Когда сошел с конвейера первый камаз
Перейти к содержимому

Когда сошел с конвейера первый камаз

  • автор:

Первому грузовику КАМАЗ – 47 лет

Строительство нового завода в Набережных Челнах стартовало 13 декабря 1969 года. Камский автогигант был построен в рекордные сроки. И уже 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый автомобиль – КАМАЗ-5320. Его выпуск был приурочен к XXV съезду КПСС, и в знак успешного выполнения планов партии первый грузовик своим ходом прибыл на Красную площадь в Москву. За рулём грузовика с заводским номером №0000001 был водитель-испытатель Валерий Перетолчин.

Первенец «КАМАЗа» долгие годы работал в Башкортостане, затем он был выкуплен, восстановлен и сейчас является ценным музейным экспонатом автогиганта.

В период с 1976 по 1978 год автозавод выпускал три базовые модели: грузовик КАМАЗ-5320 грузоподъёмностью 8 т, строительный самосвал КАМАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 т и седельный тягач КАМАЗ-5410 полной массой 26 т. Затем были разработаны 10-тонный грузовик КАМАЗ-53212 с увеличенной до 3690 мм колёсной базой, 7-тонный сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-55102, а также седельный тягач для 33-тонного автопоезда КАМАЗ-54112.

При этом темпы роста производства на «КАМАЗе» были рекордными: уже в июне 1979 года с главного конвейера сошёл стотысячный грузовик, к апрелю 1980 года было выпущено уже 150 тысяч большегрузов. Рост производства на «КАМАЗе» стал беспрецедентным для СССР и бил мировые рекорды. Примечательно, что первое поколение грузовиков было востребовано у потребителей ещё много лет: модели на основе КАМАЗ-5320 покинули конвейер лишь в 2000 году.

Сегодня компанией выпущено уже более 2 млн 400 тыс. автомобилей, в продуктовом портфеле «КАМАЗа» представлено свыше 60 основных моделей и 1500 комплектаций автомобилей. При этом инженеры Научно-технического центра компании не останавливаются на достигнутых результатах и продолжают разрабатывать инновационные виды техники. Так, ранее компания презентовала грузовик шестого поколения КАМАЗ-54907 (Континент), беспилотный самосвал КАМАЗ-6559 «Юпитер 30», водоробус КАМАЗ-6290, бортовой электрический мусоровоз КАМАЗ-53199 «Чистогор» и другие высокотехнологичные новинки.

Достойно преодолев последствия мощного санкционного давления, сегодня «КАМАЗ» в тандеме с другими российскими предприятиями продолжает работу под знаком укрепления технологического суверенитета страны и развития промышленности. Продолжается стабильный выпуск автотехники для нужд страны. К примеру, были приложены все усилия, проведена масштабная работа по поиску альтернативных поставщиков и локализации автокомпонентов, чтобы обеспечить рестарт производства новейшего поколения магистральных тягачей КАМАЗ на новой базе. Это один из стратегически важных для страны проектов. Успешной работой в этом и других направлениях камазовцы подтверждают высокий потенциал российского автопрома, способность с честью выдерживать серьёзные вызовы.

Вы успешно подписались на новостную рассылку, но её нужно подтвердить, мы выслали вам на указанный E-Mail письмо со ссылкой для подтверждения.

С конвейера сошёл первый КАМАЗ

С конвейера сошёл первый КАМАЗ

"КАМАЗ" образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение "КАМАЗ"). В 1990 году ПО "КАМАЗ" преобразовано в акционерное общество. С тех пор выпущено более 2 млн. автомобилей и около 2,6 млн. двигателей. Каждый второй грузовик полной массой 14-40 тонн, эксплуатируемый в России и странах СНГ, – это КАМАЗ. Каждый четвёртый вновь выпущенный грузовик экспортируется за пределы России. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в будущем – транспортировкой грузовиков потребителям. А наличие в регионе крупнейшей строительной организации "КамГЭСэнергострой" позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.

На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы "КАМАЗа" на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации "Свинделл-Дреслер", "Холкрофт", "Сикаст", "Ингерсолл Рэнд" из Америки, "Буш", "Хюллер", "Либхер" из Германии, итальянские "Морандо", "Эксцелла", "Фата", французский "Рено", шведский "Сандвик", японские "Камацу" и "Хитачи". "КАМАЗ" рождался буквально на голом месте – посреди холмистого поля. Чтобы сгладить неровности местности и выполнить вертикальную планировку строителям предстояло отсыпать и перевезти миллионы кубометров грунта. 13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 22 квадратные мили. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотни тысяч людей "КАМАЗ" вытащил из бараков и коммуналок, дал комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря "КАМАЗу" в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны. Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек. Если до начала строительства "КАМАЗа" в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то к середине 1990-х годов в автограде проживало более 530 тысяч жителей, для которых были созданы все условия.

Новости партнеров

Лента новостей

  • «Хочешь быть счастливым – будь им»: эксперты дали простые советы, как почувствовать себя счастливее 2024-03-21 17:00:00
  • На выставке «Россия» побывал девятимиллионный гость 2024-03-21 16:16:29
  • У туляков есть возможность на льготных условиях переоборудовать авто под работу на метане 2024-03-21 16:12:18
  • «Пловцы-молодцы»: белёвские спортсмены поднялись на пьедестал соревнований в Туле 2024-03-21 16:00:00
  • Примите участие в акции «КосмическоеЕдинство71» 2024-03-21 15:41:58
  • Большинство россиян сталкиваются с хамством и при этом считают себя воспитанными 2024-03-21 15:29:26
  • Организаторы «Дикой Мяты» приглашают художников для новых муралов 2024-03-21 15:02:51
  • С начала года на предприятия ОПК Тульской области трудоустроены три тысячи специалистов 2024-03-21 15:00:00
  • Герои нашего времени 2024-03-21 14:39:10
  • Год семьи: тульские пары приглашают на главное свадебное событие России 2024-03-21 14:16:20
  • В Белёвской библиотеке имени Жуковского отметили День православной книги 2024-03-21 14:00:00
  • В Белёвском районе от собачьих зубов с начала года погибли минимум четыре косули 2024-03-21 13:30:00
  • Всемирный день поэзии 2024-03-21 13:00:00
  • «Школа управдома» оказывает поддержку советам многоквартирных домов 2024-03-21 12:40:22
  • Белёвские родители сдали ЕГЭ 2024-03-21 12:30:00
  • Вынесен приговор 2024-03-21 12:26:39
  • В Тульской области вынесен приговор в сфере незаконного оборота табачных изделий 2024-03-21 12:11:25
  • Алексей Дюмин обсудил с уполномоченным по правам человека в Тульской области Татьяной Лариной защиту прав инвалидов 2024-03-21 12:00:00
  • На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов 2024-03-21 11:58:48
  • На оплату товаров и услуг туляки потратили 460 млрд рублей 2024-03-21 11:46:52
  • Прокуратура Ленинского района провела проверку 2024-03-21 11:46:01
  • Народные приметы на 21 марта – Вербоносица, Весенний солнцеворот 2024-03-21 11:00:00
  • Прокуратура Новомосковска провела проверку 2024-03-21 10:48:09
  • В Туле началось вручение подарков победителям викторины к 10-летию воссоединения Крыма с Россией 2024-03-21 10:47:43
  • Прокуратура пресекла нарушения прав обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательной организации 2024-03-21 10:42:01
  • Прокуратура утвердила обвинительное заключение 2024-03-21 10:36:34
  • Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства»: Тульская область участвует в туристической выставке МIТТ-2024 2024-03-21 10:00:00
  • В суд направлено уголовное дело о даче взятке должностному лицу 2024-03-21 09:43:54
  • Сегодня в Белёве облачность будет переменная 2024-03-21 09:00:00
  • Кому в Белёвском районе завтра придётся посидеть без света? 2024-03-20 19:00:00
  • В Белёвском районе начинается метеорологическая весна 2024-03-20 18:00:00
  • «Сумасшедший дом»: семь самых удивительных, занятных и безумных предложений в интернете 2024-03-20 17:00:00
  • Разыскиваются родственники похороненных в Йошкар-Оле уроженцев Белёвского района 2024-03-20 16:30:00
  • Доверенные лица Владимира Путина от Тульской области приняли участие во встрече с Президентом 2024-03-20 16:15:00
  • В лесах и полях Белёвского района просыпаются клещи 2024-03-20 16:00:00
  • По поручению Алексея Дюмина в Тульской области строятся и обновляются и спортивные объекты 2024-03-20 15:00:00
  • В Тульской области разыскивают родственников 13 красноармейцев — 2024-03-20 14:19:13
  • В Бобриках прошла «Крымская весна» 2024-03-20 14:00:00
  • Белёвский район готовится к весеннему половодью 2024-03-20 13:30:00
  • В Белёве случилась коммунальная авария 2024-03-20 13:18:36
  • Прокуратура города Щекино провела проверку 2024-03-20 13:14:10
  • Природоохранная прокуратура пресекла нарушения ветеринарного законодательства на предприятии 2024-03-20 13:11:28
  • Международный день счастья 2024-03-20 13:00:00
  • На поддержку аграриев Тульской области выделено более 2 млрд рублей 2024-03-20 12:00:00
  • Туляки на несколько часов останутся без любимых радиостанций 2024-03-20 11:22:27
  • «Тулэнерго» проводит «День клиента» 2024-03-20 11:12:19
  • Народные приметы на 20 марта – Павел Капельник, Василий Капельник 2024-03-20 11:00:00
  • Россельхозбанк повысил ставки по вкладам 2024-03-20 10:28:03
  • Прокуратура в суде защитила права инвалида 2024-03-20 10:13:58
  • Распитие спиртного закончилось для жителя Суворовского района уголовным преследованием 2024-03-20 10:11:25
  • В Киреевске состоялся личный прием граждан 2024-03-20 10:08:51
  • По поручению Алексея Дюмина в этом году 300 детей-сирот будут обеспечены жильем 2024-03-20 10:00:00
  • Сегодня в Белёве будет облачно, но с прояснениями 2024-03-20 09:00:00
  • © 2023, Сетевое издание "Белевская правда". Реестровая запись ЭЛ № ФС77-81493. Сетевое издание зарегистрировано 15.07. 2021г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
  • +7 (48742) 4-17-53

День первого автомобиля на КАМАЗе: от первого – к новому

День первого автомобиля на КАМАЗе: от первого – к новому

На этой неделе праздник первого автомобиля отмечают жители Набережных Челнов. 16 февраля 1976 года с конвейера нового, построенного за шесть лет завода сошел первый грузовой автомобиль КАМАЗ-5320. В Советском Союзе было принято посвящать каждое важное достижение очередному съезду КПСС, страна словно каждые 5 лет передавала своеобразную эстафету. Первый КАМАЗ (разработанный на основе грузовика ЗИЛ) был красного цвета и на кабине большими буквами красовалось: «КАМАЗ N 000001 XXV съезду КПСС».

Каким был первый?

Это был бортовой грузовик, который сразу же отправился к потребителю: в стране катастрофически не хватало большегрузной техники. В истории нашей страны КАМАЗ на грузовом рынке имел такое же значение, как АВТОВАЗ для рынка легковых – он восполнял чудовищный дефицит в своем сегменте. Уже в июне 1979 года с конвейера сошел 100 000-й грузовик. По тем временам такие темпы производства тянули на мировой рекорд.

Позже на основе первой модели создали седельный тягач, самосвал, удлиненную версию и пр. Все они были очень похоже устроены: над двигателем устанавливалась трехместная кабина, которую при помощи специального механизма можно было откинуть вперед. С выпуска первого КАМАЗа прошло 46 лет. За эти годы завод выпустил более 2,3 млн автомобилей. Часть из них была и продолжает отправляться на экспорт: «камазы» эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Кстати, за 2021 год КАМАЗ выпустил 44 136 единиц большегрузной техники, что на 18% больше, чем в 2020 году. Кроме того, на предприятии изготовлено 47 949 двигателей и силовых агрегатов (+17%), отгружено запасных частей на сумму 30,7 млрд руб. (+22,6%).

«Новый К5 – полнокровный конкурент и Даймлеру, и Вольво, и Скании»

Так вышло, что в день рождения первого автомобиля директор по маркетингу и рекламе ПАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян выступал у нас на форуме «ForAuto – 2021. Итоги и прогнозы» с докладом по рынку грузовых автомобилей в России. И нам, конечно, было интересно узнать, чем сегодня живет флагман отечественного грузового автомобилестроения и особенно – как рынок встретил новинку 2021 года в сегменте магистральных тягачей – К5.

КАМАЗ К5

Интересный момент: каких-то 10 лет назад у КАМАЗа практически не было магистральных тягачей (менее 1% рынка). Но вот к 2022 году можно констатировать уже долю в 31%. А если посмотреть еще глубже, то в этом сегменте есть два разделения – с узкой кабиной и с широкой. В подсегменте тягачей с узкой кабиной (которые, как правило, ездят на расстояния 1 – 2 тыс. км) челнинское предприятие практически вытеснило с российского рынка всех главных конкурентов – бренды Большой Семерки (по предварительным подсчетам, в 2021 году уже 90% этого рынка принадлежит КАМАЗу). А что касается широких кабин (практически дом на колесах, который может везти грузы на 10 – 20 тыс. км) – КАМАЗ активно догоняет в технологиях иностранцев.

Рассказывает Ашот Арутюнян: «В 2021 году мы впервые вывели на рынок К5 («камазы» пятого поколения – авт.) В НабережныхЧелнах построен завод каркасов кабин, по технологиям Dаimler с инвестициями КАМАЗа. Это современное роботизированное производство. Оно производит каркасы кабин и для Daimler, и для КАМАЗа. При этом экстерьер и интерьер у каждой компании свой. Здесь мы добились синергии. Потому что кабина – самый дорогой компонент в автомобиле. Мы впервые стали продавать в 2021 году машины с широкой кабиной и продали пока порядка 2 тыс. штук. Причем, по сути, мы их пока не продавали в розницу, а передали только крупным корпоративным клиентам с большими парками. Машина получила положительные отзывы. Вплоть до того, что некоторые клиенты уже предложили: возьмите у нас по трейд-ину К4, мы с удовольствием обновим свой парк, заменим их на К5. Сегодня К5 – полнокровный конкурент и Даймлеру, и Вольво, и Скании. В наших планах на 2022 год – резко увеличить производство К5. А через какое-то время вообще отказаться от К4. С 2024 года планируем полностью перейти на новый модельный ряд машин с широкой кабиной. В планах на 2022 год – продать уже 8 тысяч единиц К5. Причем, 5 тысяч из них – пойдут в розницу…».

В планах на 2022 год – не ниже уровня 2021-го

В соответствии с утвержденным на 2022 год бизнес-планом, заявленным руководством предприятия, ПАО «КАМАЗ» в целом планирует реализовать в этом году 45 тыс. единиц грузовых автомобилей, из них на российском рынке – 39 тыс., на экспорт – 6 тыс. штук.

40 лет назад с конвейера сошел первый КамАЗ

16 февраля 1976 на заводе в Набережных Челнах Татарской АССР собрали первый серийный КамАЗ. На заре производства грузоподъемность машин составляла восемь тонн а в движение автомобиль приводил 210 сильный дизельный двигатель, момент с которого распространялся по формуле 6х4.

Поделиться

Изображение 40 лет назад с конвейера сошел первый КамАЗ

Грузовик модели 5320 с красной кабиной и синим тентом над грузовой площадкой. К сборке первых машин допустили лишь 149 человек. Причем экземпляр под первым порядковым номером не сразу стал музейным экспонатом, а пару лет проработал в одном из автохозяйств Башкирии. Только потом грузовик выкупили обратно. Сегодня предприятие существует преимущественно за счет господдержки: прямой – в виде финансовых дотаций и косвенной – в виде гособоронзаказов.

КамАЗ рухнул наполовину

Продажи производителя упали на 49% при 62-процентном падении рынка

КамАЗ рухнул наполовину

Читайте также

При этом начиная с 2014-го, КамАЗ показывает убытки. Тогда «минус» составил 1,4 млрд. рублей, а по итогам прошлого года – чистый убыток возрос до 3,6 млрд. при выручке 97,7 млрд. Все это вынуждает сокращать персонал или хотя бы резать рабочие недели и дни.

По мнению руководителей предприятия, причина бед – в девальвации российской валюты. Методы же решения проблемы – во внедрении новых технологий (КамАЗ работает над беспилотным проектом) и диверсификации – поиске новых рынков и стратегических партнеров. Примечательно, что ранее сообщалось об интересе к КамАЗу китайских инвесторов, в частности компаний «Аэросан» и «Касик». Правда, конкретных планов взаимодействия пока нет. Зато совершенно точно известно, что КамАЗ поддержит государство. Об этом сообщил лично Владимир Путин во время недавнего визита в Набережные Челны.

Почему в любой столичный аэропорт быстрее и дешевле добраться на такси, а не на «Аэроэкспрессе»

Таксомоторы хоронят «Аэроэкспресс»

Почему в любой столичный аэропорт быстрее и дешевле добраться на такси, а не на «Аэроэкспрессе»

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *