Какие новые правила ввели для водителей
Перейти к содержимому

Какие новые правила ввели для водителей

  • автор:

Изменения в ПДД в 2024 году: что нового появилось в правилах дорожного движения

Изменения в ПДД в 2024 году: что нового появилось в правилах дорожного движения

Изменения в ПДД и все, что связано с автотранспортом интересует добрую половину граждан России. Прежде всего из-за появления новых штрафов и переосмысления прежних санкций. Недаром у автовладельцев так часто возникает вопрос о компетентности сотрудников ГИБДД и обоснованности составления протокола.

Вместе с адвокатом Ольгой Власовой «Комсомолка» рассказывает про главные поправки и новации в правилах ПДД в 2024 году.

Изменения в ПДД в 2024 году

Вступили в силу с 1 марта 2023 года.

Теперь по городам ездят СИМ

О том, что нашим ПДД нужен новый термин «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ), говорили давно. А иначе как классифицировать сигвеи, гироскутеры и электросамокаты? До изменений правил их водителей расценивалиа как пешеходов. Теперь они полноценные участники дорожного движения с прилагающимися обязанностями. Например, максимальная скорость не выше 25 км/час, ездить нужно по тротуарам и отдавать приоритет пешеходам, на «зебре» спешиваться, с 14 лет можно ехать в крайнем правом ряду, но только по дорогам со скоростным лимитом 60 км/час.

Можно показывать инспектору ДПС документы в электронном виде

Речь о приложении «Госуслуги.Авто». Она будет генерировать QR-коды с водительскими удостоверениями. То есть можно будет ездить без водительских прав (с 1 марта 2023 года!) и показывать вместо них QR.

Кстати

Электронные права вместо реальных: у приложения «Госуслуги Авто» появился новый функционал

Забыли или водительские права — не беда. Теперь в электронном варианте они есть в приложении «Госуслуги Авто». Загружать фотографии удостоверения туда не требуется, там все заведено автоматически. Но означает ли это, что о привычных карточках можно вовсе забыть?

Начнем с предыстории: раньше водители могли загружать фото водительских удостоверений в приложении. Также там высвечивались их серия и номер, дата выдачи и категории ТС.

Сейчас же при загрузке интерфейса появляются изображения прав с двух сторон, а если нажать на кнопку «Предъявить права», то автоматически генерируется QR-код, который можно показать сотруднику ГИБДД вместо физической карточки. Тот его отсканирует при помощи специального устройства.

Программа пока работает в тестовом режиме, поэтому даже если вы видите в своем личном кабинете, что функционал не сбоит, это еще не значит, что можно закинуть пластик в дальний ящик стола. До марта 2023 года сотрудники Госавтоинспекции могут требовать предъявить оригинал документа. В противном случае, предупреждение или штраф в 500 рублей.

Правила проезда перекрестка с круговым движением

Теперь при въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток с круговым движений (под знаком 4.3), водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку. Раньше было все то же самое, но не было уточнения про «при въезде по дороге, не являющейся главной». Подробнее про правила проезда по перекрестку с круговым движением — читайте в нашем материале.

Велосипедисты, байкеры и «симеры» теперь должны подсвечивать себя

Речь про светоотражающие элементы на технике водителя, который едет на велосипеде, мопеде или СИМ. Они обязательны в темное время суток вне населенных и рекомендуются в условиях плохой видимости повсеместно. Штрафов за нарушение не предусмотрено, но случись авария, байкер без подсветки будет в юридически уязвимой позиции.

Нельзя стоять у островков безопасности

Мера должна улучшить видимость на дорогах. Вводится полный запрет на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности.

Новые правила проверки водителей на трезвость

Дышать в трубочку инспектору ГИБДД с 1 марта 2023 года можно будет только в присутствии понятых или при видеофиксации процесса. Соответствующее правило утвердило правительство России.

Норма по содержанию алкоголя в крови осталась та же: если тестер покажет значение от 0,16 мг этилового спирта на 1 л выдыхаемого воздуха, то водитель пьян. Соглашаться с показаниями прибора или нет, решает каждый автомобилист индивидуально. Альтернативой трубочке в случае отказа станет медицинское освидетельствование.

Новые штрафы

Автомобильные шторки и каркасные сетки приравнены к тонировке

«Глухая» тонировка, которая не пропускает в салон больше 75% для лобового и 70% для передних боковых стекло, в России запрещена. Но некоторым водителям не то солнце чересчур ярко светит, не то хочется чувствовать себя Бэтменом за рулем. Поэтом они заклеивают «ласточку» так, что в салоне вечные сумерки. А чтобы не получать штрафов от инспекторов, покупают на боковые стекла так называемые шторки или съемную тонировку. С 2021 года такие аксессуары подпадают под пункт «изменение в конструкции авто». Взыскание за опущенные шторки при езде (если они ограничивают обзор водителю) — 500 руб. При повторной проверке и обнаружении такого же нарушения сумма вырастает в десять раз. Можно и вовсе лишиться прав на срок до трех месяцев.

Штраф за неоплату проезда по платным трассам

В России сейчас 13 платных магистралей. На большинство въезд через КПП и проскользнуть без оплаты не выйдет. Но есть и такие, куда доступ свободный. А оплату взимают камеры. Так вот если по платной трассе проехать с нулевым балансом на специальном счете, тогда прилетит штраф. Владельцам легковушек — 1500 рублей, автобусов и грузовиков — 5000 рублей.

Ужесточение санкций для злостных нарушителей

Его еще называют законом против блогеров-лихачей. Те, ради видео и чувства вседозволенности, нередко проворачивают опасные маневры. Хотя и не «звездных» автовладельцев касается все то же самое. Депутаты Госдумы внесли в 2021 году изменения в Уголовный кодекс. Теперь карать по УК могут водителей, которых ранее лишили водительских прав и у них при этом минимум дважды были административные штрафы за аналогичные нарушения. Санкцию применят к тем, кто умышленно превысил скорость на 60 км/час и более, выехал на встречную (в том числе трамвайные пути). За это грозит штраф до 300 тысяч рублей, обязательные или принудительные работы на срок до 480 часов или лишение свободы сроком до двух лет. При повторной судимости за это же преступление грозит до трех лет колонии.

Штраф за неправильный переезд железнодорожных путей

Был 1000 рублей, а стал 5000 рублей. Если шлагбаум переезда закрывается или уже закрыт, а автовладелец все равно поехал, тогда могут наказать. Если же переезд нерегулируемый, в пределах видимости появился поезд, но машина все равно поехала — тогда может грозить лишение водительских прав до шести месяцев, за повторное нарушение — до года.

Штраф за езду с поврежденными ремнями

Если на ремне безопасности есть:

  • видимые надрывы на лямке;
  • лямка не вытягивается/не втягивается в катушку;
  • замок не фиксирует язычок ремня;
  • замок не выбрасывает язычок после нажатия на кнопку,
  • или оно отсутствует вовсе — штраф 500 рублей.

Усилено наказание в УК за повторное нетрезвое вождение

Если получить вторую судимость за управление авто в состоянии опьянения, тогда наказанием может быть штраф до 500 тысяч рублей, исправительные или принудительные работа, а также до трех лет колонии. Также могут забрать водительские права на шесть лет.

Штраф за управление неисправным автомобилем

В КоАП есть статья 12.5 за «Управление транспортным средством при наличии неисправностей…». Например, если нарушена герметичность системы вентиляции картера или неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки, то водитель считается нарушителем. Полный список есть в Приложении к ПДД, который так и называется «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» 1 . С 1 сентября 2023 года этот перечень расширится 2 . И довольно существенно:

  • Запрещено ездить на летних шинах зимой. На шипованных нельзя ездить летом. На фрикционные шин, именуемые «липучки», запрет не распространяется.
  • Нельзя управлять авто зимой, если зимние покрышки установлены не на все колеса.
  • Нельзя управлять авто с изношенными шинами: со стертыми протектором, пробоями и порезами, вздутиями и т.д. Все, дефекты, которые видны визуально. Даже за треснутые диски.
  • Штраф выпишут за горящую лампочку ошибки АБС (антиблокировочная система предотвращает блокировку колес при торможении).
  • Посторонние предметы на лобовом стекле (навигатор и регистраторов это не касается).

Главное нововведение с 1 сентября 2023 года, что инспектор ДПС может выписать штраф, определив неисправность визуально — на глаз. То есть видит полицейский, что протекторы шин стерлись, имеет право наказать. Вы, конечно, можете не согласиться с протоколом и обжаловать. Но захотите ли тратить на это время и силы? Разумеется, если считаете себя правым, спорить нужно! Но если нарушение объективно, тогда все честно. Штраф за подобные неисправности — 500 рублей. А еще его можно «закрыть» со скидкой в 50%. Обращаем внимание, что за неисправность инспекторы могут наказывать вам ограничений. То есть если на одном посте ДПС наказали за резину не по сезон, то следующий пост на дороге может сделать то же самое.

Какие изменения в ПДД были в 2021-2022

Таблички «Фотовидеофиксация» заменены на знаки

Раньше водители знали, что табличка 8.23 гласит — на этом участке установлены камеры контроля скорости и прочих нарушения. Теперь знак 6.22 (выглядит также как и 8.23) всего лишь подсказывает, что вы въехали в зону, где могут быть расположены стационарные или передвижные комплексы. Знаки монтируют при въезде в населенный пункт. На дорогах в самом населенном пункте согласно действующим правилам знак не устанавливается.

Отмена обязательного техосмотра

Это одно из главных изменений 2021 года. Техосмотр для легковых авто и мотоциклов, которые используются в личных целях (не такси и служебный транспорт) в конце 2021 года отменили. Так что в 2022 году про техосмотр рядовой автовладелец может забыть.

Обязательной процедура останется в двух случаях: если транспорт старше четырех лет и его нужно поставить на учет, зарегистрировать смену владельца (такое бывает при продаже), а также при внесении изменений в конструкцию или замену основных агрегатов. Подробнее о процедуре прохождения техосмотра — читайте в нашем материале.

5 основных изменений для водителей в 2024 году

Год назад в ПДД внесли несколько серьезных поправок. Определили правила использования электросамокатов, по-новому начали регулировать проезд на перекрестке с круговым движением и наносить разметку в зоне платной и бесплатной парковок. Кроме того, появились два новых дорожных знака – зарядка для электромобилей и запрет движения автобусов. Начали применяться новые правила освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения.

2024 год тоже готовит для автомобилистов много нововведений. Прежде всего, они касаются процедуры получения водительского удостоверения, штрафов за неоплату проезда по платным дорогам и полисов ОСАГО. Мы проанализировали принятые нормативные акты, а также проекты и подготовили краткий обзор основных изменений.

На три года продлено действие водительских удостоверений, которые истекают в 2024 и 2025 гг.

Теперь граждане могут пользоваться истекшими в 2024 или 2025 году водительскими удостоверениями в течение трех лет. Соответствующая поправка вступила в силу с 28 декабря 2023 года. За заменой водителям потребуется обратиться в Госавтоинспекцию в 2027 и 2028 году, но при желании новые водительские права можно будет получить и раньше. Данная возможность предоставляется не только гражданам, которые используют транспорт в личных целях, но и тем, кому он нужен в рамках трудовой и предпринимательской деятельности. Вносить какие-либо дополнительные изменения не потребуется.

Напомним, изначально данная мера действовала только в отношении удостоверений, которые истекали в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года. Позже МВД России и Минэкономразвития России приняли решение ее расширить. На практике же все еще остается неясным вопрос о возможности повторного продления удостоверения, в случае когда его срок уже продлевали на три года в 2022 году. Полагаем, что в п. 5 приложения № 14 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 все-таки идет речь об однократном продлении. Пока каких-либо официальных разъяснений на этот счет нет. Возможно, они появятся позже.

  • ПостановлениеПравительства РФ от 23 декабря 2023 г. № 2269 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353"
  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"

Автовладельцы смогут заключать краткосрочные договоры ОСАГО

С 2 марта 2024 года срок договора ОСАГО может составлять от одного дня до трех месяцев. По общему правилу договор будет вступать в силу по истечении трех дней после предоставления страховщику всех документов. Но при необходимости стороны смогут указать и более короткий срок. Предполагается, что такой вид полисов станет востребован автовладельцами, редко использующими машины. Страховщики обязаны будут использовать понижающий коэффициент к страховым тарифам. С ними страхователи смогут ознакомиться на сайте страховых компаний. Конкретное значение этих коэффициентов страховщики будут устанавливать самостоятельно в зависимости от срока действия договора, особенностей ситуации, для которой оформляется полис, а также характеристик водителя. Отметим, что Банк России уже подготовил проект соответствующих поправок в Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У, а также разработал новые правила ОСАГО (ID 04/15/02-24/00145341).

В новых регионах до 31 декабря 2024 года не применяется законодательство РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС. При этом при выезде за пределы этих субъектов полис ОСАГО все-таки потребуется. Напомним, до 1 января 2026 года для граждан, которые постоянно проживали в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях на день их принятия в состав России либо ранее постоянно проживали на этих территориях, но потом выехали в РФ, также действуют особенности регистрации автомобилей и выдачи водительских удостоверений. Им для регистрации автомобиля не нужно предъявлять таможенные документы, уплачивать госпошлину и проходить техосмотр. А для получения удостоверения достаточно предъявить российский паспорт или вид на жительство, а также имеющееся водительское удостоверение. При этом сдавать экзамены, проходить медосвидетельствование и платить госпошлину так же не нужно.

Кроме того, до 1 октября 2024 года планируется запустить единую систему ОСАГО для России и Белоруссии. 19 июня 2023 года состоялось заседание сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в рамках которого российские и белорусские депутаты приняли проект модельного законодательного акта "О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства". Также в ноябре прошлого года Минфин России подготовил соответствующие поправки в закон об ОСАГО (ID 02/04/11-23/00143563), законопроект уже прошел этапы публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Проекты других нормативных правовых актов, направленных на запуск единой системы, тоже уже согласованы.

С 1 апреля 2024 года изменится порядок сдачи на права

В первую очередь, с этой даты будет уточнен перечень маневров при сдаче практических экзаменов. Так, на категории "А" и "М" и подкатегории "А1" вместо передвижения мотоцикла задним ходом без включения двигателя и установки вместо стоянки придется сдавать упражнение – проезд по "колейной доске". Кандидату в водители необходимо будет проехать в искусственной колее, остановиться перед линией "СТОП", включить нейтральную передачу (при выполнении упражнения на ТС с механической коробкой переключения передач), поднять левую руку, после чего выехать из зоны выполнения упражнения. Для категории "В" из упражнений исключено начало движения и остановка на спуске, а обгон и опережение будут выполняться только при наличии возможности.

Кроме того, с 1 апреля прийти на четвертую и последующие пересдачи можно будет не ранее чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Сейчас этот срок составляет – не ранее 1 и не позднее 3 месяцев.

Изменятся и правила допуска к экзаменам. Его не получат граждане:

  • лишенные прав на управление ТС;
  • кто не выполнил условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
  • подвергнутые административному наказанию за езду в пьяном виде, а также за невыполнение требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения или о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, и не имеющие водительских прав или лишенные их (такие лица не получат допуск в течение года с момента исполнения постановления);
  • лишенные права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением ТС.

Кроме того, водители будут допускаться к управлению ТС категории "D" и подкатегории "D1" только при наличии стажа управления ТС категории "B" или "С" или подкатегории "С1" или "D1" не менее года. Сейчас требования об опыте нет, достаточно достичь 21 года.

Также появятся исчерпывающие перечни оснований для приостановки и прекращения проведения экзамена и выдачи удостоверений.

Основание приостановления экзамена и выдачи удостоверения Срок
Истечение срока действия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя До дня представления заявителем паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, срок действия которого не истек
Истечение срока действия медицинского заключения До дня представления заявителем нового медицинского заключения
Неявка на экзамен До дня проведения экзамена, назначенного должностным лицом подразделения Госавтоинспекции при личном обращении заявителя
Неявка для получения водительского удостоверения, отказ от его получения или отказ фотографироваться при оформлении удостоверения До дня личного обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции для фотографирования, оформления либо получения водительского удостоверения
Неявка для представления оригиналов документов в назначенный день и время в случае подачи заявления через портал госуслуг До личного обращения заявителя в подразделение Госавтоинспекции
Проведение подразделением Госавтоинспекции проверки факта выдачи водительского удостоверения До завершения проведения проверки
В отношении заявителя сформировано решение о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата До получения сведений о формировании в соответствующем реестре решения об отмене указанных временных мер

Для прекращения проведения экзаменов и выдачи удостоверений оснований будет два: смерть заявителя и выявление при проверке документов отсутствия факта выдачи водительского удостоверения (при его предоставлении).

Ожидается, что с апреля также увеличится сумма допустимых штрафных баллов при сдаче практического экзамена. МВД России разработало поправки в Административный регламент, утв. приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 (ID 01/02/12-23/00144500). Предполагается, что кандидатам в водители на ТС категорий "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е" и "D1E" можно будет набрать до 7 штрафных баллов (сейчас до 5 баллов). При этом отметим, что распределение баллов за нарушения хотят оставить прежним (приложение № 4 к Административному регламенту).

  • Федеральный законот 10 июля 2023 г. № 313-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
  • ПостановлениеПравительства РФ от 16 декабря 2023 г. № 2177 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097"

Иностранное удостоверение будет признаваться недействительным через год после получения вида на жительство или гражданства РФ

С 1 апреля 2024 года иностранные граждане и лица без гражданства допускаются к управлению ТС на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений только в течение 1 года с даты получения вида на жительство либо гражданства РФ. Для граждан РФ, которые получили водительское удостоверение за рубежом и вернулись в Россию, такой срок составит 1 год с даты первого въезда в РФ. По истечении данного периода указанным лицам придется получать российское водительское удостоверение. Отметим, что для получения водительских прав на ТС категорий "М", "А", "В" и подкатегорий "А1", "В1" потребуется сдавать теоретический экзамен, учиться же заново в авто- или мотошколе не нужно. Для категорий "С", "D", "СЕ", "DЕ" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е", "D1Е" необходимо будет предоставить документ о прохождении обучения, а также сдать теоретический и практический экзамены. Медицинское освидетельствование же до сдачи экзаменов придется проходить всем.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства получил вид на жительство или приобрел гражданство РФ до 1 апреля 2024 года, то имеющиеся у них иностранные водительские удостоверения (срок действия которых не истек) признаются действительными до 1 апреля 2025 года. При этом до этой же даты выдача российских удостоверений указанным лицам будет производиться без сдачи экзаменов.

Отдельные условия предусмотрены для граждан РФ и граждан Республики Беларусь, получивших вид на жительство в РФ. На них, если у них есть белорусские водительские удостоверения, правило о действии иностранных национальных удостоверений в течение 1 года не распространяется. Кроме того, для данных граждан российские удостоверения будут выдаваться на основании белорусских без проведения экзаменов.

С 1 сентября 2024 года регионы смогут самостоятельно устанавливать штрафы за неоплату проезда по платным дорогам

С этой даты положения ст. 12.21.4 КоАП будут распространяться только на платные дороги и участки федерального значения. В отношении же дорог и участков регионального, межмуниципального и местного значения субъекты РФ будут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Ряд положений КоАП РФ сохранит свое действие, если региональными законами будет предусмотрено использование автофиксации таких правонарушений. В частности, у водителей останется возможность оплатить штраф в размере 50%, когда оплата производится не позднее 20 дней со дня вынесения постановления.

Кроме того, с 1 сентября 2024 года начнут действовать правила размещения дорожных камер. Так, в целях использования фото- и видеокамер для контроля за соблюдением ПДД они должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Порядок размещения камер определит Правительство РФ. Минтранс России уже подготовил соответствующий проект постановления (ID 02/07/12-23/00144175). При этом отмечается, что информация о местах установки камер, а также маршрутах движения ТС с размещенными на них мобильными средствами фиксации будет в открытом доступе. Ознакомиться с ней можно будет на сайте МВД России.

В соответствии со ст. 22.1 закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ с осени стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации могут быть установлены только:

  • на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных ТС в целях контроля за соблюдением ПДД;
  • на аварийно-опасных участках дорог;
  • на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или произошло два ДТП одного вида, или четыре ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
  • на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
  • в местах, где ведутся работы по строительству, реконструкции, капремонту, ремонту дорог, а также когда требуется ограничение или прекращение движения;
  • на пешеходных переходах;
  • в местах, где запрещена стоянка или остановка;
  • на перекрестках;
  • в местах, определяемых при осуществлении контроля в области безопасности дорожного движения.

Зона контроля стационарных и передвижных средств фиксации будет начинаться на расстоянии не ближе 150-300 м от знака "Фотовидеофиксация", а в населенных пунктах не раньше 100 м от знака "Начало населенного пункта".

Информация же, полученная с камер, которые не соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ и законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, не сможет быть использована для привлечения водителей к административной ответственности.

  • Федеральный законот 31 июля 2023 г. № 405-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
  • Федеральный законот 29 мая 2023 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Взгляд в будущее: «автомобильные» законы 2024 года

В 2024 году вступают в силу новые правила получения водительских удостоверений, а также начинают действовать измененные требования, касающиеся размещения систем фотовидеофиксации нарушений ПДД на дорогах. Кроме того, в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях станут обязательными полисы ОСАГО. При этом на рассмотрении парламента, а также различных министерств и ведомств находится ряд «автомобильных» законопроектов и поправок, который может быть принят в будущем. К чему готовиться автомобилистам в 2024 году, выясняли «Известия».

ОСАГО в Донецкой и Луганской республиках с 1 января 2024-го

Автовладелец оформляет страховой полис ОСАГО

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

С 1 января 2024 года в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях начинает действовать закон «Об ОСАГО». С этого момента заканчивается переходный период, касавшийся действия автогражданки в новых российских регионах. Уже с первого дня 2024 года автовладельцы, проживающие в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, а также организации, зарегистрированные в этих регионах, обязаны оформить полисы ОСАГО на принадлежащие им транспортные средства. Согласно указанию Банка России, территориальный коэффициент для расчета стоимости страховки составит 0,68 для всех видов транспорта в новых регионах. В Центробанке подчеркивают, что это минимальное значение территориального коэффициента из всех действующих в настоящее время.

Южный полис: для новых регионов хотят создать страховую госкомпанию
Как мера отразится на тарифах ОСАГО

Стаж для прав с 1 апреля 2024-го

С 1 апреля 2024 года вступают в силу поправки в закон «О безопасности дорожного движения», которые изменяют правила получения водительских удостоверений. Основные изменения касаются «автобусной» категории D. Сейчас для получения таких прав никаких дополнительных условий законодательством не установлено. Единственное исключение — кандидат в водители автобуса должен быть не моложе 21 года.

С апреля 2024-го вводится новое требование: водительский стаж такого человека — права категории B (легковые автомобили) или C (грузовики) — должен быть не менее одного года. Кроме того, обладатели водительских удостоверений категорий В и СЕ (грузовики с прицепом) смогут автоматически открыть и категорию BE (легковые автомобили с прицепом) при условии, что стаж управления легковым автомобилем составляет не менее одного года.

Водительское удостоверение

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Еще одно изменение касается водительских удостоверений, выданных в других странах. Они будут считаться действительными в течение одного года после получения их обладателем гражданства РФ или вида на жительство. В дальнейшем таким автомобилистам необходимо будет получить права российского образца. При этом если у водителя открыты «иностранные» категории М (мопеды), А, А1 (мотоциклы), а также B и B1, то ему необходимо будет сдать только теоретический экзамен на знание ПДД. А вот для получения прав с «грузовыми» и «автобусными» категориями водителю придется заново пройти обучение в автошколе и сдать внутренний экзамен. Только после этого, получив в образовательном учреждении документ, подтверждающий прохождение всего курса подготовки, он сможет обратиться в экзаменационное подразделение Госавтоинспекции для сдачи экзаменов и по теории, и по практике. Кроме того, не будут допущены до сдачи экзаменов на права лица, которые были привлечены к административной ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом виде, а также за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения. В этом списке и лица, привлеченные за «невыполнение требования о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества и не имеющие при этом права управления транспортными средствами либо лишенные такого права».

Дышать не буду: как ловят пьяных на дороге
«Известия» приняли участие в рейде «Нетрезвый водитель»

Такие лица смогут сдать экзамены на получение водительского удостоверения только по истечении года с даты окончания назначенного им административного наказания за правонарушение.

Правила для камер с 1 сентября 2024-го

С 1 сентября 2024 года вступают в силу поправки в ряд законов, которые устанавливают единые требования к размещению комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. В частности, их разрешено будет устанавливать на аварийно опасных отрезках трасс, участках, где проводятся дорожные работы, на выделенных полосах для общественного транспорта, а также на пешеходных переходах и перекрестках.

Камера фотофиксации

Фото: ТАСС/Егор Алеев

При этом вне населенных пунктов такие комплексы не могут быть установлены ближе 150–300 м от знака, предупреждающего о контроле соблюдения ПДД при помощи камер. В черте города, деревни или иного населенного пункта допускается устанавливать эти системы не ближе 100 м от соответствующего указателя. Более подробные требования, касающиеся расположения «штрафных» камер на дорогах, будут прописаны в отдельном постановлении правительства РФ, которое должно быть принято до 1 сентября 2024 года. «Место дислокации» каждого комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД должно быть согласовано с Госавтоинспекцией, владельцем автодороги и региональными или муниципальными властями. Если правила установки камеры будут нарушены, то штраф можно будет отменить. Причем сотрудники Госавтоинспекции смогут сделать это, не дожидаясь заявления от оштрафованного водителя или вмешательства прокуроров.

Изменения в ПДД в режиме ожидания

Во время выездного занятия по правилам дорожного движения для школьников

Фото: ТАСС/Антон Вергун

В настоящий момент на рассмотрении парламента, а также министерств и ведомств находится ряд законопроектов и поправок в «автомобильные» законы. Например, Минтрансом уже подготовлены изменения в ПДД, касающиеся введения штрафов за превышение средней скорости. Кроме того, на рассмотрение Госдумы внесены несколько законопроектов, предусматривающих обязательную регистрацию СИМ, а также уточняющих ответственность для водителей такой техники за нарушения ПДД. Как ожидается, эти изменения в законодательстве будут приняты в ближайшей перспективе и могут вступить в силу уже в 2024 году.

Средняя скорость, камеры, права: что изменится в 2024 году для водителей

В 2024 году для автомобилистов в России запланировано множество изменений. Часть нововведений уже точно вступит в силу, а некоторые еще обсуждаемые поправки не поддержали в МВД. Что важно знать каждому водителю

Фото: gkavtodor / VK

Фото: gkavtodor / VK

Ряд важных изменений запланирован для автомобилистов, автовладельцев и кандидатов в водители. Часть нововведений точно заработает: уже приняты соответствующие постановления и осталось дождаться их вступления в силу. Некоторые же изменения только обсуждаются, а в МВД уже сейчас есть критика в их отношении. К чему готовиться водителям, кому придется поменять права, как долго они будут действовать, какие документы теперь будут просить в ГИБДД — составили полный перечень изменений в 2024-м.

Январь: техосмотр подорожает

С 1 января 2024 года в России вырастут цены на техосмотр — минимальная стоимость услуги должна увеличиться пропорционально уровню инфляции в стране. Региональные власти уже опубликовали соответствующие документы с расценками. После введения единой методики расчета стоимости техосмотра от ФАС в России впервые появился минимальный порог цены на прохождение техосмотра — 913 руб. В 2023 году большинство регионов предпочли установить у себя именно такую цену на услугу. Теперь ее проиндексировали: в большинстве регионов цены на техосмотр выросли на 12% — до 1022 руб. Например, в Москве цена вырастет с 913 до 1101 руб., установят цену на техосмотр для легковых автомобилей на отметке 1052 руб. В Мурманске, согласно опубликованному постановлению, стоимость техосмотра легкового автомобиля категории М1 подорожает с 1 тыс. до 1,1 тыс. руб. На Чукотке придется заплатить 4,5 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 1,72 тыс. руб., а в Амурской области — 1,5 тыс. руб.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Апрель: придется пересдавать на права

  • получившим вид на жительство или гражданство Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства, у которых оформлены только иностранные национальные и международные водительские удостоверения;
  • гражданам Российской Федерации, въехавшим на постоянное место проживания в Россию, у которых оформлены только иностранные водительские удостоверения.

Исключение есть для обладателей белорусских прав — ни россиянам, ни белорусам менять их не придется.

Как посчитать год

Например, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там и въехал в Россию 1 июня 2024 года. У него будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года.

Фото: Сергей Петров / news.ru / Global Look Press

Фото: Сергей Петров / news.ru / Global Look Press

Апрель: лишенцам не получится сдать на права раньше срока

МВД разработало новый регламент сдачи экзамена на водительские права. Среди изменений — устранение одного из пробелов в законодательстве, которым пользовались лишенные прав за нетрезвое вождение. Теперь тех граждан, у которых еще не закончился срок лишения прав за «пьяную» езду, не допустят сдавать экзамен в ГИБДД на другие водительские категории. Они смогут это сделать только по истечении срока наказания. Пойманные нетрезвыми водители и сейчас не могут сдать на права в тот период, пока действует ограничение. Но есть лазейка — для тех, у кого и так не было прав или срок их действия истек. Когда таких граждан ловят нетрезвыми за рулем или когда они отказываются проходить медицинское освидетельствование, им грозит лишь арест на срок от 10 до 15 суток. После этого человек может сразу же отправиться в ГИБДД на экзамен и получить водительское удостоверение. Теперь так сделать не получится.

Апрель: права не получить уклонистам от армии

В рамках этого же регламента с 1 апреля 2024 года заработает дополнительное ограничение для тех, кто не явится в военкомат по повестке. Решение о невозможности сдать экзамен на водительские права в ГИБДД, равно как и решение о его отмене будут отображаться в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих постановке или состоящих на воинском учете.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

В этом документе есть и техническое уточнение: если во время сдачи экзаменов у гражданина истечет срок действия паспорта или медицинской справки, то процесс остановят, пока кандидат не предъявит действующие документы. Эти ограничения действуют и сейчас, просто их дополнительно закрепили в регламенте.

Сентябрь: требования к установке дорожных камер

С 1 сентября вступит в силу закон, который определяет правила и основания для установки дорожных камер для фиксации нарушений ПДД.

Теперь комплексы фотовидеофиксации можно будет устанавливать в том числе:

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • в местах проведения дорожных работ;
  • для контроля полос общественного транспорта;
  • на перекрестках;
  • на пешеходных переходах.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Кроме того, теперь основанием для установки камер могут послужить участившиеся ДТП на конкретном участке дороги (более четырех ДТП без пострадавших).

Согласно правилам, вне населенных пунктов дорожные камеры нельзя будет устанавливать ближе 150–300 м от предупреждающего об автоматическом контроле знака. В любом населенном пункте можно будет устанавливать комплексы не ближе 100 м от соответствующего информационного знака.

Сентябрь: штрафы за нарушение требований динамических знаков

В этом же документе Минтранс указал на возможность фиксации нарушений скоростного режима, который указан на «динамичных информационных табло» и/или «знаках переменной информации». Так, сейчас камеры не фиксируют превышение скорости, если ограничение было указано на таком динамичном табло, а продолжают фиксировать скорость относительно установленных на дороге знаков. Новое постановление делает соблюдение скоростных требований, указанных на табло, обязательным.

Однако в МВД потенциальное нововведение не поддержали.

Фото: «Технологии Распознавания»

Фото: «Технологии Распознавания»

Сентябрь: средняя скорость

Обязанность для автомобилистов соблюдать не только обычную, но и среднюю скорость на дорогах может появиться в ПДД с 1 сентября 2024 года. Проект поправок подготовил Минтранс. Для этого в пункте 10.1. правил фраза «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней». Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД должно звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Административную ответственность за превышение средней скорости в КоАП пропишут только после введения в ПДД понятия средней скорости и определения правила фиксации с помощью камер. «Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — пояснили Autonews.ru в пресс-службе Минтранса.

Однако пока дальнейшая судьба средней скорости и ее фиксации остается туманной. С одной стороны, в регионах настаивают на возврате такой фиксации, жалуясь на рост аварийности на трассах. С другой — с критикой в адрес введения такой нормы выступили в МВД, ведомстве, которому ранее вместе с Минтрансом на уровне правительства была поручена разработка этих самых правил для средней скорости.

Фото: gkavtodor / VK

Фото: gkavtodor / VK

Как заявила представитель МВД Ирина Волк, ведомство категорически против привлечения к ответственности водителей на основании фиксации «средней скорости». По ее словам, предлагаемый Минтрансом проект «содержит положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводит избыточные административные ограничения для водителей».

Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО

В конце декабря 2023 года страховщики рассказали, что в 2024 году камеры смогут фиксировать автомобилистов, которые выезжают на дороги без ОСАГО. Как ожидается, сначала камеры будут вылавливать из потока только нарушителей ПДД — при превышении скорости или разметки. И проверять, есть у них полис или нет. Штраф, согласно КоАП, составляет 800 руб. — наказывать нарушителей планируют раз в сутки. Однако пока перспективы нововведения также не ясны, обещания запустить фиксацию звучат с 2018 года. При этом близкий к разработке документа источник Autonews.ru весной 2023 года рассказал, что для старта фиксации наличия полисов ОСАГО у автомобилистов одних изменений в КоАП недостаточно. По словам источника, для этого также необходимо перезаключение государственного контракта в части работы федеральной системы «Паутина». При этом сам тендер, по его словам, пока так и не объявлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *