Тасол или тосол как правильно
Перейти к содержимому

Тасол или тосол как правильно

  • автор:

Как правильно пишется слово «тосол»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: термохимический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное

Синонимы к слову «тосол»

Предложения со словом «тосол»

  • Патрубок поставили на место, залили тосол (был небольшой запас в канистре).

Отправить комментарий

Смотрите также

Предложения со словом «тосол»
  • Патрубок поставили на место, залили тосол (был небольшой запас в канистре).
  • Машину останавливали ещё два раза, доливали тосол.
  • Водитель автобуса подумал, что от жары, пока стояли на солнцепёке, вскипел тосол в радиаторе, и бросился открывать капот.
  • (все предложения)
Синонимы к слову «тосол»
  • охлаждающая жидкость
  • расширительный бачок
  • октановое число
  • выпускной коллектор
  • сжатый воздух
  • (ещё синонимы. )

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Марина Королева: Тосол или тасол?

Покупатель берет в руки упаковку, которая стоит ближе к нему:

— А что это здесь написано?

— Как что? — не понял продавец. — Написано "тасол".

— Вот я и говорю — написано "тасол", через "А", — поясняет покупатель.

Продавец удивился, стал рассматривать наклейку: и правда, тасол, через "А". И здесь же, на прилавке, пластиковая бутылочка другой фирмы. На ней написано "тосол", через "О". Призадумался продавец: когда произносишь слово "тосол", о написании особо не задумываешься.

Не знаю, как вы, а я видела слово "тосол" ("тасол") написанным и так и эдак — и через "А", и через "О". Впрочем, через "О" все-таки чаще.

Проблема в том, что этого слова — не удивляйтесь! — нет в словарях. Ни "тосола", ни "тасола". Интернет нам здесь не помощник, там слово "тосол" встречается в самых разных обличьях. Хотя — почему не помощник? Именно на сайте, который так и называется — ТОСОЛ.ru, я узнала об истории слова "тосол".

А она, эта история, как это часто бывает, и помогла ответить на вопрос, как же все-таки правильно: тосол через "О" или тасол через "А".

Для начала напомню, что тосол — это общее название для отечественных (именно отечественных!) низкозамерзающих охлаждающих автожидкостей, или антифризов. С помощью тосола охлаждают двигатели автомобиля. Но почему именно такое слово — "тосол".

В 1960-е годы, когда на ВАЗе приступили к производству "жигулей", аналогу итальянского "фиата", стало понятно, что в отечестве нашем нет достойного, качественного антифриза. Три года над ним трудились специалисты союзного НИИ органической химии и технологии — и наконец разработали новую охлаждающую жидкость. Теперь именно этот антифриз мы знаем как ТОСОЛ. Слово придумал один из авторов антифриза: он образовал его из аббревиатуры названия отдела, где работали создатели рецептуры. ТОС — (отдел) технологии органического синтеза. А "ол" по химической номенклатуре веществ показывает, что речь идет о спирте. Как видите, ТОС + ОЛ = тосол. А значит, букве "а" взяться там неоткуда!

Как определить, что залито в системе охлаждения: тосол или антифриз

Специалисты расскажут, как определить, что залито в систему охлаждения: тосол или антифриз. Как узнать и понять, что залито в радиатор, – советы профессионалов Multifreeze.ru.

Охлаждающая жидкость (ОЖ), или хладагент обеспечивает оптимальный температурный режим работы двигателя, а также предохраняет радиатор и другие детали системы охлаждения от коррозии, накипи, разрыва из-за расширения при замерзании. В процессе эксплуатации и техобслуживания транспортных средств как у начинающих, так и у опытных водителей периодически возникает проблема с тем, как определить, что залито в систему – тосол или антифриз. Чем отличаются тосол и антифриз, и как узнать, какой вид ОЖ используется в вашем автомобиле?

Когда нужно узнать, что залито в систему охлаждения

  • приобретается транспортное средство с пробегом, и покупателю важно знать, какие технические жидкости использовал предыдущий владелец;
  • возникают проблемы с системой охлаждения – плохо работает печка, время от времени закипает двигатель и т. п. Причинами этих неполадок могут быть низкое качество или неправильный выбор ОЖ;
  • система охлаждения работает без перебоев и не доставляет проблем в течение длительного времени. Водителю может потребоваться тип этой жидкости, чтобы использовать ее и в дальнейшем.

Чем отличаются две ОЖ

Тосол – это охлаждающая жидкость, созданная в СССР для машин отечественного производства. Других общедоступных хладагентов на советском рынке не было, поэтому название продукта стало именем нарицательным, хотя, по сути, это одна из разновидностей антифриза. Главное отличие этих жидкостей – в их составах и, как следствие, в свойствах, определяемых ингредиентами каждой из них. Тосол состоит из этиленгликоля, дистиллированной воды и присадок на основе неорганических кислот (фосфатов, силикатов, нитритов, нитратов). В составе антифриза – те же этиленгликоль и вода плюс полипропилен и спирт, а также присадки на основе органических солей.

Особенности применения каждой из ОЖ

Тосол образует на внутренних поверхностях системы охлаждения защитный слой, толщина которого может составлять до 0,5 мм. Это снижает уровень теплопередачи, что ведет к росту расхода топлива и сокращению рабочего ресурса двигателя. Присутствующие в составе этой жидкости фосфаты и силикаты способствуют образованию отложений, которые впоследствии засоряют радиатор и могут вывести его из строя. Хладагент отечественного производства, как правило, требует замены через 30–40 тысяч км пробега. Антифриз же обеспечивает защиту только наиболее уязвимых участков оборудования. При этом теплопроводность не нарушается, и детали не страдают от засорений.

Как не следует определять тип ОЖ

Тосол чаще всего бывает окрашен в синий цвет. Но такую же расцветку может иметь и любой другой антифриз. Поэтому выяснять тип ОЖ в радиаторе по цветовому признаку – путь заведомо бесперспективный. Если этот способ можно отнести к малоэффективным, то попытка распознать хладагент на вкус может быть просто опасной для здоровья. Сладковатый привкус антифриза – не более чем миф. Яркие цвета охлаждающих жидкостей уже сами по себе служат предупреждением о том, что в составе этих материалов содержится большое количество токсичных веществ, т. е. это – яды. Поэтому следует всячески избегать их попадания в организм.

Какими способами пользуются автолюбители

Понять, что залито в систему охлаждения, можно:

  • на ощупь и по запаху. Если жидкость маслянистая на ощупь и не имеет запаха, скорее всего, это антифриз. Тосол имеет менее выраженную маслянистость;
  • по морозостойкости. Небольшое количество проверяемой ОЖ нужно оставить в морозильной камере на некоторое время. Антифриз почти гарантированно не замерзнет, оставаясь в морозильнике сколь угодно долго. Превратиться в лед может некачественный тосол;
  • по совместимости с водой. Небольшой объем ОЖ смешивают с таким же количеством обычной воды. Если это тосол, станут заметны расслоение материалов, помутнение и выпадение осадка. В случае с антифризом всего этого не происходит;
  • по плотности. Это можно сделать с помощью ареометра. Измерения выполняют при температуре +20 °С. Если плотность составляет 1,072–1,080 г/см3, в расширительном бачке системы охлаждения – антифриз.

Какие еще существуют способы определения ОЖ

Безошибочно определить тип хладагента в радиаторе вашего автомобиля можно только в лабораторных условиях, но такая возможность есть не всегда. Поэтому автовладельцы нередко пользуются более доступными способами. Например, путем погружения в небольшую емкость с охлаждающей жидкостью, взятой из системы, двух предметов – металлического и резинового. Через 15–20 минут нужно извлечь оба предмета и внимательно их рассмотреть. Тосол имеет свойство покрывать защитной пленкой любые поверхности, которые он омывает, т. е. такое покрытие будет как на металле, так и на резине. Антифриз же, как более «умный» хладагент, покроет пленкой только металлическую деталь, т. е. ту, которая действительно нуждается в защите от коррозии.

Тосол или антифриз?

Тосол или антифриз?

Не смотря на то, что для всех автомобилей с 1990 года, а также и для многих более старых, уже давно есть четкий регламент по типу охлаждающей жидкости, от производителя, — все равно продолжаются споры по поводу антифриза или ТОСОЛ-а. Этого не избежать, если детально разобраться, почему так происходит.

Суть в том, что ТОСОЛ — тот же самый антифриз, от так называемого "отечественного" производителя. Его название еще со времен "совка" стало нарицательным и, когда говорят "антифриз", подразумевают "ТОСОЛ". Эта информация неизбежно передалась нам от дедов, прадедов и отцов. А потом так надолго и закоренилась в умах автолюбителей.

В чем разница между ТОСОЛом и антифризом?

Чтобы понять разницу, давайте перейдем к терминологии и разберемся, что же такое ТОСОЛ, а что такое антифриз:

  • Антифриз — это международное название жидкости в систему охлаждения автомобиля. Чтобы более детально разобраться в типах антифризов, допусках, цветах, мы рекомендуем прочесть эту статью;
  • ТОСОЛ — это антифриз отечественного производителя, название, ставшее именем нарицательным в автомобильных кругах на территории бывшего СССР; как правило, под словом "Тосол" подразумевают синий антифриз G11.

Свое название "ТОСОЛ" взял из места, где был разработан в 1971 году. А именно, НИИ "Технологии Ограниченного Синтеза" (сокращенно ТОС). Окончание же "ОЛ" означает принадлежность к группе спиртов. Об этом мало кто знает и многие производители антифризов до сих пор ставят лейбы "ТОСОЛ" на свои охлаждающие жидкости. Просто, потому что так повелось. Да, слово "Тосол" стало именем нарицательным. С этим уж ничего не поделаешь.

А повелось так потому, что название никто не запатентовал. Что интересно, ни одна современная жидкость охлаждения ничего общего с советским "ТОСОЛом" не имеет вообще. Если раньше это был классический G11 синего цвета, то сейчас в банке с ТОСОЛ-ом можно встретить и красный G12, и желтый, и синий, и даже фиолетовый G13.

Как Вы наверняка знаете из нашей статьи как выбрать антифриз, охлаждающие жидкости делятся на:

  • Минеральный антифриз — класс G11, синий или желтый цвет, пробег до 50 000 км и до 2 лет эксплуатации;
  • Органический антифриз — класс G12, красный или фиолетовый цвет, пробег до 250 000 км или до 5 лет эксплуатации;
  • Лобридный антифриз — класс G13, G12++, который совместим со всеми антифризами и его можно доливать в любую систему охлаждения.

Так вот, ТОСОЛ относится к минеральным антифризам, он основан на этиленгликоле разной плотности. Как правило, такой антифриз используется на старых карбюраторных моторах, зачастую собранных еще при СССР.

Антифриз или ТОСОЛ — что лучше?

Вопрос сам по себе странный, однако он является наиболее популярным, если верить статистике поиска в интернете. Стоит сразу оговориться: нельзя сказать, что ТОСОЛ лучше антифриза или наоборот, хотя бы потому, что это одно и то же. Еще раз повторимся: ТОСОЛ — это минеральный синий антифриз G11.

А вот если Вы хотите узнать, какой именно антифриз нужен в Вашу систему охлаждения, мы рекомендуем подбирать ее исключительно исходя из особенностей двигателя. Как это сделать, читайте в нашей статье как выбрать антифриз по авто. В ней мы рассматриваем, как правильно выбрать охлаждающую жидкость и не ошибиться. И не навредить двигателю.

Можно ли мешать антифриз с ТОСОЛом? Что будет, если их смешать?

Тоже странный вопрос, однако жизненный. Нередко, когда антифриз куда-то уходит, в пути как на зло, на АЗС и в магазинах продают только классический ТОСОЛ. Скажем так, смешивать тосол с антифризом мы крайне не рекомендуем. Это можно делать только в случае, если у Вас залит G11 синий антифриз. Во всех остальных случаях доливать лучше антифриз G12++, G13, совместимый со всеми жидкостями охлаждения или же дистиллированную воду.

Даже если цвета одинаковы, при смешивании минерального (ТОСОЛ-а) и синтетического антифриза в Вашей системе охлаждения мгновенно образуется мутный осадок, который будет потом достаточно сложно вычистить промывкой системы охлаждения. Но это — полбеды. Самое ужасное, что этот осадок забьет патрубки и Вы получите серьезный риск закипания мотора. Система охлаждения просто перестанет функционировать так, как должна.

Смешивать однотипные антифризы (минеральный +минеральный, синтетика +синтетика) разных цветов мы также не рекомендуем. Остается все тот же риск получения осадка, который все также может забить систему охлаждения и привести к перегреву двигателя.

Однако, как показывает опыт автомобилистов, любой антифриз можно смешать с G12++ (G12 SUPERPLUS). Поэтому "на долив" в экстренной ситуации мы рекомендуем использовать только G12++, совместимый и с минеральными, и с синтетическими жидкостями охлаждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *