Киргизию, полноценно там растаможите по таким же таможенным ставкам, как в России, то разница не будет составлять треть. Но что происходит? Машины в Киргизии растаможиваются по значительно заниженной стоимости. Мы не будем обсуждать, как работают эти механизмы, но мы видим таможенные накладные из Киргизии, потому что мы получаем много предложений «купите у нас машины, смотрите, какие хорошие». По какой цене? Берешь документы у поставщика, открываешь и видишь, что машина, которая в Китае стоит 60 тысяч долларов, в таможенной декларации указана за 8 тысяч долларов, откуда эта разница? Вот вам ответ».

По прогнозам автодилеров, если бы новых правил по взиманию недоимки не было и тренд по «серому» ввозу машин продолжился, потери российского бюджета по итогам этого года могли бы достичь 200 млрд рублей. Более того, новым постановлением кабмин пытается защитить тот бизнес, который уже зашел в Россию легально, оплатил все пошлины и налоги или даже наладил здесь производство и мог бы пострадать от растущего «серого» импорта.

Конечно, очень много китайских марок в Россию пока не зашли — по разным причинам, однако они у россиян все равно востребованы. И в основном именно их завозили через ту же Киргизию. К примеру, не присутствующий в России гибридный кроссовер Lixiang, который стоит в Китае дороже, чем представленный в России электрокар Voyah Free, можно было завезти в РФ «серым» импортом — и по гораздо более выгодной цене, чем у дистрибьюторов Voyah Free в России. Теперь, после указа, канал поставок пусть и не полностью, но будет прикрыт, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Сначала закрутили гайки по утилизационному сбору, теперь закрутили гайки по таможенной пошлине, заодно закрутили гайки с оформлением автомобилей из дружественных стан. То есть фактически без ОТТС по параллельному импорту вы не можете ввезти ни один китайский автомобиль — ни бензиновый, ни электрический, ни гибридный, только если частным образом сразу оформлять на физическое лицо, параллельным импортом уже нельзя. В результате получается, что если раньше самый популярный Geely Monjaro ввозился официальными дилерами с полной уплатой плюс со своими накрутками и его стоимость составляла почти 5 млн рублей, то по параллельному импорту, в том числе с льготной растаможкой, Monjaro можно было купить за 4 млн, а сейчас даже за 3,5 млн рублей. И люди закрывали глаза на то, что эта машина не русифицирована, неофициальная, без официальной гарантии. А теперь этой экономии не будет».

Корректность расчета утильсбора, куда будет вноситься новый платеж по недоимке, будет контролировать Федеральная таможенная служба. Все эти начисления будут проходить по отдельной формуле, которая утверждена правительством. А для тех граждан и компаний, кто ввозил автомобили из стран ЕАЭС и проходил растаможку в России по всем повышенным ставкам, указ ничего не меняет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *