Что означают цифры на моторном масле
Перейти к содержимому

Что означают цифры на моторном масле

  • автор:

Расшифровка моторного масла: как правильно читать маркировку

Расшифровка моторного масла: как правильно читать маркировку

На этикетке каждого моторного масла присутствует маркировка, в которой зашифрована важная информация. Эта информация касается как характеристик продукта, так и его назначения. Иными словами, маркировка содержит в себе классификацию моторного масла. Каждая цифра и буква в названии моторного масла обозначает что-то конкретное.

Понимание маркировок нужно, чтобы не испытывать трудности каждый раз, когда необходимо правильно подобрать моторное масло. В первую очередь, следует ориентироваться в международных стандартах качества и тех условных обозначениях, которые в них используются.

Совсем не обязательно знать все стандарты на зубок – достаточно запомнить общие моменты и закономерности, которые и позволят расшифровать искомую информацию о конкретном продукте.

Что пишут на этикетках моторных масел?

На канистре с моторным маслом производитель, как правило, помещает следующую важную информацию:

  1. Классификация по вязкостно-температурным свойствам, или попросту вязкость.
  2. Классификация по эксплуатационным свойствам, или спецификация, в соответствии с принятыми международными стандартами качества.

В целях маркетинга производитель (продавец) может поместить на этикетку и т.н. псевдомаркировку – маркировку, не являющуюся общепринятой, а придуманную для привлечения внимания потребителей. Такой псевдомаркировкой может быть, например, фраза «С добавлением умных молекул» и т.п. Но в данной статье мы рассматриваем только обязательные и общепринятые обозначения.

Вязкость моторного масла по SAE

В настоящее время единственной признанной системой классификации автомобильных моторных масел по вязкости является спецификация SAE J300. SAE — это аббревиатура Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers).

Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade – SAE VG). Численные значения степеней являются обобщенными символами комплекса вязкостных свойств.

Согласно SAE, масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Принадлежность к одному из этих классов можно вычислить по буквам и цифрам на этикетке.

Так, зимние моторные масла обозначаются одной цифрой и буквой W (первой в английском слове winter – «зима»). Зимних масел всего шесть видов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Для этих масел существует температурный предел прокачиваемости в холодных условиях – минимальная температура, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Вязкости масла с индексом W означают, что запуск двигателя возможен при следующих температурах:
• 0W – до –35-30°С;
• 5W – до –30-25°С;
• 10W – до –25-20°С;
• 15W – до –20-15°С;
• 20W – до –15-10°С.

Летние автомасла помечаются только цифрой – 20, 30, 40, 50, 60. Всего летних масел также шесть видов. (Исторически так сложилось, что два вида масла имеют цифру 40.)

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40. Первый номер, как в зимних маслах, указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует безопасный пуск двигателя.

Вторая цифра – это обобщенный показатель минимальной и максимальной вязкости масла при температурах 100-150°С (в работающем двигателе). Чем больше это число, тем толще масляная пленка в контактирующих узлах двигателя, а топливосберегающие свойства – наоборот, ниже.

Если взять, к примеру, смазочные составы 0W30, 5W30 и 10W-40, то получается следующая картина:

Моторные масла, имеющие обозначения 0W30 и 5W30, – это масла одной высокотемпературной вязкости. Но в холодных условиях они поведут себя по-разному. Моторное масло с вязкостью 0W30 сохранит свои свойства при предельной минимальной температуре –35°С, а для моторного масла 5W30 этот предел наступит уже при –30°С.

В свою очередь, моторное масло 10W-40 будет сохранять свои свойства при температуре не ниже –25°С. Однако в работающем двигателе это масло более густое, т.е. образует между трущимися поверхностями более прочную пленку. Такое масло рекомендуется для авто с большим пробегом, с достаточно изношенным двигателем, в котором зазоры между деталями могут быть значительными из-за истертости.

Классификация моторных масел по международным стандартам качества

Существуют международные стандарты моторных масел, разработанные для всеобщего удобства. Эти стандарты отображены в различных классификаторах. На сегодняшний день существуют несколько классификаций, обозначающих высший стандарт качества:

1. API. Система классификации моторных масел, разработанная в 1969 году Американским институтом нефти. Разделяет все автомасла по эксплуатационным свойствам. По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей. В настоящее время действующими считаются категории SJ, SL, SM, SN.

C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей. В настоящее время действующими считаются категории CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4

EC (Energy Conserving) – энергосберегающие маловязкие масла, т.е. уменьшающие расход топлива.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Цифры рядом с буквами (например, CJ-4) указывают, в каком двигателе данное масло применимо – 2-х или 4-тактном.

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа (дизельного). Например: API SM/CF.

2. ACEA. Стандарт качества, введенный Европейской ассоциацией автопроизводителей. Масла, сертифицированные по ACEA, считаются лучшими в плане энергосбережения и вязкости.

Моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию и обозначаются сочетанием букв «А/В». Рядом с буквами ставится определенная цифра, например A3/B3. Чем больше эта цифра, тем выше требования к маслу.

В связи с нововведениями в европейских требованиях к экологии, выделяют также класс С. Дополнительным классом Е обозначают моторные масла для тяжелого транспорта.

  • ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 – отменены;
  • ILSAC GF-5 – действующий в настоящее время стандарт.

Отечественные масла также проходят обязательную сертификацию по ГОСТ, и в маркировке масла значится вязкость в мм2/с, при температуре 100 °С.

Надеемся, данные пояснения помогут вам лучше ориентироваться в ассортименте моторных масел в интернет-магазине «АВТОШОП» и не испытывать трудностей при прочтении описаний к имеющимся у нас товарам.

Как правильно читать этикетки на канистрах моторного масла?

Этикетки на канистрах содержат полную информацию о характеристиках моторного масла. Ниже представлено краткое руководство о том, где найти и как расшифровать необходимые данные на примере этикеток на канистрах Mobil™.

Вязкость

Ключевым параметром при выборе моторного масла является класс вязкости по классификации SAE (Общество автомобильных инженеров, от англ. – Society of Automotive Engineers). Рекомендуемый класс вязкости масла зависит от

конструктивных особенностей двигателя и определяется производителем, который указывает его в руководстве по эксплуатации автомобиля. Ведь вязкость напрямую влияет на быстрый пуск и правильную смазку элементов двигателя.

Вязкость всегда указана на фронтальной этикетке канистры рядом с названием моторного масла и выглядит как сочетание цифр и латинской буквы W. Например, 5W-40 или 0W-20. Первое число в сочетании с буквой W (Winter) означает степень вязкости при низких температурах. Чем оно меньше, тем более текучим остается масло в морозы. Второе число после W указывает на степень высокотемпературной вязкости. Чем оно выше, чем гуще масло в жаркую погоду.

Классификация по международным стандартам качества

На этикетках канистр моторного масла содержится информация о соответствии продуктов требованиям и стандартам (спецификациям) экспертных организаций:

API – Американский институт нефти;

ACEA – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей;

ILSAC – Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов;

ААЕ – Ассоциация автомобильных инженеров России.

Рядом с названием вышеуказанной экспертной организацией указан код, состоящий из букв или букв и цифр, например, API SN, ACEA C3. Этот код указывает на уровень свойств масла и соответствие определенным стандартам качества.

Уровни защиты оригинальной продукции

На фронтальных этикетках моторного масла Mobil размещены защитные элементы, которые позволяют убедиться в оригинальности продукции: QR-код, 12-значный цифровой код и набор объемных металлических точек с цветными штрихами на них. Узнать подробнее о технологии защиты продуктов Mobil можно здесь.

Допуск автопроизводителя двигатель

Помимо общих стандартных спецификаций на задней этикетке канистр моторного масла Mobil указаны допуски автопроизводителей. Каждый из допусков означает, что масло прошло серию тестов и соответствует требованиям, которые предъявляет производитель к моторному маслу.

Масла Mobil имеют разные допуски производителей легкового и грузового транспорта: Volkswagen (VW), Mercedes-Benz (MB), General Motors (GM, dexos), Ford, BMW, Porsche, Jaguar Land Rover (JLR), Peugeot/Citroën Automobiles (PSA), Renault (RN), AVTOVAZ (Lada), Volvo, MAN, Scania, DAF, Mack.

На этикетках моторного масла допуски производителей могут выглядеть по-разному. Например, для легковых Mercedes-Benz они выглядят так: MB-Approval 229.3/229.1. А для грузовиков Renault, к примеру, так: Renault Trucks RLD-3.

Меры предосторожности и место производства

Задняя этикетка на канистрах Mobil является двойной. На ее внутренней стороне указаны рекомендации по соблюдению техники безопасности при работе с моторными маслами, а также информация о месте производства конкретной канистры масла.

Моторные масла Mobil поставляются официальными дистрибьютерами с заводов, находящихся в трех европейских городах: Гравеншон (Франция), Уддевала (Швеция) и Наантали (Финляндия).

Номер партии и дата изготовления

Эти данные указаны рядом с задней этикеткой и напечатаны непосредственно на канистре.

О чем говорят спецификации моторных масел API, ACEA, ILSAC, ААЕ?

API, ACEA, ILSAC и ААЕ — это международные стандарты качества, разработанные крупными экспертными организациями. Производители автомобилей всегда указывают определенные спецификации в руководстве по эксплуатации автомобиля, поэтому они являются важным параметром при выборе моторного масла. Рекомендуемые спецификации зависят от конструктивных особенностей и типа двигателя конкретного автомобиля.

Кто же эти экспертные сообщества, занимающиеся разработкой стандартов:

  • API (от англ. – American Petrol Institute) — Американский институт нефти;
  • ACEA (от фр. – Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) — Ассоциация европейских производителей автомобилей;
  • ILSAC (от англ. – International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов;
  • ААЕ (или русс. – ААИ) — Ассоциация автомобильных инженеров России.

Масла для автомобилей американских и азиатских автопроизводителей классифицируются по API или ILSAC. Европейские производители автомобилей для определения качества масла руководствуются классификацией по ACEA. При этом при выборе масла для легковых автомобилей, оборудованных дизельным двигателем с сажевым фильтром (DPF), руководствуются требованиям по классификации ACEA. Коммерческий дизельный транспорт ориентируется на обширную систему требований по API и ACEA.

Классификация API разделяет масла по их эксплуатационным свойствам. В соответствии с системой API существует две категории моторных масел:

API S (Service), например API SN – масла для бензиновых двигателей;

API C (Commercial), например API CK-4 – масла для дизельных двигателей.

Расшифровывается маркировка качества по API так. Буква, следующая за «S» или «С», указывает на качество масла. Чем дальше она стоит в алфавите, тем выше требования к уровню свойств масла. Самая низкая действующая в настоящее время спецификация для бензиновых двигателей – это API SJ.

В настоящее время наивысшей категорией масел для бензиновых двигателей по классификации API является спецификация API SN Plus, действующая с 1 мая 2018 года. Она особенно актуальна для автомобилей с TGDI (турбированным бензиновым двигателем с прямым впрыском), так как моторное масло такого уровня свойств способно предотвратить преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндре.

Остальные категории API для бензиновых двигателей соответствуют:

API SJ — масла для автомобилей не старше 2001 года;

API SL – масла для автомобилей не старше 2004 года;

API SM – масла для автомобилей не старше 2010 года;

API SN – масла для автомобилей с 2011 года.

Для легковых бензиновых двигателей масла более высоких спецификаций, например, API SN, можно применять там, где рекомендовано использование масла предыдущего уровня, например, API SM, API SL или API SJ.

Высшей категорией масел для дизельных двигателей по этой классификации является спецификация API CK-4. Это новый стандарт моторных масел для автомобилей, выпускающихся с 2017 года.

Также действующими стандартами остаются API CH-4, API CI-4, API CI-4 PLUS и API CJ-4. Цифра «4» в маркировке спецификации указывает на соответствие масла требованиям четырехтактных двигателей большого объема.

Масла более высокого класса могут применяться в двигателях, для которых подходят масла классов ниже. Например, API CK-4 может замещать собой такие спецификации как API CJ-4, API CI-4, API CI-4 PLUS и API CH-4.

Спецификация же API CH-4 может использоваться там, где подходят масла устаревших спецификаций API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4. При этом всегда необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя.

Классификация ACEA выделяет масла, которые ориентированы на требования европейских автопроизводителей и имеют развернутую систему одобрений. Ее требования более жесткие исходя из общеевропейских стандартов качества.

В соответствии с классификацией ACEA масла для бензиновых и легковых дизельных двигателей объединены в одну категорию и имеют обозначение в виде сочетания букв A/B, рядом с которыми стоят цифры.

В настоящее время спецификация A1/B1, соответствующая энергосберегающим маслам низкой вязкости, отменена.

Спецификации A3/B3 соответствуют стабильные, износостойкие масла, отвечающие базовому уровню требований автопроизводителей. Это универсальные полновязкие полнозольные моторные масла.

Спецификация A3/B4 включает в себя спецификацию A3/B3, а также масла для бензинового двигателя с прямым впрыском и дизельного двигателя с системой инжекции. Масла этой спецификации подходят для увеличенного интервала замены масла и соответствуют повышенным требованиям автопроизводителей.

Спецификации A5/B5 соответствуют энергоэффективные моторные масла низкой вязкости, ориентированные на экономию топлива. Они применимы только для двигателей определенных моделей.

В связи с экологическими требованиями в европейских странах классификация ACEA дополнена категорией С, которой соответствуют масла для автомобилей, оснащённых системой очистки выхлопных газов (сажевый фильтр (DPF), каталитический нейтрализатор). Эти масла различаются уровнем содержания SAPS – сульфатной золы, фосфора и серы.

С1 – очень низкий уровень SAPS;

С2 – средний уровень SAPS;

С3 – средний SAPS;

С4 – низкий SAPS;

С5 – средний SAPS и экономия топлива; это малозольное масло низкой вязкости.

Масла для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей выделены в категорию E.

E4 – масла для двигателей экологических стандартов Euro I – Euro V, работающих в тяжелых условиях, включая увеличенные интервалы замены масла. Подходят для двигателей без сажевых фильтров, некоторых двигателей с EGR (система рециркуляции отработанных газов) и SCR (селективный каталитический нейтрализатор).

E6 – масла для двигателей экологических стандартов Euro I — Euro VI, работающих в тяжелых условиях с увеличенным интервалом замены масла. Они подходит для двигателей с EGR и SCR. Такие масла рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, а также работающими на топливе с пониженным содержанием серы.

E7 – масла с отличной защитой от износа дизельных двигателей нового поколения экологических стандартов Euro I – Euro V. Они подходят для двигателей без сажевых фильтров и для большинства двигателей с EGR и SCR.

E9 – масла с отличной защитой от износа дизельных двигателей нового поколения экологических стандартов Euro I – Euro VI. Они подходят для двигателей с EGR и SCR. Рекомендованы для оснащённых сажевыми фильтрами двигателей, работающих на топливе с пониженным содержанием серы.

Классификация ILSAC создана для масел, используемых в американских и японских автомобилях. Она имеет пять категорий качества, первая из которых уже устарела, а наиболее актуальные в настоящее время ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

ILSAC GF-4 – стандарт соответствует уровню требований API SM;

ILSAC GF-5 – стандарт соответствует уровню требований API SN.

Два этих стандарта перекрывают предыдущие уровни одобрения.

Классификация ААЕ (AAИ) имеет две категории масел:

Б – масла для бензиновых двигателей;

Д – масла для дизельных двигателей.

Цифры после буквы обозначают класс продукта. Высшими являются ААИ Б6 (AAE B6) для бензиновых двигателей, отвечающих требованиям Euro IV, и ААИ Д5 (AAE D5) для дизелей грузовых автомобилей с наддувом, работающих в тяжелых условиях и отвечающих требованиям Euro-III по выбросам токсичных компонентов.

Что означают цифры 0W-40, 5W-30, 5W-40 и т.д.

Цифры 0W-40, 5W-30, 5W-40 и т.д. означают вязкость масла, а именно:

1-я цифра означает, плотность (вязкость) масла в холодном состоянии, т.е. в незаведенном двигателе.

2-я цифра означает, плотность (вязкость) масла в горячем состоянии, т.е. в прогретом моторе.

Чем ниже цифра, тем жиже масло. Например 0W-40 жиже, чем 5W-40 в холодном состоянии, а в горячем одинаково.

Каждый производитель рекомендует свои варианты вязкостей для своих двигателей зависящих от технических особенностей моторов, таких, как толщина масленных каналов и т.д. Например Volvo рекомендует в основном 0W-30, BMW 0W-40 и 5W-40, а Toyota 0W-20 и 5W-30, так что если Вы не знаете, что Вам рекомендовано производителем обратитесь к нам для подбора масла, это бесплатно подбор масла >>

Что означают буквы и цифры на канистре с моторным маслом

Сегодня в мире используются несколько основных классификаций моторных масел по международным стандартам. Они действуют параллельно и могут быть указаны на банке с маслом все сразу, но при этом имеют разное значение.

Маркировка по SAE. Это классификация масел, разработанная Ассоциацией автомобильных инженеров США (SAE), которая характеризует главное свойство любой смазки — её вязкость. Масло для автомобильных двигателей несёт маркировку вида 10W-40, где первая цифра указывает на его вязкость в холодном состоянии (W — Winter), а вторая — в горячем. По маркировке SAE определяют, пусть и условно, предельные температуры воздуха, при которых масло может нормально работать в двигателе.

Цифры в маркировке кратны пяти. Чем ниже первая, тем масло остаётся менее вязким на морозе, а чем выше вторая, тем оно более густое в нагретом виде. Низкая вязкость в мороз нужна для того, чтобы стартер легче проворачивал мотор при холодном пуске. А повышенная вязкость горячего масла необходима, чтобы масляный клин сохранялся при высоких нагрузках.

И если лет двадцать назад наиболее привычными для нас были обозначения 5W-30 или 10W-40, то сегодня существуют масла 5W-50 и даже 0W-50 — то есть смазка, покрывающая весь теоретически возможный вязкостно-температурный диапазон для любого мотора! Однако у такой смазки, помимо высокой цены, есть и ещё один недостаток: чтобы обеспечить такие характеристики, в неё приходится добавлять очень много присадок, которые могут со временем выпасть в осадок или негативно повлиять на другие свойства смазки.

Кроме того, сегодня автопроизводители борются за экономичность и экологичность двигателей. А потребление топлива напрямую зависит от их внутренних потерь энергии — в том числе на прокачку по каналам слишком вязкого масла. Поэтому уже не редкость масла с очень низкими цифрами по SAE — например, 0W-20.

Низковязкие масла хороши только в новом, исправном моторе. Если зазоры в подшипниках коленвала и распредвала увеличены, масляный насос просто не сможет создать нужное для хорошего клина давление, поэтому при пиковых нагрузках вкладыши могут оказаться «сухими».

Маркировка по API. Ещё одна классификация из-за океана, на этот раз Американского нефтяного института. Она делит моторные масла по качеству и предназначению. Если маркировка начинается с буквы S — это масло для бензиновых двигателей. С литеры С — для дизельных. Следующие буквы и цифры в индексе обозначают класс масла, определяемый набором требований, которым оно удовлетворяет -по степени окисления, зольности (количеству твёрдых продуктов сгорания), смазывающим свойствам и так далее. Они же условно означают технический уровень двигателей, для которых предназначены, поскольку каждый следующий класс (и буква алфавита) вводится через несколько лет после предыдущего, а моторы обычно создают в расчёте на текущий масляный стандарт. Маркировка API ведётся с 1964 года, поэтому на сегодня наиболее качественные масла будут скрываться под буквами, расположенными уже во второй части английского алфавита. Для бензиновых моторов сейчас актуальны API SM, SL, SN. Для дизелей — CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.

Встречаются и двойные обозначения масла — вроде API CG-4/SH. Это просто означает, что данное дизельное масло (если С-маркировка стоит первой) вполне подходит и для использования в не сильно форсированных бензиновых двигателях.

Маркировка АСEA. Вслед за американцами подобную же классификацию в 1995 году ввела и Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA). Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

A/B — для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов: A1/B1 (устаревший), A3/B3, A3/B4, A5/B5;
C — для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов: C1, C2, C3, C4, С5;
E — тяжелонагруженные дизельные двигатели: E4, E6, E7, E9.
Иногда на банке с маслом через дефис после класса указывается год введения этого класса (например, А5/В5-12). Дело в том, что, в отличие от API, цифры здесь обозначают не качество масла, а комплекс требований к ним. А уровень этих требований ассоциация меняет (и ужесточает) раз в несколько лет -последний раз это случилось в 2016 году. И потому совсем не обязательно, что чем выше цифра с индексе ACEA, тем лучше для мотора. Например, масло А3/В3 предназначено для высокофорсированных двигателей.

Маркировка ILSAC. Классификация, совместно принятая ещё двумя ассоциациями автопроизводителей, на этот раз японской (JAMA) и американской (AAMA). На банках с маслом указывается как GF (GF-1, GF-2 и т.д.). Она появилась немного раньше (в 1990 году), но по своему принципу похожа на маркировку API — чем больше число, тем выше требования к маслу и его качество. Есть, правда, свои особенности: актуальные на сегодня индексы GF-4 и GF-5 получают только масла с высокотемпературной вязкостью не выше 30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *