Что запрещено на пешеходном переходе
Перейти к содержимому

Что запрещено на пешеходном переходе

  • автор:

ПДД РФ, 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

(п. 14.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

(п. 14.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.

(п. 14.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло "Внимание, пассажир!", водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло "Внимание, пассажир!".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

(п. 14.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

(см. текст в предыдущей редакции)

Соблюдение правил на пешеходных переходах и перекрестках

Распространенные стратегии поведения пешеходов на дороге:

  • Стратегия трусливого зайца. Человек шарахается от машин. Он стоит на тротуаре до тех пор, пока на дороге не останется ни одного автомобиля, затем переходит дорогу. Отсутствие знаний правил дорожного движения для пешеходов не позволяет ему быстро и безопасно оказаться на другой стороне дороги.
  • Стратегия упрямого осла. Человек прет по дороге как танк. Он бросается прямо под колеса автомобилей, которые вынуждены резко тормозить, создавая тем самым опасные ситуации.

Как понимаете, ни одна их этих моделей поведения не является сколько-нибудь приемлемой. Обычно такие пешеходы не знают даже основ правил дорожного движения и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте. Поэтому именно они часто получают административные штрафы, предназначенные для пешеходов, или попадают под колеса транспортных средств.

Где можно пересекать проезжую часть?

Согласно пункту 4.3 правил дорожного движения:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Пешеходный переход

В первую очередь, необходимо переходить дорогу по пешеходным переходам. Причем, если приходится выбирать между подземным, надземным и обыкновенным (по проезжей части), то нужно воспользоваться первыми двумя видами. Это значительно безопаснее, надежнее, а в большинстве случаев и быстрее.

Подземный и надземный пешеходный переход

Люди, которые вместо того, чтобы воспользоваться современным надземным переходом переходят дорогу по проезжей части нарушают правила дорожного движения, так они еще и тратят значительно больше времени на переход, простаивая в середине проезжей части. Ну и, кроме того, рискуют здоровьем и жизнью.

Подземный и надземный пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и перепутать их с чем либо другим достаточно трудно.

Знак подземный пешеходный переход:

Знак надземный пешеходный переход:

Обычный (наземный) пешеходный переход

С переходом дороги по проезжей части дело обстоит несколько сложнее.

Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой и дорожным знаком "пешеходный переход".

Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если идти рядом с разметкой — то это уже не пешеходный переход, а нарушение правил.

А для чего же нужны знаки "Пешеходный переход", которые так же есть на картинке? Нужны они на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например зимой). В случае, если есть знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы пешеходного перехода.

Что же делать, если есть и знаки "Пешеходный переход", и соответствующая разметка? Чем в этом случае определяется граница перехода? В таком случае граница определяется разметкой.

Важно понимать, что если разметка была вчера, а сегодня положили новый асфальт и разметки нет, то и пешеходного перехода тоже больше нет.

Правила перехода перекрестков

Можно переходить дорогу на перекрестках, но только если рядом нет пешеходного перехода. Причем нужно переходить по таинственным линиям тротуаров и обочин. Что бы это значило? На самом деле ничего сложного тут нет. Просто необходимо двигаться по перекрестку не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.

Совет: чтобы упростить Вам переход дороги на перекрестке. Допустим, Вы подошли к перекрестку, но переходить боитесь. Две дороги, много машин, за всеми не уследишь. В этом случае нужно сначала посмотреть через плечо — назад. Во время пересечения проезжей части Вы не сможете наблюдать за машинами приближающимися сзади. И хотя по правилам они должны уступить Вам дорогу, на практике такое встречается нечасто. Нужно дождаться такого момента, чтобы сзади никто не поворачивал в Вашу сторону. После этого смотрим по оставшимся сторонам (в 3 стороны можно поглядывать одновременно) и аккуратно переходим. Если не получилось перейти — опять смотрим назад и т.д.

Правила перехода проезжей части в иных случаях

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Т.е. можно переходить дорогу и не по переходу или на перекрестке. Но при этом нужно учитывать, что перехода или перекрестка не должно быть в зоне видимости (если зрение хорошее, то прогуляйтесь до дальнего перехода).

Также отмечено, что переходить нужно в тех местах, где проезжая часть хорошо просматривается в обе стороны. О чем это свидетельствует? О том, что Вы переходите дорогу не по переходу на свой страх и риск. Не увидели автомобиль — сами виноваты.

Ну и если посреди дороги забор, клумба, трамваи и т.п., т.е. разделительная полоса, то переходить дорогу вне перехода запрещается.

Правила пешехода на дороге. Как правильно переходить дорогу?

Пересечение проезжей части на регулируемом перекрестке или регулируемом пешеходном переходе

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Регулируемый перекресток (или переход) — это такой перекресток (или переход) на котором движение регулирует регулировщик или есть светофор. Если на светофоре постоянно мигает желтый сигнал — то такой перекресток является нерегулируемым.

Регулировщик автоматически превращает любой перекресток в регулируемый. Если на перекрестке есть регулировщик, то нужно руководствоваться его действиями, а не сигналами светофора!

Существуют специальные жесты регулировщика:

  • правая рука поднята над головой (в этом случае движение пешеходов запрещено);
  • правая рука вытянута вперед (движение пешеходов разрешается со стороны спины регулировщика);
  • руки вытянуты в разные стороны в виде буквы Т (движение пешеходов разрешается со стороны груди и со стороны спины регулировщика).

На практике часто регулировщики используют другие жесты и поэтому чаще всего пешеходам они разрешают движение, просто махнув рукой в нужном направлении.

Светофор на перекрестке делает перекресток регулируемым только в том случае, если он работает в режиме красный — желтый — зеленый.

Специальный пешеходный светофор (состоит из двух секций — с красным и зеленым человечками) разрешает движение пешеходов, если включен зеленый сигнал светофора, и запрещает — если красный. Переход на красный свет является нарушением правил дорожного движения, за которое на пешехода может быть наложен административный штраф.

Нерегулируемый пешеходный переход

Пункт 4.5 правил дорожного движения:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

На нерегулируемых переходах правила для пешеходов достаточно строгие, но справедливые — нужно самому позаботиться о безопасности своего движения. Не следует бросаться прямо под колеса приближающихся транспортных средств, как делают многие пешеходы.

При переходе дороги не на переходах позаботиться о безопасности нужно еще сильнее — нельзя выходить из-за других автомобилей. Также нельзя создавать помехи для движения транспортных средств, т.е. нужно в таких местах переходить дорогу на значительном расстоянии от приближающихся автомобилей. Не на переходах во многих случаях виновниками ДТП становятся пешеходы.

Момент перехода проезжей части

Пункт 4.6 правил перехода через дорогу:

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Правила запрещают останавливаться на проезжей части, кроме случаев, когда это связано с обеспечением безопасности движения. Т.е. теоретически любой пешеход в любой момент может остановиться на проезжей части, сославшись на обеспечение безопасности движения (однако на практике так делать не рекомендуется).

Можно остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Но на дорогах с оживленным движением делать это не рекомендуется. Лучше сразу хорошенько рассчитать свои силы и преодолеть всю проезжую часть.

Когда запрещается выходить на проезжую часть?

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Достаточно логично, что не нужно выходить на дорогу перед автомобилями специальных служб, которые выполняют свою работу. Здесь важно отметить тот факт, что если Вы имеете преимущество, то уступать дорогу нужно только автомобилям с включенным звуковым сигналом.

Обратите внимание, что пешеход, находящийся на пешеходном переходе, не должен уступать дорогу автомобилям, у которых включены только проблесковые маячки, и не включен специальный звуковой сигнал.

На практике не рекомендуется бросаться под колеса не только автомобилям со спецсигналами, но и обычным машинам. Возможно это очевидно далеко и не всем пешеходам, но шансы выжить в ДТП с автомобилем, едущим со скоростью 50-60 км/ч у пешехода невелики.

ПДД для пешеходов: что им можно, что нельзя и какие штрафы они могут получить

С одной стороны, говорить о ПДД для пешеходов кажется странным: они редко читают автомобильные издания. С другой стороны, каждый из водителей, выходя из автомобиля, становится пешеходом, так что будет нелишним вспомнить, что отсутствие машины не означает отсутствия правил, нарушений и ответственности. Итак, что же можно и нельзя делать пешеходам и какие штрафы для них предусмотрены?

Кто такой пешеход?

Для начала вспомним, кто вообще официально считается пешеходом. Согласно ПДД, пешеход – «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу». Кроме того, «к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Если с первой частью определения все понятно, то вот про самокатчиков и тех, кто ведет велосипед или мопед, помнят не все.

Еще стоит помнить, что пешеходами скоро станут только те, кто едет на простом механическом самокате без мотора. Лица, передвигающиеся на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах и другой подобной технике, с 1 марта 2023 года не будут считаться пешеходами и будут выделены в отдельную группу: пользователи СИМ (средств индивидуальной мобильности), и для них в ПДД уже обозначены свои обязанности.

Кстати, нужно учитывать, что пешеход является участником дорожного движения: в ПДД четко сказано, что им является «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства». Эта очевидная формальность тоже должна напомнить пешеходам о том, что у них есть не только права, но и обязанности, и ответственность.

Где могут двигаться пешеходы?

На этот простой вопрос Правила дают неожиданно много ответов, и не все их помнят. Давайте перечислим, где и при каких условиях могут двигаться пешеходы.

Пешеход может двигаться по:

  • пешеходным дорожкам;
  • пешеходным зонам;
  • велопешеходным дорожкам и зонам;
  • тротуарам;
  • пешеходным переходам;
  • велодорожкам – только при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним;
  • обочинам – только при отсутствии тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки;
  • краю проезжей части – только при перевозке и переноске громоздких предметов или при передвижении в инвалидной коляске, если движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов,
  • краю проезжей части в один ряд – только при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним;
  • проезжей части – только в жилых зонах: в жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

Как видно, список зон, где разрешено двигаться пешеходам, гораздо шире, чем может показаться, хотя многие из этих зон ограничены специальными условиями. Ну а водителям, например, стоит помнить о приоритете пешеходов на проезжей части в жилой зоне.

Еще ПДД регламентируют, по какой стороне дороги должны двигаться пешеходы. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. А вот лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Где запрещено двигаться пешеходам?

Пешеходам запрещено двигаться по:

  • проезжей части;
  • автомагистралям;
  • велодорожкам, обочинам, краю проезжей части, если не соблюдены условия, позволяющие это делать (отсутствие тротуара, невозможность движения по тротуару, переноска громоздких предметов и так далее);
  • в зоне действия знака 3.10 «Движение пешеходов запрещено».

Обратим особое внимание на третий пункт: ходить по «условно разрешенным» зонам пешеходы могут только при наличии условий, установленных ПДД – например, нельзя идти по краю проезжей части при наличии тротуара или обочины. А по середине проезжей части идти нельзя ни при каких условиях.

Как пешеходы могут переходить дорогу?

Отдельно коснемся того, как пешеходы должны переходить дорогу.

Во-первых, согласно Правилам, пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. То есть, без разметки «срезать» перекресток по диагонали нельзя.

Водителям стоит помнить, что пешеходам разрешено переходить дорогу и вне пешеходного перехода. Пункт 4.3 ПДД указывает, что при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Но пункт 4.5 тут же напоминает и об ответственности пешеходов за безопасность перехода. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. А еще при переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Зато при переходе дороги на регулируемом перекрестке на зеленый свет пешеходы имеют приоритет над водителями, поворачивающими на ту дорогу, которую пересекают пешеходы.

Что еще обязаны делать пешеходы?

Здесь мы не будем подробно разбирать некоторые очевидные факты, которые ясны и следуют из упомянутых выше обязанностей: например, соблюдать сигналы светофоров и регулировщиков или не переходить дорогу, не убедившись в безопасности движения. Выделим те обязанности и особенности, которые связаны с ответственностью пешеходов.

Как и водители, пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Приоритет машин с включенными мигалкой и сиреной касается не только водителей, но и пешеходов. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Еще пара нюансов касается особенностей перехода дороги. Согласно ПДД, пешеходы, которые при включении желтого сигнала светофора находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Да, на регулируемом переходе при включении зеленого сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу пешеходам – но только «не закончившим переход проезжей части данного направления». То есть, если пешеход только ступил на двустороннюю дорогу, по правилам он сможет дойти лишь до полосы, разделяющей потоки противоположных направлений.

При этом на нерегулируемом пешеходном переходе пешеход, переходящий дорогу или вступивший на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода, имеет преимущество, и водители обязаны уступить ему дорогу. Кроме того, приоритет имеют пешеходы, идущие к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Может ли пешеход получить штраф за нарушение ПДД?

Не все помнят, что пешеход за нарушение ПДД тоже может получить штраф. Причем вариантов наказания для него – не один и даже не два, а три.

Легкие нарушения ПДД пешеходами наказываются по части 1 статьи 12.29 КоАП. Согласно ей, «нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей». Например, такой штраф может выписать инспектор за переход дороги на красный свет или в неположенном месте. Как и водители, пешеходы имеют право оплатить штраф со скидкой 50% в течение 20 дней с момента вынесения постановления о наложении штрафа.

Более серьезные нарушения пешеходов караются уже по статье 12.30 КоАП. Часть 1 указывает, что «нарушение Правил дорожного движения пешеходом , повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей. Такой штраф может получить, например, тот, кто перегородит дорогу, создав помехи движению автомобилей.

Третий вариант «преступления и наказания» – это случаи, когда по вине пешехода кто-то получил вред здоровью легкой или средней тяжести. Такое нарушение наказывается по части 2 статьи 12.30: согласно ей, «нарушение Правил дорожного движения пешеходом , повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей». Для вынесения постановления по этой части инспектор должен составить протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Осторожно — зебра! Что нужно помнить о пешеходном переходе?

Пешеходный переход

Ежедневно сотни тысяч автовладельцев выезжают на дороги. Большинство из них пересекает пешеходные переходы. Хотя каждый водитель обязан соблюдать ПДД, некоторые нарушают правила, так как не знают, как правильно пропускать пешеходов на пешеходном переходе. Незнание (а иногда игнорирование) правил дорожного движения приводит к печальным последствиям – наезду на людей. Чтобы не допустить этого, необходимо разобраться в этом вопросе.

Виды пешеходных переходов

Места, предназначенные для пересечения проезжей части пешеходами, могут быть выделены соответствующей разметкой (полосами по бокам, продольными широкими линиями) и знаком. Все пешеходные переходы делятся на: Регулируемые. Это участки определенной ширины, пересекающие всю проезжую часть автодороги от края до края. Движение по таким участкам регулируется сигналами светофора. Нерегулируемые. Это, как и в первом случае, участки с теми же границами и разметкой, на которых движение не регулируется сигналами светофора (светофор отсутствует). В данном случае остановка перед пешеходным переходом обязательна, так как у пешеходов приоритет. Надземные и подземные. Представляют собой инженерные сооружения, которые могут проходить как над автотрассами, так и под ними. Внутренняя часть таких построек доступна для перемещения пешеходов. Они отличаются повышенной безопасностью. Позволяют пересекать людям проезжую часть на удалении от ТС. Единственный недостаток подобных конструкций – неудобство, связанное с необходимостью преодолевать спуски или подъемы со ступеньками. Существует также отдельный вид пешеходных переходов. Его основное отличие от традиционных, проходящих по автодорогам, – наличие островка безопасности. Это участок проезжей части, который может быть выделен разметкой или выполнен в виде возвышенности. Обычно располагается посередине между двумя или четырьмя полосами движения.

Получить водительские права в Москве

Обучение на категории А и В в удобное время и кратчайшие сроки!

Как проезжать пешеходный переход

Регулируемый пешеходный переход

В ПДД РФ прописаны правила, которые определяют очередность проезда участков, предназначенных для пешеходов. Все зависит от вида «зебры», поэтому требования могут различаться.

Регулируемые

Как отмечалось ранее, такие участки оснащаются по обе стороны светофорами. Для каждой категории участников дорожного движения они свои: для автомобилистов одни, а для пешеходов – другие. Прежде, чем перейти проезжую часть, пешему участнику дорожного движения необходимо обратить внимание на светофоры, у которых есть всего две секции – красная и зеленая. Если горит красный свет, человеку запрещено выходить на автодорогу. Если горит зеленый – разрешено переходить дорогу. Водители должны руководствоваться сигналами своего светофора. Если горит зеленый, им разрешено движение, а значит пересечение пешеходного перехода. Ну а если горит красный, автомобилистам необходимо прекратить движение, уступив дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть. Постоянно мигающий желтый свет на светофорах, предназначенных для водителей, свидетельствует о необходимости уступить дорогу пешеходам, так как у них всегда приоритет на нерегулируемом пешеходном переходе.

Нерегулируемые

По ПДД РФ такие пешеходные переходы обозначаются знаками, а также соответствующей разметкой (не всегда). Приближение к нерегулируемому участку на автодороге, предназначенному для пересечения пешеходами проезжей части, требует от водителя снижения скорости и готовности уступить дорогу проходящим людям. Делать это необходимо всегда, без исключения.

Что категорически запрещено делать на пешеходном переходе и вблизи него

Уступить дорогу на пешеходном переходе

В правилах дорожного движения, касающихся пешеходных переходов, предусмотрены некоторые запреты:

  1. Разворот. Запрещено выполнять данный маневр, если при этом велика вероятность частичного или полного выезда на «зебру». Разрешено разворачиваться как перед, так и за пешеходным переходом. Исключения – запрещающие факторы, к примеру, разметка в виде сплошной линии. Со школьной скамьи все помнят важное правило: перед пересечением проезжей части необходимо посмотреть сначала налево, затем дойти до середины проезжей части и остановиться, после чего посмотреть направо. Но когда водитель намеревается совершить разворот, боковая стойка лобового стекла закрывает ему обзор. Именно такие случаи опасны, так как водитель может не заметить пешехода, как и пешеход водителя.
  2. Движение назад. В езде задним ходом скрыто много опасностей. Об этом свидетельствует наличие в ПДД рекомендаций, которые подразумевают обращение за помощью к другим лицам при совершении такого маневра. Связано это с тем, что при движении назад возможности водителя ограничены – он может контролировать лишь одно направление: либо левое, либо правое с помощью боковых зеркал заднего вида; либо середину через заднее стекло автомобиля, повернув голову. Контроль одновременно нескольких направлений невозможен.
  3. Остановка. Останавливаться на пешеходном переходе запрещено, в том числе кратковременно. Также не разрешается задерживаться на автомобиле ближе пяти метров перед ним даже на несколько секунд, так как в таком случае автомашина закроет обзор как другим автовладельцам, так и пересекающим проезжую часть людям. Важно знать, что даже включенная аварийная сигнализация не отменяет данное правило.
  4. Стоянка. Запрет действует на стоянку автомобилей перед пешеходным переходом (на расстоянии менее 5 метров), а также на нем.
  5. Обгон. Правила дорожного движения РФ разрешают обгон на пешеходных переходах, только если на них нет людей. Однако опытные водители рекомендуют воздерживаться от таких маневров, если поблизости есть переходы. Обгоняемый транспорт полностью перекрывает видимость, а из непросматриваемой зоны может неожиданно выскочить невнимательный пешеход прямо под колеса. Осторожность не помешает.

Как уступать дорогу на пешеходном переходе, где остановиться

Так как переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми, методы пропуска пешеходов незначительно отличаются:

На регулируемых

Если на светофоре для пешеходов горит зеленый свет, для ТС обязательно будет гореть красный. В таком случае транспортным средствам необходимо сделать остановку или перед стоп-линией, или перед светофором, если стоп-линия отсутствует. Если для автомобилистов загорелся разрешающий сигнал, а на проезжей части еще есть люди, следует подождать, пока они все не перейдут дорогу. Все подробности разберем на обучении в нашей автошколе.

На нерегулируемых

В случае приближения к такому переходу, водителю необходимо уступить дорогу всем пешеходам без исключения. О намерении пересечь проезжую часть может свидетельствовать выход человека на начало «зебры». Также перед переходом водителям рекомендуется в целях безопасности обращать внимание на идущий попутно транспорт. Если в соседней полосе ТС замедлилось или остановилось, двигаться дальше можно только убедившись, что на проезжую часть никто из пешеходов не вышел.

Обязанности водителей

При движении по автодороге и приближении к пешеходному переходу, автомобилисты обязательно должны быть готовы к полной остановке для пропуска людей. Данное правило также распространяется на перекрестки и участки дорог, где движение регулируется светофорами.

У водителя есть право пересечения перехода даже при нахождении на нем пешехода. Но есть условие – авто не создаст помех, а жизням людей при совершении такого маневра ничего не будет угрожать. К примеру, у автодороги четыре полосы. Участок для пересечения людьми проезжей части широкий и длинный. Если пешеход находится на одной стороне, а ТС на другой, то водитель может продолжить движение, не останавливаясь.

Важно знать, что на водителя может быть наложен штраф за непропуск пешехода. К примеру, у человека было преимущество, но шофер не остановился для пропуска. Требование «уступить дорогу» указано в ПДД. Согласно п 14.6, автовладелец не может начинать или прекращать движение, а также выполнять иные действия, которые помешают пешеходу пересечь дорогу.

Обязанности пешеходов

Обязанности пешеходов

Несомненно, пешеходы обладают преимуществом, пересекая проезжую часть по пешеходному переходу. Однако у них, как и у водителей, есть не только права, но и обязанности, которые они должны исполнять.

Перед тем, как пойти по «зебре», человеку необходимо убедиться, что автовладельцы его видят и уступают дорогу. Если же этого не происходит, то пешеходу следует пропустить автомашину и только после этого начать пересечение дороги в специально предусмотренном для этого месте. Даже несмотря на свою правоту, не стоит пренебрегать данным правилом. Это поможет сохранить жизнь.

У пешего участника движения есть право переходить дорогу в специально отведенных для этого местах. Такие места обозначены знаком и дорожной разметкой, которая напоминает «зебру». Перемещаться по переходу необходимо спокойно, не быстро. Бежать нельзя ни в коем случае. Кроме того, перед тем, как перейти дорогу, следует посмотреть по сторонам. В моменты перехода также контролировать дорожную обстановку.

Когда еще пропускать пешехода, если перехода нет

Пешеходы обладают преимуществами не только в том случае, если они находятся на пешеходных переходах. Вот несколько других ситуаций:

При остановке трамвая

Автовладельцы должны уступить дорогу людям, которые идут к остановившемуся маршрутному транспортному средству или от него. Но это только в случае, когда посадка и высадка выполняется с проезжей части или специальной посадочной площадки, располагающейся на автодороге.

После поворота

При движении водителя на перекрестке прямо, нет необходимости в пропуске пешеходов, если пешеходный переход отсутствует. Однако, если требуется повернуть направо или налево на перекрестке, обязателен пропуск пешеходов, которые пересекают проезжую часть, двигаясь в прямом направлении.

При выезде или въезде с прилегающей территории

У автодороги преимущество перед прилегающей территорией. Поэтому при выезде с прилегающей территории требуется уступить дорогу автомобилям, двигающимся по трассе, а также пешеходам, двигающимся по тротуару. Также уступать пешеходам необходимо, когда водитель совершает поворот с трассы на прилегающую территорию.

Какие штрафы можно получить

Нарушение правил ПДД, связанных с пешеходными переходами, влечет административную ответственность:

  • за разворот на «зебре» придется заплатить 500 рублей;
  • за перестроение и обгон можно лишиться прав на управление ТС на срок от 4 до 6 месяцев;
  • за непредоставление преимущества пешеходу, который двигается по переходу, водитель может заплатить от 1500 до 2000 рублей;
  • за остановку на расстоянии менее чем 5 метров до перехода или на нем, также предусмотрен штраф.

Часто задаваемый вопрос — можно ли останавливаться после пешеходного перехода? По ПДД остановка после «зебры» разрешается без ограничений.

Порядок оформления нарушения, несогласие нарушителя, а также последствия

Штрафы выписывают сотрудники ГИБДД. Также уведомление о нарушении может прийти по почте благодаря системам автоматических фото- и видеофиксаций нарушений. Во втором случае доказательства приходят на почту в виде письма, где содержится протокол с фотографией. На фото хорошо виден номер автомашины и пешеход, которого водитель не посчитал нужным пропустить.

Важно знать, что оспорить наказание сложно, но возможно. В первом случае рекомендуется быть внимательным. Если сотрудник ГИБДД выписывает постановление, автовладелец вправе отказаться и не ставить подпись.

Нарушения, которые требуют доказательств и разбирательств, оформляются с помощью протокола. В этом документе указываются обстоятельства произошедшего, а также участники. Позже протокол передается в суд.

  • сотруднику ГИБДД требуется остановить автомашину нарушителя за непредоставление преимущества пешеходу;
  • остановить самого пешехода;
  • оформить протокол.

По возможности сотрудник ДПС может приложить видеозапись с нарушением. В таком случае пешеход, которого не пропустили, не нужен. Если имеются весомые доказательства, не имеет смысла не подписывать постановление, так как суд однозначно займет сторону инспектора, а значит штраф придется заплатить.

ДТП на пешеходном переходе

ДТП на пешеходном переходе

Наезд на пешехода – наиболее серьезное правонарушение. К сожалению, не все водители хорошо знают, где начинается пешеходный переход, как надо пропускать пешеходов, а также какие опасные ситуации могут возникнуть при его проезде. Последствия зависят от исхода такого дорожно-транспортного происшествия:

Гражданская ответственность. Подразумевает возмещение ущерба здоровью. Водителей не всегда признают виновными в наезде. Из судебной практики известно, что некоторых шоферов признают виновными, но не наказывают рублем. В некоторых случаях адвокатам виновного удается добиться уменьшения суммы возмещения.

Административная ответственность. При нанесении человеку, переходящему дорогу по пешеходному переходу, легкого вреда здоровью, автовладелец-виновник заплатит штраф 5000 рублей или лишится прав на 1-1,5 года. При нанесении среднего вреда здоровью водитель выплатит пострадавшему от наезда 10-25 тыс. рублей. При этом суд вправе лишить автомобилиста прав на срок до 24 месяца. После окончания срока лишения прав вам будет необходимо восстановить навыки вождения.

Уголовная ответственность. Если водитель нарушил ПДД и тем самым нанес тяжкий вред здоровью пешехода (или это привело к его гибели), то наказание может быть жестким. В таком случае суд может назначить автовладельцу заключение под стражу сроком от 3 до 7 лет.

Во всех случаях виновнику необходимо возмещать ущерб пострадавшему. Если пешеход погиб, то выплатить назначенную судом сумму родственникам. В случае нахождения за рулем в алкогольном опьянении при совершении подобных ДТП, тюремный срок увеличивается. Если автовладелец отказывается от медицинского освидетельствования, его автоматически признают нетрезвым.

Вывод

Проезду водителей по пешеходному переходу уделяется особое внимание. Регулярно ПДД обновляются и дополняются новыми пунктами. Ситуация хоть и становится лучше, но не существенно. Именно поэтому важно говорить о проблеме как с водителями, так и с пешеходами. Только так удастся уменьшить процент ДТП на пешеходных переходах от общего количества аварий на российских дорогах.

Вас может заинтересовать новый VIP тариф или пройти обучение в нашей Автошколе на права категории Б автомат (АКПП)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *