Что такое индекс вязкости моторного масла
Перейти к содержимому

Что такое индекс вязкости моторного масла

  • автор:

Индекс вязкости моторного масла. Классификация SAE 5w30 и 5w40

Индекс вязкости моторного масла SAE

Зависимость вязкости масла от температуры называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла.

Товар по теме:

Синтетическое моторное масло 5W-30 «Супротек Атомиум» 1 и 4 литра. SN/CF С3

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-30 4л, 1 л.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-30. Покупайте масло с гарантией производителя.

Современные двигатели — это чрезвычайно сложные механизмы, состоящие из различных агрегатов и узлов, которые в разной степени подвергаются действию агрессивных продуктов сгорания нефтепродуктов, топлива, высоких температур, скоростей, давлений и т. д. В двигателе внутреннего сгорания не один десяток поверхностей трения нуждается в смазочном масле, роль и требования к качеству которого возрастают по мере совершенствования конструкций.

За последние годы значительно изменились параметры современных двигателей. Так, на 45 % увеличилась литровая мощность, примерно на 18—20 % повысились скорость и среднее эффективное давление, причем эти изменения произошли при уменьшении литрового веса (32-35 %). Предусмотрено дальнейшее повышение литровой мощности и снижение металлоемкости. Повышение экономичности и эффективности, снижение затрат металла на единицу мощности возможны только за счет дальнейшего форсирования двигателей, т. е. еще будут увеличены среднее эффективное давление, степень сжатия, частота вращения, предполагается более широко использовать наддув. Все это повышает теплонапряженность деталей двигателя и ужесточает требования к качеству моторных масел.

Мы живем в России, в которой раз от раза бывает зима. В течение года температура за бортом может меняться от плюс сорока летом до минус сорока зимой, а ездить все равно надо. Здесь нужно вспомнить, что моторное масло имеет одну неприятную особенность — его вязкость сильно зависит от температуры, причем очень сильно (читать подробнее о моторных маслах "Супротек". ). При отрицательных температурах кинематическая вязкость моторного масла может составлять тысячи сантистоксов (единица измерения вязкости, мм2/с), а в зоне рабочих температур она снижается до единиц этих же сантистоксов. Это огромный разброс. Для одного и того же моторного масла вязкость может отличаться в тысячу раз! Лучшее решения для верного выбора автомобильного масла — консультация со специалистом у дилера. Но немного понимать вопрос необходимо и самому.

Вязкость моторного масла

Вязкость моторного масла зависит от температуры и называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ) масла. Это его важнейший параметр. Для того, чтобы описать вязкостно-температурную характеристику масла, его производители в техническом описании продукта дают две вязкости: при 40 С и при 100 С, а также указывают еще один параметр, смысл которого понимают не все – индекс вязкости. Что же это такое?

Что такое индекс вязкости?

Рассчет индекса вязкости масла. Характеристики

Индекс вязкости – эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла.

Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как рассчитывают вязкость моторного масла? При расчете берутся два эталонных автомобильных масла ГОСТ, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.

полностью синтетическое масло Супротек

синтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей

Синтетическое моторное масло 5W-30 Супротек Атомиум

Масло SUPROTEC ATOMIUM для современных высоконагруженных двигателей

Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.

Вязкостно-температурная характеристика базового масла для двигателя определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Высоко ценятся улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140.

А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.

Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.

Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE

Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99

Класс по SAE Вязкость низкотемпературная Вязкость высокотемпературная
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с при t=100°C Min вязкость, мПа⋅с, при t=150°C и скорости сдвига 106 с-1
Max вязкость, мПа⋅с, при температуре, °C Min Max
0 W 6200 при -35°C 60000 при -40°C 3,8
5 W 6600 при -30°C 60000 при -35°C 3,8
10 W 7000 при -25°C 60000 при -30°C 4,1
15 W 7000 при -20°C 60000 при -25°C 5,6
20 W 9500 при — 15°C 60000 при -20°C 5,6
25 W 13000 при -10°C 60000 при -15°C 9,3
20 5,6 2,6
30 9,3 2,9
40 12,6 2,9 (0W-40; 5W-40; 10W-40)
40 12,6 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50 16,3 3,7
60 21,9 26,1 3,7

Индекс вязкости масел

Индекс вязкости масла — это составная величина, иллюстрирующая изменение вязкости масла с изменением окружающей температуры. Попробуем разобраться, зачем нужно знать индекс вязкости обычному автовладельцу, отчего и зачем меняется вязкость моторного масла.

Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя.

Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость трансмиссионного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?

Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость трансмиссионного масла того или иного автомобильного масла при разных рабочих температурах. По существу, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Сам индекс вязкости — это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах, это просто условное число. Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем в более широком температурном диапазоне масло обеспечивает работоспособность двигателя.

Другими словами, чем выше индекс вязкости масла — тем жиже масло при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики трансмиссионного масла при высокой температуре. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость трансмиссионного масла не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Увидеть показатель индекса вязкости масла можно в характеристиках трансмиссионного масла, который указывается самим производителем.

Типы трансмиссионных масел

На этикетке после аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в сложную терминологию, расшифровать эти надписи по типам трансмиссионных масел можно так:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35° С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать автомобильное масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет. Поэтому если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по данному параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, так как это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Дополнительно заметим, масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при отрицательных температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальные пусковые износы, а при рабочих температурах имеют высокую вязкость (то есть вязкость остается стабильной независимо от температуры) и хорошие смазочные свойства.

Вязкость моторного масла

Для множества автолюбителей зачастую остаются секретом параметры смазочных материалов. Эта полезная информация поможет разобраться в обозначении на этикетках и выбрать масло какой вязкости заливать в двигатель

Вязкость моторного масла

Говоря о важности масла для машины, следует отметить, что оно покрывает сопрягающиеся детали двигателя и других механизмов тонкой пленкой. Это создает защиту от преждевременного износа, появления ржавчины и уменьшает воздействие на металл химически активных веществ. Постоянная циркуляция в замкнутом объеме картера мотора осуществляет отвод от него тепла. Вязкость масла способствует удалению стружки и других твердых частиц, образовавшихся в процессе износа. Также это свойство позволяет делать более плотным зазор между поршнями и стенками цилиндров двигателя.

Способность образовывать пленку на поверхности металлических деталей и определяется вязкостью моторного масла. Этот параметр обеспечивает максимально возможную герметичность сопряжения механизмов при минимальной степени трения во время работы. Следует учитывать, что в рабочей зоне на состояние смазки влияет высокая температура. В зависимости от интенсивности движения она может колебаться в пределах 140-150º С. Исходя из этого, производители рассчитывают параметры вязкости масла отдельно для каждой марки автомобиля.

Что такое индекс вязкости моторного масла

Это эмпирический показатель изменения вязкости моторного масла, находящийся в прямой зависимости от степени нагретости рабочей зоны. Чем выше значение этого индекса, тем смазочная жидкость будет сохранять свои рабочие параметры в более широком диапазоне температур. Другими словами, чем выше цифра на этикетке (III, IV и V групп), тем более стойким является смазочное вещество.

Еще такие масла могут обозначаться буквенной аббревиатурой VHVI (Very High Viscosity Index) и PAO (полиальфаолефины). Это так называемые базовые масла, в основе структуры которых заложены парафиновые углеводороды. Их индекс вязкости приближается к 100. У аналогов с обозначением ПАО может достигать выше 150. У минеральных смазочных материалов сезонного действия показатель индекса не превышает 90, а у всесезонных – 110.

Полезная информация о вязкости моторного масла

Международные стандарты качества устанавливают свойства, по которым определяется соответствие масел на пригодность использования.

Свойства Описание
Прокачиваемость это степень прохождения масляного потока по каналам системы смазки. Чем выше вязкость, тем ниже прокачиваемость. Стандарты устанавливают свободный проход масла и отсутствие сильно загустевших заторов
Температурная стойкость вязкость не должна сильно изменяться при высоких температурах. Тем более исключаются случаи испарения и угорания масла. Масляная пленка обязана покрывать трущиеся делали и надежно защищать их от износа. Это же касается и уплотнения зазора между цилиндрами и стенкой двигателя
Способность к охлаждению масло должно в полной мере отвечать требованиям теплоемкости и отводить избыток тепла от двигателя
Защита от износа вязкость тут играет решающую роль, так как менее вязкая жидкость будет плохо захватывать и транспортировать к фильтру механические продукты износа
Уплотняющая способность еще одно важное свойство вязкости моторного масла. Более плотная смазка обеспечит лучшее уплотнение между цилиндрами и стенками мотора

Классификация вязкости моторного масла с таблицей температуры

Ниже приводится расшифровка вязкости масла по принятой в мире классификации, некоторые международные стандарты и основные виды вязкости масла.

Классификация SAE

Аббревиатура SAE означает ассоциацию автомобильных инженеров Америки. Она определила классификацию вязкости при разных температурах. Показатели устанавливаются на основании абсолютных значений этого параметра при степени нагретости в 100 и 150ºС. Ниже приводятся некоторые данные о вязкости масла в таблице (максимальное значение при заданной температуре).

Класс по SAE Проворачивание Прокачиваемость
0W 6200 при -35ºС 6000 при -40ºС
5W 6600 при -30ºС 6000 при -35ºС
10W 7000 при -25ºС 6000 при -30ºС
15W 7000 при -20ºС 6000 при -25ºС
20W 9500 при -15ºС 6000 при -20ºС
25W 13000 при -10ºС 6000 при -15ºС

Читайте также

Стандарт API

Расшифровывается как «Американский институт нефти». Это крупное объединение организаций, работающих в газовой и нефтяной промышленности США. Он способствует разработке стандартов для продуктов, произведенных из нефти. Символика API включает в себя некоторые характеристики:

  1. S (Service). Масла для бензиновых двигателей относятся к категории 5.
  2. C (Commercial). Аналоги для дизельных моторов.
  3. EC (Energy Conserving). Это ряд масел с энергосберегающими свойствами. Они характеризуются малой вязкостью и уменьшают расход бензина.
  4. SN. Этот класс ограничивает количество фосфора в масле для достижения совместимости с существующими системами нейтрализации выхлопа двигателя.

Все другие обозначения выходят периодически и касаются категорий двигателей, выпущенных в определенный период времени.

Кинематическая и динамическая вязкости моторного масла

Кинематическая (высокотемпературная) вязкость характеризуется временем прохождения определенного количества жидкости через фиксированное по размеру отверстие. Она измеряется в квадратных миллиметрах в секунду. Считается основным показателем при выборе масла в двигатель. Чем меньше число, тем жиже смазывающая жидкость.

Динамическую вязкость еще называют абсолютной. Она отображает характеристику сопротивляемости движения разных слоев смазочного потока относительно друг друга, когда они удалены на 1 см и движутся со скорость 1 см/с. Ее важно учитывать при определении степени прокачиваемости масла.

Масло какой вязкости рекомендуется заливать в двигатель

Исходя из вышесказанного, становится понятным, какой вязкости масло заливать лучше зимой, а какой летом. В холодную пору легче заводятся двигатели со смазочными веществами, чей индекс вязкости выше, то есть синтетические.

Это интересно

Еще нужно учитывать один немаловажный аспект. Масло на морозе загустевает. И пока оно не разогреется и не начнет интенсивно прокачиваться по системе смазки, детали механизма работают практически «на сухую». В это время происходит самый интенсивный износ. Он будет значительно меньше, если использовать масла с высоким индексом вязкости.

Популярные вопросы и ответы

На них ответят эксперты Илья Иванский, руководитель сервисного направления сети автосалонов Fresh Auto, Евгения Кочнева, технический директор компании GENERAL LUBRICANTS, и Роман Тимашов, Директор по сервису АВТОДОМ Алтуфьево.

Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости?

Илья Иванский:

— Бытует мнение, что смешивание моторного масла разной вязкости ведет к неисправности двигателя. Однако это верно лишь отчасти. Скорее всего, это приведет к потере эффективности полученной смеси, а также к ее повышенному расходу. Например, если смешать масло 0W-30 и 5W-40, то в итоге получится либо 2W-34, либо 4W-38 (в зависимости от смешивания пропорций). Лучше прибегать к этому методу только в крайнем случае, когда уровень масла снизился до критического минимума. При этом лучше смешивать жидкости одного производителя.

Роман Тимашов:

— Смешивать моторные масла разной вязкости допустимо в условиях крайней необходимости, если в двигателе низкий уровень смазочного материала и при этом выбор нового масла ограничен. Считается, что долив масла, не превышающий 10%, не приведет к потере свойств. Лучше использовать масла одного производителя, поскольку они имеют схожие свойства. Категорически нельзя доливать минеральное масло в синтетическое или полусинтетическое, и наоборот – это может привести к повреждению двигателя.

Как определить вязкость моторного масла?

Евгения Кочнева:

— Рекомендуем выбирать класс вязкости по следующим критериям:

• Проверить в инструкции по эксплуатации рекомендованные классы вязкости для автомобиля. Классы вязкости по спецификации SAE J300 обозначаются условными индексами: 5W-40, 0W-30, 0W-40, 5W-30.

• Первая цифра в классификации (0W, 5W, 10W, где «W – winter/зима») – низкотемпературная вязкость. Выбираем вязкость в зависимости от температуры в момент холодного пуска двигателя.

• Если в зимнее время автомобиль эксплуатируется при -30ºС, лучше использовать масло 0W, при -15ºС можно выбрать 5W. У 10W – худшие низкотемпературные свойства.

• Вторая цифра – высокотемпературная вязкость (XX-20, XX-30, XX-40), которая зависит от конструктивных особенностей двигателя. Вторую цифру вязкости выбираем на основе требований инструкции автомобиля, а не температуры воздуха в летнее время.

• Важно обращать внимание на спецификации и допуски моторного масла на этикетке и в техническом описании.

Что будет, если неправильно подобрать вязкость?

Евгения Кочнева:

— Некорректный выбор вязкости масла может привести к:

• затруднению пуска двигателя автомобиля при низких температурах;
• увеличению расхода топлива и масла;
• повышенному износу трущихся поверхностей: подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма.

В частности, увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и даже выходу двигателя из строя. Это, в свою очередь, способствует сокращению срока безремонтного периода использования автомобиля, увеличивает расходы на техническое обслуживание и сокращает срок службы двигателя.

Роман Тимашов:

— При использовании масла несоответствующей вязкости, оно может засорить системы двигателя авто. Если масляная пленка становится слишком тонкой, детали не получают необходимой защиты от механического износа и воздействия высоких температур. При добавлении менее вязкого масла может вырасти расход смазочного материала на угар, по этой причине потребуется чаще контролировать уровень масла. Масло повышенной вязкости будет скорее окисляться и терять свойства, при этом из-за недостаточного теплоотведения повышается риск раннего износа деталей двигателя, особенно в теплое время года.

Качественное масло — характеристики. Индекс вязкости

При выборе моторного масла, одним из основных параметров, на который мы обращаем внимание, является класс вязкости SAE.

Класс вязкости SAE

Вязкость — это способность слоёв моторного масла сопротивляться сдвигу друг относительно друга.

Масла классифицируются по шкале, разработанной американским обществом автомобильных инженеров. SAE 0w20, 5w30, 10w40 и т.п. — это всё классы вязкости.

Есть 15 классов вязкости: 6 "зимних" и 9 "рабочих". Первая цифра в классе вязкости означает прокачиваемость масла при минусовых температурах, вторая — при рабочей температуре (за эталон взяли 100 градусов).

Класс вязкости присваивается моторному маслу на основании показателей при тестировании.

Как выбрать нужный класс вязкости?

Выбирать класс вязкости лучше всего, заглянув в руководство по эксплуатации — обычно производитель указывает допустимые классы для каждой модели автомобиля.

При этом не стоит забывать, что первая цифра с индексом W не влияет ни на что, кроме способности моторного масла к прокачке при минусовых температурах. В сущности, для любого автомобиля, не эксплуатирующегося на крайнем севере с температурами ниже 35, достаточно использовать моторные масла 5w.

Можно заглянуть вот в такую таблицу и прикинуть условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться:

SAE weather.png

Кажется, что лучше всего выбрать любое маловязкое масло и проблем не знать, не так ли?

Не всё так просто.

Возможные проблемы при использовании маловязких моторных масел:

— малая толщина масляной плёнки, увеличение вероятности её разрыва;

— более быстрая потеря свойств при разжижении масла топливом (актуально для моторов с прямым впрыском и не только. )

Плюсы маловязких масел:

— лёгкий холодный пуск;

Выбор предпочтительной вязкости остаётся за вами, но только в рамках, установленных производителем автомобиля.

Индекс вязкости VI

Моторное масло может поменять свой класс вязкости после эксплуатации при сильной нагрузке и высокой температуре.

Индекс вязкости показывает степень изменения вязкости в зависимости от температуры.

Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла зависит от температуры.

То есть, можно сказать, что чем выше ИВ, тем более качественным является моторное масло.

Индекс вязкости определяется по шкале ASTM D 2270. Хорошим индексом можно считать показатель от 150 единиц.

Таким образом, качественное моторное масло — это масло с подходящим для вашего автомобиля и его условий эксплуатации классом вязкости, а также индексом вязкости не ниже 150.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *