Что такое сальник в машине
Перейти к содержимому

Что такое сальник в машине

  • автор:

Что такое сальники. Применительно к машине. Читай, запоминай

Сегодня я хочу поговорить об уплотнительных элементах практически любого двигателя внутреннего сгорания – простыми словами сальники. Многие из вас слышал про них, но не многие представляют, что это такое и куда устанавливаются. Однако, не смотря на всю простату строения, они выполняют важные задачи, такие как удержание смазывающей жидкости в агрегатах. Сегодня я постараюсь простым и понятным языком рассказать про эти элементы …

Что такое сальники в авто

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Принцип работы и устройство
  • Где используются?
  • Выбор и замена сальников
  • Особенности замены

Как обычно, для начала определение

Сальник – приспособление, которое используется в автомобиле с целью уплотнения сочленений различных деталей и вращающихся валов, работающих по принципу возвратно-поступательных движений.

Основная функция, которую они выполняют – полная герметизация мест стыка неподвижных или подвижных поверхностей.

сальники

Простыми словами, они уплотняют валы и «стенки» их корпусов, не давая вытекать смазывающей жидкости наружу.

Принцип работы и устройство

Суть такого уплотнительного приспособления состоит в следующем: внутри его корпуса, где сквозь него проходит ось шпинделя, есть «коробка», внутри нее располагается специальная набивка — уплотнительный материал. Он плотно прижимается к оси шпинделя.

При этом возникает сжатие материала уплотнителя, в результате чего он плотно прилегает с одной стороны к поверхности шпинделя и к стенкам своей камеры с другой.

на авто

Вследствие этого создается полная герметичность, которая не позволяет рабочей среде выходить за пределы своего корпуса.

В механизмах с небольшим диаметром поджатие уплотнительного материала осуществляется с помощью накидной гайки, с большим диаметром – использованием анкерных болтов.

Где используются?

Сальники в автомобиле в основном используются в его силовом агрегате. Так, в каждом двигателе есть две таких детали в коленвале, а в тех моделях, где используется зубчатый резиновый ремень – еще и в валах, что выходят из двигателя.

Таким образом, в моторе автомобиля есть следующие типы подобных приспособлений:

  • Передний для коленчатого вала;
  • Задний для коленчатого вала;
  • Для балансира;
  • Для масляного насоса.

сальник коленвала

Все они должны быть изготовлены с термостойкого материала, поскольку в результате быстрого вращения деталей происходит нагрев сальников. Если они будут изготовлены из обычного нетермостойкого вещества, будет происходить их подгорание и полное разрушение.

Еще один вид автомобильных сальников, который для качественного выполнения своих функций должен иметь специальную конструкцию – сальник ступицы. Такой узел должен иметь высокую прочность и специальную конструкцию – быть армированным, иметь дополнительные кромки защиты от пыли и грязи, проникновение внутрь деталей которых приводит с быстрому разрушению сальника.

Выбор и замена сальников

Одна из основных особенностей, которая отличает такие детали, является их стоимость: он совсем невысокая. Но вместе с тем замена этой автомобильной детали намного дороже в сравнении с ее стоимостью.

Имеет свои особенности и выбор сальника. Для нормального функционирования следует покупать для автомобиля именно ту запчасть, что подходит для конкретной модели. Кроме того, не рекомендуется ставить на иномарки запчасти отечественного производства.

Если же не удается найти требуемую деталь под конкретную модель транспортного средства, то при выборе новый сальник должен иметь меньшую ширину, чем требуется – никаких проблем с установкой и использованием не должно возникнуть. А вот узел с большей шириной никак не подойдет.

В случае выбора модели такой детали без нарезки и пыльника на рабочей поверхности она не прослужит больше 30 тысяч километров пробега. Пыльник предотвращает проникновение грязи внутрь сальника, нарезка обеспечивает сбрасывание излишков масла назад в картер. При отсутствии же таких дополнительных приспособлений срок службы сальника значительно уменьшается.

Особенности замены

Существует одна важная особенность в замене этой запчасти: на валу мотора, куда будет установлен новый сальник, может присутствовать немалый износ от кромки старого. В подобном случае подбирать деталь следует так, чтобы ее кромка была немного смещена относительно оригинала. Также можно установить новую деталь с дистанционным кольцом, которое обеспечит сдвиг кромки относительно предыдущего положения.

Когда в вале мотора присутствует сильный износ подшипников, желательно при замене выбирать сальники с маслогонными рисками. В таком случае деталь прослужит намного дольше, чем при выборе запчасти без такого приспособления.

замена сальника

Перед началом замены сальника необходимо точно определить, из-за чего именно старая деталь пришла в непригодность. Кроме того, важно точно понимать, какие проблемы может успешно решить замена старого сальника на новый, а какие такая замена просто скроет. Примером такого случая может быть повреждение поверхности вала или же его свободное перемещение, что категорически недопустимо. Замена сальника в таком случае может на некоторое время завуалировать проблему, но в будущем это может привести к более серьезным поломкам.

Таким образом, сальник – важная деталь, которая используется во многих подвижных и неподвижных соединениях. Важной его особенностью является процесс замены, для качественного проведения которой важно иметь специальные навыки и знания.

Вот такая вот мелкая но все же важная деталь. Сейчас небольшое видео.

НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

(18 голосов, средний: 4,44 из 5)

«Как устроены и работают сальники» (часть 1)

Уплотнить, то есть сделать герметичными – непроницаемыми для масла, охлаждающей жидкости или газа, стыки между деталями в двигателе непростая задача, особенно когда речь идет о так называемых «динамических» уплотнениях – то есть находящихся в местах контакта движущихся деталей, таких как коленвал, распределительный вал или стержни клапанов, что есть весьма непростая задача. Поскольку подобное уплотнение (иначе называемое «сальником») должно удерживать, и направлять в нужную сторону, масло для создания надежной смазывающей пленки, необходимой для защиты самого уплотнения от износа и, при этом, создавать минимальное сопротивление для движущейся уплотняемой детали. В каждом двигателе есть три основных детали, которым очень необходимы динамические уплотнения – это распределительный и коленчатый валы, а также – стержни клапанов. Конструкции этих уплотнений менялись год за годом, чтобы обеспечить наилучший контроль за расходом и распределением масла.

Первая часть нашей статьи посвящена уплотнениям коленчатого и распределительного валов.

1_15

Рис. 1. «Половинка» сальниковой набивки.

Сальниковая набивка

Раньше, лет семьдесят назад, для уплотнения коленвала широко применяли сальники так называемого набивного типа (рис. 1). Хотя на некоторых моторах сальниковая набивка, из-за своей простоты и сравнительной дешевизны, дожила и до наших дней. Набивка представляла собой жгут или шнур (в основном – из асбестового волокна), который надо было обрезать до длины, соответствующей размерам отверстия в постели вала и в крышке этой постели в блоке цилиндров.

Куски жгута сначала укладывали в специальные канавки, которые имелись в блоке цилиндров. Уложить жгуты в канавки помогал специальный инструмент (рис. 2), чтобы набивка полностью, и очень плотно, была уложена в канавку, перед тем как срезать ее по линии разъема блока и соответствующей крышки. Подобное уплотнение обеспечивало большую площадь контакта с коленвалом. При этом оно хорошо впитывало масло, которое и смазывало коленвал. Будучи новыми эти уплотнения надежно удерживают масло, но со временем, по мере истирания и износа, начинают протекать. Даже несмотря на то, что сейчас набивку изготавливают из очень прочных, преимущественно синтетических, волокон, которые трудно разрезать даже с помощью нового бритвенного лезвия.

4_8

Рис. 2. Приспособление для установки набивки

Разрезные сальники

На смену набивке пришли разрезные, из двух частей, сальники, которые работают лучше и помогают держать в чистоте пол в гараже или подъездную дорожку к дому. Эти уплотнения, формованные из резины на металлическом каркасе, имеют узкую уплотнительную кромку, которая собирает масло – для смазки и вала, и самой кромки, для уменьшения износа и отвода тепла. Устанавливать такие сальники намного проще, чем укладывать набивку. Каждая половинка вставляется в канавки и постели в блоке и ответной крышки, располагаясь таким образом, что край каждой половинки выступает за линию разъема (рис. 3 и 4). Поэтому стык двух половин такого сальника не совпадает линией разъема постели и крышки, что уменьшает возможности утечек. При установке всегда надо смазывать кромку уплотнения, чтобы его не повредило при первом запуске двигателя. И еще – обратите внимание, что его кромка должна быть направлена внутрь двигателя.

2_1_4

Рис. 3. Верхняя часть разрезного сальника, установленная в блок цилиндров.

3_1_4

Рис. 4. Нижняя часть разрезного сальника, установленная в крышку.

Цельные сальники

Во всех современных двигателях используют цельные сальники, которые обычно отформованы из специальной резины, на металлическом каркасе, либо, как в последнее время, из тефлона. (Химическое название этого материала – политетрафторэтилен (ПТФЭ). Раньше в СССР его называли фторопластом, а сейчас он широко известен под торговым названием тефлон.) Формованные резиновые сальники дешевле и более распространены. Они применяются в двигателях уже много десятков лет. Такие сальники имеют различную конструкцию: с металлической или обрезиненной наружной обоймой, с одинарными или двойными рабочими кромками, со спиральными насечками внутри или вовсе без них. Здесь мы рассмотрим некоторые из этих конструкций и их применение.

Сальники с металлической или обрезиненной обоймой

Раньше подобные сальники имели металлическую наружную обойму (рис. 5 и 6) и устанавливались в чугунные блоки с некоторым натягом. Подобная установка давала надежную фиксацию сальника и позволяла менять его без снятия коленвала, как это было раньше. На металлическую обойму обычно наносят покрытие различного цвета (красного, синего или зеленого), которое заполняет микронеровности в посадочном месте, чтобы масло не просачивалось. При установке такого сальника надо соблюдать осторожность, чтобы обеспечить надлежащую соосность сальника и вала. Перекос сальника неизбежно приведет к неравномерному износу уплотнительной кромки, повреждению обоймы, соскакиванию прижимной пружины и, соответственно, к повышению температуры в месте контакта вала и рабочей кромки сальника. Что, в свою очередь, вызовет преждевременную течь масла.

Более современные сальники имеют обрезиненную внешнюю обойму (рис. 7 и 8). Такая особенность конструкции сальника, в основном, связана с широким применением алюминия в нынешних моторах. Переход от чугуна к алюминиевым сплавам не был простым, поскольку коэффициент температурного расширения двух этих металлов существенно различается, и их совместное использование приводило к известным проблемам. Так что обрезиненные обоймы позволяют легко устанавливать сальник в алюминиевый блок цилиндров или в соответствующую крышку, обеспечивают стабильность уплотнения даже когда диаметр отверстия увеличивается из-за расширения при нагреве. Еще одной важной причиной перехода к обрезиненной обойме стала защита посадочного места в блоке цилиндров от повреждений, которые может нанести более твердая, чем алюминиевый сплав, стальная обойма.

Конструкция кромки, обоймы и спирали

Независимо от того, является ли сальник разъемным или цельным, главный уплотнительный элемент в нем – рабочая кромка. Ранние сальники имели единственную кромку (рис. 5 и 7), которая работала неплохо, но такая конструкция, при попадании на наружную поверхность рабочей кромки сальника пыли и грязи, приводил к ее преждевременному износу и разрушению (рис. 9). Эта проблема была решена путем добавления второй, пылезащитной, кромки (рис. 6 и 8). Эта дополнительная кромка не прижимается плотно к валу, как основная, а скользит по его поверхности, не позволяя пыли и грязи проникать к основной – рабочей кромке (рис. 10). Сама основная кромка обычно имеет прижимную кольцевую пружину – для плотного контакта с валом.

На наружной стороне рабочих кромок многих сальников можно видеть характерные спиральные насечки. Это очень важная конструктивная особенность современного сальника. Такие насечки собирают масло, просочившееся через под рабочей кромкой, и направляют его обратно к месту контакта, то есть «возвращают» масло в двигатель. Важно правильно выбрать направление этих насечек – в соответствии с направлением вращения коленвала (рис. 11 и 12). Если ошибиться, то спиральная насечка будет выбрасывать масло наружу. Для судовых двигателей, где есть режим реверса и коленвал может вращаться в обе стороны, существуют сальники с волнообразным, перекрещивающимися и треугольным расположением насечек. Подобные «универсальные» сальники можно использовать как в обычных двигателях, так и в реверсивных (рис. 13).

Здесь показаны типичные поперечные сечения сальников различной конструкции.

5_7

Рис. 5. Сальник с металлической обоймой и одной рабочей кромкой.

6_5

Рис. 6. Сальник с металлической обоймой и двойной рабочей кромкой.

7_4

Рис. 7. Сальник с обрезиненной обоймой и одной рабочей кромкой.

8_3

Рис. 8. Сальник с обрезиненной обоймой и двойной рабочей кромкой.

12_1_1

Рис. 9. Однокромочный сальник.

Грязь собирается на рабочей кромке уплотнения и постепенно разрушает ее.

13_1_2

Рис. 10. Сальник с двойной кромкой.

Наружная вторая кромка защищает рабочую, удерживая грязь.

9_3

Рис. 11. Спиральные насечки для вращения против часовой стрелки.

10_3

Рис. 12. Спиральные насечки для вращения по часовой стрелке.

11_3

Рис. 13. Насечки для вращения в обоих направлениях.

Тефлоновые (ПТФЭ) сальники

В самых современных сальниках используют тефлон. Его наносят на тонкие кольца, сделанные из синтетических волокон, закрепленные тем или иным образом в металлической обойме, как и в случаях с формованными сальниками (рис. 14). Рабочая кромка таких сальников также имеет спиральные канавки, подобно более ранним конструкциям. Преимущество тефлоновых сальников – большая площадь контакта, что обеспечивает надежное уплотнение и смазку даже при дефектах поверхности. Кроме того, увеличение площади контакта обеспечивает большее «откачивающее» действие спиральных канавок – для удержания масла в двигателе. Подобные сальники также допускают некоторое смещение вала относительно центра отверстия и имеют более широкий диапазон рабочих температур: от — 80 до +260° C. Многие сальники из ПТФЭ также имеют вторую кромку, для защиты основной, рабочей, кромки от пыли и грязи.

Такие сальники обычно поставляются со специальным приспособлением для монтажа. Это направляющая втулка (обычно пластиковая), которая вставлена в отверстие сальника. Она «надевается» на коленчатый вал, а затем сальник надвигается со втулки на вал, вставая на свое место в правильном положении. Это нужно для того, чтобы избежать повреждения рабочей кромки. Неправильная установка подобного сальника может привести к дефекту уплотняющей кромки и последующим утечкам. Кроме того, такие сальники следует устанавливать «на сухую», без предварительной смазки рабочей кромки сальника и вала, так как использование любой смазки ведет к быстрому отказу уплотнения. Дело в том, что тефлон с рабочей кромки сальника при первом контакте с валом, сразу после запуска двигателя, частично «намазывается» на вал, в виде тонкой пленки, обеспечивая лучшее скольжение. А нанесение любой смазки такому переносу помешает.

14_1_1

Рис. 14. Поперечное сечение тефлонового (ПТФЭ) сальника/

Ремонтная втулка

Со временем на поверхности коленвала, в месте контакта с рабочей кромкой сальника, образуется характерная канавка. Также могут проявиться и другие виды износа – типа питтинга или коррозии на внешнем конце вала, находящемся за пределами картера. Все они могут вызвать преждевременный износу нового сальника. При установке нового сальника, другого производителя, рабочая кромка может сместиться «внутрь» или «наружу» относительно прежнего положения. Если кромка нового сальника окажется «снаружи», то может попасть на участок вала, который до этого был поврежден, из-за пыли или ржавчины. А подобные дефекты поверхности вала способствуют быстрому появлению утечек. Если же новая кромка окажется точно на месте прежней, то попадет в канавку на валу, возникшую из-за выработки и в этом случае уплотнение тоже будет плохим.

Одним из способов восстановления работоспособности уплотнения является установка на вал ремонтной втулки. Подобные втулки, изготовленные из нержавеющей стали, «надеваются» на вал и создают новую гладкую поверхность для работы сальника (рис. 15 и 16). Но очень важно правильно, без перекоса, установить втулку. Некоторые производители подобных втулок также продают и приспособления для их установки, чтобы ось втулки точно совпала с осями вала и сальника. Малейшее несоответствие – и поверхность втулки будет деформирована, так что её установка потеряет смысл.

15_1_3

Рис. 15. Ремонтная втулка создает новую, неизношенную, поверхность для контакта с кромкой сальника.

16_2

Рис. 16. Внешний вид типичной ремонтной втулки

Есть и другие решения, которые позволяют решить проблему износа поверхности под сальник без установки ремонтной втулки. Например, для некоторых V-образных восьмицилиндровых двигателей Chevrolet предусмотрен ремонтный сальник, рабочая кромка которого смещена внутрь относительно оригинального (рис. 17). Таким образом кромка нового сальника будет работать на неизношенном участке вала.

17_1_1

Рис. 17. Сравнение двух сальников: стандартного (слева) и ремонтного, со смещенной кромкой (справа).

Брайан Робертс

Технический специалист AERA Брайан Робертс имеет более чем 20-летний опыт работы на рынке запчастей для обслуживания и ремонта, работал в Federal-Mogul (Fel-Pro), Modern Silicone Technologies и Dana Corporation в качестве инженера и менеджера по продуктам. Обладает обширными знаниями в области разработки, производства и продажи прокладок; в частности, герметизации двигателя и решение проблем в этой области.

Что такое сальник в машине

Что такое сальник в машине

Что такое сальник в машине? Это специальный уплотнитель в виде кольца (колпачка), который удерживает техническое масло, необходимое для работы соединений. Пример – распределительный вал двигателя. Благодаря его вращению клапанами совершаются возвратно-поступательные движения. Под температурой рабочего двигателя элементы нагреваются и сильно трутся друг о друга. Отсутствие сальника ведет к быстрому износу и поломке основных элементов, а возможно, и всего двигателя.

Изготавливаются сальники из термостойких материалов. У заводских деталей имеется специальный стандарт для каждого типа. При быстром вращении сальника повышается внутренняя температура уплотнителя. Если он окажется некачественным, деталь легко может сгореть.

Купить сальник в машину

Место расположения

В большинстве машин сальники устанавливаются в нескольких местах в зависимости от назначения. Как правило, в самом двигателе предусматривается по два на коленчатом вале. В модификациях с использованием зубчатого ремня они также присутствуют на валах, выходящих из мотора. Всего можно выделить типы сальников для:

  • коленвала – передний и задний;
  • масляного насоса;
  • балансира.

Отдельно выделяется сальник ступицы. Этот уплотнитель значительно массивнее и сложнее других. Задача этой детали – герметизировать зазоры ступицы. Также корпус такого сальника имеет специальные дополнительные кромки, защищающие его от грязи.

Внимание! Сальники не подлежат ремонту, в случае износа снимаются и выбрасываются. Замена обычно требуется через 100 тысяч км пробега авто. Это усредненный показатель, зависящий от множества факторов.

Предвидеть приближающуюся проблему довольно легко. На это указывают некоторые признаки:

  1. Неприятные звуки вращающихся деталей. Если маслосъемный колпачок износился, он твердеет и может лопнуть. В результате, рабочее масло вытекает из своей среды, попадая в камеру внутреннего сгорания и на другие органы автомобиля. При этом детали со сломанным колпачком начинают чаще соприкасаться, что может привести к быстрому их износу.
  2. Появление масла на функциональных деталях, где его не должно быть. Например, могут быть заметны масляные следы на постели распределительного вала.

Очень важен правильный выбор сальника под модификацию автомобиля. Обычно производитель или продавец хорошо знают изделия и могут подсказать при выборе. Если же невозможно найти изделие под конкретную модель автомобиля, можно взять альтернативный вариант, однако при этом ширина узла должна быть немного меньше.

Кроме того, при выборе стоит обратить внимание на наличие пыльника и нарезки на рабочей поверхности. Если их нет, срок службы такого уплотнителя составляет не более 30 тысяч км.

Что такое сальник в автомобиле

Здравствуйте, читатель сайта RtiIvaz.ru! Современные манжеты, состоящие из резины и металлического корда, называются сальниками. Из давних времён в роли манжеты использовали войлочную либо фетровую ткань со свиным салом, отсюда и появилось название сальник. В наше время обычные манжеты и с армированными элементами также продолжают закрывать зазоры между подвижными и, неподвижными деталями механизмов.

сальники для автомобилей ваз

Сальники используются в автомобиле, как защита протечки наружу моторного масла, ГУРа, охлаждающей, тормозной жидкости. А также препятствует соприкосновению двух разнородных средств, проникновенью внутрь деталей частиц пыли, грязи, воды.

Как правило, армированная манжета содержит в себе 2 элемента, это металлическое кольцо внутри резины и стальная пружина, которая расположена на внутренней стороне изделия. Металлическое кольцо увеличивает несущую способность, а пружина максимально прижимает трущуюся часть резины к уплотняемому элементу.

Если сравнить обычную резиновую манжету с армированной то на ощупь уже понятно, чем они различаются. Обычная манжета имеет большую эластичность и легко деформируется пальцами рук, а армированная за счёт металлического кольца, имеет большую прочность и, согнуть её не получится.

Армированные резины выдерживают большие нагрузки, чем обычные…

Существует разновидность армированных манжет с так называемым пыльником, которая не даёт попасть грязи, пыли в узлы деталей и поэтому востребованы в производстве автомобилей.

Места расположения сальникового уплотнения в автомобиле:

  • Коленвал двигателя — ставятся на передней и задней крышке;
  • Распределительный вал — устанавливается на валу со стороны крепления шестерёнки привода зубчатого ремня;
  • Механическая коробка либо автоматическая — находятся между валами и корпусом;
  • Насос Гура — находится на валу шкива привода ручейкового ремня навесных агрегатов;
  • Компрессор кондиционера — на передней крышке;
  • Помпа (водяной насос) — находится на оси крыльчатки;
  • Редуктор заднего моста — на хвостовике со стороны кардана;
  • Ступицы колёс — установлены на осях ступиц;
  • Направляющие клапанов впускных и выпускных – установлены на направляющих втулках клапанов;
  • Передние стойки и задние — манжета расположена в верхней части амортизатора.

Материалы для производства сальниковых уплотнений

Сальниковые уплотнения средние по цене производятся из бутадиен каучуковой резины NBR, которые выдерживают температуру от -40 °С до 120 °С. Устойчивы к большинству видов жидкостей.

Дешёвые по цене изготавливаются из акрилатного синтетического каучука ACM, переносят температуру от -30 °С до 150 °С.

Недорогие сальники делаются из силикона VMQ, MVG, ECOSIL. По химическому составу неустойчивы к некоторым минеральным маслам и техническим жидкостям, температура воздействия -25 °С до 230 °С.

Дорогие производятся из такого материала, как фторопласт-фторкаучук FPM, FKM, выдерживают высокие температуры от -40 °С до 180 °С. Устойчивы большинству масел и химическим жидкостям, а также выдерживают механические нагрузки.

Самые современные и дорогие изготавливаются из тефлона PTFE с наибольшей устойчивостью к химическим жидкостям. Выдерживают рабочую температуру от -40 °С до 220 °С. Особенность сальника из тефлона своей трущейся «рабочей» частью минимально изнашивает вращающиеся детали механизмов.

Однако со временем резинотехнические изделия изнашиваются и требуют замены. Работа по замене предстоит трудоёмкая и поэтому покупать резиновые изделие, нужно тщательно изучив, технические характеристики. Но лучше доверить работу опытному мастеру в автосервисе с магазином проверенных запчастей.

Источник видео Агросервис TV

До свидания на страницах блога RtiIvaz.ru! Комментарии приветствуются, пишите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *