Мкпп что это в машине расшифровка
Перейти к содержимому

Мкпп что это в машине расшифровка

  • автор:

Сравнение, плюсы и минусы МКПП и АКПП.

Механическая коробка переключения передач (МКПП)

Коробка передач (коробка переключения скоростей) – один из основных механизмов автомобиля. Она предназначена для изменения передаточного отношения или, другими словами, для изменения крутящего момента, который передается от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам. В связи с неравномерными значениями крутящего момента ДВС, возникающими при движении, необходимо переключать передачи.

Механическая коробка переключения передач (МКПП)

  • При умелом использовании на механике можно значительно сэкономить расход топлива
  • Потребление машинного масла приблизительно в 3 раза меньше, чем на автомате
  • Ремонт МКПП обойдется гораздо дешевле, у нее нет сложных узлов
  • Высокая доступность сервиса, огромное количество мастерских и СТО по обслуживанию
  • При желании, возможность самостоятельного ремонта (для любителей)
  • В условиях России актуально: зимой легче завести машину на механике, т.к. в коробке меньше масла;по зимней дороге можно спокойно ехать с пробуксовкой, масло при этом не перегревается.

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП)

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП)

В автоматической коробке передач переключение скоростей происходит автоматически.
Переключение передач исполняют гидротрансформатор и планетарный редуктор. Редуктор состоит из нескольких планетарных передач, с помощью которых достигается большой диапазон передаточных чисел. Принцип работы планетарной передачи — основа функционирования автоматической КПП. Шестерни планетарной передачи (сателлиты) вращаются вокруг центральной (солнечной) шестерни. Они фиксируются вместе с помощью водила. Кроме того, существует внешняя кольцевая шестерня, которая имеет внутреннее зацепление с сателлитами. Во время движения происходит вращение закрепленных на водиле сателлитов вокруг центральной шестерни, а внешняя шестерня вращается вокруг сателлитов. Путем фиксации различных элементов этого механизма относительно друг друга достигаются различные передаточные отношения.
В зависимости от режима двигателя, растут на нем обороты или уменьшаются, изменяется и давление масла, что сказывается на переключении передач – выше или ниже.
Как и в механике, на автомате почти не используется электроника.

  • Ресурс двигателя больше за счет того, что водитель не может перегазовать, передачи можно переключать на полной мощности двигателя.
  • Двигатель и детали трансмиссии защищены от перегрузок и неполадок, которые могут возникнуть из-за некорректного переключения передач
  • Плавность хода: при переключении не происходит толчков автомобиля, нет отката в начале движения
  • Современные версии АКПП содержат 5,6 и 8-ми ступенчатые коробки передач. Это значительно улучшило динамические свойства АКПП и практически уравняло разгонные характеристики АКПП и МКПП.
  • Более низкий КПД, динамические показатели у большинства автомобилей с автоматами значительно уступают механике
  • Более высокая ценовая категория, сложность ремонта и технического обслуживания.
  • Расход топлива и особенно масла, все же больше — (в 2-3 раза)
  • В зимний период при сильном морозе могут возникнуть проблемы с зажиганием

Коробка передач. Сравнение трансмиссий, плюсы и минусы

Коробка переключения передач является неотъемлемой частью любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Назначение коробки передач — это передача и преобразование крутящего момента с двигателя на колеса, а так же осуществление отбора мощности на привода других агрегатов и дополнительного оборудования. Этот процесс позволяет обеспечить оптимальную силу тяги и скорость движения автомобиля, а так же движение задним ходом. Более того коробка помогает разъединять коленчатый вал двигателя от ведущих колес, что обеспечивает холостой ход автомобиля или его полную остановку.

Нужно отметить, что коробки передач получили распространение не только в транспортных средствах. Широко применяют коробки переключения в промышленных механизмах, станках на производстве.

С момента появления автомобилей на дорогах производители совершенствовали не только двигатели, но и коробки переключения передач. Развитие данного направления привело к появлению современных автомобилей с разными видами трансмиссий.

Виды трансмиссий

Более чем столетняя история развития автомобилестроения принесла в современный мир не только экологичные и мощные двигатели, но и усовершенствованные коробки переключения передач. На сегодняшний день на автомобили устанавливаются четыре основных типа коробок переключения передач:

1. Механическая коробка переключения передач

2. Автоматическая коробка переключения передач

3. Роботизированная коробка переключения передач

4. Вариативная (бесступенчатая) коробка переключения передач

Разберем подробнее каждый тип коробки.

Механическая коробка передач (Механика, МКПП)

Особенность работы двигателя внутреннего сгорания в том, что рабочая мощность развивается только в небольшом диапазоне оборотов. По этой причине для изменения крутящего момента необходим дополнительный механизм.

История создания уходит более чем на сто лет назад, а изобретение принадлежит Карлу Бенцу. Конструктивно, устройство первой коробки было примитивным и крайне простым. Механизм коробки был реализован из пары шкивов разного диаметра, которые были расположены на ведущем валу, шкивы соединялись с валом двигателя при помощи ремня. В зависимости от условий движения ремень при помощи специально предусмотренного рычага переставлялся с одного шкива на другой. Это позволяло изменять крутящий момент, передающийся на ведущие колеса. Такой простой механизм нашел применение и в современном мире, передачи на велосипедах переключаются по тому же принципу.

Современные механические коробки значительно дальше шагнули от такого механизма. Конструктивно коробка состоит из набора шестерен, а изменение передаточного осуществляется путем введения шестерен в зацепление при помощи рычага.

Механические КПП могут оснащаться разным количеством ступеней. Самой популярной является пятиступенчатая коробка. В свою очередь коробки переключения передач механического типа подразделяются на двухвальные и трехвальные коробки.

Двухвальные механические коробки переключения передач устанавливаются на автомобили, оснащенные передним приводом. Трехвальные коробки переключения передач устанавливаются на легковые и грузовые автомобили, которые могут комплектоваться как передним так и задним приводом.

· Простая и надежная конструкция

· Более легкое управление автомобилем в условиях бездорожья

· Движение в экономичном режиме

· Недорогое обслуживание

Минусы МКПП:

· Неудобство управления в сложном городском режиме

Автоматические коробки передач (Автомат, АКПП)

Идея комфортного управления автомобилем родилась практически сразу с появлением самого автомобиля. Такой комфорт могло бы обеспечить автоматическое переключение передач. Но реализовать данную идею смогли не сразу. В серию, автомобили с автоматической коробкой переключения передач попали только в 1947 году, АКПП стали комплектовать автомобили фирмы Buick.

Хотя на самом деле серийные автоматические коробки переключения передач появились немного раньше. АКПП оснащались городские автобусы в Швеции еще в 1928 году.

Нужно отметить что, к появлению гидромеханической коробки передач привели три независимые линии разработок, позже которые были объединены в ее конструкции. В основу АКПП встал гидротрансформатор, изобретение профессора Феттингера, патент на который им был получен еще в 1903 году. Два других элемента — это планетарный редуктор и гидравлическая система управления.

Современная автоматическая коробка переключения передач, в отличие от классической механики, работает в иных условиях и по другому принципу, хоть и основное назначение неизменно.

Гидротрансформатор или преобразователь крутящего момента, включает в себя насос, турбину и статор. Все детали гидротрансформатора заключены в общем корпусе. Гидротрансформатор заполнен специальным маслом, насос создает внутри гидротрансформатора поток масла, который вращает колесо статора и турбину. Тем самым передавая крутящий момент с двигателя.

Планетарная передача состоит из нескольких шестерен (они называются планетарными или сателлитами), вращающихся вокруг центральной шестерни. Планетарные шестерни фиксируются вместе с помощью водила. Кроме этого, дополнительная внешняя кольцевая шестерня имеет внутреннее зацепление с планетарными шестернями. Сателлиты, закрепленные на водиле, вращаются вокруг центральной шестерни, внешняя шестерня – вокруг сателлитов. Передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей относительно друг друга. Для получения большего диапазона передаточных чисел в современных коробках используется несколько планетарных передач.

Гидравлика работает в полном симбиозе с остальными частями АКПП и ее работу можно сравнить с кровеносной системой. Жидкость, используемая в качестве рабочей, помимо создания давления в системе, обладает так же набором полезных функций. Таких как смазывание, отвод тепла и очищение внутренностей АКПП от загрязнений.

· Комфорт и удобство управления

· Способность менять передачи при полной мощности двигателя

· Плавность хода во время переключения передач

· Защита деталей двигателя от перегрузок при выборе неверной передачи

Минусы АКПП:

· Стоимость и периодичность обслуживания

· Больший расход топлива

· Низкий КПД

· Меньшая динамика автомобиля

Роботизированные коробки передач (Роботы)

Роботизированная коробка передач — это логическое продолжение развития механической коробки. Робот это не что иное, как механическая КПП, в которой выжим сцепления и переключение передач выполняют два сервопривода (актуатора), управляемые электронным блоком. По факту робот впитал в себя все положительные стороны механической кпп и удобство автомата.

Первый прототип робота появился в 1939 году, Адольф Кегресс создал трансмиссию с двойным сцеплением, но дальнейшее развитие этого перспективного изобретения остановилось на следующие 40 лет. Всему виной отсутствие финансирования проекта.

В серию роботизированные коробки передач попали очень нескоро, но обкатать технологию решились инженеры Porsche. Роботы внедрили на модели 956 и 962С, машины предназначались для кольцевых гонок. К сожалению, недоработка конструкции и значительный вес коробки не позволил технологии выйти за пределы трека.

Серийная роботизированная коробка появилась только в 2003 году. Отважилась на такой шаг компания Volkswagen, установив преселективную трансмиссию на спорт версию модели Golf 4 R32. Производителем коробки была компания BorgWarner. По сей день концерн VAG активно продвигает этот тип коробок на своих моделях.

Особенность такой коробки заключается в конструкции, а именно в наличии двух сцеплений. Принцип работы такой коробки состоит в том, что на одно сцепление завязаны четные передачи, а на второе нечетные. В процессе движения крутящий момент передается по одному сцеплению, т.е. диск сомкнут. В это же время диск второго сцепления разомкнут, но внутри самой коробки следующая передача уже сформирована и когда приходит время переключения, первый диск просто размыкается, а второй синхронно смыкается. Такая схема работы обеспечивает плавность переключения и отсутствие рывков.

В свою очередь, роботизированные коробки делятся на два типа:

· С мокрым сцеплением — используют на автомобилях с мощным двигателем, крутящий момент которых превышает 350 Нм.

· С сухим сцеплением – используют на автомобилях с маломощными двигателями до 250 Нм крутящего момента.

Плюсы Робота:

· Плавность переключения и хода

· Высокий КПД

· Экономичный расход топлива

· Высокая динамика

· Возможность выбора режима работы трансмиссии

Минусы Робота:

· Малая надежность, как самой конструкции, так и мехатроника

· Стоимость обслуживания и ремонта

· Чувствительность к тяжелым дорожным условиям

Вариаторные трансмиссии (Вариаторы)

Вариаторные трансмиссии (CVT) считаются прямыми последователями классических гидромеханических кпп. Есть устойчивое мнение, что за CVT – коробками будущее, опять таки, учитывая городскую эксплуатацию автомобилей. Особенный упор на трансмиссии CVT делают японские производители, такие как Nissan и Subaru. Первая вариаторная коробка серийно появилась на автомобиле марки DAF в 50-е годы XX-века. Этим автомобилем оказался не грузовик, как многие могли подумать, а маленький легковой автомобиль.

К сожалению, особой надежностью и длительным ресурсом конструкция не отличалась. Компания Volvo в свою очередь, долгие годы пыталась развить технологию, но все закончилось сворачиванием разработок. Неожиданное продолжение истории вариатора дала Япония.

Причиной возврата и доработки вариатора послужила необходимость адаптации автоматических коробок к условиям эксплуатации в режиме городских пробок. Работа переключений передач на АКПП напрямую завязана на обороты двигателя. Классический автомат в режиме городских пробок, на малом расстоянии и на малом ходу начинал переключать передачи с первую на вторую, когда этого совершенно не нужно. В другом случае, двигаясь «накатом», АКПП держала передачу, не уходя на пониженную, долгое время ожидая от водителя команды на разгон. Такое поведение коробки давало большую нагрузку на собственные узлы, что вело к увеличенному расходу топлива, повышенному износу и раннему выходу из строя. Все это привело к интенсивной доработке акпп, но результатом стал принципиально новый тип кпп – CVT.

Самое удивительное, что первый вариатор был придуман Леонардо да Винчи в 1490 году. На чертежах изобретателя можно увидеть схему из параллельных конусов и перекинутого между ними ремня, способного перемещаться поперек оси вращения конусов, что позволяло менять передаточное отношение пары.

Коробка типа CVT или Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач. Основные детали коробки CVT — это гидротрансформатор и два раздвижных шкива, плюс, соединяющий их (шкивы) ремень. Сечение ремня имеет трапециедальную форму. Принцип работы заключается в следующем — сдвигающиеся половинки ведущего шкива выталкивают ремень наружу, что приводит к увеличению радиуса шкива, по которому работает ремень, это действие увеличивает передаточное отношение. Когда требуется снижение передаточного числа, ведомый шкив раздвигается, ремень перемещается на меньший радиус. Гидротрансформатор в этой конструкции обеспечивает трогание с места, после чего блокируется. Управление шкивами выполняет электроника.

Плюсы Вариатора:

· Переключение передач происходит незаметно, без рывков

· Экономичный расход топлива

· Высокая динамика

Минусы Вариатора:

· Несовместимость с мощными моторами

· Стоимость обслуживания и ремонта

· Большое количество датчиков влияющих на работу CVT

· Чувствительность к тяжелым дорожным условиям, буксировке

Мы рассмотрели основные виды коробок переключения передач. Определили главные минусы и плюсы каждого типа. Но дать однозначный ответ, какой агрегат будет лучше всех, невозможно. Каждый хорош в своем диапазоне задач, и выбор агрегата, которым будет оснащен автомобиль, учитывая диапазон задач, уже ложится на плечи конструкторов автомобиля и потребителя.

Автошкола Профи-Центр

АКПП или МКПП: что выбрать будущему водителю?

Споров на предмет, что же лучше: авто на «механике» (МКПП — механическая коробка переключения передач) или на «автомате» (АКПП — автоматическая коробка переключения передач), ведется немало. Аргументы приводят самые разнообразные, объективные и не очень. Вместе с автошколой «Профи Центр» выясняем, что же выбрать. Никаких предубеждений — только факты.

Что нужно знать будущему ученику автошколы

Если вы решили пойти в автошколу, выбрать, на какой коробке передач вы хотите учиться, АКПП или МКПП, необходимо заранее. При обучении на «автомате» вы сможете водить только авто с АКПП. Если возникнет необходимость сесть за руль машины на «механике», вам потребуется дополнительное обучение: переподготовка с АКПП на МКПП . Если же вы выбрали «механику», то сможете управлять ТС как с МКПП, так и с АКПП.

А теперь разбираемся с плюсами и минусами вождения с механической и автоматической коробками передач.

Плюсы и минусы МКПП

Плюсы:

  1. Как правило, автомобили с механической коробкой дешевле аналогов на «автомате», что позволяет сэкономить немало денег при покупке.
  2. Авто на «механике» разгоняется быстрее, а расход топлива — меньше.
  3. Механическая коробка передач долговечнее автоматической. Это не означает, что она никогда не выйдет из строя, но срок службы «автомата» — в среднем 200-250 тыс. километров пробега (а иногда и меньше), а механическая коробка прослужит дольше, да и обслуживать ее нужно реже.
  4. Механическая коробка передач не нуждается в дополнительном прогреве в зимой. Даже в сильные холода авто на «механике» завести легче.
  5. Выбраться из снега или грязи на авто с МКПП проще. К тому же можно буксовать, не опасаясь перегрева «автомата».

Минусы:

  1. Главный минус МКПП для водителя-новичка — сложность взаимодействия. Необходимо выжимать сцепление (и делать это правильно), переключать передачи с помощью рычага, следить за оборотами и грамотно манипулировать педалями акселератора и тормоза.
  2. Увеличенный, если сравнивать с «автоматом», промежуток переключения передач.
  3. Если переключать передачи некорректно, может произойти перегрузка двигателя. Это частая проблема у новичков, которые забывают вовремя переключить передачу.
  4. Необходимо научиться правильно трогаться с места, чтобы не «глохнуть», что тоже вызывает немало фрустрации у начинающих водителей.
  5. Эксплуатировать авто с МКПП в условиях замедленного движения по городу может быть довольно утомительно из-за необходимости постоянно переключать передачи вручную.
Плюсы и минусы АКПП

Плюсы:

  1. Легкость эксплуатации для водителя-новичка — никаких «мучений» со сцеплением и переключением передач.
  2. Исключается возможность перегрузки двигателя из-за неправильного переключения передач.
  3. Промежуток между переключением передач, в отличие от МКПП, минимальный.
  4. Не нужно опасаться «заглохнуть» из-за слишком медленно или слишком быстро отпущенного сцепления.
  5. Максимальный комфорт во время езды: не нужно беспокоиться о сцеплении и переключении передач, достаточно только сконцентрироваться на дорожной обстановке.

Минусы:

  1. Сложность и дороговизна ремонта и восстановления: если АКПП выйдет из строя, потратить на ремонт придется значительно больше денег, чем в случае с «механикой».
  2. Автомобили с АКПП в целом стоят дороже и обслуживать их необходимо чаще.
  3. В условиях эксплуатации в городе авто с АКПП расходует больше топлива.
  4. Авто на «автомате» нужен обязательный прогрев в холодное время года.
  5. Двигатель авто с АКПП будет менее мощным, чем у авто на «механике» — это одна из причин, почему спортивные и гоночные автомобили оснащены механической коробкой передач.

Резюмируя, свои плюсы и минусы есть как у АКПП, так и у МКПП. Выбор для будущего водителя будет зависеть от самых разных факторов: какой автомобиль вы хотите водить в будущем; где будете ездить: по трассе или в основном в городе; каким будет ваш стиль вождения: интересует вас быстрая езда или хочется в первую очередь комфорта и спокойствия за рулем. В автошколе «Профи Центр» во Владивостоке получить права категории B как с АКПП, так и с МКПП — сможет каждый.

Ничего не бойтесь и дерзайте! С нами — значит с правами!

Советы для начинающих водителей
Безопасность за рулем: как вести себя во время вождения

2024 © Профи Центр

АКПП или МКПП: что выбрать будущему водителю?

Споров на предмет, что же лучше: авто на «механике» (МКПП — механическая коробка переключения передач) или на «автомате» (АКПП — автоматическая коробка переключения передач), ведется немало. Аргументы приводят самые разнообразные, объективные и не очень. Вместе с автошколой «Профи Центр» выясняем, что же выбрать. Никаких предубеждений — только факты. Что нужно знать будущему ученику автошколы Если вы решили пойти в автошколу, выбрать, на какой коробке передач вы хотите учиться, АКПП или МКПП, необходимо заранее. При обучении на «автомате» вы сможете водить только авто с АКПП. Если возникнет необходимость сесть за руль машины на «механике», вам потребуется дополнительное обучение: переподготовка с АКПП на МКПП. Если же вы выбрали «механику», то сможете управлять ТС как с МКПП, так и с АКПП. А теперь разбираемся с плюсами и минусами вождения с механической и автоматической коробками передач. Плюсы и минусы МКПП Плюсы: Как правило, автомобили с механической коробкой дешевле аналогов на «автомате», что позволяет сэкономить немало денег при покупке. Авто на «механике» разгоняется быстрее, а расход топлива — меньше. Механическая коробка передач долговечнее автоматической. Это не означает, что она никогда не выйдет из строя, но срок службы «автомата» — в среднем 200-250 тыс. километров пробега (а иногда и меньше), а механическая коробка прослужит дольше, да и обслуживать ее нужно реже. Механическая коробка передач не нуждается в дополнительном прогреве в зимой. Даже в сильные холода авто на «механике» завести легче. Выбраться из снега или грязи на авто с МКПП проще. К тому же можно буксовать, не опасаясь перегрева «автомата». Минусы: Главный минус МКПП для водителя-новичка — сложность взаимодействия. Необходимо выжимать сцепление (и делать это правильно), переключать передачи с помощью рычага, следить за оборотами и грамотно манипулировать педалями акселератора и тормоза. Увеличенный, если сравнивать с «автоматом», промежуток переключения передач. Если переключать передачи некорректно, может произойти перегрузка двигателя. Это частая проблема у новичков, которые забывают вовремя переключить передачу. Необходимо научиться правильно трогаться с места, чтобы не «глохнуть», что тоже вызывает немало фрустрации у начинающих водителей. Эксплуатировать авто с МКПП в условиях замедленного движения по городу может быть довольно утомительно из-за необходимости постоянно переключать передачи вручную. Плюсы и минусы АКПП Плюсы: Легкость эксплуатации для водителя-новичка — никаких «мучений» со сцеплением и переключением передач. Исключается возможность перегрузки двигателя из-за неправильного переключения передач. Промежуток между переключением передач, в отличие от МКПП, минимальный. Не нужно опасаться «заглохнуть» из-за слишком медленно или слишком быстро отпущенного сцепления. Максимальный комфорт во время езды: не нужно беспокоиться о сцеплении и переключении передач, достаточно только сконцентрироваться на дорожной обстановке. Минусы: Сложность и дороговизна ремонта и восстановления: если АКПП выйдет из строя, потратить на ремонт придется значительно больше денег, чем в случае с «механикой». Автомобили с АКПП в целом стоят дороже и обслуживать их необходимо чаще. В условиях эксплуатации в городе авто с АКПП расходует больше топлива. Авто на «автомате» нужен обязательный прогрев в холодное время года. Двигатель авто с АКПП будет менее мощным, чем у авто на «механике» — это одна из причин, почему спортивные и гоночные автомобили оснащены механической коробкой передач. Резюмируя, свои плюсы и минусы есть как у АКПП, так и у МКПП. Выбор для будущего водителя будет зависеть от самых разных факторов: какой автомобиль вы хотите водить в будущем; где будете ездить: по трассе или в основном в городе; каким будет ваш стиль вождения: интересует вас быстрая езда или хочется в первую очередь комфорта и спокойствия за рулем. В автошколе «Профи Центр» во Владивостоке получить права категории B как с АКПП, так и с МКПП — сможет каждый. Ничего не бойтесь и дерзайте! С нами — значит с правами! Советы для начинающих водителей Безопасность за рулем: как вести себя во время вождения

Что такое МКПП и как она устроена

Фото: Shutterstock

МКПП — это сокращение от «механическая коробка переключения передач». Тип трансмиссии, в котором изменение передаточного отношения осуществляется вручную водителем. Та самая всем известная механика, она же «ручка», она же «палка» — все зависит от сленга, применяемого в обсуждении. Самый первый вид автомобильной трансмиссии с возможностью изменять передаточное число во время движения.

Несмотря на огромное количество автомобилей с ручной коробкой на наших дорогах, а также общую популярность механики у российского потребителя, на текущий момент МКПП является анахронизмом. Статистика показывает, что доля МКПП в массе выпускаемых сегодня в мире автомобилей составляет лишь несколько процентов.

Устройство МКПП

Механическая коробка передач, как и сцепление, является посредником в передаче крутящего момента от маховика двигателя к дифференциалу — межосевому или межколесному. Подавляющее большинство МКПП легковых автомобилей состоит из трех валов: ведущего (первичного), промежуточного и ведомого (вторичного). Кратко рассмотрим устройство и схему работы простейшей механики.

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Фото: Shutterstock

Ведущий, или входной вал МКПП — это вал, который входит в коробку со стороны мотора. Его задачей является доставка крутящего момента от двигателя (через сцепление) для дальнейшего распределения внутри коробки. Ведомый, или вторичный вал находится на выходе из коробки. Он передает момент дальше: либо непосредственно на дифференциал (передний привод), либо на карданный вал (задний или полный привод). Промежуточный вал МКПП, соответственно, располагается между первичным и вторичным, являясь посредником.

Шестерни на промежуточном вале закреплены жестко, фактически являясь с ним одним целым. А вот на ведомый вал они «нанизаны» свободно, имея возможность прокручиваться. И только муфты, которые скользят вдоль вала (когда водитель двигает рычаг), поочередно вводят то одну, то другую шестерню в зацепление с этим валом. Таким образом, крутящий момент передается от ведущего вала к ведомому через разные пары шестерен, с разным передаточным отношением. Соответственно этому, в зависимости от выбранной водителем передачи, меняется скорость и тяга на колесах.

Суть работы простейшей трехвальной МКПП отлично отражает следующая иллюстрация.

Фото: Grind My Gears / Youtube

Фото: Grind My Gears / Youtube

Крутящий момент от двигателя передается первичным валом (зеленый), который имеет постоянную связь с промежуточным валом (красный). Шестерни разного диаметра (синим) свободно вращаются на вторичном валу (голубой). В зависимости от положения рычага МКПП, одна из муфт (розовый) жестко соединяет ту или иную шестерню с вторичным валом. Это соответствует включению какой либо из передач. Так, на иллюстрации включена первая передача, и крутящий момент из коробки выходит через самую нижнюю шестерню вторичного вала (желтая стрелка).

Как правильно ездить на МКПП

Основные приемы обращения с ручной коробкой передач преподаются в автошколе. Тем не менее, вспомним базовые правила работы с данным типом трансмиссии.

  • Передачи необходимо включать только при полностью выжатом сцеплении.
  • Выбирать передачу нужно из соображений необходимой скорости. Двигатель не должен всегда ехать внатяг (слишком низкие обороты и высокая передача) и, напротив, не должен «реветь» на постоянно высоких оборотах со включенной низкой передачей.
  • Включать заднюю скорость допускается только после полной остановки автомобиля. В противном случае велик риск повредить МКПП.
  • В зимний период первые 5-10 минут езды, пока не прогреется масло в МКПП, рекомендуется включать передачи плавно, перемещая рычаг до упора.
  • Подъезжать к светофору рекомендуется со включенной передачей, оставаясь на ней максимально долго. В этом случае действует эффект торможения двигателем и замедление происходит эффективнее. А при условии скользкого покрытия под колесами — еще и более прогнозируемо.

Уход за МКПП

Современная механическая коробка не требует какого-либо внимания со стороны водителя, кроме регулярной замены масла. Межсервисные интервалы замены масла в МКПП всегда указаны в сервисной книжке или в руководстве по эксплуатации.

Ремонт МКПП

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Механическая коробка передач является сложным агрегатом, вторым по сложности после двигателя. А если речь про современную многоступенчатую МКПП — может ему и не уступать. Таким образом, квалифицированный ремонт этого узла возможен только в условиях сервисной станции. Но ряд симптомов неисправности МКПП владелец может обнаружить самостоятельно. К ним относятся:

  • Хруст при переключении скоростей. Возможно, повреждены синхронизаторы, отвечающие за плавную смену передач. Также не исключен вариант выкрашивания зубьев шестерен или износ их подшипников. В отдельных случаях виновником может оказаться изношенный вторичный вал или не до конца срабатывающее сцепление.
  • Самопроизвольное выключение передачи («выбивает скорость»). Часто происходит при ослаблении пружин синхронизаторов. Вторая вероятная причина: износ шестерен.
  • Нечеткое включение скоростей. Обычно происходит из-за люфта в механическом приводе от ручки МКПП до внутренних тяг (штоков) переключения. Иногда разболтанность привода можно устранить самостоятельно, подтянув болтовые крепления подвижных соединений.
  • Слишком шумная работа МКПП. Вероятен как физический износ деталей, так и низкий уровень масла. Доливка масла, наряду с подтяжкой сочленений из предыдущего пункта — единственное, что способен сделать в качестве «ремонта» МКПП неподготовленный автовладелец. Во всех остальных случаях необходимо обратиться на специализированный сервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *