Что такое щуп в машине
Перейти к содержимому

Что такое щуп в машине

  • автор:

Как правильно измерять уровень масла щупом?

Автоматическая коробка

Высокооборотистые современные моторы с турбонаддувом и непосредственным впрыском потребляют большое количество масла, которое при высоких нагрузках уходит через турбину и кольца поршневой группы. Даже новые моторы требуют регулярных добавок смазывающей жидкости. От водителя требуется еженедельно проверять его уровень, однако не все умеют это правильно делать и затягивают с доливкой. В итоге уровень моторного масла может катастрофически снизиться, что приведет к масляному голоданию техники. Как же отслеживать уровень масла и его правильно доливать?

Правила измерений

Все автомобили имеют длинный щуп, с помощью которого можно проверять уровень масла. На нижней его части имеется небольшая площадка длиной около дюйма, которая имеет шершавую поверхность, и две метки, показывающие верхний и нижний уровень жидкости. Обычно масло удерживается в штриховке этой площадки, и по его следам автомобилисты определяют уровень. Между тем, не каждое измерение щупом можно считать достоверным. Чаще всего даже попадание масла в границы правильных отметок на щупе не означает в реальности правильных значений. Щуп может быть неточным.

Поэтому при измерении необходимо выполнять несколько несложных правил.

Необходимо ставить машину на ровной поверхности. Если она припаркована под уклон или стоит наискосок, опустив одно колесо в яму, то масло стечет к бокам картера и точно измерить его уровень станет невозможно. Как правило, щуп покажет меньшее количество жидкости. Тогда при доливе велик риск превышения уровня масла.

slide image for gallery: 27042 | Масло

Нельзя измерять уровень масла на холодном двигателе после долгого отстоя. Дело в том, что при остывании масло немного сжимается, уменьшаясь в объеме. Кроме того, оно уходит из системы смазки и собирается в картере. Тем самым лучше всего проверять уровень масла после поездки. Выключил зажигание, открыл капот, подождал пару минут, пока остынет щуп и масло на стенках соберется в поддон, после чего уже можно браться за дело. Правда, действовать нужно аккуратно. В моторном отсеке много горячих деталей, которых нельзя касаться руками. Лучше всего вооружиться тряпкой или перчатками и доставать щуп с их помощью.

Нельзя также проводить измерения при работающем моторе. Есть риск, что из горловины патрубка будут вылетать капли масла.

Как осматривать щуп?

Синтетическое масло имеет свойство ползти вверх по щупу, отчего искажается точность измерения. Масло может забрызгать площадку. Поэтому перед проверкой его необходимо вытащить наружу и протереть чистой тряпкой.

Затем щуп вновь убирается в мотор, и через несколько секунд можно вытаскивать его вновь и смотреть уровень. Правильный уровень — это когда след от смазывающей жидкости будет примерно посередине измерительной площадки. Расстояние от верхней насечки до нижней эквивалентно примерно 1 литру жидкости. Если масло опустилось к минимальной отметине, то необходимо долить пол-литра для возвращения уровня к норме.

На некоторых автомобилях есть электронные измерители уровня смазывающей жидкости. Они полностью автоматизированы и передают данные на экран центральной мультимедийной системы. Для измерения потребуется зайти в меню и найти соответствующий пункт. Работает измеритель только при заглушенном моторе.

Нормативы расхода масла

Больше всего расходуют масло турбированные высоконагруженные моторы. На пике тяги турбина достигает порога в 20−30 тысяч оборотов и требует большого количества смазки. По этой причине при спортивном стиле вождения масло уходит заметно быстрее. При активной езде производители турбированных двигателей рекомендуют доливать в картер по литру масла на тысячу километров пробега.

slide image for gallery: 27042 | Масло

По нормативам производителей для самых распространенных 1,6-литровых бензиновых агрегатов нормальным считается расход масла в районе 0,5% от расхода бензина.

Тем самым если годовой пробег машины составляет 15 000 км, после которых необходимо пройти плановое техническое обслуживание, то допустимой границей расхода масла на этот пробег будет 6 литров. Другими словами, в течение года водитель должен добавлять масло по пол-литра ежемесячно, что составляет примерно 0,4 л на 1000 км пробега.

Три ошибки при проверке уровня моторного масла

О том, что уровень моторного масла следует проверять регулярно, знает практически каждый автовладелец. Тем не менее далеко не все следуют этому правилу, и, даже проводя такую оценку, совершают ошибки, которые могут вылиться в дорогостоящий ремонт. Разберемся с тем, что и как следует делать.

Не секрет, что продолжительная езда с минимальным уровнем моторной смазки провоцирует масляное голодание и ускоренный износ трущихся деталей силового агрегата с неприятной перспективой его выхода из строя. Тем не менее, согласно ряду исследований, регулярно, то есть не реже, чем раз в неделю, под капот своих автомобилей заглядывает лишь 30% автомобилистов.

Однако даже те, кто контролирует ситуацию, нередко делают ложные выводы, ориентируясь лишь на показания щупа, с помощью которого проверяется уровень заливки. Под капотом этот инструмент легко опознать по крупной желтой или красной рукояти. Масло на щупе должно находиться между отметками MIN и MAX или между рисками на рифленой площадке щупа.

Но водители нередко забывают о том, что для точности измерений автомобиль должен находиться на ровной поверхности. Если транспортное средство стоит на уклоне или одно из колес находится в яме или на выступе, о точности измерений говорить не приходится. Показания будут некорректными.

Второй важный момент — когда проверять уровень лубриканта. Отметим, что это предмет постоянных споров между автовладельцами и экспертами. Кто-то утверждает, что проверку следует осуществлять только на холодном двигателе. Кто-то считает такую практику ошибочной, поскольку при остывании смазка уменьшается в объеме и частично уходит из системы, собираясь в картере.

Поэтому не поленитесь прочитать инструкцию к вашему автомобилю. В большинстве случаев мануалы рекомендуют проверять уровень масла все-таки на холодном двигателе. Но в некоторых инструкциях содержится рекомендация проводить замеры на горячем моторе, но не сразу после завершения езды, а примерно через десять минут после остановки. Такой вариант и мы считаем предпочтительным. Ну и, понятно, что категорически не следует проводить манипуляции при работающем моторе.

Отметим, что на некоторых автомобилях проверку уровня масла можно корректно проводить как на "холодную", так и на "горячую". Для этого на щупе предусмотрены отметки Cold и Hot с соответствующим рисками для каждого температурного состояния смазки.

Третий важный момент — просто вытащить щуп и оценить уровень масла будет неправильным. Вы должны вынуть щуп, протереть его тряпкой или ветошью, после чего вставить его в канал до упора и снова вынуть. При этом щуп следует держать вертикально вниз, чтобы стекающее масло не могло исказить результаты измерения. При замере уровня возьмите за правило понюхать щуп. Запах топлива или гари — повод провести диагностику.

Добавим также, что на продвинутых моделях для оценки уровня моторной смазки вместо щупа предусмотрены автоматические датчики, которые передают данные об уровне масла на борткомпьютер. Соответственно, чтобы оценить уровень лубриканта, в таком случае опять-таки нужно почаще заглядывать в соответствующий раздел мультимедийного меню. При этом такой измеритель выдаст информацию только при заглушенном моторе.

Как правильно контролировать уровень масла?

Чтобы правильно проверить уровень, следует прогреть двигатель и поставить автомобиль на ровную горизонтальную площадку. Рекомендуется проверять уровень масла регулярно, устанавливая автомобиль в одно и то же положение. После остановки двигателя должно пройти не менее пяти минут, для того, чтобы находящееся в масляной системе масло максимально стекло в поддон. Следует вынуть щуп и протереть его салфеткой, затем снова вставить его в канал до упора и снова вынуть, держа вертикально вниз, чтобы стекающее масло не могло исказить результаты измерения. Уровень масла должен находиться между отметками max и min. Или закрывать на щупе участок с насечкой (это зависит от того, какой щуп использует производитель автомобиля). При замере уровня масла всегда полезно понюхать щуп, запах топлива или горелого – повод провести диагностику на сервисе. Слишком быстрое или слишком медленно стекание масла со щупа также повод обратиться в сервис. Темный цвет масла не является признаком неисправности, потемнение масла абсолютно нормальное явление в эксплуатации. На цвет следует обращать внимание тогда, когда масло стало не прозрачным и цветом напоминает кофе с молоком. Это повод сделать диагностику автомобиля.

Незначительный расход масла, в пределах литра за межсервисный пробег не повод для беспокойства. Также рекомендуется обращать внимание на чистоту самой заливной крышки. Под крышкой не должен быть нагар, эмульсия и прочие примеси. Более подробно о расходе масла можно прочитать здесь. При неисправностях топливной системы, уровень масла в двигателе может превышать изначальный, в этом случае нужно обязательно обратиться в сервис. К счастью, такие неисправности встречаются довольно редко, при проверке уровня масла можно самостоятельно провести раннюю диагностику, чем предупредить возможные проблемы с двигателем.

Как доливать масло в двигатель автомобиля?

Доливать масло следует небольшими порциями, примерно по 100 мл с постоянным контролем уровня. Рекомендуется для заливки использовать подходящую воронку. При полной смене масла, свежее масло следует сначала долить до минимальной отметки, запустить двигатель и дождаться заполнения магистрали, при этом контрольная лампа давления должна погаснуть. После этого следует довести уровень масла до максимума. На большинстве двигателей от отметки min до max умещается примерно литр масла. В справочной литературе, указывая объем масляной системы, не всегда указывают емкость масляного фильтра, поэтому на его объем следует сделать поправку.

Как часто нужно проверять уровень масла в двигателе?

Всё очень индивидуально. На советских автомобилях рекомендовалось проверять уровень масла на щупе перед каждым выездом. На современном коммерческом транспорте в инструкции указано – «Проверять ежедневно». Современные иномарки требуют гораздо реже проверять уровень масла в двигателе. Зависит от частоты использования автомобиля и от ежедневного километража. В некоторых случаях достаточно проверять и один раз в неделю. А на «продвинутых» моделях даже установлены автоматические датчики, которые сигнализируют водителю о снижении уровня масла в двигателе.

Рекомендуется в багажнике всегда иметь 1 литр подходящего масла на долив.

Что делать если не знаешь, какое масла залито в двигатель?

Если вы не знаете что залито в мотор или вам нужно долить, а требуемого моторного масла нет, то используйте специальный продукт – доливочное масло для легковых автомобилей Nachfull Oil 5W-40

Проверка уровня масла в двигателе

Казалось бы, странный вопрос: «Как правильно проверять уровень масла в двигателе?» Что может пойти не так? На самом деле – очень многое!

Казалось бы, странный вопрос: «Как правильно проверять уровень масла в двигателе?» Что может пойти не так? На самом деле – очень многое! В данном материале рассказываем о том, как проверить уровень масла в различных условиях и что делать, если он отличается от нормы.

Как часто проверять уровень масла?

Периодичность. Все знают, что моторное масло – важнейший фактор здоровья двигателя, и к его выбору надо подходить очень ответственно. Но не всем известно, как правильно проверять уровень масла так, чтобы не загубить мотор. Начнем с периодичности. Лезть под капот нового автомобиля всякий раз, когда собираешься куда-либо поехать, не стоит. Но проверять уровень масла нужно не реже чем после каждой тысячи километров пробега. Дело в том, что снижение уровня масла происходит даже на исправном автомобиле. В двигателе внутреннего сгорания это абсолютно нормальный процесс, связанный с его конструкцией. Масло смазывает образующиеся пары трения, стенки цилиндров и поршневые кольца. На поверхностях цилиндров остается масляная пленка, часть которой под воздействием высоких температур, возникающих в результате воспламенения топливовоздушной смеси, угорает. Разница в двигателях. Кроме того, масло испаряется, улетучиваясь через систему вентиляции картерных газов, некоторая часть масляного пара уходит в камеры сгорания. Чем выше температура в двигателе, тем интенсивнее испарение. Да, современные двигатели оснащаются довольно эффективными системами отделения масла от картерных газов и последующим его возвратом в картер, но падение уровня масла все равно происходит. На двигателях с невысокой мощностью расход масла может превышать 500 граммов на 1 000 километров пробега. А на высокофорсированных моторах, например у моделей BMW серии M, допустимый расход моторного масла достигает 1,5 литра на 1 000 км! Важно также учитывать и тот факт, что разница между минимальным и максимальным значениями на щупе обычно составляет около 1 литра. Так что, если двигатель вашего автомобиля отличается повышенным расходом масла, вы рискуете столкнуться с дорогостоящим ремонтом, если вовремя не дольете его.

Когда уровень масла следует проверять чаще?

Чем больше пробег и, соответственно, износ двигателя автомобиля, тем чаще нужно проверять уровень масла. Эта формула применима ко всем автомобилям. Кроме того, расход масла сильно зависит от стиля вождения: чем выше скорость и обороты двигателя, тем больше масла угорает и испаряется. Водителям, предпочитающим активный стиль езды, как и владельцам авто с большими пробегами, рекомендуем доставать щуп раз в 500–700 км. Кстати, обязательно доведите уровень до нормы перед дальней поездкой, ведь на трассе двигатель работает на повышенных оборотах, отчего расход масла чуть выше. Точно так же, проверьте уровень, прежде чем завести мотор автомобиля, который стоял на месте больше трех недель. Возможно, за это время появилась утечка и масло вытекло. Либо в систему смазки начал просачиваться антифриз, в таком случае уровень масла будет выше максимального уровня.

Как правильно проверять уровень масла?

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку. Откройте капот и достаньте щуп. Если рукоять щупа и поверхность двигателя вокруг нее сильно загрязнены, очистите их, чтобы в мотор не попадала лишняя грязь, и только потом доставайте щуп. Если двигатель работал, сразу после его остановки щуп вынимать не надо, следует подождать 5–10 минут, чтобы масло успело стечь в поддон.
  2. Протрите от масла нижний конец щупа, на который нанесены мерные риски, сухой чистой хлопчатобумажной тряпкой или салфеткой.
  3. Погрузите щуп обратно до упора, подождите пару секунд и достаньте его. Теперь можно проверять уровень по мерной/индикационной площадке, которая расположена на нижней части щупа.
  4. Идеальный уровень масла должен находиться ровно посередине между рисками MIN и MAX. Если масляный след чуть ниже или выше середины – это не имеет никакого значения.
  5. Важно! Уровень масла не должен быть ниже минимального уровня (ниже риски MIN), даже на пару миллиметров. В этом случае стоит долить масло в мотор.
  6. Важно! Уровень масла не должен быть выше максимального уровня (выше риски MAX). В этом случае стоит откачать лишнее масло.

Что делать, если уровень выше или ниже нормы, мы рассказываем в этой статье ниже.

Как устроен щуп для замера уровня масла?

Щуп для проверки уровня масла может быть изготовлен из листовой стальной пластины, металлического стержня, может представлять собой тонкую витую пружину. Он может быть длинным или коротким, в зависимости от конструкции конкретного двигателя. Но в любом случае на его конце должны быть надписи или иные пометки, обозначающие min и max уровня масла. На некоторых щупах они выбиты на пластине, на других расстояние между ними заполнено насечкой. На третьих контрольная площадка изготовлена из цветного пластика. Бывает, что минимальный и максимальный уровни обозначаются только двумя зазубринами на нижнем конце щупа либо штамповкой двух изгибов. В таких случаях надписей MIN и MAX может не быть. Но ориентироваться все равно просто: нижняя риска/зазубрина/выштамповка/засечка является минимальным уровнем, а верхняя – максимальным.

Проверять масло надо на холодном или на горячем двигателе?

В идеале – проверять масло на двигателе, прогретом до рабочей температуры, это плюс/минус 100 градусов, в зависимости от модели автомобиля и типа двигателя. В этом случае вы зафиксируете максимально точные показатели. Единственное: после остановки двигателя и перед тем, как достать щуп, подождите 3–5 минут, чтобы масло успело стечь в картер и уровень не был ложно занижен. Но бывают случаи, когда нет возможности проверить уровень масла на прогретом моторе, тогда учтите, что реальный показатель будет чуть выше. После прогрева мотора за счет расширения жидкости, уровень вырастет. Учитывайте это после замены масла, чтобы «перелив» не стал критическим.

Чем опасен неправильный уровень масла?

Принято считать, что вреден только критически низкий уровень, когда он стоит вровень или чуть ниже риски MIN на щупе. Это правда, при таком уровне масла даже заводить мотор нельзя. Ведь масляное голодание одинаково опасно как для бензиновых, так и для дизельных двигателей: пары трения деталей не будут получать достаточного количества смазки, что приведет к повышенному износу и быстрому сокращению ресурса силового агрегата. На стенках цилиндров появятся задиры, быстро износятся вкладыши, пострадают коленвал и распредвал, головка блока цилиндров. Все описанное выше приведет к капитальному ремонту и серьезным тратам. Отметим, что большинство современных моторов не гильзуются, то есть придется покупать новый блок цилиндров, который сегодня по стоимости сравним с покупкой контрактного мотора.

Что будет, если ездить с низким уровнем масла?

А вот если уровень масла выше минимального значения хотя бы на полсантиметра, ехать можно, но в щадящем режиме и желательно до ближайшей заправки или автомагазина, чтобы довести уровень до нормы. В противном случае смазка потеряет часть своих свойств и будет быстрее загрязняться. В жару это может стать проблемой, так как моторное масло участвует в охлаждении ДВС. Низкий уровень повышает склонность мотора к перегреву, растет нагрузка на систему охлаждения и генератор. Если вы владеете турбированным автомобилем, низкий уровень масла может привести к выходу из строя турбины. Ее ремонт – дело очень затратное: даже на недорогих автомобилях бюджет по ремонту способен перевалить за 60–70 тысяч рублей.

Что будет, если перелить масло в мотор?

Некоторые автовладельцы специально превышают уровень масла в двигателе, чтобы пореже его проверять. Хотя чаще масло переливают при замене на автосервисах или при самостоятельной доливке. В любом случае, если перелить масло, последствия могут быть не менее плачевными, чем если его не долить.

  • Начнем с того, что превышение максимально допустимого уровня масла ведет к увеличенным нагрузкам на прокладки и сальники, а их повреждение ведет к утечке масла. Которое, если не заметить вовремя, обернется масляным голоданием и капремонтом ДВС.
  • Второй неприятный момент избыточного уровня: попадание масла в дроссельный узел (и его последующее засорение) через магистраль вентиляции картерных газов. Это приведет к нарушению работы системы питания двигателя, что в долгосрочной перспективе способно вывести из строя некоторые датчики, свечи и даже форсунки.
  • Вредно превышение уровня масла и для выхлопной системы. В критических случаях может пострадать каталитический нейтрализатор отработавших газов.
  • Если ваш автомобиль оснащен турбокомпрессором, последствия могут быть еще печальнее: гарантировано загрязнение лопаток турбины и засорение интеркулера (там будет скапливаться масло, снижая эффективность охлаждения нагнетаемого воздуха). Как итог: чистка всей системы с дорогостоящей разборкой. В сложных случаях к этому добавится ремонт либо замена турбины.

Перелил масло в двигатель, что делать?

Перечислим три основных способа нормализовать уровень масла.

  1. Удобнее всего откачать лишнее масло через трубку, куда вставляется щуп. На современных автосервисах и станциях по экспресс-замене масла используется именно такое оборудование – быстро, чисто и очень удобно.
  2. Если вы залили масло выше уровня, а поблизости нет подходящих сервисов, воспользуйтесь тонким шлангом (от капельницы или системы омывания лобового стекла) и медицинским шприцем большого объема. Выньте щуп, погрузите шланг в отверстие, где был щуп, одной стороной, а через другую откачайте лишнее количество масла с помощью шприца.
  3. Можно убрать лишнее масло более сложным способом – немного открутить корпус масляного фильтра и дать маслу стечь тоненькой струйкой, затем плотно закрутить корпус фильтра.

Крайне не рекомендуем для слива лишнего масла откручивать пробку поддона картера. В этом случае велик риск слить больше, чем нужно, либо пробка соскочит со своей короткой резьбы и все масло окажется на полу. Если вам доступен только этот способ, подставьте под сливную горловину чистую емкость (например, канистру из-под масла с вырезанной тыльной стенкой), слейте его туда, а затем залейте обратно, но строго по уровню.

Следите за уровнем масла!

В данном материале мы рассказали о самых важных принципах проверки уровня масла, которые подойдут для любого автомобиля, будь то передовая иномарка или бюджетное авто отечественного производства. Пользуйтесь нашими советами, и ваш автомобиль прослужит долго!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *