На что крепится колесо автомобиля
Перейти к содержимому

На что крепится колесо автомобиля

  • автор:

Разновидности колесного крепежа

Колеса крепятся к ступицам автомобиля болтами или шпильками с гайками (рис. 1). Во втором случае шпильки жестко закреплены в ступице. Наиболее распространенные диаметры резьбы колесного крепежа — 12 и 14 мм с шагом 1,25 или 1,5 мм.

Рис. 1. Разновидности колесного крепежа:

а – болт и гайка с конической прижимной частью без подголовка, грани головки выходят на конус; б – болт и гайка с конической прижимной частью и подголовком; в – болт и гайка со сферической прижимной частью и подголовком.

Прижимные части болтов и гаек крепления колес могут быть конусными или сферическими и должны обязательно совпадать с профилем отверстий в диске колеса, так как обеспечивают правильную центровку колеса на ступице. Это особенно важно при креплении колеса гайками. Если закрепить колесо только торцами гаек (рис. 2), диск при движении может выскользнуть из-под них, крепление колеса ослабнет, а отверстия и шпильки будут разбиты. В худшем случае автомобиль "потеряет" колесо — надо ли говорить, как опасно это на высокой скорости?

Рис. 2. Неправильное крепление колеса.

Диск, зажатый торцом гайки, а не конусом, едва держится и выскальзывает, стоит автомобилю поехать.

С колесами, крепящимися болтами, эта ошибка практически исключена. Однако установить такое колесо труднее, чем крепящееся гайками. В помощь водителю в ступицы таких колес ввернуты 1-2 направляющих штифта, а если их нет, колесо центрирует поясок ступицы, который входит в центральное отверстие диска.

Перед установкой колес посадочные поверхности ступиц и дисков следует очистить от грязи и нанести на них тонкий слой пластичной или графитовой смазки. Нелишне смазать и резьбу гаек (шпилек) и болтов крепления колес. Болты и гайки со смятыми гранями и поврежденной резьбой лучше своевременно заменить новыми, обязательно аналогичными штатным не только по размеру резьбы, но и по прочности, т.е. не кустарного, а заводского изготовления.

Диск легкосплавного колеса всегда зачастую толще, чем диск стального штампованного, поэтому для крепления литых или кованых колес используют более длинные болты (рис. 3). Длина их резьбовой части (А) должна быть не меньше глубины резьбового отверстия в ступице, но и не больше, иначе болты при вращении колеса могут задевать за детали неподвижного тормозного механизма.

Рис. 3.Стандартные болты не подходят для крепления легкосплавных колес: нужны удлиненные. Размер А должен быть равен толщине фланца ступицы.

Твердость материала легкосплавных колес ниже, чем стальных, поэтому микронеровности диска в зонах контакта с головками стальных болтов или ступицами при установке колеса через некоторое время сминаются и соединение ослабляется. Чтобы избежать повреждения дорогостоящих колес, советуем через некоторое время после их установки на автомобиль подтянуть болты крепления.

Болты или гайки крепления колес обычно затягивают моментом около 10-11 кгс"м, если в Руководстве по эксплуатации автомобиля не указано другое. При перетяжке болтов диск колеса деформируется, профиль отверстия нарушается, и колесо перестает удерживаться на ступице с необходимой силой. Излишним усилием можно также смять грани головки болта и даже оборвать головку. А при перетяжке гайки шпилька может провернуться в отверстии ступицы, и тогда гайку вообще невозможно будет отвернуть без специального инструмента или услуг автосервиса.

Для защиты колес от кражи иногда применяют так называемые "секретные" болты (или гайки). Как правило, чтобы не повредить секретный болт или гайку, при их затяжке применяется меньшее усилие. Поэтому ими заменяют только один болт (гайку) крепления каждого колеса. "Секретный" крепеж предназначен для отворачивания только особым, индивидуальным ключом, который, как предполагается, имеется только у владельца автомобиля.

Конструкции подобного рода встречаются в продаже, а также изготавливаются умельцами. Что надо помнить при их покупке? Во-первых, действительно ли головка "секретки" недоступна для отворачивания — причем не только штатными ключами, но, к примеру, мощными клещами или молотком и зубилом. Во-вторых, не способен ли оригинальный крепеж выйти из строя от воздействия воды и грязи, а главное, из-за поломки ответной части — ключа. Наконец, особо громоздкий болт способен нарушить балансировку колеса.

Подготовлено по материалам журнала «За рулем»

Разновидности колесного крепежа

Дата публикации: 2018-11-27. Для крепления колесных дисков к ступице автомобиля используется два вида крепежа: болты и гайки со шпильками. Каждый конкретный вид определяется особенностями конструкции автомобиля и имеет различные характеристики длины и формы. Так, например, крепление болтами наиболее распространено на автомобилях европейских марок, а крепление гайками, чаще характерно для автомобилей американского и японского производства.

  • а) болт и гайка с конической прижимной частью без подголовка, при этом грани головки выходят за пределы конуса;
  • б) болт и гайка с конической прижимной частью и подголовком;
  • в) болт и гайка со сферической прижимной частью и подголовком;
  • г) гайка с шайбой для некоторых японских автомобилей.

Крепление со сферическими прижимными частями имеет три основных размера — R12, R13 и R14. Самыми распространенными диаметрами резьбы колесного крепежа являются 12 и 14 мм с шагом 1,25 или 1,5 мм.

Виды колесного крепежа

Разновидности колесного крепежа

Прижимные части болтов и гаек могут быть конусообразными или сферическими. При этом, они должны совпадать с профилем отверстий в колесном диске, чтобы обеспечить его правильную центровку на ступице, что особенно важно при креплении гайками. Таким образом, если колесо закреплено только торцами гаек, оно может «съехать». В таком случае крепление ослабнет, а отверстия и шпильки будут разбиты. В худшем случае автомобиль потеряет колесо, что особенно опасно на высокой скорости. При креплении болтами такое практически невозможно, так как колесо центруется пояском ступицы, входящим в центральное отверстие диска.

Неправильное крепление колеса

Неправильное крепление колеса гайками

Как правило, для крепления стальных (штампованных) дисков используются болты или гайки со сферической прижимной частью, а для крепления легкосплавных (литых) дисков — болты большей длины или гайки с конусной прижимной частью. Это объясняется тем, что колесо литого диска толще, чем колесо штампованного. При креплении конусными болтами или со сферой, важно, чтобы длина резьбовой части болта (рис.A, см. ниже) не должна быть меньше или больше, чем глубина резьбового отверстия ступицы, для максимально надежного удержания колеса, и в то же время, не задевать детали тормозного механизма.

Крепление литого диска

Крепление легкосплавного диска

Крепление штампованного диска

Крепление стального диска

Прежде чем приступать к установки колес, необходимо очистить от грязи посадочные поверхности ступиц, а также смазать их пластичной либо графитовой смазкой. Эту же смазку можно нанести и на резьбу гаек или болтов. В том случае, если смяты их грани или повреждена резьба, лучшим вариантом будет замена на новые.

Чтобы не повредить литые колеса, через некоторое время после установки их необходимо подтянуть, так как материал, из которого они изготавливаются, не такой прочный как у штампованных. По этой причине вскоре после установки сминаются микронеровности между головками болтов и ступицой, что приводит к ослаблению соединения.

Если в инструкции по эксплуатации автомобиля не указано иное, болты или гайки затягиваются моментом 10-11 кгс·м. Перетяжка приводит к деформации диска, разрушению профиля отверстия, а также к повреждению граней головки болта или ее обрыву. В первом случае удержание колеса на ступице ослабляется, а во втором есть риск провернуть шпильку в ступичном отверстии, из-за чего вывернуть гайку без специального инструмента будет невозможно. При отсутствии такового придется обращаться за помощью в автосервис.

Для защиты колес от кражи применяется секретные болты или «секретки», которые отворачиваются специальным ключом, имеющимся только у автовладельца, установившего такой крепеж. Обычно на колесо устанавливается только один секретный болт, так как для его затяжки требуется применить меньшее усилие во избежание повреждения. Покупая секретный крепеж, следует убедиться в том, что головка «секретки» недоступна для отворачивания обычными ключами, мощными клещами или молотком и зубилом. Также необходимо удостовериться в том, что секретный крепеж не выйдет из строя из-за грязи, влаги или из-за неисправности ответной части ключа. Не рекомендуется выбирать слишком громоздкие болты, так как они могут отрицательно повлиять на балансировку колеса.

Секретки

Секретные болты

С самостоятельной заменой колеса может рано или поздно столкнуться любой автовладелец. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, а также избежать лишних трат, необходимо запомнить несколько простых, но важных моментов. Во-первых, как уже было сказано выше, каждому типу диска соответствует определенный тип крепежа. Во-вторых, крепеж не должен самоослабляться. Наиболее распространенная причина ослабления — неправильный подбор крепежа. Если колесный диск имеет посадочные места в форме конуса, то и форма крепежа должна ей соответствовать.

На рисунке ниже показаны правильные и неправильные варианты соединения:

  • а) правильное соединения сфера-сфера;
  • б) правильное соединение конус-конус;
  • в) неправильное соединение сфера-конус;
  • г) неправильное соединение конус-сфера.

Нарушение парности приводит к самоослаблению крепежа.

Варианты соединения крепежа с литым или штампованным диском

Варианты соединения крепежа с диском

Следующий параметр, на который водитель также должен обратить внимание — длина болтов (если используется данный тип крепежа). Для штампованных дисков применяются короткие болты, для литых — длинные. Если колесо крепится на гайки, то оно чаще имеет выборку большего диаметра, которая закрывается декоративным колпаком. В таком случае у автовладельца отпадает необходимость менять шпильки на более длинные. Не требуется замена шпилек и в случае отсутствии выборки, так как обычно гайки также имеют декоративные колпачки, благодаря чему выступающая часть шпильки будет защищена от коррозии.

В обязательном порядке колесный крепеж меняется в случае установки литых дисков вместо штампованных. В зависимости от производителя крепеж может поставляться в комплекте с дисками, реже он покупается отдельно. То же самое следует учесть при необходимости использования запасного колеса. Лучшим вариантом будет наличие в автомобиле необходимого количества болтов или гаек, подходящих для «запаски».

Дата публикации: 2018-11-27.

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует.

Дополнительно

Новые технологии в производстве шин

  • Новости
  • Архив новостей
  • Новые технологии в производстве шин и дисков
  • Ссылки на сайты производителей шин
  • Ссылки на сайты производителей дисков
  • Популярное
  • Юмор на дорогое Забавные вывески и ситуации на дорогах
  • Азот в шинах — обман? Нужно ли накачивать шины азотом?
  • Ремонт шины своими руками? Как отремонтировать шины самому?
  • Спускает колесо? Как найти где спускает колесо?
  • Грыжа на шине? Что делать, если вы обнаружили грыжу
  • Новости
  • Революционное предложение от Michelin — гибкие колесные диски!
  • Kumho Road Venture MT51: профи грязи не боятся.
  • Угон автомобилей: статистика 2016-2017
  • Рейтинг летних шин 2017
  • Hankook продлевает и обновляет условия расширенной гарантии
  • Режим работы в новогодние праздники 2017 года
  • Безусловная гарантия на зимние шины Cordiant
  • MICHELIN S.O.S. GRIP заменят цепи противоскольжения
  • Конкурс от Покрышка.ру к Новому 2017 году!
  • Рейтинг зимних шин 2016-2017 от Покрышка.ру
  • Все новости
  • Помощь
  • Доставка дисков и шин
  • Всё об оплате
  • Задать вопрос специалисту
  • Контакты
  • Помощь

Виды и методы креплений автомобильных колес

Виды и методы креплений автомобильных колес

Тот факт, что колеса автомобиля являются одним из самых важных компонентов безопасности, надеемся, ясен всем автовладельцам. Как указывается во многих статьях, большое значение имеет выбор шин, однако не меньшее значение имеет и непосредственно крепеж колеса.

Если колесо авто закреплено плохо или же фиксирующие элементы выходят из строя, эксплуатация автомобиля становится в край небезопасной, и в случае, если колесо в буквально смысле разболтается, не спасут даже самые качественные шины. Хотя и об их защите стоит позаботиться, например, технология XRP, которая позволяет продолжить движение и на проколотой шине, будем весьма кстати. Но остановимся более подробно на крепежах.

Типы крепежей

Существует два типа крепежа колеса: при помощи болтов и при помощи гаек. Во втором случае шпильки, на которые накручиваются гайки, жестко зафиксированы в области ступицы колеса. В более детальном обзоре стоит выделить такие варианты крепежей, как:

  1. болт/гайка без подголовка, в которых грани головки выходят на конус
  2. болт/гайка с подголовком, где отмечается цилиндрический отступ на конце прижимной части
  3. болт/гайка со сферической структурой подголовка и прижимной части
  4. фиксатор с наличием плоской поверхности на торце

Последний крепеж еще называется планшайбой, и такая технология часто используется на зарубежных автомобилях.

Центровка колеса на ступице

Очень важно обратить ваше внимание на тот факт, что при монтаже крепежей нужно очень четко сопоставлять части гаек и болтов с профилем отверстий на участке колесного диска, поскольку от этого зависит центровка колеса по отношению к ступице. Особенно важно к исполнению это требование, если колесо фиксируется только лишь гайками. Если колесо будет закреплено правильно, то даже взрыв шины на полном ходу может не оказаться критическим, по крайней мере при технологии XRP вы сможете спокойно съехать на обочину, а то и добраться до ближайшего шиномонтажного сервиса.

Помимо всего прочего, не забывайте хотя бы раз в месяц проверять натяжку крепежей на колесах. Не стоит пренебрегать этим правилом, ведь от этого прямым образом зависит безопасность вашего передвижения на автомобиле.

Гайка колеса: надежный крепеж колеса

Колеса практически всех колесных транспортных средств, тракторов и иной техники монтируется на ступицу с помощью резьбовых шпилек и гаек. О том, что такое гайка колеса, какие типы гаек сегодня находят применение, как они устроены, а также об их подборе, замене и эксплуатации — читайте в этой статье.

Что такое гайка колеса?

Гайка колеса (колесная гайка) — резьбовое крепежное изделие для жесткого монтажа колеса на ступицу; гайка специальной конструкции и формы, оптимизированной для надежного прижима колесного диска к ступице.

Гайки используются на транспортных средствах, колеса которых монтируются на шпильки или закладные болты, установленные с обратной стороны ступицы. Одно колесо крепится комплектом гаек в количестве от четырех до десяти штук и более. От качества гаек и надежности их монтажа в заметной степени зависит безопасность автомобиля, поэтому при поломке или потере даже одной гайки ее необходимо менять. А чтобы сделать верный выбор и замену гаек, необходимо разобраться в их конструкции и особенностях.

Типы и конструкция гаек колес

Все гайки колес, независимо от типа, имеют принципиально одинаковую конструкцию. В общем случае это шестигранная деталь со сквозным центральным отверстием или глухим каналом, в котором нарезана резьба. Наружная часть гайки имеет фаску, тыльная (прилегающая к диску) — плоская, коническая, сферическая или иная, о чем сказано ниже. Дополнительно гайки могут комплектоваться шайбами или несъемными фланцами. Сегодня гайки чаще всего изготавливаются методом холодной объемной штамповки из легированных сталей, на изделия дополнительно наносятся электролитические антикоррозионные покрытия на основе цинка, хрома, никеля, кадмия или меди.

Ступичный узел и место колесных гаек в нем

Ступичный узел и место колесных гаек в нем

Современные колесные гайки отличаются конструкцией, типом опорных поверхностей и применимостью.

По конструкции гайки бывают двух типов:

  • С открытой резьбой (обычные);
  • С закрытой резьбой (колпачковые).

Изделия первого типа — обычные гайки со сквозным отверстием, в котором нарезана резьба. Изделия второго типа выполнены в виде колпачков, внутри которых выполнен глухой резьбовой канал. Колпачковые колесные гайки обеспечивают защиту резьбы от негативных воздействий окружающей среды и придают эстетический вид всему колесу.

При этом гайки могут иметь наружную поверхность под различный тип ключа:

  • Стандартные гайки — наружный шестигранник;
  • Нестандартные гайки — колпачковые под внутренний шестигранник, под ключи TORX и другие;
  • Гайки под специальный ключ («секретки»).

По конструкции опорной поверхности гайки (поверхности, которой изделие при монтаже опирается на колесный диск, обеспечивая его прижим) делятся на четыре стандартных типа:

Колесные гайки со сферической опорной поверхностью

Колесные гайки со сферической опорной поверхностью

  • Тип A — опорная поверхность выполнена в виде сферического фланца большего диаметра, чем сама гайка. Разделяются на тип A с резьбой М12–М20 (уменьшенной высоты) и на тип А с резьбой М22 (увеличенной высоты);
  • Тип B — опорная поверхность выполнена в виде плоского фланца большего диаметра, чем сама гайка;
  • Тип C — опорная поверхность выполнена в виде усеченного конуса с уменьшающимся к вершине диаметром;
  • Тип D — опорная поверхность выполнена в виде невыпадающей упорной шайбы с плоским основанием большего диаметра, чем сама гайка.

В отдельную категорию выделяются конусные гайки «европейского» типа — их опорная поверхность выполнена в виде конического фланца увеличенного диаметра. Они не стандартизированы в России, но находят самое широкое применение.

Также существуют и различные нестандартные гайки:

  • Стопорные гайки — изделия с плоской упорной поверхностью, идущие в комплекте с рифлеными шайбами (одной или двумя), предотвращающими самопроизвольное отворачивание крепежа;
  • Гайки увеличенной длины — изделия, имеющие схожую со стандартным крепежом конструкцию, но отличающиеся увеличенной длиной;
  • «Юбки» — гайки с увеличенной длиной резьбовой части, используемые для монтажа литых дисков с глубокими колодцами под крепеж;
  • Гайки других форм.

По применимости гайки колес делятся на несколько групп по стороне установки на транспортное средство и возможности применения с тем или иным типом колесных дисков.

По стороне установки на ТС гайки бывают:

  • Универсальные;
  • Для левой стороны (с «правой» резьбой);
  • Для правой стороны (с «левой» резьбой).

Универсальные гайки имеют нормальную («правую») резьбу, они используются для монтажа всех колес легковых, коммерческих и многих грузовых автомобилей. Такие же гайки используются для монтажа колес на левой стороне (по ходу движения) грузовых автомобилей, а гайки с «левой» резьбой удерживают колеса с правой стороны. Такое применение гаек предотвращает их самопроизвольное раскручивание при движении транспортного средства.

Наконец, гайки изготавливаются для применения на различных типах колесных дисков:

  • Для штампованных дисков;
  • Для литых (легкосплавных) и кованых дисков.

Гайки для литых дисков имеют увеличенную опорную поверхность конической или сферической формы, которая обеспечивает наилучшее распределение нагрузки по диску и препятствует его деформации. Кроме того, сегодня существует огромное многообразие специальных гаек для литых дисков с различными декоративными эффектами, которые широко используются в сфере автотюнинга.

Гайки-секретки

Один из многочисленных вариантов гаек-секреток в комплекте со специальным ключом

Гайки-секретки в комплекте со специальным ключом

В отдельную категорию выделяются так называемые «секретки» (или гайки под спецключ) — гайки специальной конструкции, которые предотвращают (или, по крайней мере, снижают вероятность) несанкционированное откручивание гаек и кражу колес с транспортного средства. Как правило, на колесо устанавливается одна секретка взамен одной из штатных гаек, поэтому на автомобиль достаточно комплекта из четырех или шести (в зависимости от количества осей) таких изделий.

Во все секретки заложен один принцип — это гладкие гайки, которые можно закрутить и открутить только с помощью специального ключа, идущего в комплекте. В простейшем случае защита обеспечивается сложной (не шестигранной) формой наружной поверхности гайки, наиболее совершенные секретки имеют скрытую поверхность под ключ и защиту от отворачивания пассатижами (наружный конус, наружную поворотную поверхность и другие).

По характеристикам секретки идентичны обычным колесным гайкам.

Характеристики колесных гаек

Из основных характеристик гаек колес можно выделить:

  • Размер и направление резьбы;
  • Размер под ключ;
  • Класс прочности.

Гайки типов A, B и C выпускаются с шестью размерами резьбы — М12 с мелкой резьбой (с шагом 1,25 мм), М12, М14, М18, М20 и М22 с шагом резьбы 1,5 мм. Гайки типа D, предназначенные для грузовых автомобилей, имеют резьбу М18, М20 и М22 с шагом 1,5 мм. При этом направление резьбы может быть правым и левым. Соответственно, размер под ключ у колесных гаек может составлять 17, 19, 24, 27, 30 и 32.

Гайки для обеспечения надежности и возможности закручивания с необходимым усилием без деформаций должны иметь класс прочности 8 или 10 (а гайки с невыпадающей опорной шайбой — не менее 10). Это достигается применением определенных сортов стали и (иногда) дополнительной обработкой готового изделия.

Все выпускаемые в России колесные гайки по конструкции и характеристикам должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53819-2010 и ряда других смежных стандартов. Многие зарубежные автопроизводители используют собственные стандарты на крепеж, поэтому их гайки по конструкции могут отличаться от описанных выше.

Правильный выбор и замена гаек колес

Со временем колесные гайки деформируются, становятся менее прочными или просто теряются при неправильном монтаже — во всех этих ситуациях необходимо установить новый крепеж. На замену необходимо выбирать гайки того же типа и с теми же характеристиками, что были установлены ранее — только так крепеж гарантированно подойдет.

Если же была произведена замена колесных дисков, то гайки нужно подбирать под них. Так, вместе с обычными стальными штампованными дисками используются стандартные конусные, сферические или плоские гайки. С дисками грузовых автомобилей (в том числе и с дисками стандартов Евро) в последнее время все чаще используются гайки с невыпадающей упорной шайбой. А для литых дисков следует выбирать соответствующие гайки с опорной поверхностью увеличенной площади или специальные гайки.

Особое внимание нужно уделять выбору гаек для грузовых автомобилей — здесь всегда следует помнить, что на правой стороне диски крепятся гайками с левой резьбой.

С осторожностью следует выбирать гайки для тюнинга автомобиля. Сегодня рынок предлагает огромное разнообразие крепежа для легкосплавных дисков, однако зачастую эти гайки не соответствуют стандартам по прочностным и иным характеристикам — это чревато поломкой крепежа и авариями.

При установке колеса необходимо соблюдать рекомендации автопроизводителя по затяжке гаек — учитывать очередность и усилие затяжки. Как правило, гайки затягиваются крест-накрест с таким усилием, которое обеспечивало бы надежное крепление колеса и не деформировало бы диск. При слабой затяжке возможно самопроизвольное отворачивание гаек, также происходит интенсивный износ шпилек и отверстий колесного диска. При чрезмерной затяжке возможна деформация диска и повышается вероятность возникновения трещин и других повреждений.

Только при правильном подборе и монтаже колесных гаек автомобиль будет устойчив на дороге и безопасен в различных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *