Что там с утиль сбором
Перейти к содержимому

Что там с утиль сбором

  • автор:

Что такое утилизационный сбор и как его рассчитать. Объясняем простыми словами

Утилизационный сбор — обязательный разовый платеж в государственный бюджет, который платят импортёры, производители и покупатели автомобилей и других транспортных средств (ТС), специальной техники, самоходных машин и прицепов. Подробнее в статье, которую проверила эксперт по таможенным вопросам Юлия Шлёнская.

Проще говоря, по сути, утилизационный сбор — это налог. В теории эти деньги потратят на утилизацию автомобиля, когда тот придёт в негодность, а материалы отправят на переработку.

По закону, сбор взимают ради экологической безопасности, для защиты здоровья человека и окружающей. Но также распространено мнение, что на деле утилизационный сбор стал ещё одной таможенной пошлиной.

Деньги за утилизацию нужно оплачивать:

  • производителю авто, которое изготовлено в России;
  • импортёру за машину, которую он ввозит в Россию;
  • покупателю, если ранее за его авто не взимался утильсбор.

Как рассчитывают утилизационный сбор

Расчёт суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле:

Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора.

Какая базовая ставка для утиль сбора? Её и коэффициент устанавливает правительство. На легковые автомобили в 2023 году базовая ставка составляет 20 000 рублей, для грузовиков уже 150 000 рублей, а на спецтехнику — 172 500 рублей. Предварительно на 2024 год сбор будет аналогичным.

Коэффициенты зависят параметров автомобиля — возраста, категории, объёма двигателя. Например, вы хотите привезти из-за границы новую или почти новую машину с мотором не больше 3 литров, то базовую ставку нужно будет умножить на 0,17. Получится 3400 рублей.

Если авто старше трёх лет, то коэффициент вырастает до 0,26, а сумма платежа — до 5200 рублей.

Новые коэффициенты утильсбора на 2023 год

С 1 августа 2023 года изменились некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора.

Например, значительно подорожал утильсбор для любителей мощных машин. Для авто с двигателями 3–3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с ещё большим мотором — до 61,76.

То есть если до августа 2023 года физлица за машины с такими двигателям платили утилизационный сбор в размере 3 400 рублей, то теперь им нужно будет отдать около миллиона рублей.

Для покупателей более скромных машин ставка и коэффициенты остались прежними. Но появилось новое правило: если человек захочет продать ввезённую из-за границы машину в течение года, ему придётся платить сбор по коэффициентам для юрлица. А они тоже выросли:

  • для двигателей до 1 литра коэффициент был 2,41, а стал 4,06;
  • для 1–2-литровых авто коэффициент был 8,92, а стал 15,03;
  • для 2–3-литровых авто коэффициент был 14,08, а стал 42,24.

История утилизационного сбора в России

Пилотный проект по утилизационному сбору появился в 2009 году при утверждении федеральной программы по утилизации автомобилей. Хозяин старой машины мог сдать её на переработку, уплатив при этом государству фиксированный сбор в 3000 рублей. Взамен человек получал сертификат на скидку 50 000 рублей на покупку нового автомобиля (авто при этом должно быть отечественным либо же иномарка, которую собирали в России).

В 2012 году тогда премьер-министр России Владимир Путин посещал завод «АвтоВАЗ» в Тольятти, где провёл совещание по вопросам автопрома. На совещании Путин поддержал идею представителя международной природозащитной организации Greenpeace (в 2023 году признана нежелательной в России) о необходимости ввести ответственность производителей автомобилей при утилизации отходов.

© Агентство «Москва»

На совещании эксперты заявляли, что таким образом ещё и смогут защитить Россию от резкого роста объёма ввоза подержанных иномарок, которые якобы не отвечают современным экологическим требованиям и требованиям безопасности. Предполагалось, что в России будет огромный наплыв иномарок, ведь накануне Россия присоединилась к ВТО, одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин.

В том же 2012 году утвердило правила взимания автомобилей на утиль и ставки сбора. Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом).

Когда не нужно платить утильсбор

  • автомобиль как личное имущество ввезли в Россию вынужденные переселенцы или участники по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;

автомобиль принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам таких организаций или членам их семей;

  • с года выпуска автомобиля прошло 30 и более лет.

Критика утильсбора

В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, — снизить уровень загрязнения окружающей среды. Сейчас он не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта. «Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.

Пример упоминания на «Секрете»

«Поставить на учёт машину, растаможенную, например, в Казахстане, Армении или Киргизии, тоже может быть непросто. В России за неё придётся выплатить утилизационный сбор, а для этого может понадобиться таможенная декларация. Если же её нет, то в связи с запросом за рубеж, авто может зависнуть на приличный срок, вплоть до нескольких месяцев».

(Из материала о проблемах с машинами, ввезёнными по серой схеме.)

Изменения в системе утилизационного сбора в России: основные моменты и нововведения

Утилизационный сбор в России был введен с целью стимулирования обновления автопарка страны, а также для обеспечения экологической безопасности. Основная идея заключалась в том, чтобы сделать стоимость ввоза старых и экологически небезопасных автомобилей невыгодной для импортеров, а также стимулировать отечественных производителей к утилизации своей продукции.

История утилизационного сбора:

  • Первоначальная программа утилизации (2009-2011 гг.): Владельцы старых автомобилей могли получить скидку на новый автомобиль, произведенный в России, сдав свой старый автомобиль на утилизацию.
  • Введение утилизационного сбора (2012 г.): Сбор был введен как мера защиты российского рынка от потока старых иномарок после присоединения России к ВТО.
  • Расширение сбора (2013 г.): Утилизационный сбор стал взиматься не только с импортеров, но и с российских производителей. Однако, производители могли избежать уплаты сбора, взяв на себя обязательства по утилизации своих автомобилей.
  • Индексация сбора (2019 г.): Правительство РФ приняло решение о повышении ставок утилизационного сбора, что вызвало рост стоимости автомобилей на рынке.

В целом, утилизационный сбор стал одним из ключевых инструментов государственной политики в области автомобильной промышленности. Его введение позволило поддержать отечественных производителей, а также снизить экологическую нагрузку от эксплуатации старых автомобилей. Но, как и любая экономическая мера, утилизационный сбор вызвал и определенные дискуссии и критику со стороны экспертов и потребителей.

Изменение коэффициентов утилизационного сбора

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 принесло ряд ключевых изменений в систему уплаты утилизационного сбора. Эти изменения направлены на регулирование рынка автомобилей, стимулирование использования экологически чистых транспортных средств, а также на учет интересов различных категорий граждан и организаций.

Новые коэффициенты и правила расчета действуют в отношении транспортных средств, ввезенных после 1 августа 2023 года.

Основные изменения:

  • Значительно повышены коэффициенты на легковые автомобили для юридических лиц.
  • Значительно повышены коэффициенты на грузовые автомобили, грузопассажирские автомобили, у которых размер утилизационного сбора исчисляется как на грузовой — для юридических и для физических лиц.
  • Введено понятие "транспортного средства для личного пользования" — ТС должно быть зарегистрировано на лицо, которое его ввезло в течении 12 месяцев, либо на другое лицо по истечении 12 месяцев с даты ввоза.
  • Ключевые изменения для физических лиц, ввозящих легковое транспортное средство для личного пользования:
  • для электромобилей размер утилизационного сбора составит 3400 руб. или 5200 руб. в зависимости от года.
  • для транспортных средств объемом до 3 000 см3 размер утилизационного сбора не меняется.
  • для автомобилей объемом свыше 3 000см3 размер утилизационного сбора будет уплачиваться по коэффициентам, действующим для юридических лиц.
  • Для физических лиц, которые ввозят легковые транспортное средства не для личного пользования, а также в отношении второго и последующего авто — размер утилизационного сбора подлежит уплате, как для юридических лиц.

При покупке нового автомобиля появился риск уплаты повышенного утильсбора

Фото: Autonews.ru

В России заработали изменения в части порядка уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним. Как сообщили Autonews.ru в Федеральной таможенной службе, 29 октября 2023 года вступило в силу постановление правительства от 17.10.2023 № 1722 «О внесении изменений в постановление правительства от 26 декабря 2023 г. № 1291». Документ конкретизирует условия, которые должны соблюдаться в отношении транспортных средств, ввозимых физическим лицом для личного пользования.

Фото: Shutterstock

Фото: Autonews.ru

Так, для применения пониженных коэффициентов суммы утилизационного сбора в размере 3,4 тыс. руб. требуется одновременное соблюдение следующих условий: указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования; регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера; ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства-члены Евразийского экономического союза, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита). Пониженные коэффициенты расчета утилизационного сбора теперь не применяются: в отношении второго и последующих транспортных средств, ввезенных до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера для уплаты утилизационного сбора на первое транспортное средство, ввезенное плательщиком для личного пользования; в случае перепродажи/покупки транспортного средства, на которое утилизационный сбор был уплачен с использованием коэффициентов, применяемых в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера. Администрировать порядок уплаты утильсбора теперь будет ФТС — ранее этим занимались органы Федеральной налоговой службы. При проведении таможенного декларирования расчет утилизационного сбора и документы к нему нужно будет подавать в таможенные органы одновременно с подачей таможенной декларации. Напомним, что с 1 августа 2023 года ставка утильсбора для импортных машин существенно выросла. За каждую машину с объемом двигателя от 2 до 3 литров при ввозе оформителю приходится заплатить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литров 970 тыс. руб, более 3,5 литров — 1,25 млн руб. Однако в правилах есть льгота для частных лиц. Так, если автомобиль на территорию стран Таможенного союза ввозит физическое лицо, то модели с объемом двигателя до 3 литров можно оформить с уплатой минимального платежа — 3,4 тыс. руб. Теперь же, если покупать автомобиль у дилера, который был оформлен на частное лицо, будет считаться, что автомобиль перепродают ранее, чем через 12 месяцев. Автосалоны и продавцы будут вынуждены включить эту сумму в стоимость машины. Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.

  • производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
  • импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
  • покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.

Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.

Утилизационный сбор на автомобили в России: что это такое, правила, что изменилось в 2023 году

Утилизационный сбор на автомобили в России действует с 2012 года. Несколько раз условия его взимания изменялись, последние нововведения вступили в силу в 2023 году. «Лента.ру» рассказывает, зачем вводили утилизационный сбор на машины, как поменялись его условия и сколько теперь придется заплатить при ввозе транспортного средства в Россию.

  • Что такое и зачем нужен утилизационный сбор?
  • Как менялся утилизационный сбор на автомобили в России?
  • Кто уплачивает утильсбор в 2023 году?
  • Когда не нужно платить утильсбор?
  • Как рассчитывают утилизационный сбор?
  • Что поменялось в 2023 году?
  • Сумма утилизационного сбора для легковых автомобилей возрастом до трех лет (без учета льгот)
  • Сумма утилизационного сбора для легковых автомобилей возрастом более трех лет (без учета льгот)
  • Условия для получения льготной ставки
  • Что еще изменилось в 2023 году?

Что такое и зачем нужен утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Он установлен Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уплачивается он только один раз за одну машину: при этом уплатить его нужно при растаможке, до этого автомобиль нельзя поставить на учет и использовать. НДС с платежа не взимается. Если утильсбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.

Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Такая мера должна была сдержать резкое увеличение объемов ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей. Снижение ввозных пошлин на такие машины было одним из условий присоединения Москвы к ВТО.

Факторы ввода утильсбора:

Экологические аспекты. Старые автомобили, особенно те, которые не соответствуют современным экологическим стандартам, могут быть источником загрязнения окружающей среды. Введение утилизационного сбора на машины направлено на поощрение замены устаревших и экологически вредных транспортных средств более современными и экологически чистыми моделями — это поможет снизить выбросы вредных веществ.

Стимулирование авторынка. Утилизационный сбор был призван стимулировать развитие рынка новых автомобилей, так как владельцам старых машин становится более выгодно приобретать новые модели, чем платить сбор за утилизацию старых. Это может способствовать развитию автомобильной индустрии и повышению ее конкурентоспособности.

Содействие безопасности на дорогах. Старые автомобили могут быть менее безопасными из-за устаревших систем, технических характеристик, возрастной коррозии металла и так далее. Поощрение обновления автопарка способствует повышению уровня безопасности на дорогах.

Снижение энергопотребления. Новые автомобили, как правило, более энергоэффективны и соответствуют более строгим экологическим стандартам. Замена устаревших автомобилей на более современные может привести к снижению общего уровня энергопотребления.

Как менялся утилизационный сбор на автомобили в России?

Сперва утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица.

Производители из России и стран Таможенного союза (Казахстана и Белоруссии) от уплаты сбора были освобождены, если брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей. Но уже с 2014 года эти послабления отменили.

С 2012 года ставки сбора несколько раз повышались, менялись условия, например, утильсбор был распространен на прицепы и спецтехнику.

За прицепы к легковым автомобилям утильсбор платить не нужно

Кто уплачивает утильсбор в 2023 году?

  • Производитель автомобиля, изготовленного в России
  • Импортер за машину, которую он ввозит в Россию
  • Покупатель, если ранее за его машину не взимался утильсбор

Когда не нужно платить утильсбор?

  • Ранее его уже уплатили, например, это сделал бывший владелец авто
  • Автомобилю более 30 лет
  • Транспортное средство является собственностью беженцев, участников программы добровольного переселения или вынужденных переселенцев
  • Авто ввезено в Россию временно
  • Машина принадлежит диппредставительствам или международным организациям с привилегиями и иммунитетом, либо их сотрудникам

Как рассчитывают утилизационный сбор?

Расчет суммы утилизационного сбора осуществляют по формуле.

Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора

Размер базовой ставки и коэффициент расчета утилизационного сбора устанавливаются правительством.

Базовая ставка утильсбора в 2023 году:
  • на легковые автомобили — 20 000 рублей;
  • на грузовики и другие категории транспортных средств — 150 000 рублей;
  • на спецтехнику — 172 500 рублей.

Коэффициент варьируется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы.

Пример

Россиянин приобрел за границей легковой автомобиль для личного пользования. Если он ввозит в страну новую машину с объемом двигателя не более трех литров, то размер коэффициента составит 0,17. В таком случае формула будет выглядеть подобным образом:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,17) = сумма утилизационного сбора (3400 рублей)

Если автомобиль старше трех лет, то коэффициент вырастает до 0,26. В таком случае формула будет иной:

Базовая ставка (20 000 рублей) * коэффициент (0,26) = сумма утилизационного сбора (5200 рублей)

Что поменялось в 2023 году?

В 2023 году произошло несколько важных изменений. Во-первых, с 1 августа 2023 года утильсбор для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов был в очередной раз проиндексирован. По факту теперь размер утильсбора для физлиц равен размеру сбора для юридических лиц.

Как заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров, повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка. В первой половине 2023 года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что втрое больше, чем годом ранее, причем половина машин были подержанными. По словам Мантурова, перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Это несет много рисков.

В первую очередь индексация коснулась машин с объемом двигателя от трех литров. Для машин с двигателями 3–3,5 литра коэффициент с 0,17 поднялся до 48,5, а для машин с объемом более 3,5 литра — до 61,76.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *