Какое приложение фиксирует нарушение пдд
Перейти к содержимому

Какое приложение фиксирует нарушение пдд

  • автор:

Госдума отказалась принимать «закон о стукачах»

Приложение для фиксации нарушителей ПДД гражданами отложено на неопределенный срок

Госдума отказалась принимать законопроект, наделяющий граждан правом самостоятельно фиксировать ряд нарушений ПДД, отсылая снимки в ГИБДД. Поправки к КоАП, легализующие мобильное приложение для этих целей, правительство внесло в парламент еще в 2017 году. Документ, посчитали депутаты, содержит ряд недочетов, которые могут привести к возникновению «спорных ситуаций и нарушению процессуальных прав граждан». Кроме того, на разработку софта потребуется около 3 млрд руб. Отказ последовал, несмотря на поручение Белому дому доработать поправки, которое глава государства дал в 2021 году. Депутаты заявляют, что готовы рассмотреть новый законопроект при поступлении его в Госдуму.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Отклоненные Госдумой поправки к КоАП позволяли гражданам самостоятельно снимать нарушения ПДД на фото и видео, отсылая материалы в ГИБДД с помощью приложения под условным названием «Народный инспектор». На их основании предполагалось формировать «письма счастья». В Москве, напомним, действует приложение «Помощник Москвы» для фиксации транспортных средств, паркующихся под запрещающими знаками или на газонах (с рассылкой штрафов от Московской административной дорожной инспекции). Эту практику планировалось масштабировать на федеральный уровень, разрешив фиксировать проезд на красный свет, невыполнение требования знаков и т. д. Предполагалось, что порядок фиксации нарушений будет описан затем в постановлении правительства. В феврале 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

На днях в базе данных Госдумы появилось заключение комитета по госстроительству с рекомендациями поправки отклонить.

Депутаты так и не получили от правительства проект постановления, а также сведения о «порядке выделения» в федеральном бюджете средств, необходимых на разработку софта (2,7 млрд руб. в ценах 2017 года), пишет глава комитета Павел Крашенинников.

«Остаются неразрешенными вопросы о порядке фиксации, обработки и направления информации, что может повлечь на практике возникновение спорных ситуаций и нарушение процессуальных прав граждан,— сказано в заключении.— Дальнейшая работа над законопроектом представляется неактуальной». Первый зампред комитета Ирина Панькина, выступая в Госдуме, сказала, что правительство «солидарно с тем, что целесообразность в доработке отсутствует».

Автомобилисты в свое время называли поправки, о которых идет речь, «законом о стукачах», напомнил зампред думской фракций ЛДПР Ярослав Нилов.

«Заставили всю страну камерами, треногами, а теперь решили еще и таких Павликов Морозовых привлекать,— сказал господин Нилов.— Правильно, что отклонили, автомобилисты могут выдохнуть».

Использование приложений противоречит концепции автофиксации, поддержала в беседе с «Ъ» юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева. «При работе стационарной или передвижной камеры компьютер сам выявляет в потоке машины нарушителей, а смартфон человек направляет куда хочет,— пояснила она.— Из пяти припаркованных под знаком машин одну я не фотографирую, потому что это машина моего брата. Ну какая же это автофиксация?»

Госдума приняла закон, ограничивающий применение дорожных комплексов

Это не первый законопроект по ужесточению контроля за водителями, от которого отказался парламент. В начале года, напомним, по итогам встречи спикера Госдумы Вячеслава Володина с представителями Белого дома было решено отозвать (или отклонить уже принятые в первом чтении) правительственные законопроекты, движения по которым нет более года. По мотивам этой встречи в апреле парламент отклонил поправки о введении залога за машину (планировалось обязать пьяных водителей платить 30 тыс. руб. за возвращение автомобиля со штрафстоянки), о лишении прав водителей, систематически совершающих грубые нарушения, и о введении штрафа в размере 5 тыс. руб. за опасное вождение. Однако рассмотренный законопроект имеет особенность: в 2021 году Владимир Путин поручал Белому дому «завершить работу» над поправками до 1 июня 2022 года. В июне 2022 года пресс-служба Кремля сообщала «Ъ», что администрация президента получила «доклад» из правительства об этом законопроекте, но о его содержании и дальнейшей судьбе не сообщалось.

«Законопроект требовал существенной доработки, с нашей позицией согласилось и профильное ведомство (МВД.— “Ъ” ),— заявила “Ъ” Ирина Панькина.— Однако в случае поступления новых проработанных предложений будем их рассматривать».

На фоне решения Госдумы отказаться от проекта «Народный инспектор» ГИБДД продолжает использовать жалобы граждан на нарушителей (звонки на 112, соцсети, обращения через сайты полиции и т. д.) для возбуждения административных дел, но при этом в отношении нарушителей составляют протоколы — автоматических «писем счастья» они не получают. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2022 году ГИБДД пресекла 646,5 тыс. нарушений по информации, полученной от «представителей общественности», из них 7,2% — это управление автомобилем в пьяном виде или отказ от освидетельствования и 5,3% — нарушения правила перевозки детей.

  • Иван Буранов подписаться отписаться
  • Автомобильные правила и штрафы подписаться отписаться
  • Госдума РФ в действии подписаться отписаться

Водителей будут штрафовать по фотографиям в «Народном инспекторе»

Фото: Autonews.ru

В России определен разработчик федерального приложения под названием «Народный инспектор». Сервис должен дать возможность каждому зарегистрированному в системе гражданину фиксировать ряд нарушений ПДД на телефон: на основании этих данных автомобилисты будут получать штрафы. Тендер на доработку существующего приложения «Помощник Москвы» для его вывода на федеральный уровень в 2022 году объявило столичное правительство через Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Как выяснил Autonews.ru, победителем по итогам тендера стала группа компаний «Программный продукт»: данные о заключении контракта появились на сайте госзакупок. Ранее, в 2020 году, компания уже выигрывала тендер на доработку приложения — тогда она получила за это 76,8 млн руб. Согласно документации к проекту, исполнитель должен выполнить работы по доработке и настройке программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» (ПАК ПМ) в течение 415 календарных дней с момента подписания контракта. Итоговая сумма контракта составила 134,5 млн руб. Второй участник конкурса, прошедший отбор, предлагал выполнить работы за 135,3 млн руб. Таким образом, уже в первом квартале 2024 года специальное приложение должно быть готово. Autonews.ru разобрался, за что смогут штрафовать водителей по жалобам в мобильном приложении.

От нарушения правил стоянки-остановки до опасного вождения: что будут фиксировать

  • нарушения требований, предписанных дорожными знаками и дорожной разметкой, которые запрещают остановку или стоянку (ст. 12.16 КоАП);
  • размещение автомобилей на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками;
  • парковку на пешеходных переходах (ст. 12.19 КоАП, штраф 1 тыс. или 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге);
  • парковку на территории, занятой зелеными насаждениями (регионы устанавливают самостоятельно, в Москве штраф 5 тыс. руб.);
  • парковку на велодорожке (штраф 500 руб.);
  • парковку в местах стоянки такси (штраф 1 тыс. руб);
  • парковку на местах для электромобилей (штраф 3 тыс. руб. в Москве);
  • парковку в зоне действия знака «Пешеходная зона» (штраф 2 тыс. руб.);
  • парковку на местах для инвалидов (штраф 5 тыс. руб. в Москве);
  • парковку на тротуарах (штраф 1 тыс. или 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге);
  • нарушения, связанные с остановкой транспортного средства в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена» и знака дополнительной информации 8.5.4 «Время действия».

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Кроме того, согласно техзаданию приложение должно позволить фиксировать такое нарушение, как «Опасное вождение». Пока такой статьи в КоАП нет, поэтому фиксация будет происходить по требованиям ст. 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования». В нее в частности входит ответственность за невыполнение требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой, разворот или движение задним ходом в запрещенных местах и т.д., за что наказывают штрафом в 500 руб.

Еще с помощью телефона можно будет зафиксировать, как водитель проезжает по сплошной разметке (ст. 12.15 КоАП) и выезжает за стоп-линию.

Приложение в том числе должно автоматически уметь:

  • определять текущее местоположение устройства пользователя;
  • распознавать государственный регистрационный знак фиксируемого транспортного средства;
  • определять время фиксации нарушения (данные о времени получаются из центральной части ПАК ПМ и не зависят от установок времени на мобильном устройстве);
  • определять дорожный знак, запрещающий остановку или стоянку транспортных средств.

Согласно техническому заданию, заказчик предоставит разработчикам технические средства, необходимые для функционирования ПАК ПМ, включая сертифицированный GPS/ГЛОНАСС приемник с имеющимся свидетельством о поверке.

Бонусы за штрафы

В случае успешной фиксации и последующего оформления постановления, пользователи должны получить бонусы. Накопленные баллы могут быть использованы на оплату проезда в общественном транспорте, парковки и для других целей. Зарегистрированные пользователи, как и в случае с московским приложением, будут вести собственную статистику достижений и зафиксированных нарушений и участвовать в рейтингах.

К автоматике пока есть вопросы

Для полноценного запуска федерального приложения необходимо ввести изменения в КоАП, которые узаконят использование телефона в качестве инструмента для фиксации. Напомним, что в 2019 году Верховный суд запретил использование московского приложения «Помощник Москвы», заявив, что мобильный телефон не может считаться автоматическим средством фиксации.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

После этого власти Москвы приложение доработали, заявив, что теперь оно полностью соответствует требованиям. Однако нарушения по линии ГИБДД оно фиксировать перестало. Пользователи могут только отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки.

Задача по доработке КоАП возложена на МВД России. Как ожидается, поправки все-таки позволят фиксировать ряд нарушений ПДД на телефон и оформлять их в упрощенном порядке — без составления протокола. До этого момента, как заявил в беседе с Autonews.ru эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман, проблема с тем, что именно считать автоматической фиксацией, решена на будет.

«В случае фиксации нарушений ПДД производятся измерения текущего времени и места фиксации, что требует проведения утверждения типа средства измерения и поверки, внесения в госреестр средств измерения. Что для частных мобильных смартфонов и планшетов невозможно», — сказал Шухман.

Он напомнил, что в данный момент суды в Москве зачастую отменяют такие постановления МАДИ и АМПП, а ГИБДД не применяет материалы ПАК ПМ с 2019 года. Чтобы узаконить статус такой фиксации, нужно, по оценке Шухмана, доработать законодательство, и в том числе ввести ответственность за предоставление ложных сведений.

Как в свою очередь заявил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала, подобная фиксация не будет вызывать сомнений, только если позволит точно определять дату, время, место нарушения, а также позволит делать такие фотографии автомобиля нарушителя, по которым можно отчетливо рассмотреть наличие правонарушения и идентифицировать по регистрационному номеру собственника автомобиля.

Мацала напомнил, что в 2019 году Верховный суд обозначил критерии, по которым следует определять, было ли зафиксировано нарушение на такое устройство или нет. Приложение «Помощник Москвы» в текущем виде, по мнению юриста, под них не подпадает.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«Под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица», — сказал юрист.

Он добавил, что технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений.

«С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности (без составления протокола) применяться не может», — уверен эксперт.

Как советует Мацала, если нарушение было зафиксировано на ПАК ПМ, такое постановление можно обжаловать, ссылаясь на позицию пленума Верховного суда России от 25.06.2019 № 20. Если на уровне районного суда и высшего суда региона жалобу не удовлетворят, следует обратиться в кассационный суд, а в последующем в Верховный суд. В таком случае, по мнению юриста, у водителя есть все шансы на отмену постановления.

Autonews.ru направил ряд запросов относительно запуска и доработки федерального приложения «Народный инспектор» в дептранс Москвы, а также в ЦОДД Москвы, но ответа не получил. Autonews.ru также направил запрос в Минцифры, но официального ответа не получил. Источник, близкий к министерству, подтвердил, что разработкой занимается столичный дептранс. В МВД России на вопросы о поправках не ответили, отметив только, что не занимаются разработкой самого приложения.

  • Экспресс-штрафы ГИБДД: водителей завалят квитанциями (от 500 до 5 тысяч)
  • Пачки штрафов: автомобилистам запрещают жаловаться друг на друга
  • Страховщики переключили водителей на деньги: как чинить машины по ОСАГО

Приложение по фиксации нарушений ПДД гражданами заработает по всей России в 2024 году

Прежняя версия приложения «Помощник Москвы» работает в столице уже восьмой год. В 2022 году с его помощью было выписано более одного миллиона штрафов. Как работа таких приложений соотносится с законодательством?

—>

«Народный инспектор» выходит в массы. Приложение по фиксации нарушений ПДД доработают для работы в регионах к первому кварталу 2024 года. Прежняя версия приложения, «Помощник Москвы», работает в столице уже восьмой год. С его помощью любой желающий может сфотографировать нарушение, например парковку на газонах, и получить за это бонусы. Все последние годы вокруг такого способа фиксации нарушений идут юридические и этические споры.

Возможно, вы иногда видели на улице, как к припаркованным автомобилям подходит человек, фотографирует на телефон номер машины и уходит. А иногда как будто специально рыскает по дворам или караулит у газонов, у оживленной проезжей части. Для некоторых водителей, часто допускающих нарушения, этот человек, как говорят в народе, «стукач», для мэрии Москвы — сознательный гражданин. Конечно, мы говорим о крайних случаях — чаще всего пользователи приложения «Помощник Москвы», а их уже больше миллиона человек, фиксируют нарушения время от времени, мимоходом. И получают за это баллы, которые можно потратить на билет в кино, мерч, сувениры и прочие мелочи.

Сейчас группа компаний «Программный продукт» выиграла тендер на доработку приложения для нужд регионов — та же ГК делала первые версии «Помощника Москвы». В новой версии уже федерального приложения под названием «Народный инспектор» появится возможность фиксировать новые нарушения: теперь не только парковку на газонах, но вообще везде, где не положено, а также каким-то образом снимать «опасное вождение», правовых рамок которому пока так и нет. Задумка «народного контроля» в целом себя оправдала, считает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Понятно, что реформы были достаточно болезненные, которые при Собянине начались, с платными парковками, с серьезными штрафами, с неотвратимостью этих штрафов, и в Москве за это время все достаточно серьезно упорядочили и причесали, в Москве парковка сейчас в России самая организованная. Люди меньше всего нарушают, можно на основании этого хотя бы сказать, что польза есть. В конечном счете польза всем, потому что пробок стало меньше, передвигаться стало комфортнее, парковка более упорядоченная, знаешь, когда, где, какие места есть, сколько они стоят. Всем только в плюс в итоге, поэтому сам по себе механизм, как у нас любят говорить, стукачества может вызывать нравственные вопросы, но с точки зрения пользы для дорожного движения и для соблюдения правил он неоспорим».

Есть с приложением «Помощник Москвы» большой нюанс — его спорное правовое поле. Проблем две. Участие человека, а не автомата в съемке нарушения. И отсутствие протокола. Как фиксация нарушений ПДД происходит сейчас? Камера снимает нарушение, снимок проверяет оператор, нет ли ошибки или технического сбоя, и водителю приходит «письмо счастья» с уже выписанным штрафом. Мобильный телефон с приложением вроде «Помощника Москвы» является не автоматическим, а ручным средством контроля. Таким средством был, например, измеритель скорости, которым раньше пользовались сотрудники ДПС. Но когда водителя останавливал сотрудник за нарушение, он выписывал протокол. А при снимке с телефона протокол не оформляется.

В 2019 году Верховный суд признал незаконным использование систем для наложения штрафов в упрощенной форме, то есть без оформления протокола. Не понравилось суду и участие в этом процессе человека, по сути простого пешехода. Мэрия приложение доработала с учетом позиции суда, сделала процесс более автоматизированным: этапы определения геолокации, съемки фото и видео нарушения теперь проходят без нажимания пальцем на экран. Но сам человек-то остался! В 2020 году мэрия Москвы, депутаты Госдумы и автоюристы сломали по этому поводу немало копий — добавляли, а потом убирали норму в КоАП, которая убивала подобную практику «народных штрафов».

Чисто юридически штрафы за нарушения, снятые непонятно кем непонятно на что, остаются незаконными, считает экс-депутат Госдумы, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков:

Вячеслав Лысаков лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» «Везде, где есть рука человека, то есть, если кто-то нажимает на кнопку, меняет ракурс съемки и так далее, это уже не система автоматической фотовидеорегистрации, хотя господин Ликсутов проигнорировал решение Верховного суда и продолжает штрафовать людей без составления протокола. То есть как будто это делает автоматическая система. Еще раз, Верховный суд признал это незаконным. С рук снятые якобы фотовидеодоказательства чьих-то нарушений, причем людьми, которые в этом вообще не разбираются. Кто будет нажимать на кнопку? Ну это пешеход будет делать. Откуда он знает, имеет место нарушение правил дорожного движения или не имеет. Но это начнется массовое зарабатывание денег на автовладельцах. В настоящее время обжаловать московские штрафы почти невозможно».

А их в прошлом году через приложение «Помощник Москвы» было выписано более миллиона. Неплохое подспорье в общую базу столичных нарушений ПДД и отличный источник дохода. За одну только парковку на газоне штраф — 5 тысяч рублей. Еще два года назад, когда шли споры, было 1,5 тысячи.

Россияне смогут фиксировать нарушения ПДД с помощью нового ​приложения

В 2022 году россияне смогут фиксировать нарушения ПДД с помощью нового федерального приложения «Народный инспектор» на телефоне, сообщает Autonews.ru. При помощи этого сервиса москвичи могут отправить жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», на газонах и за неоплату парковки. Для этого необходимо запустить приложение на смартфоне, выбрать тип административного правонарушения, зафиксировать его и отправить.

Возможность штрафовать на нарушение ПДД на основе фото и видео, снятых с помощью специального приложения президент Владимир Путин поручил внедрить до 1 июня 2022 года. До этого времени Кабмин должен успеть внести изменения в законодательство: постановления о наказаниях по этим материалам должны будут выносить без составления протокола. В действующем законодательстве такой возможности не предусмотрено.

В поручении президента отмечается, что штрафы за нарушения правил дорожного движения на основе данных от других автомобилистов будут выписывать без составления протокола, то есть в экспресс-варианте. Эксперт в области фото- и видеофиксации Григорий Шухман считает, что ГИБДД не справится с большим потоком фото и видео с нарушениями, и будет просто штрафовать всех. «В случае носимых средств фиксации фото и видео производится в местах с неизвестными условиями: просто машины на фоне участков местности. Что там и как — инспектору неизвестно. Он должен либо браковать 100% обращений, либо штамповать не глядя», — замечает он.

Также к 1 июня 2022 года субъекты должны получить часть полномочий ГИБДД по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Обработку постановлений с камер местные власти должны будут взять на себя и упростить работу ГИБДД. При этом право выписать штраф или постановление о лишении прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений.

Отмечается, что приложения для фиксации нарушений уже функционируют в нескольких регионах России. В столице это «Помощник Москвы», в Подмосковье — «Народный инспектор» (часть системы «Добродел»), в Кемеровской области — «Мобильный патруль».

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

\n\t\t\t \n\t\t\t\t\u0412\u043e\u0439\u0434\u0438\u0442\u0435\n\t\t\t \n\t\t\t\u0438\u043b\u0438\n\t\t\t \n\t\t\t\t\u0437\u0430\u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0438\u0440\u0443\u0439\u0442\u0435\u0441\u044c.\n\t\t\t \n\t\t \n\t">’ >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *